Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Методы исследования в психологии↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Контрольная работа по дисциплине «Психология» на тему: 1. «Методы исследования в психологии» 2. «Виды и формы памяти»
Выполнил: студент группы ПФЗ - 20219 Н. В. Митрофанова Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»
Проверил: канд. пед. наук, доцент Л. В. Мальцева
Курган, 2021 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В психологии сведены в единую систему методы различных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории - все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, в конце – радио -, видеоаппаратура, персональные компьютеры. В настоящее время в психологии активно применяют методы математической статистики и математического анализа. Но, несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К ним относятся самые разнообразные методы, в т. ч. и самые известные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и некоторые другие. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
I. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ III. ВИДЫ И ФОРМЫ ПАМЯТИ Виды памяти Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому, для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Долгое время психологи не разделяли долговременную память на отдельные ее виды. Существуют несколько основных подходов в классификации памяти. Предполагалось, например, что одна и та же долговременная память используется и для хранения информации о том, кто сейчас руководит государством, и для хранения навыков для езды на велосипеде. Новые данные показали, что это неверно. Сегодня исследователи памяти выделяют три вида памяти. Память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени, принято называть эксплицитной. Следующий вид долговременной памяти связан с навыками. Такая память называется имплицитной. Третий вид памяти - долговременная память. Существует несколько подходов в классификации памяти. В настоящее время принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Классификация видов памяти по характеру психологической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно - логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие движения. При воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь в точь в том виде, как раньше. Но общий характер движений сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного движения, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей. Двигательная память у детей возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и т.д. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень большое значение. Надо отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера. По силе воспроизведенное чувство может быть сильнее или слабее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается. Существенные перемены могут произойти и с содержанием нашего чувства- то, что раньше воспринималось как досадное недоразумение, со временем может восприниматься как забавный случай. Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальное проявление эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно - рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной. Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д. суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует иметь в виду особенности, характерные для представлений - их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому воспроизведение воспринятого часто расходится с оригиналом, с течением времени эти различия могут углубляться. От чего зависят легкость воспроизведения образа? Эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия, состояние человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Словесно - логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память проявляется в двух случаях: - запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а подлинное сохранение подлинных выражений не требуется; - запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей. Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучивать материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст "своими словами". Развитие обоих видов памяти происходят не параллельно. Но существует еще один тип деления памяти на виды, оно напрямую связано с особенностями выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. - Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. - Произвольная - требуются волевые усилия человека и цель запоминания (заучивание стихов). Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризуется способность механически запоминать воспринимаемую информацию. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться лишь то, что было когда-то в кратковременной памяти. В кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств, перевод в долговременную память - благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести гораздо больше информации, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. Югославский психолог П. Радоссавлевич проводил следующий эксперимент. Просил человека, плохо понимающего язык эксперимента запомнить бессмысленные слова. Обычно, чтобы их запомнить требовалось несколько повторений. В тот раз испытуемый читал их 20,30,40 и, наконец, 46 раз, не давал экспериментатору сигнал, что их запомнил. Когда же психолог попросил повторить прочитанный материал наизусть, удивленный испытуемый, не понявший из-за недостаточного знания языка цели эксперимента, воскликнул: "Как? Так я должен заучить его наизусть?" после чего он еще шесть раз прочитал указанный ему ряд слогов и безошибочно повторил его. Таким образом, действительно, для лучшего запоминания нужно давать целевую установку. Посвященное той же проблеме исследование А.А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, запомнилось проще, чем-то, что они старались запомнить специально. Суть эксперимента состояла в том, что испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-либо орфографическому правилу (например, "мой брат учит китайский язык" и "надо учиться писать краткими фразами"). В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относиться данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему. Запоминать фразы не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в процессе активной деятельности, оказываются наиболее эффективными, поскольку оказываются в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.
Основные приёмы запоминания Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.) Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить медицинские термины "супинация" и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила"). Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их "персонажами" яркого, фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно сильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предметов ("стул" на даме "люстре"). Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе". При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: Выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89=35+54; Выделить знакомые числа - например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа "пи" и т.д. "Метод зацепок" - замена цифр образами. Например, 0 - круг, 1- карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя,8 - паук и т.д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1- один - Н, 2 - два - В и т.д. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - Ч, 5 - П, 6 - Щ, 7 - С, 9 - Д. Замена словами: 0 - Л (иЛ), 1- Н (Ной), 2 - В (Вой),3 - Р (аРия)..,19 АноД, 20 - ВоЛ, 21- ВиНо, 22- ВиВа… Например, вам надо запомнить телефон 9486138, то 94- ДаЧа, 86- МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа,- легко запомнить образ "на даче мышь сделала нору и яму". Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или на пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-психологические методы исследования имеют своей целью раскрытие закономерностей и механизмов психики и поведения человека. При этом каждый метод обладает своими преимуществами и недостатками. Методы опроса применяют на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами. Умелое применение методов опроса (беседы, анкетирования, интервью) может дать весьма ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств, выдвижения новых гипотез. Тесты, т. е. более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности, могут быть либо хорошо, либо плохо обоснованными. Хорошо обоснованный тест - результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют большое научное и практическое значение. Основное достоинство метода наблюдения состоит в том, что его проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость, то, что наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых экспериментатором внешних условий. Это преимущество экспериментального метода объясняет его широкое применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития. Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга. Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации ни формации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова.- Москва: Прогресс, 1980. – 528 с. 2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского.- Москва.: Педагогика, 1979. 3. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - Москва.: Прогресс, 1997. – 494 с. 4. Горшков М. К., Шегери Ф. Э. Как провести социологическое исследование. - Москва.: Политиздат, 1985. – 223 с. 5. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.- Москва.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 562 с. 6. Кузин В. С. Психология / под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. Москва.: Высш. школа,1982. – 256 с. 7.Лурия А. Р. Внимание и память.- Москва., Изд-во МГУ, 1975. – 106 с.
Контрольная работа по дисциплине «Психология» на тему: 1. «Методы исследования в психологии» 2. «Виды и формы памяти»
Выполнил: студент группы ПФЗ - 20219 Н. В. Митрофанова Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»
Проверил: канд. пед. наук, доцент Л. В. Мальцева
Курган, 2021 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В психологии сведены в единую систему методы различных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории - все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, в конце – радио -, видеоаппаратура, персональные компьютеры. В настоящее время в психологии активно применяют методы математической статистики и математического анализа. Но, несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К ним относятся самые разнообразные методы, в т. ч. и самые известные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и некоторые другие. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
I. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.187 (0.012 с.) |