Внешнеполит. Деят-ть СССР на этапе перестройки. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеполит. Деят-ть СССР на этапе перестройки.



1.1.. Основными приоритетами во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г. стали:

- смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

- урегулирование региональных конфликтов;

- признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства во главе с Э.А. Шеварднадзе.

1.2. Концепция нового политического мышления. В эпоху М.С. Горбачева оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название новое политическое мышление. Ее основные положения предусматривали:

- отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

- признание мира целостным и неделимым;

· отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.

- отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

- признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов.

2. Проблема Восток-Запад

в международных отношениях

2.1. Советско-американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М.С. Горбачева с президентами США (1985г. - в Женеве; 1986 - в Рейкьявике; 1987 - в Вашингтоне, 1988 - в Москве, 1989 - на Мальте).

Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.

2.2. Курс на разрядку. СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)

В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций (распущен был лишь ОВД). В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500

тыс. человек, а расходы на оборону - на 14,2%. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности, причем они уничтожались и не могли быть перебазированы в другие регионы. СССР ликвидировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.

После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к международным делам стало согласие СССР на объединение Германии (1990 г.).

2.3. Экономические связи со странами Запада. Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран большой семерки (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.

2.3.1. Гуманитарные контакты.Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Был принят Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

3. Отношения со странами Центральной и Восточной Европы

3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам социалистического интернационализма. С 1986-1989 гг. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд. инвалютных рублей (свыше 1% валового национального продукта). 47% этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения содружества продолжало сотрудничество даже руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к перестройке в СССР.

В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.

3.2. Распад социалистического лагеря. В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания холодной войны. Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионУ Вуход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

4. СССР и страны третьего мира

4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способстовал началу поисков национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитический позиции СССР в регионах мира. В то время, как США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах третьего мира.

4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

5. Выводы

5.1. За годы перестройки и нового политического мышления произошло ослабление международной напряженности, и, в первую очередь, противостояния СССР и США. Инициатива прекращения холодной войны принадлежала Советскому Союзу.

5.2. Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии осажденной крепости, отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.

5.3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

5.4. Однако внешнеполитический курс М.С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу, в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы.

5.5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря господствующего положения СССР в Восточной Европе, а также уход из третьего мира.

 

45. Рос. в 90е – нач. 21 в.  

Можно выделить несколько этапов:

1. 1991 - 2000 гг. - этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем [2] (например, З. Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики -- она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной "доктриной Примакова"[12]. «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая»[12]. По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов -- НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев»[12].

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена -- по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

2. 2000-2008 гг. - начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В. Путин и ситуация начинает меняется.

В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 - 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы - центры силы»[6]. Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге [3]. Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории [3].

3. 2008 год - настоящее время - третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента - Д.А.Медведева. В целом, внешняя политика времен В.Путина была продолжена.

Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе:

во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился;

во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

«После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями - НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу - на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России»[15] - пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы»[15]. Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север»[17].

Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок» [15]. Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.

 


46. Укр. в 90е – нач. 21 в. 24 авг.

В этот период принимались важнейшие законы об институтах законодательной, исполнительной и судебной власти, о гражданстве. Опережающая динамика политических процессов в сравнении с темпами экономического реформирования привела к резкому противостоянию исполнительной и законодательной ветвей власти, угрозе роспуска Верховной Рады, замедлению всего конституционного процесса. В 1994 году проводились досрочные выборы Верховной Рады и президента. В июле 1994 года президентом был избран Л. Кучма. 8 июня 1995 года президентом и председателем Верховной Рады был подписан Конституционный договор, создавший законодательную основу для действий всех институтов власти до завершения конституционного процесса на Украине.

Серьёзную проблему для украинского руководства представляло стремление русскоязычного большинства населения Крыма к отделению от Украины и воссоединению с Россией. Однако из-за

острых противоречий политических сил полуострова движение за отделение от Украины ослабло, и Крым остался автономией в составе Украины.

С принятием 28 июня 1996 года конституции Украины начинается апробация новой институциональной системы. Усиливается роль партий в политическом процессе. В 1998 году начался переход на смешанную (пропорционально-мажоритарную) систему формирования Верховной Рады. Президент пытался внести в конституцию страны изменения, предоставлявшие ему право роспуска Верховной Рады (если в ней не сформировано парламентское большинство), а также реформировать однопалатную Верховную Раду в двухпалатную. Положительные итоги референдума 16 апреля 2000 года по данному вопросу не привели к конституционным изменениям.

В 2001–2004 годах противостояние государственной власти и оппозиции усилилось. Под влиянием так называемого кассетного скандала (дело журналиста Г. Гонгадзе) в стране в 2001 году резко активизировались оппозиционные силы под лозунгом «Украина без Кучмы». Часть фракций в Верховной Раде (СДПУ(о), НДП, Компартия, Трудовая Украина) инициировали отставку правительства В. Ющенко. Произошла резкая перегруппировка политических сил, были созданы оппозиционные блоки В. Ющенко и Ю. Тимошенко.

В результате выборов в Верховную Раду в марте 2002 года большинство в парламенте составили депутаты от оппозиции, в то время как пропрезидентские фракции — крайне неустойчивые — насчитывали до 220 человек. В 2003 году президент Л. Кучма инициировал политическую реформу — проведение широкомасштабных изменений государственного устройства, перераспределение полномочий между президентом и парламентом в пользу последнего. Пакет конституционных изменений президента включал: выборы главы государства парламентом, введение в Верховной Раде второй (верхней) палаты, переход к пропорциональной системе выборов, предоставление парламентскому большинству права формирования коалиционного правительства и назначения премьер-министра; проведение выборов всех уровней в течение одного года, избрание глав областей на прямых выборах. Однако оппозиция отвергла данный пакет предложений, опасаясь, что власть будет закреплена за преемником Кучмы без прямых выборов.

В 2004 году премьер-министр В. Янукович при поддержке президента Л. Кучмы стал одним из основных кандидатов на президентских выборах на Украине. В первом туре 31 октября он уступил кандидату от оппозиционной «оранжевой коалиции» В. Ющенко. Во втором туре 21 ноября, согласно официальному заявлению Центральной избирательной комиссии Украины, В. Янукович одержал победу (получив 49,46 % голосов). В ноябре 2004 года на Площади Независимости в центре Киева начались массовые акции в поддержку кандидата от «оранжевой коалиции» (так называемая «оранжевая революция»). Дополнительный драматизм борьбе придало заболевание Ющенко, которое позволило «оранжевым» выдвинуть в адрес действующей власти обвинение в отравлении кандидата. Сторонники Ющенко обвинили власти в фальсификации выборов и добились переголосования. Верховный суд признал наличие фальсификаций. 26 декабря 2004 года состоялся третий тур голосования, в котором победил Ющенко. Инаугурация нового президента состоялась 23 января 2005 года. Правительство возглавила Ю. Тимошенко. Была проведена реприватизация комбината «Криворожсталь» и последующая продажа его на

аукционе корпорации «Миттал Стил» (Mittal Steel). Однако энергетический кризис привёл к отставке Ю. Тимошенко.

В январе 2006 года Ющенко вступил в противостояние с Верховной Радой, отправившей в отставку правительство Ю. Еханурова. Конфликт не смог разрешить Конституционный суд. Кабинет министров Украины превратился во «временное правительство». 26 марта 2006 года на Украине прошли выборы, по итогам которых большинство в парламенте получила Партия регионов, а её глава Янукович после длительного периода политической борьбы и компромиссов стал премьер-министром страны. Между президентом, с одной стороны, и «регионалами», занявшими ключевые посты в правительстве и парламенте, — с другой, началось противостояние. Основными пунктами противоречий стали кандидатуры некоторых высокопоставленных чиновников, а также законы, регулирующие порядок продажи земли в частную собственность, список объектов госсобственности для приватизации и полномочия кабинета министров.

2 апреля 2007 года президент Ющенко распустил Верховную Раду Украины и назначил проведение досрочных парламентских выборов. По итогам прошедших 30 сентября 2007 года выборов в Верховную Раду вошли Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко (БЮТ), Блок «Наша Украина — Народная Самооборона» (НУ — НС), Коммунистическая партия Украины и Блок Литвина. БЮТ и НУ — НС составили парламентское большинство (228 мандатов из 450). 29 ноября 2007 года была официально создана «оранжевая» коалиция НУ — НС и БЮТ. Коалиция выдвинула кандидатуру Тимошенко на пост премьер-министра Украины, и 18 декабря 2007 года лидер БЮТ возглавила правительство страны. В 2008 году нарастали противоречия между политическими силами, включая и бывших партнёров по «оранжевой коалиции».

На выборах Президента Украины 2010 года во втором туре победил В. Янукович, набрав 48,95% голосов избирателей.

За два месяца президентства Януковича и существование пропрезидентских большинства и правительства в Украине усилились давление на СМИ и свертывание свободы слова. В частности, журналисты двух ведущих телеканалов, «1+1» и «СТБ» заявили о внедрении цензуры Независимые эксперты также констатировали политизацию Первого национального телеканалу. Данные соцопросов свидетельствуют, что в конце апреля 2010 года 18% граждан ощутили на себе свертывание свободы слова в Украине.

На саммите из ядерной безопасности, который прошел в Вашингтоне в начале апреля 2010 года, взял на Украину обязательство избавиться до 2012 года всех запасов высокообогащенного урана, который используется в стране исключительно в научных целях, чем оказал большую услугу президенту США Бараку Обаме, ведь это обещание стало чуть ли не единым весомым достижением Обамы на пути ядерной безопасности на саммите.

21 апреля 2010 года, без предыдущего общественного обсуждения, подписал с президентом России Дмитрием Медведевым «Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины», согласно которой продлевается срок пребывания Черноморского флота России в Севастополе на 25 лет, до 2042 года. Это стало ценой подписания

дополнения к газовому контракту от 19 января 2009 года между ОАО«Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», которое отменяет пункт о штрафных санкциях за недобор газа и обуславливает скидку на русский газ для Украины, которая будет оформлена как уменьшение таможенных сборов. Большинство аналитиков расценили соглашение как такую, что противоречит Конституции Украины. Вместе с тем, некоторые видные представители Партии Регионов, оправдывая Януковича, ссылаются на разночтение трактований переходных положениях Конституции, считая, что они касаются лишь запрета на создание новых военных баз. Соглашение получило также неоднозначную оценку в украинском обществе: ее раскритиковали местные советы, оппозиция и экологи. Состоялась серия многотысячных митингов. 27 апреля Соглашение ратифицировали парламенты обеих стран.

27 апреля, во время визита в Страсбург, заявил в ПАРЕ, что Голодомор в Украине 1932-33 лет не следует признавать геноцидом украинского народа.

Тогда же Янукович заявил, что вхождение Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстану есть невозможным, вместе с тем, создание зоны свободной торговли с ЕС есть одним из национальных приоритетов.

В мае 2010 года заявил, что не знает, как улучшить жизнь в Украине уже сегодня; тогда как лозунг «Улучшение жизни уже сегодня» было одним из основных лозунгов Януковича во время президентских выборов.

Политический кризис на Украине (2013—2014) — политический кризис, вызванный в ноябре 2013 годарешением украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение привело к массовой акции протеста в центре Киева, а также в других городах Украины, получившей в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан» по аналогии с событиями 2004 года. После силового разгона палаточного городка оппозиции в ночь на 30 ноября 2013 года протестная акция приняла резко антипрезидентский и антиправительственный характер и в конечном итоге в феврале 2014 года привела к смене власти на Украине. В качестве базовых причин, обусловивших размах протестов, называют высокий уровень социальной несправедливости, огромную поляризацию доходов и уровня жизни населения Украины и разгул коррупции, пронизывающей исполнительную и судебную власть, правоохранительные органы.

21 февраля 2014 года на фоне давления стран Запада и усиливающегося бегства бывших сторонников из партии власти Виктор Янукович подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса, предусматривавшее, в

частности, немедленный возврат к Конституции в редакции 2004 года, то есть к парламентско-президентской форме правления, формирование «правительства национального доверия», конституционную реформу и проведение досрочных президентских выборов не позднее декабря 2014 года. В тот же день Янукович покинул Киев.

22 февраля Верховная рада приняла постановление, в котором заявила, что Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий» и не выполняет свои обязанности, а также назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года. 23 февраля обязанности президента Украины были возложены на нового председателя Верховной рады Александра Турчинова. Новая украинская власть получила признание со стороны Евросоюза и США. 27 февраля премьер-министром Украины стал Арсений Яценюк, было сформировано временное правительство.

Если в столице, в северных, центральных и западных регионах Украины новое руководство страны, заявившее о возобновлении движения в сторону евроинтеграции, пользовалось поддержкой населения и быстро упрочило своё положение, то на юго-востоке с первых же дней после прихода бывшей оппозиции к власти стала шириться волна протестов против действий ультраправых националистических организаций, в защиту статуса русского языка, под антиправительственными, федералистскими, пророссийскими лозунгами. Протесты были вызваны отказом нового руководства учитывать мнения и интересы значительных групп населения, настроенных на сохранение тесных связей с Россией, и намерением экстремистских ультраправых группировок, усиливших за время Евромайдана своё политическое влияние, распространить на русскоязычные регионы Юго-Востока методы и приёмы силового давления, опробованные в ходе массовых беспорядков в Киеве и на западе Украины (захват административных зданий, снос памятников советского времени. По мере радикализации выступлений и появления новых пророссийских лидеров мирные протесты на территории Донецкой и Луганской областей постепенно переросли в вооружённое противостояние, а лозунги федерализации Украины сменились здесь требованиями самостоятельности регионов и привели к провозглашению Донецкой и Луганской народных республик. Для подавления антиправительственных выступлений украинское руководство в середине апреля объявило о начале силовой операции. В Крыму пророссийскими силами была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству России. В течение нескольких последовавших недель была

провозглашена независимость Крыма, 16 марта 2014 г. проведён общекрымский референдум о его статусе, а 18 марта осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации. 25 мая на фоне вооружённого конфликта на Донбассе состоялись внеочередные выборы президента Украины. Победу одержал Пётр Порошенко, набравший 54,7 % голосов.

Смена высшего руководства Украины не способствовала урегулированию политического кризиса, а наоборот, привела к его усугублению. Легитимность отстранения от власти президента Януковича в обход конституционных процедур продолжает вызывать вопросы. В украинских и западныхСМИ и заявлениях украинских политических деятелей, поддержавших смену власти, данные события, как и весь Евромайдан, рассматриваются как революция («Революция достоинства»). В российских СМИ, заявлениях российских и ряда украинских политиков они часто оцениваются как государственный переворот, а в декабре 2016 года, согласно решению Дорогомиловского суда Москвы по иску народного депутата Верховной рады Украины прошлых созывов Владимира Олейника

Мало кто мог предвидеть, что мирная демонстрация в поддержку проевропейского вектора интеграции Украины в центре Киева в итоге приведёт к жестокой конфронтации, разделению семей, общин и украинской нации в целом. По данным Управления ООН по делам беженцев, с начала конфликта свыше 500 тыс. человек покинули свои родные места в поисках убежища на территории самой Украины и ещё сотни тысяч бежали из страны, в основном в Россию. К февралю 2015 года в ходе вооружённого конфликта в Донбассе более 5 тыс. человек погибло и свыше 10 тыс. оказалось искалечено.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.005 с.)