Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Философия Нового времени. Основные проблемы и направления.
Содержание книги
- Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания.
- Основные философские направления и критерии их выделения. Основной вопрос философии.
- Статус философии в культуре. Соотношение науки, религии, философии. Специфика восточной, западной и русской философии.
- Диалектика и метафизика. Законы диалектики.
- Античная философия. Общая характеристика.
- Ранняя греческая философия. Милетская школа, школа пифагорейцев.
- Античный атомизм. Философия Демокрита.
- Учение софистов и Сократа о человеке и человеческом сознании.
- Философия платона: теория идей, учение о бытии и познании.
- Философия Аристотеля: критика Платона, учение о форме и материи, о причинах.
- Этическое учение христианства. Моральные заповеди христианства.
- Философия августина аврелия. Патристика. Град земной и град божий.
- Социально-политические теории Возрождения. Н.Макиавелли. Утопический социализм Т.Мора и Т.Кампанеллы.
- Философия Нового времени. Основные проблемы и направления.
- Проблемы онтологии в философии нового времени. Монизм – дуализм – плюрализм.
- Философия просвещения XVIII века. Общая характеристика.
- Неклассическая философия человека XIX в. Волюнтаризм и пессимизм А.Шопенгауэра.
- Экзистенциализм и неклассические направления философии человека XX – XXI веков.
- Философское учение о бытии. Эволюция философских представлений о бытии.
- Естественно-научное и философское определение материи. Атрибуты материи: движение, время, пространство.
- Душа, психика, сознание, разум: их соотношение. Проблема смерти и бессмертия.
- Индивид и личность. Индивидуальное и общественное сознание.
- Формационный подход к обществу (марксизм). Диалектический и исторический материализм.
- Общественное сознание и его формы: политическое, правовое, религиозное, научное, этическое, эстетическое.
- Наука как форма постижения мира. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Философия Нового времени охватывает период ХУ 1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц. Для философии данного периода характерен ряд установок: Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон). Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс). Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт).
При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум). Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов («сенс» - чувство, ощущение»). В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощеная табличка (tabula rasa - чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом, он и есть истинный метод в философии и всех науках. Рационалисты (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея - такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мир. Конечно. Сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента
|