Статус философии в культуре. Соотношение науки, религии, философии. Специфика восточной, западной и русской философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус философии в культуре. Соотношение науки, религии, философии. Специфика восточной, западной и русской философии.



 

Значение философии в системе культуры является следствием ее функций. Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, политика, искусство, религия.

Философия и наука. Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.

Философия и религия. Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.

Философия Востока существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.
Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует.
Мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод, что имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.
И, наконец, ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.

Согласно представлениям о мире в западной философии, мир в своей основе хаотичен. Здравому смыслу человека претит идея хаоса. Древнегреческое слово «хаос» происходит от «хайно» - «разверзаюсь». Хаос – это зияние, пустота. После образования мира хаос остался в его основании.

Для избавления от хаоса западный человек выбрал путь переделывания мира. Сначала он отошел от него, занял отстраненную позицию. Мир стал объектом, а человек созерцающим субъектом, а затем субъектом деятельности. В процессе переделывания мира он опирается на Нус, Логос, Разум. Представление о первоначальном хаосе привело к необходимости его мысленного, а потом и не мысленного расчленения, для того, чтобы перестроить его по своему разумению.

Русский тип в отличие от востока не принимает своё «я»
как сложный фантом, порождённый сплетением индивидуальных и кармических
факторов; но и в отличие от запада русский не принимает «я» за
абсолютный источник своей деятельности.

Вся загадочность русской души заключается в том, на что она живая,
что она пре-бывает – в таинственном и неуловимом, но одновременно
абсолютно доступном и очевидном – живом опыте жизни; русская душа
ориентирована на всё живое, она не созерцает в себе жизнь как
восточная душа, и не полагает свою жизнь в мир, как это делает
западная душа, а – здесь и сейчас – живёт тем, что соединяет в
себе и мир, и человека, живёт самой жизнью, собой и миром как
жизнью!

Если восток воспринимает жизнь как неизбежное помрачение, морок,
майю, превращающие жизнь в страдание, если запад воспринимает
жизнь как стремление выйти за пределы данного, как возможность,
то русский тип воспринимает жизнь как абсолютное, самодостаточное
совершенство, в котором заключено всё, что только есть: вселенная
и атом, рождение и смерть, покой и движение, радость и горе, любовь
и страдание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.004 с.)