Внешнеэкономическая стратегия страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеэкономическая стратегия страны



Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании опыта Японии и «азиатских тигров» - Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций. Важнейшее конкурентное преимущество Китая - дешевизна достаточно квалифицированной «рядовой» рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики создала предпосылки для непрерывного длительного роста.

Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба - изделий из кожи, производства одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства.

Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комплектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров.

Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество - дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует по-прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации - согласно планам модернизации, доля городского населения должна вырасти с 45.7 до 62 %. Но переход на интенсивную модель развития требует роста доли квалифицированного труда и его оплаты.
Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего (а затем и внешнего) рынка с минимальными ценами. Однако, копируя чужое, Китай создает много нового. Широкому распространению DVD-технологий, особенно доступных DVD-плееров, мир обязан именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долларов до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD-телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям.

На очереди - автомобильная экспансия. По итогам 2007 г. автопром Китая вышел на третье место в мире по производству автомобилей - здесь собирается значительная часть мировых брендов. Хотя качество некоторых «собственных» авто-моделей пока не сравнить с европейским, но прогресс на лицо. В 2008 г. автопром Китая выпустил около 88 новых моделей легковых автомобилей. В январе 2009 г. китайский рынок вышел на первое место в мире по объему продаж, обойдя США. Несмотря на то, что у нас открылись сборочные производства нескольких иностранных брендов, успехи собственно российского автопрома выглядят более чем скромными - за последние десять лет были выпущено небольшое количество новинок - Лада-Приора, Лада-Калина, УАЗ-Патриот и т.д.

Огромный вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ), который является его настоящим «национальным достоянием». В 2008 г. в стране было около 4.3 млн. предприятий МСБ, 27.9 млн. индивидуальных предпринимателей. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% всего ВВП, 65% всех патентов, 46.2% всех налоговых поступлений и 62.3% всего экспорта Китая. Малый бизнес для страны - настоящее национальное достояние. Доля малого бизнеса в ВВП России - около 15%, что говорит о низкой степени развития предпринимательства.

Среди крупнейших торговых партнеров Китая по экспорту - США - 19.1%, Гонконг - 15.1%, Япония - 8.4%, Южная Корея - 4.6%, Германия - 4%; по импорту - Япония - 14%, Южная Корея - 10.9%, Тайвань - 10.5%, США - 7.3%, Германия - 4.7%. Китайская экономика является значительным источником спроса. Среди основных статей импорта - электрооборудование, нефтяные продукты, руда и металлолом, оборудование для обработки данных и пр. Объем торговли с США за 2008 г. составил 333.7 млрд. долл. при активном сальдо 170 млрд. долл, объем российско-китайской торговли - 56.8 млрд.долл. (7 место). Китай является членом ВТО с 2001 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.004 с.)