Фгбоу впо «угии им. Загира исмагилова» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгбоу впо «угии им. Загира исмагилова»



Министерство Культуры Республики Башкортостан

ФГБОУ ВПО «УГИИ им. Загира Исмагилова»

Реферат по экономике

на тему:

«Экономика Китая»

 

Выполнила студентка III курса

Театрального факультета

Кафедра режиссура

Басареева Г.А.

Проверила:

Валеева А. М.

 

Уфа-2019

Содержание:

Введение..................................................................................................................3

I Глава. Общая характеристика Социально-экономического развития Китая………………………………………………………………………………3

1.1 Природно-ресурсный потенциал………………………………………….....3

1.2 Демография ресурсов и демографическая политика……………………….6

II Глава. Основные этапы развития экономики Китая………..………………...9

2.1 Основные направления реформ экономической системы страны………..10

2.2 Внешнеэкономическая стратегия страны………………………………….11

III Глава. Перспективы развития Китая……………………………………..…13

3.1 Свободные экономические зоны ………………………………………..…13

3.2 Отношения Китая и России…………………………………………...…….25

Заключение ………………………………………………………………………37

Список использованной литературы………………………………………...…38

Введение

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десяти­летия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впе­чатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией является крупнейшей страной по численности насе­ления; занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой». Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.

I. Общая характеристика Социально-экономического развития Китая

Демография ресурсов и демографическая политика

Демографические ресурсы. Численность населения Китая в 2010 г. привышает 1.3 млрд. человек. Правда, благодаря сдерживающей демографической политике прирост численности населения, по прогнозам, заметно сократится – к 2020 г. численность населения Китая ожидается не многим более 1380 млн чел.1 Однако при этом надо иметь в виду, что этнические китайцы расселены по многим странам мира, преимущественно в Юго-Восточной Азии, а также в США и России. В пределах «ареала распространения китайской цивилизации» (КНР, Тайвань, Сингапур и китайские диаспоры стран Юго-Восточной Азии) к 2025 г. будет проживать 21% населения мира. Очевидны попытки Китая структурировать это пространство различными путями (свободные экономические зоны, таможенные союзы, проект «АСЕАН+3», «юаневая валютная зона» и т.д.).

Демографическая политика

Цель нынешней демографической политики - удержать к 2050 году численность населения Китая в пределах полутора миллиардов человек, когда, по статистическим прогнозам, рост должен прекратиться. Решением данной задачи непосредственно занимается Государственный комитет по делам планирования семьи. Он действует на правах министерства и имеет несколько сот тысяч штатных сотрудников.

Уполномоченные комитета действуют на всех уровнях, вплоть до властей. Женщины детородного возраста обязаны ежемесячно проходить у них медосмотр. Комитет руководит производством противозачаточных средств, которые бесплатно раздаются малоимущим семьям. Он также оплачивает матерям расходы, связанные с абортами.

За демографические показатели персонально отвечают губернатор провинции и главы местных администраций. Так что без жестких мер с их стороны дело не обходится. Против нарушителей девиза "Одна семья - один ребенок" применяют как административные, так и экономические санкции. Тружеников государственных предприятий и учреждений могут уволить с работы, исключить из партии, лишить внепланового ребенка права на бесплатное образование и лечение.

Если у молодоженов родилась дочь, это не вызывает радости. Ведь по конфуцианской традиции именно сын должен обеспечить достойную старость отцу и матери. Четыре года спустя родителям девочки разрешают произвести на свет еще одного ребенка. Но при условии, что после этого отец будет согласен на стерилизацию. В результате таких жестких, порой даже жестоких мер за 30 минувших лет удалось снизить естественный прирост населения КНР с 26 до 8 человек на тысячу. Впрочем, для более чем миллиардной страны это означает 8 миллионов дополнительных "человеко-ртов" ежегодно.

Кампания под девизом "Одна семья - один ребенок" существенно снизила естественный прирост населения. Однако неожиданно породила целую вереницу нежелательных побочных последствий.

Рабочая сила стареет.

Прежде всего рождаемость в Китае упала ниже уровня воспроизводства. Если прежде среднестатистическая китаянка рожала трижды в жизни, то теперь этот коэффициент снизился до 1,7. Тогда как для простого воспроизводства он должен быть не ниже 2,1.

Как и в соседней Японии, снижение рождаемости при увеличении средней продолжительности жизни ведет к общему старению нации. Меняется соотношение работоспособного и престарелого населения. Нынче в Поднебесной насчитывается 110 миллионов людей старше 65 лет. А в 2035 году их будет 280 миллионов, то есть пятая часть населения. Это создаст непосильную нагрузку для пенсионной системы.

Желание, чтобы единственный ребенок в семье непременно был сыном, который заботился бы о престарелых родителях, привело к тому, что в Поднебесной рождается больше мальчиков, чем девочек. Хотя власти запретили ультразвуковые исследования с целью определения пола будущего младенца, родители обращаются к частным врачам и прерывают беременность, если должна родиться дочка.

Создалась парадоксальная ситуация, когда максимальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подходящее, - на "маленьких императоров", как окрестили китайцы эгоистичное племя своих единственных отпрысков.

Процедура создания СП

Переговоры о заключении контракта и получение разрешения на создание совместных предприятий (СП) обычно проходят по следующей схеме. Сначала подается заявление о намерении открыть дело. К нему прилагаются данные по оценке планируемых капиталовложений, о размере необходимого земельного участка, требования к "инфраструктурному обеспечению", описание предполагаемых каналов сбыта. Затем проводятся переговоры, подписывается контракт (зарубежный предприниматель может подыскать себе партнера самостоятельно или при посредничестве местных компаний развития или т. н. компаний по трастовым операциям и инвестициям). Следующий этап - получение визы городского народного правительства, лицензии таможни и составление списка необходимого импорта. Иностранному инвестору необходимо разрешение на открытие дела от муниципального бюро торгово-промышленной администрации (органа Госуправления торгово-промышленной администрации). И наконец, нужно получить санкцию на отвод земельного участка и заключить договор на долгосрочную аренду земли.

Описанная процедура не универсальна, в каждой из зон есть особенности, диктуемые местной спецификой. Благодаря немалой административной автономии местных властей и комплексному характеру органов управления СЭЗ, ликвидирующему межведомственные барьеры, она проще и эффективнее, чем в других регионах КНР.

"Потолок" капиталовложений в объекты производственного назначения, самостоятельно утверждаемых СЭЗ - $30 млн. На сумму свыше этой требуется согласие Госсовета КНР. (Для сравнения: властям провинциального уровня в КНР предоставлено право утверждать объекты иноинвестиций с общими капиталовложениями до $30 млн. Иными словами, при создании крупного предприятия вне СЭЗ инвестор должен пройти цепочку городских, а затем провинциальных органов, в СЭЗ же вопрос решается городскими властями.)

Планирование

В СЭЗ преобладает рыночное регулирование. Центр устанавливает лишь несколько основных директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, получаемой или поставляемой по централизованным каналам, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.

Правительства зон самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитном рынке, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов центра при условии, что сами отвечают за свои обязательства.

Снабжение и сбыт

СП в СЭЗ могут закупать сырье и полуфабрикаты, топливо, запчасти и оборудование как внутри страны, так и на внешнем рынке. Для улучшения их снабжения создаются специальные снабженческие компании. Однако на практике оно в основном осуществляется по рыночным каналам. Поставки некоторых важных ресурсов, например электроэнергии, отстают от потребностей.

Администрация СЭЗ и СП может самостоятельно принимать решения об условиях экспорта готовой продукции. Широко распространен прием, когда экспорт продукции ложится на иностранного партнера СП (экспортные цены занижаются с целью перевода прибылей без уплаты налогов), что создает для китайской стороны определенные проблемы (китайская сторона лишена возможности изучать мировую коммерческую практику).

При реализации продукции на внутреннем рынке СП может действовать самостоятельно или на комиссионных началах через посреднические государственные компании (исключение составляет продукция, подлежащая плановому распределению). При этом покупатель обязан уплатить импортную таможенную пошлину. На внутреннем рынке, как правило, разрешается реализация высокотехнологичной или импортозамещающей продукции. Право СП на поставки своей продукции на внутрикитайский рынок и доля таких поставок в общем объеме производства оговариваются в контракте о создании СП.

Ценообразование

На подавляющее большинство товаров и услуг СЭЗ действуют рыночные цены. Единые государственные цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки, почтово-телеграфные услуги, жилье, воду, электроэнергию (в Шэкоу на электроэнергию, получаемую из Гонконга, действует гонконгский тариф, цена на воду также приближается к гонконгской), медицинское обслуживание, городской транспорт, централизованно распределяемые материальные ресурсы.

СП, устанавливая цены на свою продукцию, реализуемую на внутреннем рынке, обязано учитывать рекомендации организаций, контролирующих цены. Цены на продукцию СП на мировом рынке должны в основном соответствовать ценам на аналогичные товары государственных предприятий (в настоящее время создаются отраслевые ассоциации экспортеров, включающие как китайские, так и иностранные предприятия, которые наделены правом контроля за экспортными ценами).

Инвестиционный механизм

СЭЗ и зоны технико-экономического развития создавались по принципу отказа от государственных централизованных капиталовложений (в СЭЗ Шэньчжэнь, например, за счет центрального бюджета было профинансировано только строительство здания таможни на границе с Гонконгом, а также забора, отделяющего СЭЗ от внутренней части Китая). Единственным исключением стал Пудун, на развитие которого выделяются значительные средства из центрального бюджета.

Развитие СЭЗ финансируется сформировавшимся в них своеобразным механизмом. В ряде случаев компании за счет банковского кредита (из расчета 0,5 - 1 млрд. юаней на 1 кв. км территории) создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, иногда строят фабричные постройки, а затем сдают земельные участки и сооружения в аренду китайским и иностранным инвесторам. Арендные платежи идут в счет погашения кредита.

Наиболее последовательно этот механизм внедряется в Шэкоу, где работает гонконгская компания "Чжуншан" (принадлежащая правительству КНР). Она не только предоставляет землю и постройки, но и обеспечивает предприятия водой, электроэнергией, транспортными услугами. После освоения начального участка (в 3 - 5 кв. км) средства начинают вкладываться в его расширение, что обеспечивает дальнейшее его развитие на базе относительно небольших первоначальных затрат.

Другая модель, финансирующая развитие, отрабатывается на Хайнане. Эта зона начала развиваться позднее других, в условиях "инвестиционного голода" в стране, а площадь ее в десятки раз больше других СЭЗ. Поэтому внутренние инвестиции не могут быть основой ее быстрого подъема. Там практикуется выделение крупных участков земли для освоения зарубежными фирмами, которые сами создают всю необходимую инфраструктуру и используют землю и постройки по своему усмотрению.

Налоговая система

СП в СЭЗ выплачивают следующие виды налогов:

· подоходный;

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· налог на транспортные средства;

· налог на операции с недвижимостью;

· акцизы;

· таможенные пошлины.

Служащие совместных предприятий (как китайские, так и иностранные) уплачивают личный подоходный налог.

С китайских предприятий в СЭЗ взимается такой же подоходный налог, как с СП. Иностранному партнеру, реинвестирующему в Китае прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% от уплаченного подоходного налога в соответствии с реинвестируемой долей. СП, действующие в низкорентабельных отраслях (например в сельском хозяйстве), и СП, созданные в отдаленных, отсталых районах, могут получить 15 - 30%-ную скидку с подоходного налога на 10 лет после 5-летнего полного или частичного освобождения от его уплаты.

Юридическое лицо, инвестировавшее свыше $5 млн., или предоставившее передовую технологию, или действующее на предприятии с медленным оборотом капитала, может обратиться с просьбой о частичном или полном освобождении от налога.

На Хайнане налогообложение отличается следующими особенностями:

СП в инфраструктуре и сельском хозяйстве в течение 15 и более лет могут освобождаться от подоходного налога в первые 5 прибыльных лет и уплачивать 50% его с 6-го по 10-й годы.

Возвращаемая часть подоходного налога, уплаченного с реинвестируемой суммы, может составлять 17% (для ряда товаров - 13%), ставки акцизов колеблются от 3 - 5% до 45% (на сигареты). Предприятия сферы услуг платят налог с операций 3 - 5% или до 20% (в сфере увеселений). Для операций с недвижимостью установлен особый прогрессивный налог с чистого дохода, полученного от ее продажи в 30 - 60%. При экспорте продукции НДС и акцизы не взимаются.

Также НДС не взимается:

· с производственного оборудования, ввозимого иностранным участником в счет своей доли инвестиций;

· с сырья, полуфабрикатов, деталей, запчастей, компонентов и упаковочных материалов, импортируемых для производства продукции на экспорт;

· с любого производства экспортных товаров, кроме нефти, нефтепродуктов и другой продукции, относительно которой установлены особые правила.

СП выплачивают налоги в юанях. При этом предприятия, получающие доход и в юанях, и в инвалюте, налоги в полном объеме платят в юанях. СП, полностью получающие доходы в инвалюте, обязаны конвертировать налоговую сумму в юани.

В таможенных зонах разрешен ввоз любой продукции без уплаты торгово-промышленного налога и таможенных пошлин. При вывозе этих товаров во внутренние районы налог и пошлина взимаются в полном размере.

В различных зонах местные власти могут предоставлять совместным предприятиям дополнительные налоговые льготы при условии, что они касаются налогов, поступающих в местные бюджеты (подоходный налог, налог на транспортные средства) или местный бюджет возмещает центральному средства, недополученные из-за льгот по НДС.

Земельные отношения

Предоставление СП права пользования землей находится в компетенции местных народных правительств. Процедура выделения участка ложится на китайского партнера, а денежная оценка земли входит в его пай.

В СЭЗ существуют различные льготы при исчислении платы за пользование землей. Так, в Шэньчжэне предприятия с высокой технологией освобождаются от нее в первые 5 лет, а в последующие 5 платят только 50%. В Чжухае СП, использующие высокую технологию, либо малоприбыльные предприятия от нее освобождаются. В Сямэни плата за землю сокращена вдвое на сметный период строительства, а для зарубежных китайцев - на весь его срок.

Иностранным инвесторам на Хайнане предоставляются скидки в следующих случаях:

· при аренде горных и неосвоенных участков (5 - 10%);

· при осуществлении высокотехнологичных проектов (5 - 10%);

· при строительстве транспортной инфраструктуры, угольных шахт, электростанций, водохранилищ, учреждений образования и культуры (10 - 15%);

· на осуществление сельскохозяйственных проектов при аренде горных и неосвоенных участков (10 - 15%).

Инвесторам из Гонконга, Макао и Тайваня предоставляются дополнительные льготы.

Помимо предоставления земельных участков для создания СП, в последние годы начала практиковаться сдача земли иностранным инвесторам в аренду (подряд) для комплексного освоения.

Определены максимальные сроки аренды:

· для строительства жилья - до 70 лет;

· для промышленного использования - до 50 лет;

· для строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта - до 50 лет;

· для объектов торговли, туризма, развлечений - до 40 лет;

· для комплексного использования - до 50 лет.

По истечении срока контракт может быть продлен. Земельные участки могут сдаваться в аренду как на основе двустороннего соглашения, так и с аукциона. Ставки аренды колеблются в зависимости от местоположения участка и его назначения от 20 - 30 до 4000 - 5000 юаней за 1 кв. м. Как правило, ставки за землю, выделяемую под промышленные предприятия, в 8 - 10 раз ниже, чем под предприятия торговли и строительство коммерческого жилья.

Доходы от аренды земли поступают в госбюджет и зачисляются в особый фонд городского строительства и развития. Порядок сдачи земельных участков в аренду регулируется "Временными положениями о комплексном подряде на освоение и использование земельных участков иностранными инвесторами". Под "освоением" в этом документе понимается выравнивание участка, возведение на нем коммуникаций (водопровода, электро- и теплоснабжения), сооружений транспорта и связи, промышленных построек и т. д. с последующей передачей права на использование его или сдачей в аренду производственных помещений. При комплексном подряде заранее четко оговариваются цели использования земли.

Основные проблемы СЭЗ

Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший в сравнении со средним по Китаю размер инвестиций в одно предприятие.

Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.)

Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.

Дефицит сырья и энергии.

Отсутствие единого закона по СЭЗ.

Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

В последние два года наметился отток капиталов из СЭЗ в другие районы КНР. Власти СЭЗ надеются остановить этот процесс, создавая более благоприятную инвестиционную среду путем расширения рамок рыночного регулирования, развития инфраструктуры и т. п.

Перспективы развития СЭЗ

Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.

СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении. В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд здешних экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

В этих условиях руководство КНР, подтверждая неизменность основных положений политики в отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы (пока не затрагивающие иноинвесторов). Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории спецэкономзон с базовыми принципами рыночной экономики остается неопределенным.

Отношения Китая и России

Экономические отношения между РФ и КНР следует отнести к сложным, неоднозначным, до конца нерешенным проблемам российско-китайских отношений на современном этапе. Их развитие за последние годы было теснейшим образом связано с качественными сдвигами как в развитии наших двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени. Преодолев многие проблемы, долгие годы мешающие налаживанию нормальных связей двух стран, лидеры РФ и КНР в конечном счете пришли к выводу о необходимости развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Эта фундаментальная парадигма о стратегическом взаимодействии и соразвитии была зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в июле 2001 г. на 20 лет.

В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. В настоящее время бурно развивающийся Китай (3-е место в мире по объемам ВВП и внешней торговли, 1-е – по масштабам золотовалютных резервов) позиционирует себя как сила, набирающая глобальную значимость. Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности. В этом плане стратегическое партнерство с Россией помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада позиционированию Китая в мире.

В свою очередь Россия свою экономическую и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имеджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Она позиционирует себя как глобальная держава, заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов. В этом плане одним из самых слабых звеньев российской геополитики был Азиатско-Тихоокеанский регион, ставший одной из важнейших составляющих мирового сообщества, в котором Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (крайне низкий уровень экономического, а наряду с этим и политического присутствия).

В то же время изменения, вызванные крушением биполярного мира и возросшей значимостью отношений на региональном уровне, обусловили необходимость для России найти новое место в АТР, и в особенности в Северо-Восточной Азии, представляющих сферу жизненно важных интересов для России. Национальным интересам России, отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами АТР.

В настоящее время восточное направление внешней политики и внешнеэкономической деятельности приобрело для России важное самостоятельное значение. Прорыв в азиатско-тихоокеанском направлении связан для России прежде всего с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Выход России на стратегическое партнерство с Китаем – одно из немногих серьезных внешнеполитических успехов РФ за последние годы. Этому направлению нашей внешней политики не должно и не может быть альтернативы, хотя вполне естественна адаптация к меняющимся внешнеполитическим и внешнеэкономическим условиям.

Совпадение, сходство и резонансность коренных национальных интересов наших двух стран может стать одним из главных факторов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и укрепления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к КНР. Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока по многим показателям: наличие взаимодополняемости экономик – энергоресурсы, тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность – у России, легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов – у КНР.

В поисках своего нового места в АТР Россия стремится усилить свое экономическое присутствие в регионе. Это связано, в частности, с огромным ресурсным потенциалом его российской части, который (потенциал) может стать генератором экономического продвижения России в этот регион.

Прорывом в этом направлении стало заключение энергетического союза между Россией и Китаем в марте 2006 г. (речь идет о строительстве грандиозных веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай). Китай получает возможность решать свои энергетические проблемы. Россия, в свою очередь, выстраивая своего рода энергетический мост через Китай в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает реальный шанс равномерно распределять свои транзитные и потребительские риски и продвинуть развитие своих сибирских и дальневосточных регионов. (Пока же до 85% нашей экспортной нефти идет в Европу.)

В настоящее время для Китая особое значение имеет обеспечение энергетической безопасности, диверсификация источников поступления в страну энергоресурсов за счет активизации северного (российского) направления. С учетом возможных трудностей в области раздела потоков мировых энергоресурсов эта задача особенно важна для КНР. Ослабляющим энергетическую безопасность страны китайские аналитики считают тот факт, что 70% поставок в Китай сырой нефти идет из нестабильных регионов Ближнего Востока и Африки. В этой связи на Россию возлагаются самые большие надежды – довести российский нефтяной поток в Китай до 20% всей импортируемой в КНР сырой нефти с перспективой возрастания этого объема. Важно, что китайская сторона считает характер этого направления стабильным и надежным.

В 2006 г. Россия поставила Китаю почти 16 млн т сырой нефти. Пока эти поставки идут по железной дороге (между нашими странами пока нет трубопровода). Когда заработает нефтепровод от Сковордино до Дацина, объем поставок сырой нефти из России в Китай может удвоиться и возрасти до 30 млн т в год. Кроме того китайцы выражают желание вкладывать деньги в разработку нефтяных месторождений в Россию, сотрудничать и в деле переработки у себя нефти, и в области распределения нефтепродуктов. Не исключено, что именно с этим направлением будет связан возможный рост китайских инвестиций в экономику РФ. Правда, Ковыктинское месторождение, которое могло бы стать основой для формирования канала экспорта природного газа в Китай, пока заморожено в связи с разногласиями по цене поставок.

Разумеется, нельзя закрывать глаза на то, что за последние 15 лет соотношение экономических потенциалов наших двух стран существенно изменилось в пользу Китая. Если исключить из сравнительного анализа производство углеводородного топлива, где наше преимущество огромно (скажем, нефти мы добываем в 2,5 раза больше, чем КНР; газа – в 11 раз больше), если также не касаться нашего преимущества в производстве вооружения, в области атомной энергетики, ракетной и авиационной техники, сравнение многих других областей экономики окажется не в нашу пользу. Например, в Китае угля добывают в 7 раз больше, чем в России, электроэнергии производят в 3 раза больше, стали выплавляют в 6 раз больше, а станков производят в 100 раз больше, чем в РФ!

Естественно, разрыв в экономической мощи и смена ролей в российско-китайском обмене продукцией новых и высоких технологий больно бьет по нашему самолюбию и является определенным вызовом России, по крайней мере ее производителям. Естественным российским ответом на этот серьезный вызов может и должно стать только наше развитие – и экономическое, и научно-техническое.

Конечно, Китай не простой, а порой трудный партнер. И проблем в наших российско-китайских взаимоотношениях вполне достаточно. Хотелось бы обозначить некоторые из них.

Одна из серьезнейших проблем нашего партнерства - определенный, если не сказать более - серьезный дисбаланс между политическими и торгово-экономическими связями наших двух стран. Например, у Китая в отношениях с Японией, по их выражению, - «холодная политика, но горячая экономика». У нас же в отношениях с КНР - «горячая политика, но холодная экономика». Торговля между Китаем и Россией к 2008 г. приблизилась к 50 млрд долл., к 2010 г. она может поднялась до 60-80 млрд. Но пока это – в три с лишним раза меньше сегодняшнего товарооборота Китая с Республикой Корея! К тому же во второй половине 2007 г. наше положительное сальдо в торговле с Китаем свелось к нулю * - экспорт КНР в РФ вырос на 80%, а российский в Китай только на 12%. По итогам года импорт товаров из КНР впервые превысил наш экспорт в Китай. В области внешней торговли Китай для нас второй партнер (после Германии), а Россия для Китая - девятый по объему товарооборота (всего 2% во внешней торговле КНР). К тому же существует очень острая проблема криминализации наших экономических связей (особенно на Дальнем Востоке). Часть китайского экспорта в Россию фактически оказывается контрабандой (так называемая «серая растаможка» по некоторым оценкам достигает 2 млрд долл. США ежегодно). Китайцы по своей природе довольно законопослушные, но при одном условии - если чиновники не продажны.

России следовало бы увеличить поставки в Китай товаров с высокой добавленной стоимостью. Так как Россия начала, наконец, производить товары с высокой конкурентной способностью. А пока главными статьями нашего экспорта в КНР остаются нефть, химические удобрения, лес-кругляк (в Китае он превращается в палочки для еды, высококачественную мебель и пр. - в результате леса в Читинской области практически исчезли (осталось 10%), в том числе с «помощью» китайцев). Понятно, что такая структура торговли не отвечает стратегическим интересам России. Нам необходимо переходить к экономической кооперации, высокотехнологичному научному обмену, активизировать инвестиционное сотрудничество, развивать банковскую инфраструктуру. Сегодня объем китайских инвестиций в России - порядка 1 млрд долл. Их доля в приграничных районах РФ - всего 3% от всех иностранных инвестиций в этом регионе России. Но ведь известно, что только в 2001 – 2005 гг. китайские инвестиции за рубежом составили 18,5 млрд долл. США. Возникает вопрос – в Китае иссякает инвестиционный интерес к России? Можно надеяться, что состоявшийся в мае 2008 г. визит Президента РФ Д.Медведева в Китай - снимет этот вопрос и стимулирует дальнейший прогресс в развитии отношений. Стороны договорились о сотрудничестве в области космоса, атомной энергетики, авиатехнологии, о помощи КНР в обогащении урана. К 2020 г. китайская сторона обещает увеличить размер инвестиций в РФ до 12 млрд долл.

Серьезным пробелом в российско-китайском сотрудничестве является научно-техническая сфера. Ныне, к сожалению, экономическая и научно-техническая составляющая российско-китайского сотрудничества составляет, при всей ее важности, лишь 1/7 объемов китайско-американского сотрудничества. Создание совместных технопарков, совместных НИОКР продвигается крайне медленно. В России в сознании определенных кругов сохраняется предвзятость в отношении Китая, недооценка значения сотрудничества с КНР; в Китае, в свою очередь, недооценка интеллектуального потенциала России, ориентация на взаимодействие с нами прежде всего в тех областях, где США и Запад в целом не желает сотрудничать с Китаем.

Пока экономики России и Китая практически не соприкасаются на мировом рынке - мы не конкурируем друг с другом (кроме металла). Правда, некоторые политологи уже сегодня начали задумываться над перспективой, когда политический задел российско-китайского партнерства будет насыщаться экономической парадигмой (т.е. как повлияет на наши политические отношения с КНР возможная конкуренция с китайцами на мировых рынках).

В конце 1990-х гг. – начале ХХ века стратегическое партнерство России и Китая в основном сформировалось как вызов глобальной американской гегемонии. Это было отчасти вынужденное сближение двух более слабых государств для противодействия более сильному. Однако по мере роста их совокупной мощи и достижения декларируемой обеими странами многополярности роли РФ и КНР в мире вполне могут приобрести конкурентный и даже соперничающий окрас.

Гипотетически нельзя исключить в краткосрочной перспективе появления в российско-китайских отношениях отдельных конфронтационных элементов. Необходимо учитывать, что определенная часть китайской элиты традиционно настроена по отношению к России достаточно сдержанно, а иногда и недружелюбно. В случае отсутствия глубокого понимания и доверия между руководством и значительной частью населения обеих стран внезапное обострение противоречий по какому-либо нерешенному или не до конца решенному вопросу может оказаться чреватым всплеском необоснованных антироссийских настроений в Китае и антикитайских – в России.

Нельзя исключить, что определенные круги российской политико-экономической элиты весьма сдержанно относятся к экономической активности китайских кругов в центрально-азиатском регионе (то есть в бывших советских республиках). В свою очередь неожиданное для китайской стороны решение российского руководства изменить трассу нефтепровода из Западной и Восточной Сибири и довести его до побережья Тихого океана (до Находки), правда, с ответвлением в Северо-В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.08 с.)