Теория государства и права: предмет, структура и методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права: предмет, структура и методы.



Теория государства и права: предмет, структура и методы.

Предмет ТГП.

Предметом любой науки является определенный круг вопросов, изучаемый данной наукой. Предметом ТГП являются основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

По мнению Нерсесянца, предмет ТГП включает в себя общие закономерности и развития государства и права. Исследует сущность, формы, механизмы, государства и права, принципы права, функции государства и права, правовые системы. Особенностью предмета является то, что государство и право исследуется неразрывно.

Объект – государство и право. Понятие объекта шире понятия предмета. Сырых рассматривает объект как основу, начальный пункт научного познания и относит к объекту все политико – правовые явления.

Структура ТГП:

1) С точки зрения строения любой науки.

а) законы, которые открывает и формулирует наука; любая наука, изучая те или иные явления, всегда открывает и формулирует законы -это особенно характерно для фундаментальных наук; законы развития государства и права призвана открывать и формулировать наука ТГП;

б) категории - научные понятия, т.е. понятия, которые вырабатывает наука. Любая наука для того, чтобы изучать явления, вырабатывает категорийный аппарат (понятийный аппарат; понятия - узловые пункты знания). ТГП оперирует (вырабатывает) своими понятиями, например, понятие государства, права, формы государства и т.д. (всего их более 60);

в) частные теории. Любая наука не монолитна, она складывается из частных теорий, например, теория правосознания, законности, применения права, теория функций государства, правоотношении и т.д.

г) научные факты - истинные (достоверные, доказанные) знания о каких-либо явлениях, предметах, процессах действительности (о государственно-правовых явлениях). Явления объективного мира рассматриваются как факты; научные факты - не сами явления, а знания об этих явлениях; любая наука складывается из таких знаний.

д) Научные гипотезы ‑ предположительные знания о каком‑либо явлении, истинность которых пока не доказана.

2) С точки зрения предмета ТГП

а) теория государства;

б) теория права.                    

 Методология ТГП— это совокупность методов, которые используются для изучения государственно-правовых явлений(ТГП).

При изучении ТГП используются методы:

1) общие методы используются во всех науках. Н/р:

а) метод анализа - разделение сложного теоретического материала о гос-ве и праве на части и исследование его по частям.

б) метод синтеза - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

2) специальные методы используются в нескольких науках. Н/р.

а) системный метод (теория системы). Рассмотрение изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе (система законодательства, система права).

б) статистический метод – состоит в получении, обработке, анализе информации, характеризующей количественные закономерности.

в) конкретно-социологический. Наблюдение, опрос (тестирование, анкетирование) и моделирование, т.е. построение и изучение моделей реально существующих государственно-правовых явлений.

3) Частно-научные методы используются только в конкретной науке. Н/р.

а) формально – юридический. Изучаются основные понятия, даются определения понятиям иное их исследование (в не связи с другими сферами – экономической, социальной и т.д.).

б) сравнительный метод. Происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов, правовых систем в целом.

в) метод правового прогнозирования – изучение перспектив развития государства и права. Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании ТГП.

 

 

Примеры:

· В статье 1 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Коми к ведению последних отнесено установление принципов организации системы органов местного самоуправления. Хотя в соответствии с п. «н» статьи 72 Конституции РФ этот вопрос относится к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов.

· Согласно п. 11 статьи 3 Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Башкортостан в ведении данного субъекта Федерации находится помилование лиц, осужденных судами Республики Башкортостан. Это положение противоречит п. «в» статьи 89 Конституции, где осуществление помилования отнесено к исключительной компетенции Президента РФ.

Виды коллизий:

· между нормами права;

· между НПА, законами и подзаконными актами;

· между федеральными актами и актами субъектов федерации;

· между полномочиями государственных органов и должностных лиц;

· юридических процедур;

· между национальным и международным правом и др.

Причины коллизий:

· связаны с динамикой общественных отношений, из-за чего требуются изменения в праве, потому возможны коллизии между старым законодательством и новым;

· ошибки в юридической технике;

· нечеткость распределения полномочий должностных лиц и государственных органов;

· неточность формулировки правовых предписаний;

· несоблюдение правил лингвистике в законодательстве и др.

Виды толкования права.

Толкование права делится на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченным на то гос. органом или должностным лицом, имеет обязательное значение для всех других субъектов и вызывает юридические последствия, ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

Официальное толкование:

· Нормативное – разъяснение общего характера

1) Аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном, и это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт. Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;

2) Легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ

· Казуальное ‑ называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например, судебного решения по гражданскому делу.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.

Способы толкования:

· Грамматический(филологический) – включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий.

Например, согласно ст. 33 УК РФ подстрекателем признается лицо, склонившее кого-либо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Следовательно, лицо, пытавшееся склонить другого субъекта к совершению преступления, но не добившееся результата, не может быть признано подстрекателем. Примечательно здесь и значение знаков препинания.

· Систематический - толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов.

Например, если регулятивные нормы ГК РФ (главы 13-19) определяют формы и объекты собственности, права и обязанности собственников и т.д., то охранительные нормы главы 20 ГК РФ предусматривают способы защиты прав собственника. К тому же, охранительные нормы УК РФ предусматривают меры наказания за посягательства на права собственника; в) связи отсылочных статей. Из текста самой отсылочной статьи видно, что норма права в ней сформулирована не полностью. Чтобы уяснить норму, содержащуюся в отсылочной статье, необходимо обратить внимание на ту статью, к которой дается ссылка. Например, в ст. 109 Конституции РФ сказано «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации». Эта статья отсылочная.

· Логический - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Например, так, в ст. 158 УК РФ сказано: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается…». В качестве подлежащего этого предложения выступает «кража». По буквальному выражению она и наказывается. Преобразовав это предложение в другое: «Лицо, совершившее тайное хищение…», мы получим более точное значение самой нормы.

· Историко-политический - помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл.

· Телеологический – направлено на выявление целей издания акта. Помогает обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона.

Например, в преамбуле Указа Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации прав граждан на землю» закреплено, что этот акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю».

· Специально-юридический – представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Базируется на правилах юридической техники.

Например, «произвольное вмешательство» - ст. 1 СК РФ; «действия – позорящие» - ст. 129 УК РФ; «результаты действий – крупный размер хищений» - ст. 174 УК РФ; «мотивы и побуждения – корыстные» - ст. 126 УК РФ; «хулиганские» - ст. 105 УК РФ и т.д. Осмысление и при необходимости разъяснение этих и подобных законодательных положений необходимо для их практической реализации.

· Функциональное – сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в т.ч. особенностей места, времени и др. 

 

Правовая герменевтика — наука о понимании, объяснении смысла, заложенного законодателем в текст нормативно‑правового акта. Задача – методологически обеспечить переход от понимания смысла нормы права к объяснению его сущности. Такой переход представляет собой не что иное, как процесс познания, результатом которого является нахождение единственно правильного варианта интерпретации общеправовых предписаний относительно конкретной правовой ситуации.

                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Понятие

Правопорядок - это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Основными признаками правопорядка являются:

· его регламентация правовыми нормами;

· реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений;

· гарантированность государством

· содержанием правопорядка является такая упорядоченность социальных отношений, которая выражается только в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений

· пределы правового порядка обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений

Виды правопорядка:

а) по территориальному охвату: правопорядок всего государства, правопорядок субъектов федерации, правопорядок города, района и т. д.;

б) по правовому охвату: общеправовой, отраслевой, правопорядок при реализованности отдельных норм права;

в) по отраслям права: конституционный, финансовый, административный, уголовно-правовой, правопорядок в иных сферах права;

г) по степени закрепления: формализованный, неформализованный (peaлизованность обычаев и т. д.);

д) по сложности: сложный, элементарный, упрощенный.

Принципы правопорядка:

· законность;

· конституционность;

· целостность;

· структурность;

· иерархичность;

· нормативность;

· справедливость;

· подконтрольность;

· простота;

· гарантированность;

· общеправовые и общесоциальные принципы.

Понятие:

Правоприменение - это осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретные субъекты, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Правоприменение – особая форма реализации права, в которой государство еще раз (после издания нормативного правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства, в частности когда:

• необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признать гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

• диспозиция нормы вообще не может реализована без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);

• речь идет о реализации санкции

Правоприменение характеризуется следующими признаками:

1. Осуществляется особым субъектом – специально уполномоченным государственным органом (должностным лицом). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).

2. Носит государственно-властный характер.

3. Является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний, в которых поименно определяются субъекты, конкретизируются их права и обязанности.

4. Осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами.

5. Представляет собой особую стадию в процессе реализации юридических норм, поскольку акты применения права в итоге все равно реализуются в ординарных (обычных) формах реализации права – использования, исполнения и соблюдения, которые в этом смысле являются универсальными формами.

6. Носит творческий характер. Правоприменение не является механическим актом подведения частного случая под общее правило. Жизненные ситуации очень разнообразны, и со стороны правоприменителя всегда требуется приложение значительных интеллектуальных усилий для правильного (законного и обоснованного) разрешения юридического дела.

7. Его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.

Стадии правоприменения:

1) установление фактических обстоятельств дела

2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права)

3) решение юридического дела

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую.

Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

1. Выбор юридической нормы, подлежащей применению;

2. Проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);

3. Проверку правильности текста нормативного правового акта ("низшая" критика);

4. Уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

 

Публичное и частное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

 

Публичное право охраняет общие интересы гос-ва, а частное – интересы отдельных лиц. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства – конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений,- гражданское, семейное, международное частное право.

 

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц. Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции.

 

Характерные черты публичного права: 

· Императивность норм

· Ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов

· Иерархические отношения субъектов публичных отношений

· Одностороннее волеизъявление субъектов

· Широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц

· Санкции преимущественно штрафного характера

· Большая степень централизованного урегулирования

 

 

Характерные черты публичного права: 

· Равенство субъектов правоотношений

· Диспозитивное содержание правового регулирования

· Свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав

· Ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов

· Самоответственность по своим обязательствам и действиям

· Правовосстановиельные санкции

· Децентрализованность, т.к. субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

ü интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

ü предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

ü метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

ü субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

 

Формы демократии

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно:

1. путем референдума;

2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).

  • в представительных формах.

Представительная демократия — осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис­полнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан­ные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте­пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Дру­гое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури­рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Феде­рацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Семья религиозного права.

Религиозное право — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).

Основные черты религиозной правовой семьи:

1. главный творец права – Бог, а не общество и государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2. источники права – религиозно-нравственные предписания и ценности;

3. тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения;

4. особое место в системе источников занимают труды ученых-юристов;

5. отсутствует деление права на публичное и частное;

6. НПА имеет вторичное значение;

7. судебная практика не является источником права.

Основные источники мусульманского права:

1. Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;

2. Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;

3. Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;

4. Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Основные источники индусского права:

1. Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы;

2. Веды – священные тексты брахманизма;

3. Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.

 

 

Семья традиционного права.

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил.

Признаки стран традиционного права:

1) главное место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычай и традиция представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний;

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и сообществ, а не индивидов;

4) НПА имеют вторичное значение;

5) судебная практика не выступает в качестве основного источника права;

6) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстановления согласия в общине и обеспечивает ее сплоченность;

7) юридическая доктрина не играет существенной роли;

8) многие обычаи и традиции архаичны. (этот вариант из инета. Второй из учебника)

Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как естественное и сверхъестественное, т. е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права – идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

 В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе.

Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права – семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.

 В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других – временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ национальных правовых систем.

 

Современность.

Концепция «поколений» прав человека возникла в 70-е годы XX века. Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение — личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость;

2. Второе поколение — социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;

3. Третье поколение — права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека — это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права «единицы».

Права первого поколения = личные + политические.

1. Личные права и свободы.

Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свобода передвижения; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

2. Политические права и свободы.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.

К политическим правам относятся: право на участие в управлении делами государства; избирательные права; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

 

Права второго поколения - экономические, социальные и культурные права

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

Как отметил председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин, права второго поколения первоначально были закреплены и приняты в Советском Союзе, который добился внесения положений о социально-экономических правах в международные документы.

 

Права третьего поколения – коллективные права.

Появление третьего поколения прав человека предопределено обострением во второй половине XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, а также вступлением наиболее развитых стран, в эпоху информатизации. Отсюда — такие права, как право на безопасную окружающую среду, право доступа к информации. Особенность третьего поколения прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться совместно.

 

 

Теория государства и права: предмет, структура и методы.

Предмет ТГП.

Предметом любой науки является определенный круг вопросов, изучаемый данной наукой. Предметом ТГП являются основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

По мнению Нерсесянца, предмет ТГП включает в себя общие закономерности и развития государства и права. Исследует сущность, формы, механизмы, государства и права, принципы права, функции государства и права, правовые системы. Особенностью предмета является то, что государство и право исследуется неразрывно.

Объект – государство и право. Понятие объекта шире понятия предмета. Сырых рассматривает объект как основу, начальный пункт научного познания и относит к объекту все политико – правовые явления.

Структура ТГП:

1) С точки зрения строения любой науки.

а) законы, которые открывает и формулирует наука; любая наука, изучая те или иные явления, всегда открывает и формулирует законы -это особенно характерно для фундаментальных наук; законы развития государства и права призвана открывать и формулировать наука ТГП;

б) категории - научные понятия, т.е. понятия, которые вырабатывает наука. Любая наука для того, чтобы изучать явления, вырабатывает категорийный аппарат (понятийный аппарат; понятия - узловые пункты знания). ТГП оперирует (вырабатывает) своими понятиями, например, понятие государства, права, формы государства и т.д. (всего их более 60);

в) частные теории. Любая наука не монолитна, она складывается из частных теорий, например, теория правосознания, законности, применения права, теория функций государства, правоотношении и т.д.

г) научные факты - истинные (достоверные, доказанные) знания о каких-либо явлениях, предметах, процессах действительности (о государственно-правовых явлениях). Явления объективного мира рассматриваются как факты; научные факты - не сами явления, а знания об этих явлениях; любая наука складывае



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.176 с.)