Г л а в а 1 . П о н я т и я м а т е м а т и ч е с к о г о моделирования систем и процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г л а в а 1 . П о н я т и я м а т е м а т и ч е с к о г о моделирования систем и процессов



 

Основные понятия систем

 

О. Математика (греч.знание,наука) –наукао количественных от-ношениях и пространственных формах действительного мира.

 

О. К а т е г о р и я (греч. kategoria – высказывание, суждение) – предельно широкое п о н я т и е,в котором отображены наиболее общие и суще-ственные:

 

1) свойства;

2) признаки;

3) связи;

4) отношения

предметов, явлений объективного мира.

 

П.1. Категории:материя,движение,пространство,время,качество,коли-чество, противоречие и т. д.

 

З-е. Каждая наука имеет систему своих категорий.

 

П.2. В логике основные категории:мышление,суждение,умозаключение,понятие, определение, силлогизм, индукция, дедукция, анализ, син-тез, гипотеза, тождество, различие, утверждение, отрицание, отноше-ние, метод, доказательство, опровержение, истинность и т. д.

 

П.3. В математике основные категории:число,равенство,сложение,вы-читание, умножение, деление, дробь, корень, множество, функция, предел, производная, интеграл, ряд, вектор, матрица, евклидово про-странство и т.д.

 

П.4. Существуют общенаучные категории:симметрия,асимметрия,мо-дель, упорядоченность и т.д.

 

Познание начинается с ощущений, восприятий, представлений, пе-реходит к суждениям и понятиям, которые рассматриваются с помощью имеющихся категорий. Категории исторически и логически развиваются.

 

О. В е щь – целостная и относительно устойчивая ч а с т ь материаль-ного мира:

 

1) существующая вне и независимо от нас;

2) отражающаяся в нашем сознании.


 

 

5


П.5. Академия,стол,книга,библиотека и т.д.

 

О. П р е д м е т – всякая материальная в е щ ь.

 

Вне и независимо от сознания существуют свойства и отношения вещей, поэтому свойства и отношения также могут рассматриваться как предметы – а б с т р а к т н ы е п р е д м е т ы.

 

В логике предметом называется все то, на что направлена мысль; всё то, что может быть воспринято, названо и т. д.

 

Поэтому предметом также считают: суждение, понятие, умозаклю-чение.

 

О. О б ъ е к т (лат. objectum – предмет):

 

1) существующий вне и независимо внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия субъекта;

 

2) предмет, явление, на который направлена какая-либо деятель-ность;

 

3) предприятие, учреждение, а также все то, что является местом ка-кой-либо деятельности.

 

П.6. Экономический объект–объект производственный,строительный,социальный, собственности, финансирования, создания, ликвидации, кредитования, страхования и т.д.

 

О. С у ж д е н и е – ф о р м а мысли:

 

1) в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений;

 

2) которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

 

О. С у б ъ е к т (лат. subjectum) – та ч а с т ь с у ж д е н и я,которая

отображает предмет мысли.

 

О. С у б ъ е к т это индивид либо группа лиц, которые взаимодей-

 

ствуют с объектом.

 

З-е. Отличие объекта от субъекта проявляется в направленности действия:

- субъект преобразует реальность, действие направлено от него;

 

- объект принимает эти изменения либо сохраняет изначальную фор-му, действие всегда направлено к нему.

 

З-е. Отличие объекта от субъекта проявляется в способности к действию:субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего развития событий; объект подчиняется данным реше-ниям и действиям, преобразуясь и изменяясь.


 

 

6


З-е. Отличие объекта от субъекта состоит в проявлении:

 

- субъект проявляется через активное действие, вычленяя себя из ре-альности;

 

- объект проявляется через пассивное принятие действий субъекта.

 

З-е. Отличие объекта от субъекта состоит в одушевлённости:

- объект, как правило, является неодушевлённым;

 

- субъект всегда наделяется разумом и волей.

 

О. П р е д и к а т (лат. praedicatum) – та ч а с т ь с у ж д е н и я,которая

отображает то, что утверждается (или отрицается) о предмете мысли.

 

О. С в я з к а – с л о в о есть (или суть,когда речь идет о многих предме-

 

тах).

 

О. У м о з а к л ю ч е н и е – ф о р м а мышления или логическое д е й -

 

с т в и е, в результате которого из одного или нескольких связанных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое знание.

 

О. П о н я т и е – целостная с о в о к у п н о с т ь с у ж д е н и й, в кото-рых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта.

 

З-е. Сходство суждения и понятия–в присутствии и субъекта,и предика-та. Но понятие – качественно новая форма мысли по сравнению с суждением в силу того, что человеческий мозг в форме понятия диа-лектически синтезирует в целостный образ отображенные в мысли отличительные и существенные признаки предмета, явления.

 

З-е. Понятия о предметах изменяются,уточняются,углубляются,совер-шенствуются. Поэтому когда в процессе исследования того или ино-го объекта обнаруживается новая, более глубокая сущность, старое понятие может стать всего лишь суждением.

 

О. О п р е д е л е н и е понятия (лат. definitio) – логическая о п е р а ц и я, в процессе которой раскрывается содержание понятия.

 

З-е. Для того,чтобы определить понятие,т.е.найти предел(границу),от-деляющую предметы, охватываемые данным понятием, от всех сход-ных с ними предметов, не надо перечислять все признаки, а доста-точно указать лишь на отличительные существенные признаки пред-метов, отображенных в данном понятии, что является главным тре-бованием к определению.


 

7


 

З-е. В тех случаях,когда существенные признаки еще недостаточно изу-чены или в этом нет особой необходимости, тогда прибегают к прие-мам, дополняющим определение: указанию, объяснению, описанию, характеристике, сравнению, различению.

 

О. Т е р м и н (лат. terminus – предел, конец, граница) – с л о в о, обозна-чающее понятие какой-нибудь области науки, техники, экономики, общественных отношений.

 

О. Т е о р е м а (греч. theorema – рассматриваю, исследую):

 

1) положение, у т в е р ж д е н и е, устанавливаемое при помощи дока-зательства,основывающегося или на аксиомах,или на доказан-ных уже положениях;

 

2) в математической логике – предложение, формула аксиоматической теории, выведенная из аксиом на основе применения правил дан-ной теории;

 

3) формула, для которой существует доказательство.

 

О. Д о к а з а т е л ь с т в о – логическое д е й с т в и е, в процессе кото-рого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей.

 

Доказательство и его приемы стояли в центре внимания Аристотеля, который считал умение доказывать самой характерной чертой человека, «так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом».

 

Древнеиндийские логики (IV–V вв.) обстоятельно изучали процесс доказательства. Они вычленили в нем: предложение (тезис), основание, пример, сходство, разнородность, заключение.

 

Многовековой опыт убедил людей в том, что обоснованность, дока-зательность – важное свойство правильного мышления.

 

В процессе доказательства важно решить две задачи:

 

1) точно определить и правильно классифицировать формы от-ношений между мыслью доказываемой и мыслями, с помощью кото-рых обосновывается истинность доказываемой мысли;

 

2) установить, какого рода мысли уже не нуждаются в доказа-тельстве.

 

Правила доказательства состоят:

1) из структуры;

2) способов;

3) требований в отношении доказываемой мысли;

 

4) требований в отношении мыслей, с помощью которых обосно-вывается доказываемое положение.

 

8


 

Доказательство состоит:

1) из тезиса;

2) доводов;

 

3) демонстрации. Доказательства бывают:

1) прямые и косвенные (по способу ведения);

 

2) индуктивные и дедуктивные (по форме умозаключения).

Правила доказательства:

 

1 Тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и точно опреде-ленными.

 

2 Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказа-тельства.

 

3 Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие.

 

4 Тезис, который требуется доказать, не должен находиться в логиче-ском противоречии с высказанными ранее суждениями по данному во-просу.

 

5 Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоре-чить друг другу.

 

6 Истинность тезиса может быть обоснована посредством опровержения истинности противоречащего тезиса.

 

7 Тезис и доводы должны быть обоснованы фактами.

8 Доказательство должно быть полным.

 

9 Доводы, приводимые в подтверждение истинности тезиса, должны яв-ляться достаточным основанием для данного тезиса.

 

10 Доводы, приводимые в подтверждение истинности тезиса, сами долж-ны быть истинными.

 

11 Доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана само-стоятельно, независимо от тезиса.

 

О. М е т о д (греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, из-ложения):

 

1) с и с т е м а п р а в и л и п р и ё м о в изучения явлений и законо-мерностей природы, общества и мышления;

 

2) п у т ь, с п о с о б достижения определенных результатов в позна-нии и практике;

 

3) п р и ё м теоретического исследования или практического осу-ществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.

 

О. Т е о р и я (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – о б о б щ е н и е опыта,практики общественно-производственной инаучной деятельности людей, вскрывающее основные закономерности

 

 

9


развития материального мира и психики, направленное на дальнейшее преобразование объективной действительности и человека.

 

О. А н а л и з (греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) – прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мыслен-но или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдель-ности как часть расчлененного целого.

 

О. С и н т е з (греч. synthesis – соединение, составление, сочетание):

 

1) мысленное соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа;

 

2) установление взаимодействия и связей частей;

3) познание этого предмета как единого целого.

 

О. С и с т е м а (греч.systema–целое,составленное из частей):

 

1) совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов (частей) целого;

 

2) совокупность принципов, лежащих в основе какой-либо теории;

 

3) совокупность органов, связанных общей функцией, например, сиг-нальная система человека;

 

4) система аксиом и др.

 

О. С и с т е м а в математической логике – непустое множество, класс или область объектов, между которыми установлены некоторые соот-ношения.

 

О. С и с т е м а а б с т р а к т н а я – система, для которой:

 

1) известны структура и соотношения между входящими в неё объек-тами;

 

2) неизвестна природа объектов.

 

О. С т р у к т у р а (лат. structure –строение,связь) –прочная относи-тельно устойчивая с в я з ь (отношение) и взаимодействие э л е-

 

м е н т о в,сторон,частей предмета,явления,процесса как целого.

 

О. С т р у к т у р а (лат. structura – строение, расположение) м а т е м а -

 

т и ч е с к а я – родовое название, объединяющее понятия, общей чер-той которых является то, что они применимы к множествам, природа элементов которых не определена. Чтобы определить структуру, зада-ют: отношения, в которых находятся элементы множества, а затем по-стулируют, что данные отношения удовлетворяют условиям – аксио-мам.

 

Эра систем, век синтеза, открытые системы, кибернетика, правила принятия решений, обратная связь, автоматическое управление, построе-


 

10


ние систем, управленческие информационные системы и т.д. Эти понятия составляют часть терминологии новой науки, которая даёт решение про-блем, связанных с функционированием современных промышленных, сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений и др. в условиях роста их размеров, сложности и масштабов.

 

Годы перед Первой мировой войной охарактеризованы как «период анализа». Ученые расчленяли науки на отдельные области в целях их изу-чения.

 

Между двумя мировыми войнами осуществлялся постепенный пере-ход от расчленения объектов на элементы к их синтезу. Разрабатывалась общая теория относительности; экономисты обратили внимание на под-счет национального дохода и определение обобщенных экономических показателей; инженеры создали системы связи.

 

После Второй мировой войны появились такие понятия, как оборо-нительные системы, системы водных ресурсов, экономические системы и управленческие системы.

 

Период после Второй мировой войны стал «веком синтеза».

 

Водные пути, авиалинии, железнодорожные системы и компании, занятые грузовыми и автомобильными перевозками, рассматриваются уже не как отдельные виды транспорта, а как подсистемы единой транспортной системы страны.

 

ОАО «РЖД» («Российские железные дороги») – нечто более слож-ное, чем совокупность простых компонентов, связанных между собой ста-тическим образом с помощью иерархической структуры управления; это система в динамическом процессе тесно связанных друг с другом взаимо-действующих частей.

 

Для того чтобы создавать сложные системы, было необходимо раз-вить науку о системах. Важнейшим элементом подобного исследования является точное определение терминологии.

 

О. С и с т е м а (в простейшем виде) –совокупность элементов,объеди-нённых в интересах достижения общих целей.

 

Примеры систем приведены в табл. 1.1.

 

    Таблица 1.1
Система Элементы Главная цель
Предприятие Здания, машины, материалы, Производство товаров
  люди  
Ракетные Управляемые ракеты, пусковые Контрудар
войска установки, сеть средств обнару-  
  жения и связи, люди  
Полиция Оборудование, линии связи, Предотвращение пре-
  личный состав ступлений
ЭВМ Физические компоненты и со- Обработка данных
  единения  

 


 

 

11


   

Окончание табл. 1.1

Система Элементы Главная цель  
ОАО «РЖД» Полотно пути, электросети, по- Получение прибыли и  
  движной состав, локомотивы, реализация потребно-  
  погрузочно-разгрузочные меха- стей государства в раз-  
  низмы, управление перевозками, витии экономики  
  системы связи, законы и норма-    
  тивные акты, технические нор-    
  мы и регламенты работ, грузо-    
  отправители, пассажиры и др.    

 

Примеры показывают, что системы отличаются:

1) элементами;

2) структурой;

3) размерами;

4) характерными особенностями;

5) главными целями.

 

О. С и с т е м а –это совокупность элементов,являющаяся объектом ис-следования; относительное понятие.

 

З-е. Для выделения системы требуется наличие:

- цели, для реализации которой формируется система;

 

- объекта исследования, состоящего из множества элементов, свя-занных в единое целое системными признаками;

 

- субъекта, формирующего систему.

 

О. С и с т е м а –совокупность элементов,определяющих вид деятельно-сти или технологический процесс в интересах достижения общей цели (или целей) с помощью обработки данных, использования энергии или обработки вещества – для выдачи информации, энергии или по-лучения материального продукта.

 

О. С и с т е м а –упорядоченная совокупность элементов,между кото-рыми существуют определенные связи.

 

О. С в я з и –соединения между элементами,влияющие на поведениеэлементов и систему в целом.

 

Система может состоять из различных частных систем – с у б с и-с т е м, п о д с и с т е м и сама в то же время являться подсистемойдругой или многих других систем – с у п е р с и с т е м ы, в н е ш н е йс и с т е м ы.

 

Элементы системы могут рассматриваться в качестве подсистем, ес-ли исследуется их структура.


 

12


О. К о н к р е т н а яс и с т е м а –система,связи между элементами ко-

 

торой осуществляются посредством передачи материальных и нема-

териальных объектов.

Вследствие   этого   между   элементами   возникают   в х о д -

н ы е и в ы х о д н ы еп о т о к и.

Элементы воздействуют на объекты при помощи р е с у р с о в (п о-

т е н ц и а л а).

 

Эти действия (процессы) в свою очередь влияют на входные и вы-

ходные потоки.

 

О. А б с т р а к т н а яс и с т е м а – система высказываний (например,

математическая система уравнений) или классификационная система

(например, периодическая система элементов).

 

В ней элементы соподчиняются без входных и выходных потоков (например, система целей предприятия).

 

О. О т к р ы т а яс и с т е м а – система, у которой существуют связи с

ее внешней средой.

 

О. З а к р ы т а яс и с т е м а – система, у которой не существуют свя-

 

зи с ее внешней средой.

 

О. П р о с т ы е, с л о ж н ы е и с в е р х с л о ж н ы ес и с т е м ы –си-стемы, различающиеся по сложности (виду, числу элементов и связей).

 

О. Д е т е р м и н и р о в а н н ы е    и                                                          в е р о я т н о с т н ы е                                                                                           – системы,

 

различающиеся по степени предсказуемости поведения.

 

О. Д е т е р м и н и р о в а н н ы е системы–системы,для которых:

- в исследуемых объектах выделяется все наиболее существенное;

- все второстепенное упрощается;

-изучаемые процессы упорядочиваются.

 

О. С и с т е м ыс о с т о х а с т и ч е с к о й с т р у к турой–системы,для которых:

- характерно отсутствие ясно выраженной цели исследования;

 

- нет определенности в связях элементов системы с внешней сре-дой;

 

- нет полной определенности в том, какие признаки (по отношению к цели) считаются существенными, а какие нет.

 

П. Существенными системными признаками предприятия как производ-ственно-экономической системы с точки зрения управляемости явля-ются:

 

- число наименований выпускаемой продукции;


 

13


-производственные мощности;

 

- обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами.

 

П. Существенными системными признаками предприятия как производ-ственно-экономической системы с точки зрения уровня квалификации работников и организации оплаты труда, являются:

 

- фамилии работников;

 

- зарплаты работников.

 

О. У п р а в л я е м а яс и с т е м а –это система,которая обеспечиваетцеленаправленное функционирование при изменяющихся внутрен-них или внешних условиях.

 

П. Пример управляемой системы–это:

- движение автотранспорта;

- плановое ценообразование;

- обучение студентов.

 

О. Н е у п р а в л я е м а яс и с т е м а –это система,которая не обеспе-чивает целенаправленного функционирования при изменяющихся внутренних или внешних условиях.

 

П. Пример неуправляемой системы–это:

- стихийные явления природы;

- поведение покупателей на рынке.

 

З-е. Управляемая система состоит:

- из объекта управления;

- аппарата, осуществляющего управление;

- внешней среды.

 

З-е. Замкнутая система управления есть объект управления во взаимодей-ствии с аппаратом управления.

 

З-е. Индуктивный(классический)подход при рассмотрении,анализе исинтезе систем состоит в изучении системы путем перехода от частно-го к общему и дальнейшего синтеза системы путем слияния ее компо-нент.

 

З-е. Системный подход при рассмотрении,анализе и синтезе систем состо-ит:

 

- в переходе от общего к частному при выделении исследуемого объекта из окружающей среды на основе цели;

 

- определении структуры системы;

- определении совокупности связей между элементами системы.


 

14


О. Ц е л е н а п р а в л е н н ы е                                с и с т е м ы       – системы, созданные чело-

 

веком.

 

Цели могут при этом задаваться создателями системы или людьми, являющимися ее элементами.

 

О. С т р у к т у р ас и с т е м ы –система связей между элементами.

 

Вывод:

 

О. С и с т е м ы     ц е л е о р и е н т и р о в а н н ы ец е л о с т н ы е

 

с т р у к т у р ы.

 

О. С и с т е м н ы йп о д х о д к процессам управления производством

 

разработан:

 

1) для управления оперативными системами (например, потоками денежных средств, системами трудовых ресурсов);

 

2) построения информационных систем, используемых для приня-тия решений.

 

Основной концепцией системного подхода к организации и управле-нию как процессу является взаимосвязь частей или подсистем предприя-тия. Такой подход предусматривает установление целей и сосредоточение внимания на построении целого в отличие от построения компонентов или подсистем.

 

Организационные и информационные системы строятся таким обра-зом, чтобы достигнуть с и н е р г и з м а – т. е. одновременного функцио-нирования отдельных, но взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высокую общую эффективность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности.

 

ОАО «РЖД» можно представить как сверхсложную, открытую, со-циально-техническую систему, связанную специфическими отношениями с ее внешней средой.

 

Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на «РЖД» произ-водят блага (перевозку грузов и пассажиров) для удовлетворения спроса со стороны.

 

Элементы потенциала «РЖД» (персонал и средства производства)взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, свя-занные с получением, переработкой, передачей и накоплением реальных и номинальных благ (денег).

 

Реальные блага –информация и материальные блага.

 

Информация, материальные и номинальные блага – объекты, с кото-рыми совершают действия, – представляют собой элементы входа и выхо-да.

 

Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются информационные, материальные, а также денеж-


 

15


ные потоки. Эти потоки проходят через «РЖД» и связывают их с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их материальных и денежных потоков и служат для их управления.

 

«РЖД» можно рассматривать как элемент или подсистему всего народного хозяйства и как «черный ящик» c входными и выходными пото-ками.

 

«РЖД» можно охарактеризовать через:

 

1) цели;

2) потенциал, необходимый для их достижения;

3) действия с информацией, материальными и номинальными бла-

гами;

 

4) связи его как системы со специфическими подсистемами. Семнадцать железных дорог России обеспечивали экономические

 

связи всех регионов страны. В 2001 г. постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа структурной реформы железнодорожного транспорта». Её цель – изменение системы управления железнодорожным транспортом, т.е. отделение функций государственного регулирования (передано Министерству транспорта РФ) от функций хозяйственного управления (передано ОАО «РЖД»).

 

ОАО «РЖД» взяло на себя оперативное управление перевозочным процессом, финансовое планирование и управление персоналом.

 

В ходе реформы действующий принцип территориального управле-ния железными дорогами уступил место управлению по отдельным направлениям. Реструктуризирована система управления перевозочным процессом. Существовавшая система состояла из уровней: МПС России, железная дорога, отделение железной дороги и линейные предприятия.

 

Ей на смену пришла система управления процессом перевозок:

1) центр управления перевозками (ЦУП);

2) диспетчерские центры управления перевозками;

3) центры управления местной работой.

 

В дальнейшем система управления менялась ещё несколько раз. Управление перевозочным процессом тесно связано также с системой ор-ганизации и управления вагонопотоками.

 

О. П р о ц е с с –это закономерная,последовательная,непрерывная сменаследующих друг за другом моментов развития чего-либо.

 

З-е. Элементы системы – неделимая часть системы.

 

З-е. Элементы системы могут быть описаны качественно.

 

З-е. Параметры в зависимости от характера и природы соответствующего элемента системы, могут быть:

 

- постоянными;

- переменными.


 

 

16


З-е.     Систему можно представить как совокупности входных воздействий и выходных характеристик, воздействий внешней среды.

 

З-е.     Независимыми переменными (при моделировании) являются вход-ные воздействия, воздействия внешней среды, внутренние парамет-ры.

 

О. С т р у к т у р ас и с т е м ы –совокупность связей между элемента-ми системы, отражающая их взаимодействие.

 

Термины математики

 

– математика

 

– категория

– вещь

– предмет

– объект

– суждение

– субъект

– связка

 

– умозаключение

– понятие

– определение

– термин

– теорема

– доказательство

 

– метод

– теория

– анализ

– синтез

– система

– структура

– связи

 

– входные потоки

– выходные потоки

– ресурсы (потенциал)

– открытая система

– закрытая система

– детерминированные системы

 

– вероятностные системы

– управляемая система

– неуправляемая система

– целенаправленные системы

– структура системы

– процесс


 

17


Тесты

 

1 Объект – это…

- то, что существует вне и независимо от нас и является предметом позна-

ния, практического действия;

 

2 Субъект – это…

- индивид либо группа лиц, которые взаимодействуют с объектом.

 

 

3 Предмет – это…

- всякая материальная вещь, объект познания;.

 

 

4 Структура – это…

- то, что существует вне и независимо от нас и является предметом позна-

ния, практического действия;

+ относительно устойчивая связь и взаимодействие элементов, сторон, ча-

стей предмета, явления, процесса как целого;

- всякая материальная вещь, объект познания;

- индивид либо группа лиц, которые взаимодействуют с объектом.

 

5 Отличие объекта от субъекта проявляется в направленности действия:

+субъект преобразует реальность, действие направлено от него;

 

+объект принимает эти изменения либо сохраняет изначальную форму, действие всегда направлено к нему;

 

- субъект принимает эти изменения либо сохраняет изначальную форму, действие всегда направлено к нему;

 

- объект преобразует реальность, действие направлено от него;

- субъект преобразует реальность, действие направлено к нему.

 

6 Отличие объекта от субъекта проявляется в способности к действию:


 

 

18


+ субъект может принимать самостоятельное решение относительно даль-

 

нейшего развития событий;

+объект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и из-

меняясь;

- субъект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и из-

меняясь;

- объект может принимать самостоятельное решение относительно даль-

 

нейшего развития событий;

 

- субъект может принимать самостоятельное решение относительно даль-нейшего развития событий, преобразуясь и изменяясь.

 

7 Отличие объекта от субъекта состоит в проявлении:

 

+субъект проявляется через активное действие, вычленяя себя из реально-сти;

 

+объект проявляется через пассивное принятие действий субъекта;

- субъект проявляется через пассивное принятие действий объекта;

 

- объект проявляется через активное действие, вычленяя себя из реально-сти;

 

- объект проявляется через пассивное действие, вычленяя себя из реально-сти.

 

8 Отличие объекта от субъекта состоит в одушевлённости:

- объект, как правило, является неодушевлённым;

- субъект всегда наделяется разумом и волей;

 

 

9 Система – это:

+совокупность элементов, являющаяся объектом исследования;

- относительное понятие;

- то, сфера действия чего однозначно определяется целью;

- причинно-следственные взаимосвязи между ее элементами;

 

- то, сфера действия чего неоднозначно определяется целью.

 

10 Для выделения системы требуется наличие:

+цели, для реализации которой формируется система;

 

+объекта исследования, состоящего из множества элементов, связанных в единое целое системными признаками;

 

+субъекта, формирующего систему;

- характеристик внешней среды;

- взаимосвязей характеристик внешней среды.

 

11 Детерминированные системы – системы, для которых:

- в исследуемых объектах выделяется все наиболее существенное;


 

19


- все второстепенное упрощается;

 

- изучаемые процессы упорядочиваются;

 

12 Системы со стохастической структурой – системы, для которых:

- характерно отсутствие ясно выраженной цели исследования;

- нет определенности в связях элементов системы с внешней средой;

 

- нет полной определенности в том, какие признаки (по отношению к цели) считаются существенными, а какие нет.

 

13 Существенными системными признаками предприятия как производ-ственно-экономической системы с точки зрения управляемости являются:

 

- число наименований выпускаемой продукции;

- производственные мощности;

 

- обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами;

 

14 Существенными системными признаками предприятия как производ-ственно-экономической системы с точки зрения уровня квалификации ра-ботников и организации оплаты труда являются:

- фамилии работников;

- зарплаты работников.

 

15 Процесс – это:

 

 

- закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо.

 

16 Управляемая система – это система, которая:


 

 

20


- обеспечивает целенаправленное функционирование при изменяющихся внутренних или внешних условиях;

 

17 Пример управляемой системы – это:

- движение автотранспорта;

- плановое ценообразование;

- обучение студентов;

 

18 Неуправляемая система – это система, которая:

 

- обеспечивает целенаправленное функционирование при изменяющихся внутренних или внешних условиях;

 

+не обеспечивает целенаправленного функционирования при изменяю-щихся внутренних или внешних условиях;

 

- обеспечивает нецеленаправленное функционирование при изменяющихся внутренних или внешних условиях;

 

- не обеспечивает целенаправленного функционирования при неизменяю-щихся внутренних или внешних условиях.

 

19 Пример неуправляемой системы – это:

 

- стихийные явления природы;

- поведение покупателей на рынке.

 

20 Управляемая система состоит:

- из объекта управления;

- аппарата, осуществляющего управление;

- внешней среды;

 

 

21 Замкнутая система управления есть:

- объект управления во взаимодействии с аппаратом управления.


 

21


22 Индуктивный (классический) подход при рассмотрении, анализе и син-тезе систем состоит:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.8.127 (0.388 с.)