Рыбинский реабилитационный центр «здоровье» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыбинский реабилитационный центр «здоровье»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЫБИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ЗДОРОВЬЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Система коррекционной логопедической работы

По устранению врождённой открытой ринолалии

В послеоперационный период.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                                                                                        УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

                                   Е.В. СЕРГЕЕВА

2011

СОДЕРЖАНИЕ   страница
Введение 3
Глава 1. Анализ научно - теоретических источников исследования открытой ринолалии (послеоперационный период)     5
1.1. История развития методов преодоления открытой ринолалии 5
1.2. Общие сведения о ринолалии 10
1.3. Определение ринолалии 10
1.4. Классификация ринолалии 11
1.4.1.Виды ринолалии 11
1.4.2. Виды врождённых расщелин 14
1.5. Причины врождённых расщелин губы, твёрдого и мягкого нёба 14
1.6. Влияние врождённых расщелин губы и нёба на развитие ребёнка 16
Глава 2. Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии у детей дошкольного возраста (послеоперационный период)   23
2.1.Характеристика речи детей 23
2.2. Комплексное обследование детей с ринолалией 24
2.3. Система коррекционной работы 28
2.3.1. Развитие моторной функции речи 28
2.3.2. Развитие речевого дыхания 31
2.3.3. Развитие голоса 36
2.3.4. Развитие фонематического восприятия 38
2.3.5. Коррекция нарушений звукопроизношения 43
2.3.6. Нетрадиционные формы работы 59
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение 67

Введение

Социальная реализация и адаптация человека в современном обществе напрямую связана с его умением общаться. Социокультурные условия нашей жизни предъявляют высокие требования к качеству устной речи, в частности, к её фонетической стороне.

Немаловажен и психологический аспект внешнего благополучия и привлекательности человека (то есть отсутствие каких либо внешних деформаций,  в частности лицевых патологий).

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 7% живорождённых детей имеют врождённые пороки черепно-лицевой области. Среди других пороков развития врождённые расщелины губы и нёба встречаются наиболее часто и составляют до 30% врождённых аномалий. Отечественные специалисты называют цифру 1:300 – 1:700 новорожденных на территории СНГ. Неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.

При ринолалии, а это одно из самых тяжёлых речевых нарушений, наблюдаются множественные анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, эти нарушения не только влияют на изменение пропорциональности и предрасполагают к проявлению деформации лица человека, но и влекут за собой нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ребёнка, так как формирование психологических комплексов и развитие депрессивных состояний, связанные с переживанием своих дефектов, может препятствовать нормальному процессу становления его личности. Причинами врождённых расщелин нёба могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития — до 7—9 недель.

Дети с открытой ринолалией представляют серьёзную проблему для специалистов медицинского и психолого – педагогического профиля, им необходима комплексная медико – психолого – педагогическая помощь, успех которой определяется ранним началом лечения и коррекции речевых нарушений, комплексностью и систематичностью.

Система коррекционной работы по нормализации произносительной стороны речи у детей с открытой ринолалией предусматривает пять взаимосвязанных разделов:

1. Развитие моторной функции речи;

2. Развитие речевого дыхания;

3. Развитие голоса;

4. Развитие фонематического восприятия;

5. Коррекция нарушений звукопроизношения.

Методика коррекционной работы состоит из комбинаций конкретных приёмов и направлений. Индивидуализация обучения детей с ринолалией обусловлена закономерностями развития произношения при нормальном речевом онтогенезе и особенностями фонетического и фонологического развития детей. 

Основной целью логопедической работы с детьми с ринолалией является коррекция нарушенных речевых функций, нормализация произносительной стороны речи, выработка самостоятельного речевого поведения и общения в социальной среде.

Основными задачами работы с детьми в послеоперационный период являются:

1) развитие подвижности мягкого нёба;

2) формирование полноценного небно-глоточного смыкания;

3) овладение направленной воздушной струей для выработки навыков фонационного дыхания;

 4) коррекция и автоматизация физиологического дыхания;

5)устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

6) формирование произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

7) восстановление процессов голосообразования и голосоведения.

Глава 1.

Открытой ринолалии.

Общие сведения о ринолалии

В последние несколько десятилетий наблюдается значительный рост числа детей с перинатальной патологией, обуславливающей атипичное формирование речи - открытой ринолалии (А.Э.Гуцман, М.П. Водолацкий, С.В. Белякова и др.).

Основной цикл изучения развития детей с открытой ринолалией проводился в 50 – 80-е гг. ХХ в. К настоящему времени в отечественных и зарубежных исследованиях накоплены данные об особенностях развития таких детей как физических, так и речевых, которые возникли вследствие особых анатомо–физиологических условий речеобразования.

В последние годы качественно изменилась медицинская помощь детям этой категории – сократились сроки хирургического лечения, иной стала лечебная тактика, повысилась эффективность ортодонтического лечения, что существенно улучшает условия для речеобразования у детей.

 

1.3. Определение ринолалии.

Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. пазиз - нос) тембра голоса.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном “в”, самое сильное - при “с”, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при “а”. При нормальном произнесении назальных звуков м, м’, н, н’ воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

Классификация ринолалии.

1.4.1. Виды ринолалии. В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах - открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная.

Рассмотрим открытую ринолалию. Это более распространенное речевое нарушение, чем закрытая ринолалия. Причина - нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком - гиперназализацией.

Формы открытой ринолалии: функциональная и органическая.

  Функциональная открытая ринолалия - дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи. Функциональная открытая ринолалия чаще всего встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Органическая открытая ринолалия - может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей).

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских отолорингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины примыкают к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м’, н, н’. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б’ д, д’. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный - неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Причина закрытой формы - чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых, затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую - при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую - при уменьшении носоглоточной полости.

Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии, прежде всего, должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает существовать, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает те же направления, что и при органической закрытой ринолалии, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным, и требуется консультация врача-невролога.

Смешанная ринолалия. Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях, служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность, и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Виды врождённых расщелин.

Открытая органическая ринолалия может быть врождённой и приобретённой. По своему виду дефекты нёба разнообразны. Расщелины могут быть следующего вида: сквозные и изолированные (несквозные), полные и неполные, односторонние и двусторонние. Различие их состоит в размере и расположении.

Сквозная расщелина – это комплексное нарушение целостности верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба.

Изолированные расщелины – это нарушение целостности мягкого нёба или твёрдого нёба, расщелина может доходить до альвеолярного отростка, иногда захватить его, но он при этом остаётся целым.

Сквозные расщелины могут быть односторонними и двусторонними. Односторонние расщелины могут быть правосторонними и левосторонними.

Изолированные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые (субмукозные).

Глава 2

Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии у детей дошкольного возраста (послеоперационный период).

2.1. Характеристика речи детей с Ринолалией:

 В связи с нарушением речедвигательной периферии, ребенок лишается интенсивного лепета, тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата.Активность лепета постепенно уменьшается.

Отмечается позднее начало речи (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи.В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетики.В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков: высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры. Отсюда следует крайняя невнятность и выраженный назальный оттенок речи у детей с ринолалией.Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер

Нарушения тембра голоса проявляются в гиперназальности. В целом голос детей характеризуется слабостью, монотонностью, сипловатостью.

У детей с открытой ринолалией вырабатываются неправильные механизмы речевого дыхания: неэкономичное верхнегрудное, или ключичное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток.

Вдох во время речи, поверхностный и учащенный, осуществляется через рот. Поднятая грудная клетка сразу опускается, вызывает форсированное и неравномерное распределение воздуха на протяжении произносимого слова или фразы. Уже к середине слова выдох иссякает, звуки получаются слабые и смазанные. Дыхание в потоке речи хаотическое со стертостью фаз вдоха и выдоха.

Нарушения фонематического восприятия  у детей с открытой ринолалией проявляются в разной степени. В лёгких случаях нарушения фонематического слуха  прослеживаются в заменах и смешениях артикуляторно- близких звуков, или звуков, близких по одному смыслоразличительному признаку (по способу образования, месту образования, месту резонирования).

В случаях более грубого нарушения фонематического слуха дети не различают звуки по нескольким смыслоразличительным признакам и звуки контрастные по артикуляторным признакам ((С) и (Х), (Т), и (К), (П) и (К)).

Общее речевое развитие детей с открытой ринолалией не носит равномерный характер. Так, среди них можно выделить детей с нарушениями фонетической системы языка, с фонетико – фонематическим недоразвитием (ФФНР) и с общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с нарушениями фонетической системы языка выявляются лишь единичные дефекты звукопроизношения, обусловленные неправильным формированием артикуляторных навыков. У детей с ФФНР при нормальном лексико – грамматическом развитии не сформированы фонематические представления и нарушено фонетическое формирование речи. Детей с ОНР характеризует нарушение всей речевой системы.

Мы не останавливаемся отдельно на анализе причин дефектности письма при ринолалии, однако укажем, что предлагаемая методика работы предупреждает нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи (в дошкольном возрасте).

Развитие речевого дыхания

Особенности речевого дыхания у детей с расщелинами нёба выражаются в учащении дыхания, в преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость. Объект утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30%. По продолжительности выдох  бывает равен вдоху. Отсутствуют дифференцированный ротовой и носовой выдох.

Поэтому мы считаем первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей - развитие речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания мы рекомендуем проводить в четыре этапа

(рис. 1):

I. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания

II. Формирование длительного ротового выдоха.

III. Дифференциация ротового и носового выдоха.

IV. Формирование речевого дыхания.

 

 

 

 


 


 


Рис.1 Этапы работы над дыханием

Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обучения.

I. Постановка диафрагмально-реберного дыхания.

При этом типе дыхания полностью расширяется грудная полость, максимально вентилируются все участки легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих, что в свою очередь опосредованно снижает утечку воздуха через нос.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

Методические указания:

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в сто­роны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом при этом связаны с наклоном вниз.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

II. Формирование длительного ротового выдоха

 Цель этого этапа - научить целенаправленному, длительному выдоху. Ребёнка учат делать глубокий вдох через нос, и плавный, длительный выдох через рот (можно попросить ребёнка подуть на кончик языка, который лежит на нижней губе). При отработке длительного, ротового выдоха, используют различные игры на дутьё.

III. Дифференциация ротового и носового выдоха по системе

 А.Г. Ипполитовой:

Вдох - выдох через нос

Вдох через нос – выдох через рот

Вдох через рот – выдох через нос

Вдох – выдох через рот

В результате выполнения комплекса упражнений ребенок  учится ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Для работы над дыханием на данном этапе мы применяем три комплекса упражнений созданные Г.Н.Соломатиной

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков - «ф», «в», «с», «з», «ш», «ж», «щ», «х».

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков - «п», «б», «т», «д», «к», «г».

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат («ц», «ч») и групп согласных звуков разного способа образования («тс», «пл», «вр» и т.д.).

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.

Главная особенность этих комплексов - сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

IV. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи.

Логопедическая работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом - добор воздуха.

Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.

Специальные упражнения  проводятся с использованием приема наращивания слогов. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными.

 Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество нужно увеличивать.

Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. С детьми, в речи которых присутствуют атипичные компенсаторные артикуляции, каждое удлинение «цепочки» на одно слово должно отрабатываться в течение недели. При заднеязычных артикуляциях новый речевой материал изучается три дня. Когда у ребенка наблюдаются дефекты звукопроизношения, нехарактерные для детей с расщелинами нёба, количество слов можно увеличивать ежедневно.

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от степени назализации и характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала в последнем случае. Здесь необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки. При большом количестве нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения

При проведении работы по нормализации дыхания необходимо соблюдать ряд правил:

1. Заниматься необходимо только в проветренном помещении, до еды.

2. Следует не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.

3. Не делать слишком большой вдох.

4. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

5. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

6. Движения необходимо производить плавно, медленно, под счет.

7. Необходимо сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционных и голосовых органов.

(Приложение 5 Комплекс упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания)

2.3.3. Развитие голоса

Коррекция голоса занимает важное место в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринолалии.

 (Приложение 6 Приёмы коррекции голоса у детей с диагнозом ринолалия. Схема)

 Основные задачи этих мероприятий:

· нормализация тембра;

· развитие природных голосовых данных детей;

· восстановление двигательной функции гортани;

· нормализация ротоглоточного резонанса;

· воспитание навыков правильного голосоведения.

Расстройство голоса при ринолалии многосторонне. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи.

Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой

полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Работа над голосом в послеоперационный период состоит из:

· дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление нёбно-глоточного смыкания;

· выработки навыка правильного голосоведения;

· расширения диапазона голоса;

· увеличения его силы;

Голосовая терапия состоит из фонопедических упражнений, а так же уточнения артикуляции гласных звуков. Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортанно-глоточного аппарата.

Логопедические занятия при работе над голосом включают в себя артикуляционную  и дыхательную гимнастику, а так же голосовые упражнения. Только после постановки ротового выдоха, диафрагмального дыхания и перемещения языка вперёд в полости рта можно начинать работу по постановке гласных звуков.

 Главная цель – добиться произношения гласных на диафрагмальном выдохе. Сочетание арткуляционных и простых дыхательных упражнений позволяет сформировать навыки речевого (фонационного) дыхания. Работа над фонационным дыханием проводится одновременно с постановкой и коррекцией гласных, а затем и согласных звуков.

При автоматизации навыков произношения гласных и ротового выдоха идёт развитие силы и высоты голоса.

Развивая силу голоса, ребёнка учат говорить чётко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот. Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объёма) голоса, развитие его гибкости и модуляции.

Работа над произношением гласных должна проводиться в определённом порядке (А-Э-О-И-У-Ы), который основан на изменение силы мышц, необходимой для удержания сегментов нёба и для увеличения объёма глоточной полости.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты неба в высокой позиции.

· Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Детский голос требует максимально щадящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований:

· петь только в соответствующем возрасту диапазоне,

· при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрасту диапазона,

·  петь на коротких певческих фразах, петь негромко, без напряжения.

Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.

Вокальные упражнения проводятся не только на логопедических, но и на музыкальных занятиях. По ходу обучения идёт воспитание внимания к звуковой стороне речи - ребёнок начинает различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать их в памяти, слышать звучание собственной речи и исправлять ошибки.

Устранение назальности требует длительного времени, так как она обусловлена рядом физиологических и психологических факторов. Чем старше ребёнок, тем труднее устраняется этот дефект (навыки нормальной речи трудно автоматизируются) в силу привычки к назальному звучанию своего голоса.

Работу по нормализации просодической стороны речи следует проводить на материале стихотворений, потешек, песенок, сказок. Сначала дети учатся вслед за логопедом подбирать нужные интонации, повышать или понижать голос, делать паузы, как того требуют знаки препинания. Затем совершенствуется темпо – ритмическая сторона речи. (Приложение 7 Гимнастика артикуляционно – резонаторного аппарата, Упражнения с использованием сонорных согласных М, Н.)

 

А.Н. Стрельниковой.

 Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.

2. Тренажер Дельфа- 130.

В индивидуальной логопедической работе применяю компьютерные технологии для речевой реабилитации детей – инвалидов. Компьютерный тренажер Дельфа-130 позволяет работать не просто индивидуально, но по-разному с каждым ребенком, стимулируя его к своему собственному индивидуальному достижению. Программа содержит широкий выбор специальных упражнений и игр для:

· закрепления навыка длительного ротового выдоха;

· постановки свободного речевого дыхания;

· отработки четкой артикуляции и правильного произношения гласных и согласных звуков;

· формирования процессов голосообразования;

· закрепления важных параметров структуры речи: интонации, темпа речи, слитности, словесного ударения.

Использование тренажера Дельфа- 130 в индивидуальной логопедической работе с детьми с ринолалией способствует созданию игровых ситуаций, установлению личного и рабочего контакта с ребенком и активному, сознательному включению ребенка в процесс восстановления нарушенных речевых функций, помогает сделать занятия интересными.

3. Индивидуальный дыхательный тренажер В.Ф. Фролова применяется мною в индивидуальной работе для развития физиологического дыхания. Основная цель его применения – формирование продолжительности, силы и направленности речевого выдоха. Регуляция интенсивности и объема воздушного потока активизирует небно-глоточное смыкание, способствует уменьшению носовой эмиссии воздуха. Как показывает практика. систематическое применение аппарата В.Ф. Фролова способствует координации дыхания, фонации, артикуляции и позволяет оптимизировать процессы речевого развития. Хорошие результаты отмечены при применении тренажера в работе с детьми с ринолалией разной степени выраженности.

4. Миогимнастика.

.Для устранения нарушенного звукопроизношения, для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологии прикуса, необходимо включать в работу дополнительные упражнения узкой направленности. Мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, адаптированной нами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно – лицевой области.  

Такой комплексный подход будет способствовать: во-первых, более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложнённые деформациями строения органов артикуляции; во-вторых, целенаправленной коррекции патологического развития функций жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при ринолалии. (Приложение  Миогимнастика)

 

Заключение

Проблема ринолалии является актуальной в современной логопедии. Помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет собой проблему не только для логопедов, но и для психологов и врачей, занимающихся данной проблемой. Данные многочисленных исследований выявляют серьезность этой проблемы и определяют своевременность и комплексность логопедического воздействия.

Врожденные расщелины губы и неба приводят к появлению врожденной открытой ринолалии, при которой нарушаются произношение звуков, тембр голоса, процессы дыхания, просодические характеристики речи. Во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.11 с.)