Комплексное обследование детей с ринолалией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексное обследование детей с ринолалией.



Поэтапная реабилитация детей с врождёнными расщелинами губы и нёба основывается на сочетании лечебных, логопедических и психолого-педагогических мероприятий, которые проводятся в течение роста ребенка до 14-15 лет.

Логопедическое сопровождение детей с ринолалией носит длительный характер и начинается в раннем грудном возрасте.

Организация комплексной коррекционной работы проводится с учетом основополагающих логопедических принципов:

· Принцип комплексного воздействия – взаимосвязь медицинского воздействия.

· Этиопатогенетический принцип - выделение ведущих расстройств и вторичных нарушений в структуре дефекта.

· Онтогенетический принцип предусматривает учёт общих закономерностей речевого развития ребёнка.

· Принцип дифференцированного подхода – возрастные и индивидуальные особенности детей с открытой ринолалией, уровень развития речи, структура нарушения.

· Принцип поэтапности – сначала формирование условий для развития произносительной стороны речи, затем осуществление системы упражнений для преодоления данного нарушения

· Наряду с логопедическими принципами в коррекционной работе следует опираться на дидактические принципы:

· Систематичности и последовательности обучения,

· Наглядность и доступность предлагаемого материала,

· Сознательность и активность,

· Прочность приобретённых навыков.

· Успешное решение задач коррекционного обучения зависит от следующих условий:

· возраста ребенка;

· степени тяжести дефекта артикуляционного аппарата;

· времени и качества оперативного лечения;

· степени компенсаторных возможностей ребенка;

· состояния слуховой функции, слухового внимания и восприятия;

· особенности развития личности ребенка;

· влияния речевой среды;

· состояния интеллекта ребенка с ринолалией;

· сопутствующих нарушений и заболеваний;

· состояния речевого развития ребенка;

· правильного выбора методики воздействия;

· сроков начала коррекционной работы.

Углубленному обследованию ребенка с ринолалией предшествует сбор анамнестических данных, изучение документации, а так же беседы с родителями. Отмечается наследственность: особенности протекания пренатального, натального, постнатального периодов; тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушения функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние; раннее физическое и речевое развитие; состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика; состояние физического слуха; состояние интеллекта; роль социальных факторов, микросоциальное окружение; занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

 Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребёнка, какие ожидания они связывают с логопедической работой, в какой степени они намерены сами принимать участие в этой работе.

Логопедическое обследование ребенка с Ринолалией дошкольного возраста состоит из следующих разделов диагностики:

· Данные анамнеза (хирургическое вмешательство, лечение

· у ортодонта, раннее речевое развитие);

· Речевая среда;

· Строение артикуляционного аппарата;

· Состояние мышечного тонуса;

· Моторика речедвигательного аппарата;

· Состояние мимической мускулатуры

· Голос (сила, высота, тембр, степень назализации)

· Дыхание (тип дыхания, характеристика дыхания, речевое дыхание, речевая воздушная струя, дифференциация носового, ротового дыхания, давление в ротовой полости)

· Просодика речи (темп, ритм, интонация)

· Состояние звукопроизношения

· Фонематическое восприятие

· Физический слух;

· Состояние сенсорной сферы;

· Понимание лексико-грамматических категорий;

· Состояние экспрессивной речи (уровень речевой коммуникации, слоговая структура, внятность речи, активный словарный запас)

· Грамматический строй речи;

· Состояние связной речи.

На основе проведённой диагностики, с учётом психофизического состояния ребёнка, характера и степени проявления речевого дефекта, разрабатывается поэтапная индивидуальная программа коррекционной работы, в которой комбинируются задания из необходимых разделов.

В разделы индивидуальной программы входят:

1.прогнозирующие задачи,

2.направления коррекции речи,

3.методы и приёмы, применяемые в процессе реабилитации речи.

Эта программа представляется нам гибкой, динамичной и позволяет вносить коррективы в процессы логопедической работы.  Индивидуализация обучения обусловлена закономерностями развития произношения при нормальном речевом онтогенезе и особенностями фонетического и фонологического развития детей

Динамика реабилитации речи включает в себя основные разделы логопедической работы и определяет результаты коррекции речи. Результаты коррекционной работы отражаются в заключении, которое показывает состояние речи ребёнка, эффективность реабилитации речи (Приложение 1 Разработанный логопедический статус для детей с врожденной послеоперационной ринолалией).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.007 с.)