Характерные особенности детей и подростков, склонных к воровству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности детей и подростков, склонных к воровству



Воровство — присвоение или потребление не принадлежащих личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей. Отягощающим обстоятельством воровства является непринятие мер личностью по предотвращению или уменьшению реального или возможного ущерба, который могут понести пострадавшие от воровства.

Эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым – это характерные особенности подросткового возраста.

Психологическими особенностями, обуславливающими склонность подростков к воровству, являются:

- импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразрывности произвольного сознательного контроля поведения;

- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

- узость понятийного аппарата, трудность в осмыслении абстрактных понятий;

- осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с подростками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основание нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Причины детского воровства

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства (М. Кравцова, 2001):

1.   Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести (импульсивность).

2.   Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3.   Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Типология детского и подросткового воровства

По данным авторов А. Л. Нелидова и Т. Т. Щелиной (2002), воровство у детей школьного возраста может проявляться в различных вариантах.

1. Воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников. Ребенок ворует не для себя, а для группы, которая его подчинила. Особенно опасным данный тип воровства становится при психологическом инфантилизме и подчиняемости ребенка.

2. Воровство как компенсация фрустрации отдельных значимых потребностей личности ребенка, воспитывающегося в дисфункциональной родительской семье.

3. Воровство как гиперкомпенсация кризиса прогрессирующей педагогической запущенности.

4. Воровство как механизм социализации ребенка в асоциальной среде. Особенно тяжелым этот тип воровства становится при готовности самих родителей к воровству (асоциальная семья).

5. Воровство как патологическое развитие личности в условиях хронического эмоционального отвержения родителями.

6. Воровство в связи с формирующейся зависимостью от компьютерных игр или игр на игровых автоматах. Начинается с момента формирования у игры качества сверхценного увлечения: вытеснение других хобби, снижение значимости учебы (пока без снижения успеваемости), изменение круга общения, резкое увеличение времени игр (до нескольких часов в день), «неодолимое» желание возобновить или продолжить игру и нежелание ее завершать.

Диагностический этап

Цель: выявление учащихся, склонных к воровству.

Задачи:

1. Выявить характерологические особенности, черты личности и уровень самооценки учащихся;

2. Определить особенности учебной деятельности;

3. Изучить особенности семейных взаимоотношений, определение модели и типа семейного воспитания;

4. Выявить интересы, круг общения учащихся, особенности их взаимодействия с окружающими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.006 с.)