Внеклассное мероприятие по русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеклассное мероприятие по русскому языку



Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Лингвистический интеллектуальный марафон»

Цель: создать условия для осознания обучающимися важности бережного отношения к родному русскому языку.

Задачи:

· Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки. формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.

· Развивающая – формирование интеллектуальных умений: развивать умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения; развивать умения работать в команде, а также умений осуществлять рефлексивную деятельность.

· Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к изучению родного языка, воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей, развить умение учащихся работать в группах.

Учитель: 2021 год Указом Президента объявлен «Годом науки и технологий». Российская наука имеет особое значение в нашей стране. Огромное количество выдающихся ученых с честью и достоинством представляли нашу Родину на мировой научной арене, многие из них были удостоены престижной Нобелевской премии и других высших наград. Российская наука продолжает развиваться и не теряет своего мирового лидерства.

       Сегодня мы собрались на мероприятии, посвящённомнауке, которая изучает язык. Как она называется? (Лингвистика, языкознание). Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства. Но ведь русский язык – это важнейшая часть нашей жизни. На русском языке мы говорим свое первое слово, учимся читать, общаемся, спорим.

Иногда, слушая речь молодых людей, взрослые подчас оказываются в положении иностранцев, над которыми можно иронизировать – всё равно ничего не поймут.

       Сценка «Три желания»

Мальчик идет прогулочным шагом, находит кувшин (лампу, вазу). С удивлением поднимает, сметает пыль...(Звучит музыка)

Появляется Джинн.

Мальчик: - Вы откуда? Кто вы???

Джинн: Я вот из этого трижды проклятого кувшина. О, юный мой повелитель, я Джинн ГассанАбдурахман ибн Хоттаб. Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Слава, ибн... Я выполню три твоих желания, ибо ты спас меня из этого страшного заточения.

Мальчик: Хочу трубу самой последней модели, самую крутую навороченную тачку и много - много бабок.

Джинн (вырывает волосок из бороды, приговаривая): Сим-салабим, ахалай-махалай. Вот тебе труба, самой последней модели, пластиковая. А вот тебе тачка, самая крутая, самая навороченная, из Китая.А вот тебе много - много бабок. (Выход бабок под песню «Бабушки-старушки»)

Мальчик: Но это не то, что я хотел...

Джинн: Что ты просил, то я и исполнил: вот труба, тачка, бабки.

Мальчик в недоумении..., разводит руками.

Появление гения

Пушкин

Ну, здравствуй, племя молодое, незнакомое!

Я помню чудные мгновенья,

Когда учился в школе я:

К наукам, книгам, просвещенью

Тянулись все мои друзья!

Что ж вы, потомки, натворили?

Во что язык наш превратили?

Куда исчез высокий слог?

Кругом попса, тусовки, рок.

Уж не нужна литература

В век SMS - ок и гламура.

И хоть я самых честных правил,

Как взял бы розги и вот их

Учить бы заново заставил

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАШ ЯЗЫК!

 

       Выступление команд (капитан, название, девиз, эмблема)

Учитель: Сегодня мы проведем соревнования между 4 командами 6в класса.В ходе прохождения лингвистического марафона ребятам нужно будет выполнять задания по различным разделам науки о языке.

Для начала познакомимся с командами.

 

ЗАДАНИЕ №1 ФОНЕТИКА, ГРАФИКА

Как называется раздел, в котором изучаются звуки? (Фонетика). А как называется раздел лингвистики, изучающий буквы? (Графика). Задания первоготура марафона будут по фонетике и графике. У вас в конверте лежит лист с шарадами. Вы должны в течение двух минут вписать ответы в пустые строчки.

Шарады
1-й команде

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (Коса – коза).

Й команде

С «м» – приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд – лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий. (Шар – жар).

 

Й команде

С твердым «Л» я на стене,книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите, сразу в танец превратите.(Полка-полька)

Со звуком «ЛЬ»- я под землёй бываю каменным и бурым,

А с твёрдым в комнате любой в геометрической фигуре.(Уголь – угол).

 

Й команде

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нём мы обитаем. (Том – дом).

 

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь -
И стану птицей я лесной.(Волга – иволга).

           

ЗАДАНИЕ №2 ОРФОЭПИЯ

Учитель: Ребята, вы знаете, что уровень культуры каждого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать, как он произносит слова. В каком разделе науки о языке изучаются произносительные нормы? (Орфоэпия). Следующее задание по орфоэпии: расставьте ударение в словах.

Каталог, договор, ходатайство,  украинский, торты, красивее,
звонишь, кухонный, щавель, газопровод, балованный, хозяева, форзац, обеспечение, свекла, банты, включит, жалюзи, квартал, столяр, намерение, облегчить, оптовый, премировать, туфля, углубить, черпать, шарфы.

           

ЗАДАНИЕ №3 МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Учитель: Продолжаем наш лингвистический марафон. Скажите, пожалуйста, что изучают такие разделы лингвистики как морфемика и словообразование? (Морфемы – части слова и способы словообразования).

       Предлагаю вам поучаствовать в игре «Сорняк»

Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть это слово. Работаем в парах. 

Команде №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

 

Команде №2

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

 

Команде №3

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный.

 

Команде №4

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Стол, столик, столетие, настольный.

 

       ЗАДАНИЕ №4 ЛЕКСИКА

       Учитель: Вы успешно справились с этим заданием. Переходим к следующему. В каком разделе науки о языке изучается слово с точки зрения его значения? (в лексике). Что конкретно изучает лексика? Проведём блиц-опрос (толкование слова, синонимы, антонимы, омонимы, однозначные/ многозначные слова, исконно-русские/ заимствованные, общеупотребительные, диалектные слова, профессионализмы, неологизмы и устаревшие слова).

       К нашему мероприятию ребята подготовили паспорта некоторых слов. Им пришлось поработать с различными словарями, чтобы собрать информацию. Итогом работы групп стали информационные плакаты.

Итак, 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Первая команда составляла паспорт слова «НАУКА». Слушаем выступление представителей команды.

2021 год – это год 60-летия первого полёта человека в космос. Вторая команда готовила паспорт слова «КОСМОС».

В 2021 году мы будем праздновать 60-летие образования ракетной Таманской Краснознамённой дивизии. Третья команда представляет паспорт слова «ДИВИЗИЯ».

И ученые, и космонавты, и военные трудятся на благо Родины, любимой страны, родной земли. Чётвертая команда подготовила паспорт слова «РОДИНА».

ЗАДАНИЕ №5 ФРАЗЕОЛОГИЯ

Учитель:

1) Займемся фразеологизмами. Вам нужно догадаться, о чем идёт речь.

1. Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скребти, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)

2. Он может не повернуться, если у кого-то нет решимости; он может отняться, если кто-то вдруг от страха или удивления теряет способность говорить; он может чесаться, если неудержимо хочется что-то сказать; он может быть повешен у человека, который хорошо умеет говорить (Язык.).

3. Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека (Голова.).

4. Его могут совать не в своё дело чересчур любопытные люди, можно остаться с ним, если вас обманули, некоторые не видят дальше него, так как не замечают происходящего вокруг, оптимисты держат его по ветру, а те, кто сильно хотят спать, клюют им, когда кому-то грустно, его вешают (Нос).

2) Следующее задание творческое. Командам нужно нарисовать фразеологизм так, чтобы соперники догадались, о каком фразеологизме идёт речь и смогли дать им толкование.

Как кошка с собакой.

Как курица лапой.

Кот наплакал.

Вешать лапшу на уши.

 

Пока команды рисуют фразеологизмы, перед гостями выступят Голикова Аня, Ермолаева Рита и Иосифова Софья с фрагментами исследовательской работы по лексике, которую они представляли в этом году на Международных Мартыновских чтениях в г. Петровске и с которой заняли 1 место.

 

ЗАДАНИЕ №6 ОРФОГРАФИЯ

Учитель: при изучении любого раздела мы узнаём правила написания слов, то есть работаем над орфограммами. В 6 классе мы изучили множество орфограмм. Посмотрим, как хорошо вы помните правила. Для каждой группы есть задания по орфографии. Достаньте задание из конверта. вам нужно вставить пропущенные буквы. Каждый участник, начиная с капитана, вписывает букву в одно слово и передаёт другому члену команды. Передаем лист с заданием до тех пор, пока не будут вписаны буквы во все слова.

Команде №1

Команде №2

Команде №3

Команде №4

ЗАДАНИЕ 7 КОНКУРС КАПИТАНОВ

Учитель: Всем известно, что конкурс капитанов – это конкурс знатоков. Вопросы могут быть не только по предмету, они проверяют кругозор ученика.
Условия: каждому капитану по очереди задаются вопросы. Нужно ответить быстро, если затрудняется дин капитан, может ответить следующий, чтобы не терять время. За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы:
1. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах и маскарадах. Конфетти.
2. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. Фейерверк.
3. Бывает барабанная, бывает десятичная. Дробь.
4. Бывает Великий, бывает воинский. Пост.
5. Каким ключом нельзя открыть замок? Ключом-источником, музыкальным знаком.
6. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Строчку, прошитую на машине.
7. Какие сто звуков могут остановить движение транспорта. Стоп.
8. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. Звонок.
9. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. Расписание.
10. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Азбука.
11. Яркое освещение улиц и зданий по случаю праздника. Иллюминация.
12. В какой клетке нельзя держать птиц и зверей? В тетрадной.
13. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? Семья
15. Наука о собаках. Кинология.
16. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. Археология.

17. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. Мел.
18. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. Глобус.
19. Карточка с вопросами для экзамена. Билет.
20. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. Майонез.

ЗАДАНИЕ №8 МОРФОЛОГИЯ

Учитель: Какой раздел лингвистики изучает морфологические признаки слова? (Морфология). Задание командам: в приведённых пословицах определить падеж слова «дело».

1. Дело шуток не любит. (Им. п.)

2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)

3. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

4. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

5. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

6. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

7. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

8. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

 

ЗАДАНИЕ №9 СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

Учитель: Построение словосочетаний, предложений изучается в… (Синтаксисе). Постановку знаков препинания их роль и функции изучает… (Пунктуация)

Задание командам:

Команде 2:

Чем осложнено данное предложение?

Команде 3:

Каким членом предложения будут слова «весной» и «все».

Команде 4:

Дайте полную характеристику данного предложения.

ЗАДАНИЕ №10 ТЕКСТ

Учитель: Выполняя задания марафона, мы обращались к различным языковым единицам: звукам и буквам, морфемам, словам, словосочетаниям и предложениям. Последнее задание будет посвящено самой крупной языковой единице – тексту.

В год науки и технологии вы обязательно должны узнать имена великих учёных-лингвистов. Предлагаю вам внимательно прочитать информационные тексты о деятельности языковедов, после чего ответить на вопросы.

Команде 1:

Дмитрий Николаевич  Ушаков (1873—1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины ХХ века. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на характер его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение — основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

 

Команде 2:

Одним из самых оригинальных лингвистов был Александр Матвеевич Пешковский (1878—1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первый показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по – настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно – государственной машины и без которого она просто остановилась бы», - говорил А.М. Пешковский.

 

Команде 3:

Лев Владимирович Щерба (1880—1944) — известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи — слова категории состояния, — наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»…Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

Команде 4:

Виктор Владимирович Виноградов (1895—1969). Имя этого вы дающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе. Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога и для начинающего изучать язык студента. Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста. Невозможно переоценить заслуги В. В. Виноградова в области лексикологии, фразеологии.

 

Учитель: Наш лингвистический марафон подошёл к концу. Вы показали себя хорошими знатоками русского языка.

В заключение хочу прочитать вам стихотворение Сабира Абдулла «Выучи русский язык»

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

 

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

 

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

 

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

 

Осталось выяснить, кто победитель, а кто из команд занимает 2 и 3 места.

Слово жюри. Вручение дипломов. Фото на память.

 

      

ПРИЛОЖЕНИЯ

Й команде

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. __________________

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. ________________________

 

Й команде

С «м» приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. ________________

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.______________________________

 

З-й команде

С твердым «Л» я на стене,книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите, сразу в танец превратите. ________________________

 

Со звуком «ЛЬ» - я под землёй бываю каменным и бурым,

А с твёрдым в комнате любой в геометрической фигуре. ________________

 

Й команде

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нём мы обитаем. ___________________________

 

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь –

И стану птицей я лесной. ____________________________

Команде №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

 

Команде №2

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

 

Команде №3

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный.

 

Команде №4

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Стол, столик, столетие, настольный.

 

Команде №1

Команде №2

Команде №3

Команде №4

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Лингвистический интеллектуальный марафон»

Цель: создать условия для осознания обучающимися важности бережного отношения к родному русскому языку.

Задачи:

· Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки. формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.

· Развивающая – формирование интеллектуальных умений: развивать умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения; развивать умения работать в команде, а также умений осуществлять рефлексивную деятельность.

· Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к изучению родного языка, воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей, развить умение учащихся работать в группах.

Учитель: 2021 год Указом Президента объявлен «Годом науки и технологий». Российская наука имеет особое значение в нашей стране. Огромное количество выдающихся ученых с честью и достоинством представляли нашу Родину на мировой научной арене, многие из них были удостоены престижной Нобелевской премии и других высших наград. Российская наука продолжает развиваться и не теряет своего мирового лидерства.

       Сегодня мы собрались на мероприятии, посвящённомнауке, которая изучает язык. Как она называется? (Лингвистика, языкознание). Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства. Но ведь русский язык – это важнейшая часть нашей жизни. На русском языке мы говорим свое первое слово, учимся читать, общаемся, спорим.

Иногда, слушая речь молодых людей, взрослые подчас оказываются в положении иностранцев, над которыми можно иронизировать – всё равно ничего не поймут.

       Сценка «Три желания»

Мальчик идет прогулочным шагом, находит кувшин (лампу, вазу). С удивлением поднимает, сметает пыль...(Звучит музыка)

Появляется Джинн.

Мальчик: - Вы откуда? Кто вы???

Джинн: Я вот из этого трижды проклятого кувшина. О, юный мой повелитель, я Джинн ГассанАбдурахман ибн Хоттаб. Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Слава, ибн... Я выполню три твоих желания, ибо ты спас меня из этого страшного заточения.

Мальчик: Хочу трубу самой последней модели, самую крутую навороченную тачку и много - много бабок.

Джинн (вырывает волосок из бороды, приговаривая): Сим-салабим, ахалай-махалай. Вот тебе труба, самой последней модели, пластиковая. А вот тебе тачка, самая крутая, самая навороченная, из Китая.А вот тебе много - много бабок. (Выход бабок под песню «Бабушки-старушки»)

Мальчик: Но это не то, что я хотел...

Джинн: Что ты просил, то я и исполнил: вот труба, тачка, бабки.

Мальчик в недоумении..., разводит руками.

Появление гения

Пушкин

Ну, здравствуй, племя молодое, незнакомое!

Я помню чудные мгновенья,

Когда учился в школе я:

К наукам, книгам, просвещенью

Тянулись все мои друзья!

Что ж вы, потомки, натворили?

Во что язык наш превратили?

Куда исчез высокий слог?

Кругом попса, тусовки, рок.

Уж не нужна литература

В век SMS - ок и гламура.

И хоть я самых честных правил,

Как взял бы розги и вот их

Учить бы заново заставил

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАШ ЯЗЫК!

 

       Выступление команд (капитан, название, девиз, эмблема)

Учитель: Сегодня мы проведем соревнования между 4 командами 6в класса.В ходе прохождения лингвистического марафона ребятам нужно будет выполнять задания по различным разделам науки о языке.

Для начала познакомимся с командами.

 

ЗАДАНИЕ №1 ФОНЕТИКА, ГРАФИКА

Как называется раздел, в котором изучаются звуки? (Фонетика). А как называется раздел лингвистики, изучающий буквы? (Графика). Задания первоготура марафона будут по фонетике и графике. У вас в конверте лежит лист с шарадами. Вы должны в течение двух минут вписать ответы в пустые строчки.

Шарады
1-й команде

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает. (Коса – коза).

Й команде

С «м» – приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд – лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий. (Шар – жар).

 

Й команде

С твердым «Л» я на стене,книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите, сразу в танец превратите.(Полка-полька)

Со звуком «ЛЬ»- я под землёй бываю каменным и бурым,

А с твёрдым в комнате любой в геометрической фигуре.(Уголь – угол).

 

Й команде

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нём мы обитаем. (Том – дом).

 

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь -
И стану птицей я лесной.(Волга – иволга).

           

ЗАДАНИЕ №2 ОРФОЭПИЯ

Учитель: Ребята, вы знаете, что уровень культуры каждого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать, как он произносит слова. В каком разделе науки о языке изучаются произносительные нормы? (Орфоэпия). Следующее задание по орфоэпии: расставьте ударение в словах.

Каталог, договор, ходатайство,  украинский, торты, красивее,
звонишь, кухонный, щавель, газопровод, балованный, хозяева, форзац, обеспечение, свекла, банты, включит, жалюзи, квартал, столяр, намерение, облегчить, оптовый, премировать, туфля, углубить, черпать, шарфы.

           

ЗАДАНИЕ №3 МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Учитель: Продолжаем наш лингвистический марафон. Скажите, пожалуйста, что изучают такие разделы лингвистики как морфемика и словообразование? (Морфемы – части слова и способы словообразования).

       Предлагаю вам поучаствовать в игре «Сорняк»

Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть это слово. Работаем в парах. 

Команде №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

 

Команде №2

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

 

Команде №3

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный.

 

Команде №4

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Стол, столик, столетие, настольный.

 

       ЗАДАНИЕ №4 ЛЕКСИКА

       Учитель: Вы успешно справились с этим заданием. Переходим к следующему. В каком разделе науки о языке изучается слово с точки зрения его значения? (в лексике). Что конкретно изучает лексика? Проведём блиц-опрос (толкование слова, синонимы, антонимы, омонимы, однозначные/ многозначные слова, исконно-русские/ заимствованные, общеупотребительные, диалектные слова, профессионализмы, неологизмы и устаревшие слова).

       К нашему мероприятию ребята подготовили паспорта некоторых слов. Им пришлось поработать с различными словарями, чтобы собрать информацию. Итогом работы групп стали информационные плакаты.

Итак, 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Первая команда составляла паспорт слова «НАУКА». Слушаем выступление представителей команды.

2021 год – это год 60-летия первого полёта человека в космос. Вторая команда готовила паспорт слова «КОСМОС».

В 2021 году мы будем праздновать 60-летие образования ракетной Таманской Краснознамённой дивизии. Третья команда представляет паспорт слова «ДИВИЗИЯ».

И ученые, и космонавты, и военные трудятся на благо Родины, любимой страны, родной земли. Чётвертая команда подготовила паспорт слова «РОДИНА».

ЗАДАНИЕ №5 ФРАЗЕОЛОГИЯ

Учитель:

1) Займемся фразеологизмами. Вам нужно догадаться, о чем идёт речь.

1. Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скребти, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)

2. Он может не повернуться, если у кого-то нет решимости; он может отняться, если кто-то вдруг от страха или удивления теряет способность говорить; он может чесаться, если неудержимо хочется что-то сказать; он может быть повешен у человека, который хорошо умеет говорить (Язык.).

3. Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека (Голова.).

4. Его могут совать не в своё дело чересчур любопытные люди, можно остаться с ним, если вас обманули, некоторые не видят дальше него, так как не замечают происходящего вокруг, оптимисты держат его по ветру, а те, кто сильно хотят спать, клюют им, когда кому-то грустно, его вешают (Нос).

2) Следующее задание творческое. Командам нужно нарисовать фразеологизм так, чтобы соперники догадались, о каком фразеологизме идёт речь и смогли дать им толкование.

Как кошка с собакой.

Как курица лапой.

Кот наплакал.

Вешать лапшу на уши.

 

Пока команды рисуют фразеологизмы, перед гостями выступят Голикова Аня, Ермолаева Рита и Иосифова Софья с фрагментами исследовательской работы по лексике, которую они представляли в этом году на Международных Мартыновских чтениях в г. Петровске и с которой заняли 1 место.

 

ЗАДАНИЕ №6 ОРФОГРАФИЯ

Учитель: при изучении любого раздела мы узнаём правила написания слов, то есть работаем над орфограммами. В 6 классе мы изучили множество орфограмм. Посмотрим, как хорошо вы помните правила. Для каждой группы есть задания по орфографии. Достаньте задание из конверта. вам нужно вставить пропущенные буквы. Каждый участник, начиная с капитана, вписывает букву в одно слово и передаёт другому члену команды. Передаем лист с заданием до тех пор, пока не будут вписаны буквы во все слова.

Команде №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.171 с.)