Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие лидера и обзор теории лидерства.

Поиск

Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Лидер не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактическим лидером, так как лидер – это человек, не утвержденный приказом, а психологически признанный окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и вывести организацию из безвыходных ситуаций.

Неформальные лидеры Формальные руководители
Реализуют функции, ожидаемые коллективом и самостоятельно определяют цели. Реализуют функции сверху, определяют как, какими способами нужно достигать цели.
Вдохновляют своих последователей. Направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами, занимая при этом пассивную позицию.
Не контролируют окружающих, а строят отношения с ними на основе доверия. Свое взаимодействие с окружающими строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей.
Лидерам люди подчиняются добровольно. Менеджерам люди обязаны подчиняться.

Лидером, таким образом, становится лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью.

Существует два типа лидеров: инструментальный в деловых отношениях и экспрессивный в межличностных (обычно наиболее уважаемый).

Существуют отличия лидера от формальных руководителей (менеджеров)

Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему.

Ученые-бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:

1) Подход с позиции личных качеств,

2) Поведенческий подход

3) Ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств.

Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств, таких как уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий подход

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства.

Обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, группа авторов утверждает, что "не существует одного "оптимального" стиля руководства". Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль".

Ситуационный подход

Современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые, согласно ситуационному подходу, пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, различные способы руководства должны выбираться в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.006 с.)