Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идя по дороге подражания лучшему, совершенствуется человеческая душа, которая не замыкается в самой себе, самосовершенствуется человек и развивается общество. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Принципиальными причинами исторической декаденции общественной жизни являются упадок, разложение аристократии или же восстание масс, недовольных своим общественным положением. Это означает, что избранное меньшинство теряет свое образцовое поведение в обществе, свои высокие качества, а массы перестают выполнять функции подчинения, которые в них заложены природой. Избранное меньшинство, или элита, – это не находящиеся у власти люди. Это те, кто, обладая какой-то частью власти или вовсе ее не имея, могут оказывать влияние на массы. Там, где нет духовно господствующей элиты и подчиняющейся массы, там нет общества. Элита никогда не может завоевать власть, если она находится в меньшинстве. Чтобы это произошло, она должна превратиться в большинство, так как в политике побеждает тот, кто овладевает общественным мнением и подчиняет его своему влиянию. Элита в политическом плане никогда не может подчинить своему влиянию большинство и, следовательно, управлять государством. Дело в том, что всегда, когда ее идеи овладевают умами большинства граждан, эта старая элита самоотрицается, и в обществе формируется новое избранное меньшинство, которое ставит и выдвигает более высокие цели и задачи. Когда же меньшинство все же приходит к власти и начинает управлять государством, то это становится трагедией для общества, поскольку меньшинство силой навязывает свои идеи большинству, что в конечном счете оборачивается для общества большой бедой. Подобная ситуация произошла в тех странах, где к власти пришел фашизм. Отличие элиты от массы X. Ортега-и-Гассет «человека массы» сделал главным «персонажем» блестящего по форме философского эссе «Восстание масс» (1930). Введение этого понятия открывает простор для осмысления проблем «элемент массы», «латентная (потенциальная) масса», а также во многом создает основу для формирования нового, нетрадиционного подхода к изучению социально-массовых явлений. Раскрывая свое понимание элиты, автор говорит об элите как об «избранном меньшинстве», высшем классе. Меньшинство он при этом понимает как совокупность лиц, выделенных особыми качествами, массу — как не выделенных ничем («средний человек», человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип).
Ортега-и-Гассет упоминает черты, отличающие «избранных» от массы: – «Избранные — не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно». Этим они отличаются от человека массы, который не требует от себя ничего, для кого жить — это плыть по течению, оставаясь таким, каков есть, и не силясь перерасти себя. Масса — это те, кто подчиняется воле истории и лишен ориентиров. – У власти должны находиться элиты, так как массы к этому не способны. Но сейчас у власти находятся представители масс, и вообще весь мир становится массой, которая проникает даже в круги традиционно элитарные. У Ортеги речь идет об определенном типе человека, а не об общественном классе. Он делает специальную оговорку, что деление общества на массы и избранное меньшинство — это деление не на социальные классы, а на типы людей: в каждом классе можно найти и «массу», и настоящее «избранное меньшинство». Массовый тип, псевдоинтеллектуалы преобладают ныне даже в традиционно элитарных группах, и, наоборот, среди рабочих, считавшихся раньше типичной «массой», нередко встречаются характеры исключительных качеств. Масса — это множество людей без особых достоинств, ее элемент — средний, заурядный человек. Но не только лишь отсутствие талантов делает личность «человеком массы»: скромный человек, осознающий свою посредственность, никогда не почувствует себя членом массы и не должен быть к ней отнесен. Человек массы — тот, «кто не ощущает в себе никакого особого дара, чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные» и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». Необходимые черты его — самодостаточность, самодовольство: в отличие от человека элиты, предъявляющего к себе строгие требования, он всегда доволен собой, «более того, восхищен», не знает сомнений, с завидным спокойствием «пребывает в глупости». К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Ему не дано проектировать и планировать, у него ограниченные творческие возможности, нет подлинной культуры, в решении споров он игнорирует основные принципы разума, не стремится держаться истины. Сложность, многогранность, драматизм бытия либо недоступны, либо пугают его.
Люди элиты — это люди «великого пути», пришедшие в этот мир созидать, творить, те, кто требователен к себе, берет на себя «труд и долг», а человек массы — тот, кто живет «без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению». Ведущими признаками «человека элиты» являются: - компетентность - высокий профессиональный и культурный потенциал - самосовершенствование - творчество - «служение» как осознанный выбор А «человека массы»: - теоретическая «заскорузлость» - иллюзия самодостаточности - отсутствие стимула к саморазвитию - самодовольное «пребывание» в глупости - «вожделение». Первый исповедует ценности творчества, познания как служения общенациональным, общечеловеческим задачам, второй же привержен ценностям потребления, не выходит, в целом, за перспективу собственного одномерного существования. Цивилизация интересует его не сама по себе, а лишь как средство удовлетворения растущих вожделений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.007 с.) |