Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии поведения в конфликте
Стратегия (стиль) поведения – план и программа действий в конфликте, направленные на реализацию цели. Выделяют пять основных стратегий. 1 Избегание– поведение, при котором человек игнорирует само наличие конфликта и воздерживается от противодействия, не уступая другой стороне и не настаивая на своем. 2 Соперничество (принуждение) – стиль поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов и отсутствием уступчивости в удовлетворении интересов оппонента. Характерные черты: наличие власти или физического преимущества; навязывание предпочтительного для себя решения; не решает проблемы, так как не дает оппоненту возможности реализовать свои интересы. 3 Уступка – одна из сторон частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов. Является наиболее альтруистичным стилем. Оправдана в ситуациях: осознание своей неправоты; необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом или зависимость от него; незначительность проблемы. 4 Компромисс – урегулирование существующих разногласий путем взаимных уступок. Характерно: отказ от части требований, готовность признать претензии другой стороны обоснованными. Оправдан в следующих ситуациях: наличие взаимоисключающих интересов, равные возможности оппонентов конфликта. Мнение, что компромисс – лучшее решение конфликта, довольно распространено. Однако в большинстве случаев компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Это лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы. 5 Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего обе стороны. Является наиболее оптимальным стилем. Сотрудничество – самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол.
Вопросы для самостоятельной подготовки 1 Формирование волевых качеств. 2 Саморегуляция и самоконтроль. 3 Акцентуация характера как причина конфликтного поведения
Тест 1 Конфликтное поведение – это: а) отсутствие стремления человека как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы; б) предрасположенность оппонентов к взаимным уступкам при достижении частичного удовлетворения своих стремлений; в) система действий в отношении оппонента, направленная на реализацию собственных целей
2 Какое поведение относится к деструктивной модели:
а) невыраженность собственного мнения; б) нарушение этики общения; в) стремление уладить конфликт.
3 Какие действия характеризуют тактику физического насилия:
а) уничтожение материальных ценностей оппонента препятствование деятельности, телесное повреждение; б) захват и удерживание объекта конфликта; в) привлечение внимания к конфликту в виде забастовок, голодовок, СМИ.
4 Каким фактором не определяется выбор стратегии поведения в конфликте?
а) значимость объекта конфликта для обоих оппонентов; б) ориентация на достижение собственных интересов; в)учёт интересов другой стороны.
5 Особенности стратегии конкуренции:
а) игнорирование наличие конфликта и воздержание от противодействия; б) отсутствие уступчивости в отношении оппонента, настаивание на собственных интересах; в) выработка решения удовлетворяющая обе стороны.
6 В какой ситуации оптимальна стратегия уступки:
а) незначительность ситуации; б) более высокий статус оппонента; в) необходимость сохранения хороших отношений или зависимость от оппонента.
7 Особенности стратегии компромисса:
а) выработка решения, полностью удовлетворяющего обе стороны; б) урегулирование конфликта путём взаимных уступок; в) одна из сторон частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов.
8 Что не относится к факторам, влияющим на конфликтность личности:
а) психологические факторы; б) социальные факторы; в) субъективные факторы; г) ситуативные факторы.
9 Что не относится к ситуативным факторам:
а) неудовлетворённость актуальной потребности; б) отношение к оппоненту; в) самоконтроль и самореализация.
10 К какому типу конфликтной личности относится личность, отличающаяся негибкостью в поведении, нежеланием считаться с мнением окружающих, завышенной самооценкой:
а) ригидный; б) педантичный; в) демонстративный; г) неуправляемый. Регуляция конфликтов 6.1 Завершение и разрешение конфликта Завершение конфликта и разрешение конфликта – неравноценные понятия: первое шире второго. Завершение конфликта предполагает его окончание, прекращение по любым причинам. Способы завершения: 1) затухание – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Происходит при истощении ресурсов, потере мотивации к противоборству и пр.; 2) устранение конфликта – воздействие, при котором ликвидируются основные структурные элементы конфликта: оппонент (командировка, перевод в другой отдел, увольнение и пр.) или объект конфликта; 3) урегулирование конфликта – устранение противоречия между оппонентами конфликта при участии третьей стороны. 4) разрешение конфликта – совместная деятельность участников по разрешению противоречия и прекращению противодействия. Способы разрешения конфликта зависят от стратегий поведения в конфликте: – одностороннее разрешение, или уступка; – сотрудничество, когда стороны находят удовлетворяющий всех вариант; – компромисс, который делится на симметричный (обе стороны пошли на уступки) и ассиметричный (одна сторона была настроена на компромисс, а вторая – на соперничество или уступку).
6.2 Управление конфликтом Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие на динамику конфликта по разрешению возникшего или потенциального противоречия. Включает следующую деятельность. 1 Прогнозирование конфликта: изучение объективных условий – физической среды; изучение субъективных условий взаимодействия – социальной и психологической среды (стиль управления, климат, лидерство, микрогруппы). 2 Предупреждение конфликта – деятельность по недопущению конфликтной ситуации. 3 Стимулирование конфликта – провокация конструктивных конфликтов (вынесение вопроса на собрание, публичная критика, публикация в СМИ). 4 Регулирование конфликта – деятельность по обеспечению его развития в сторону разрешения. Принципы регулирования конфликта: выявление реально действующего противоречия; определение истинной причины конфликта; учет истинных мотивов и целей участников; учет индивидуально-психологических характеристик оппонентов. Методы управления конфликтами делят на четыре группы. 1 Внутриличностные методызаключаются в умении личности правильно организовать свое собственное поведение в конфликте, включают самоконтроль, самовнушение, самоубеждение, самовоспитание.
2 Персональные – направлены на работу с конкретным участником конфликта: убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы; использование позитивных санкций (премии, изменение характера работы, повышение); использование негативных санкций (ротация – перевод в другое подразделение, увольнение). 3 Координационные методы: общие собрания, соблюдение принципа иерархии, создание комиссий по урегулированию конфликта, обращение к специалисту и пр. 4 Переговоры – организация и встреча оппонентов с целью поиска взаимоприемлемых решений для урегулирования конфликта. В проведении переговорного процесса выделяют следующие этапы. 1 Признание существования конфликта, т. е. наличия противоположных целей, методов у оппонентов, определение самих этих участников. 2 Определение возможности переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решения «с ходу» целесообразно договориться о проведении переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны. 3 Согласование процедуры переговоров. Важно определить, где, когда и как начнутся переговоры, т. е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности. 4 Выявление круга вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема заключается в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций. 5 Разработка вариантов решения проблем. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. 6 Принятие согласованного решения. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
6.2 Предупреждение конфликтов Предупреждение (профилактика) – деятельность по созданию и укреплению условий, при которых исключается возможность возникновения конфликта.
Выделяют первичную и вторичную профилактику конфликтов. Пepвичнaя прoфилaктикa конфликтов заключается прежде всего в психологическом просвещении и развитии потенциальных или реальных участников конфликтов. Вторичная профилактика предполагает непосредственную работу в предконфликтной ситуации. Направления личностной профилактики. 1 Овладение психологическими приемами и навыками бесконфликтного общения: быть открытым в общении, доброжелательным; попытаться понять позицию оппонента, поставив себя на его место; уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований. 2 Формирование аттракции. Под психологической аттракцией понимается возникновение или создание психологической привлекательности между партнерами по обращению. Аттракция у личности как субъекта общения возникает как результат эмоционального отношения. В формировании аттракции как психологической предпосылки бесконфликтного поведения и становления партнерских отношений существенными являются: установка на диалогическое внестатусное общение; уважение к личности; обращение к человеку по имени или по имени-отчеству; создание и акцентирование позитивных эмоций и ситуаций; осознание и удовлетворение потребности самоутверждения и т. д. 3 Развитие эмпатии – понимание психологического состояния партнера, сочувствие и сопереживание. 4 Избавление от личностной конфликтности: не стремиться доминировать во что бы то ни стало; не переоценивать свои способности и возможности; не проявлять инициативу там, где в ней не нуждаются; проявлять доброжелательность; проявлять выдержку и спокойствие в любой ситуации и пр. Направления групповой профилактики: улучшение условий труда; совершенствование оплаты труда; поддержание хорошего психологического климата; соблюдение служебной и общечеловеческой этики; совместное проведение досуга; занятия творчеством и пр. Направления психологической профилактики: тренинги психологической грамотности и толерантности; индивидуальное консультирование; психоанализ поведения и пр. Условия эффективной профилактики конфликта: расстановка кадров с учетом их индивидуальных особенностей; высокий авторитет руководителя; высокая организационная культура (правила, нормы, традиции, поддерживаемые всеми членами коллектива); высокая мотивация труда; постоянная забота об удовлетворении запросов членов группы; соблюдение принципа социальной справедливости; высокой уровень психолого-педагогической культуры и конфликтологической компетентности и пр. Вопросы для самостоятельной подготовки 1 Формирование групповой сплоченности. 4 Социально-психологический климат. 5 Этика делового общения. Третья сторона в конфликте Понятие медиации Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Медиация– это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации (с участием третьей стороны) процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.
Медиация – один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций. В качестве официальных медиаторовмогут выступать: межгосударственные организации (например, ООН и др.); отдельные государства; государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура и т. д.); правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок и т. д.); представители правоохранительных органов (например, участковый милиционер по отношению к какому-то бытовому конфликту); руководители предприятий, учреждений, фирм и т. п.; общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т. д.); профессиональные медиаторы-конфликтологи. Неофициальными медиаторами обычно являются: известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности; представители религиозных организаций; профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; старшие по возрасту; друзья, соседи, просто свидетели конфликта. Целесообразностьучастия третьей стороны в регулировании конфликтных отношений связана с тем, обратились ли за помощью к третьей стороне оппоненты или же она вмешалась в конфликт сама. Стороны сами обращаются к медиатору в случаях, когда: – объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно; – стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения; – по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта; – одной из сторон нанесен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту; – сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт неинтенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут; – оппоненты пришли к временному соглашению, но нужен внешний объективный контроль за его выполнением. Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда: а) происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия; б) одной из сторон массированно применяется насилие; в) третьей стороне лично невыгоден этот конфликт; г) конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив); д) стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон. Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиации не имеет жесткой структуры, но, в целом, в нем можно выделить три основных этапа. 1 Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответствующую литературу, консультироваться со специалистами. 2 Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т. д.). 3 Ведение переговоров – наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т. д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пусть небольшим, но реальным продвижением вперед.
Вопросы для самостоятельной подготовки 1 Супружеские конфликты. 2 Детско-родительские конфликты. 3 Профилактика конфликтов в семье.
Конфликты в организации
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.043 с.) |