Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья.



7. «Масленица и сабантуй»: народный календарь и праздни­ки.

8. «Путь человека»: народные традиции воспитания и семей­ные обряды.

9. «Блистайте златом, купола!». Храмы нашего края.


Основные этапы истории народов Южного Урала. Индоиранские (индоевропейские), финноугорские (уральские) и тюркские (алтайские) народы в древности и средневековье на Южном Урале. Из­менения в национальном составе населения Южного Урала в XVII - XXвв. Современная демографическая картина края и района (го­рода, села). Сравнительные данные динамики численности населе­ния. Знаменитые южноуральцы в отечественной истории. Тради­ционная материальная культура народов Южного Урала: жилища, пища и одежда. Традиционный календарь и народные праздники. Семейные обряды и традиции воспитания. Поликонфессиональность населения Южного Урала. Место религии в истории края и в современности. Культовые здания и сооружения. Милосердие и благотворительность в истории края. Национальные культуры в крае, их особенности, история и современное состояние. Нацио­нально-культурные центры, их культуротворческая деятельность.

Встречи с интересными людьми,интервью:

1. Беседа со старожилами о происхождении местных фамилий.

2. Социологический опрос: «Мода на имена»: в прошлом и сов­ременности.

Экскурсии:

1. «Купола над городом». Автобусная экскурсия по культовым местам Челябинска. Свято-Симеоновская церковь (1883 г., ул. Кыштымская, 3), Ак-мечеть (1899 г., ул. Елькина, 16).

2. Вознйсенская церковь (1855 г., Касли).

3. Никольский собор (Верхнеуральск).

4. Троицкий (Уйский) собор (Троицк).

5. Церковь Богоматери - Скоропослушницы в Верхней Санарке.

6. Челябинский областной краеведческий музей (этнографи­ческая экспозиция).

7. Фольклорные фестивали.

8. Музей музыкальных инструментов (ДК ЧТЗ).
Практические работы:

1. Составление словаря местных слов и выражений.

2. Описание местных календарных и семейных обрядов.

3. Запись местных детских игр и фольклора.

 

4. Статистический анализ национального состава учащихся школы (населения села, города).

5. «Родословное древо»: составление генеалогической схемы своей семьи или знаменитых местных жителей.

 

6. Изготовление традиционных детских игрушек.

7. Контурная карта. «Народы Южного Урала».

 

Тема 2. Народные ремесла и художественные промыслы Южно­го Урала (9 час).

Художественная обработка растительных материалов. Изделия из древесины, бересты, лозы и лыка. Роспись по дереву. Художес­твенное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание. Вязание, вы­шивка и кружевоплетение. Лоскутное шитье. Златоустовская гра­вюра на металле. Украшенное оружие. И.Бушуев. Художественное каслинское и кусинское чугунное литье. Н.Р.Бах. Утюги, швейные машины. Бронзовое литье. Изделия из камня и кости. Бажовский фестиваль народного творчества.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседы с мастерами народных ремесел и художественных промыслов.

2. Встреча с искусствоведами, работниками музеев.
Экскурсии:

1. Музей казачьего быта (музей-заповедник «Аркаим»). Ветря­ная мельница из пос. Варшавка, дом-крестовик и усадьба казака Долгополова из пос. Варламово.

2. Челябинской областной центр народного творчества.

3. Этнографический (школьный, краеведческий) музей.

4. Краеведческий музей (г. Касли). Памятник скульптору Н.Р.Баху.

Практические и творческие работы:

1. Подготовка выставки произведений народного творчества Южного Урала.

2. Изготовление ремесленных изделий.

3. Рисунки по мотивам народных ремесел и художественных промыслов.

4. Анализ традиционных орнаментов.

5. Контурная карта. «Народные ремесла и художественные про­мыслы Южного Урала».

 

Тема 3. Просвещение и искусство Южного Урала.

Образование и просвещение. История развития образования. Старейшие вузы; современное высшее образование: количество ву­зов, наиболее крупные вузы, наиболее популярные, частные и т.п., спектр специализаций. Среднее специальное образование, его раз­витие и современное состояние. Старейшие школы; современное общее образование: типы общеобразовательных учреждений и их количество, виды и т.п. Дополнительное образование, его развитие и современное состояние. Просветительские общества и организации, их история и современное развитие. Известные педагоги, учи­теля-новаторы и просветители. Наука. Научно-исследовательские институты и центры, их развитие и современное состояние. Круп­нейшие научные и технические достижения. Гуманитарные науки. Памятники науки и техники. Деятели науки и техники. Книгоиз­дательство. Библиотеки и их место в культурной жизни. Архивы, их роль в сохранении исторической памяти. Краеведческие ор­ганизации и центры. Энциклопедии и краеведческая литература. Научное изучение края. П.И.Рычков, И.И.Лепехин, А.Ф.Гумбольт, Э.К.Гофман, современные ученые и краеведы. Музеи. Типология музеев: исторические, мемориальные, художественные, литератур­ные, историко-художественные, краеведческие, естественно-науч­ные, технические и др.

Художественная жизнь края. Театр: профессиональные и люби­тельские драматические театры, их роль в культурной жизни и в структуре досуга; и театральные школы, училища и вузы. Извес­тные режиссеры и актеры, театральные художники и декораторы. Театральные фестивали. Кинематограф: кинематографисты-южноуральцы. С.Герасимов. Кинотеатры и их история, кинофестивали; известные киноактеры-уральцы. Музыка: композиторы, дириже­ры и исполнители; преподаватели музыки; тема Урала в музыке; музыкальные театры, концертные залы, филармонии. Оркестры и хоры. Музыкальная жизнь в пропилом и настоящем; музыкаль­ные школы, училища и вузы. Скульптура: скульпторы и скуль­птурные памятники. Л.Головницкий. Живопись: живописцы; тема Урала в изобразительном искусстве; художественные вузы, училища, выставочные залы. Охрана и реставрация памятников культурного наследия: нравственные, социальные, экономические, технологические аспекты.

Встречи с интересными людьми,интервью:

1. Встречи с учеными, краеведами, работниками архива или библиотеки, деятелями культуры и искусства.

Экскурсии:

1. Челябинский областной музей искусств.

2. Картинная галерея, выставочный зал (местный, школьный музей искусств).

3. Детская художественная (музыкальная) школа.

4. Театр, кинотеатр, дворец культуры, клуб.

5. Театральный фестиваль.

6. Кинофестиваль.

Практические работы:

1. Конкурс проектов: Сценарий фильма о культуре Южного Урала.

2. Конкурс проектов: Театр, кинотеатр, музей, библиотека буду­щего.

3. Конкурс проектов: Программа театрального фестиваля, кино­фестиваля.

4. Контурная карта. «Учреждения образования и культуры Южного Урала».

Местный (школьный) компонент (6 час.)

Челябинская областьсубъект Российской Федерации (9 класс, 35 час.)

Введение. Наш край на карте России.

Челябинская область на карте России. Административно-терри­ториальные преобразования на Южном Урале. 1708 г. - губерн­ская реформа Петра I. Южный Урал в составе Сибирской и Ка­занской губерний. Исетская провинция. «Оренбургский проект». «Птенцы гнезда Петрова»: И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, В.А.Урусов, И.И.Неплюев. 1775 г. - губернская реформа Екатерины П. 1865 г. - реформы Александра П. Губернаторы и градоначальники. Горно­заводские округа. Оренбургская, Уфимской и Пермская губернии. Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский и Златоустовский уез­ды. Земли Оренбургского казачьего войска. Уральская область. 17 января 1934 г. - образование Челябинской области. 1943 г. - фор­мирование современных границ Челябинской области.

Практические работы:

1. Контурная карта. Наш край на карте России.

Тема 1. Хозяйство Южного Урала.

Исторические этапы формирования хозяйства края. Структура современной экономики. Отрасли промышленности. Производство конструкционных материалов. Черная и цветная металлургия. Стро­ительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Маши­ностроительный комплекс. Химико-лесной комплекс. Легкая про­мышленность. Агропромышленный комплекс. Агропромышленный комплекс: Изучение, использование и охрана почв. «Целинная эпо­пея». Инфраструктурный комплекс. Транспорт и энергетика. Сфера услуг. Челябинск — финансовый центр. Банки. Известные хозяйс­твенники. Экологические проблемы и пути их решения.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Передовики производства, фермеры, руководители и предпри­ниматели.

Экскурсии:

1. Местные предприятия промышленности, сельского хозяйства и торговли.

Практические работы:

1. Анализ статистики промышленного и сельскохозяйственного производства. Построение диаграмм и графиков.

2. Выполнение схемы отраслевых и межотраслевых связей.

3. Подготовка выставки продукции местных предприятий про­мышленности и Южного Урала.

 

4. Подготовка стенгазеты «Торговые знаки предприятий и фирм Южного Урала».

5. Характеристика промышленного (сельскохозяйственного) предприятия.

6. Конкурс проектов: выступление на международном эконо­мическом форуме с рекламой продукции предприятий и фирм Челябинской области.

7. Контурная карта. Размещение промышленных предприятий Южного Урала.

8. Контурная карта. Развитие сельского хозяйства на Южном Урале.

9. Контурная карта. Развитие транспорта на Южном Урале.

 

Тема 2. Микрорегионы и города Южного Урала.

Обзорные историко-географические портреты микрорегионов Южного Урала. Историко-географические особенности развития районов. Факторы, оказавшие влияние на производственную спе­циализацию районов. Горнозаводский район. Аша, Сим, Миньяр. Катав-Ивановск, Усть-Катав и Юрюзань. Нязепетровск и Верхний Уфалей. Бакал, Сатка. Касли, Кыштым, Карабаш. Златоуст, Куса. Миасс. Озерск, Снежинск, Трехгорный. Верхнеуральск. Чебаркуль. Троицк, Пласт, Южноуральск. Копейск, Коркино, Еманжелинск. Челябинск - столица Южного Урала. Городское хозяйство. Эконо­мические связи Южного Урала. «Большой Урал». Инвестицион­ная привлекательность региона.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Пожарные, спасатели, участковые милиционеры, сотрудники ГИБДД, работники коммунальных служб о своей работе.

2. Ученые и краеведы об истории городов и сел Южного Ура­ла.

Экскурсии:

1. Местные предприятия коммунального хозяйства и системы жизнеобеспечения

Практические работы:

1. Анализ статистики хозяйственного развития городов и райо­нов. Построение диаграмм и графиков.

2. Выполнение схемы территориальных связей городов и райо­нов.

3. Подготовка стенгазеты «Гербы и символы городов и районов Южного Урала».

4. Экономико-географическая характеристика города (районно­го центра).

5. Сравнительная характеристика районов и городов.

6. Конкурс проектов: выступление на градостроительном совете с концепцией развития городского поселения.

7. Контурная карта. Города и районы Южного Урала.

 

Тема 3. Челябинская область - субъект Российской Федера­ции.

Региональный рынок труда. Структура занятости населения в районе (городе, селе). Юридически-правовые аспекты развития края. Сфера защиты прав, интересов, здоровья жителей (юридичес­кие консультации, поликлиники, диагностические центры и др.). Известные врачи, социологи, политики, юристы и правозащитни­ки. Социальный портрет южноуральца в прошлом и настоящем.

Уральский федеральный округ. Законодательное собрание Че­лябинской области. Устав и законы Челябинской области. Гу­бернатор и Правительство Челябинской области. Челябинский областной суд и система правосудия. Местное самоуправление. Муниципальные районы и городские округа. Газеты, журналы, радио, телевидение и Интернет на Южном Урале. Роль средств массовой информации в социальной и культурной жизни Челя­бинской области.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Депутаты, представители органов управления о полномочиях местных властей.

2. Журналисты о своей работе.

3. Социологический опрос: «Социальные проблемы Южного Урала и пути их решения».

Экскурсии:

1. Школьный (краеведческий) музей об истории Челябинской области.

2. Объединенный Государственный архив Челябинской облас­ти (историческая выставка).

3. Музей Челябинского областного суда.
Практические работы:

1. Анализ статистики социально-культурного развития региона. Построение диаграмм и графиков.

2. Выполнение схемы «Разделение властей в Челябинской об­ласти».

3. Подготовка стенгазеты «Социальный портрет южноуральца».

4. Сравнительная характеристика «Челябинская городская дума в начале XX и в начале XXI в.

5. Конкурс проектов: выступление кандидата в депутаты пе­ред избирателями с предложениями по решению социальных про­блем.

 

Местный (школьный) компонент (6 час.)

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен

Знать/понимать

• изученные виды источников краеведческой информации;

• основные краеведческие понятия и термины;

• значение официальных символов Челябинской области, свое­го муниципального образования;

• основные этапы и ключевые события истории Южного Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

• результаты важнейших краеведческих открытий и путешес­твий;

• изменение природной среды Южного Урала в результате де­ятельности человека; географическую зональность;

• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйс­тва, природно-хозяйственных зон и районов Южного Урала;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области - субъекта Российской Федерации;

• природные и антропогенные причины возникновения эколо­гических проблем на локальном и региональном уровне;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития Челябинского Юж­ного Урала.

Уметь

• соотносить даты событий истории Южного Урала с основны­ми периодами отечественной истории;

• рассказывать о важнейших событиях истории Южного Урала и их участниках,

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

• показывать на плане и карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, располо­жение г. Челябинска, местных достопримечательностей и своего населенного пункта,

• приводить примеры: использования и охраны природных ре­сурсов Южного Урала, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов Южного Урала; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Челя­бинской области;

• составлять краткую характеристику родного населенного пун­кта;

• применять приборы и инструменты для определения количес­твенных и качественных характеристик компонентов природы Че­лябинского Южного Урала; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимос­ти;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• проведения самостоятельного поиска краеведческой инфор­мации из разных источников.

• понимания причин и значения событий и явлений повсед­невной жизни;

• ориентирования на местности и чтения карт различного со­держания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окру­жающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедс­твий и техногенных катастроф;

• высказывания собственных суждений о наиболее значитель­ных событиях и личностях местной истории, об историко-культур­ном наследии народов Челябинского Южного Урала;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов Южного Урала в общении с людьми другой культуры, на­циональной и религиозной принадлежности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.043 с.)