Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение кейсов: учет ментальности на переговорах.

Поиск

ИСТОРИЯ КИТАЯ

 

 

Направление подготовки 44.05.03 Педагогическое образование

 

Профили подготовки     история и право

 

Квалификация (степень) бакалавр

 

Форма обучения           очная

 

Составитель:

к.ист.н., доцент кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин

_________________ Л.А. Явнова

 

 

Бийск 2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден 17 января 2011 г. №46) и учебного плана по направлению подготовки 44.05.03 «Педагогическое образование» (профиль История и право), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВО «АГГПУ» (от 13.01.2015 г., протокол № 6).

 

Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа

Консультации

Всего

Из них

Лекции Практ. Лабор.
4 72/2 з.е. 26 10 16   46   зачет
                 

 

Программа обсуждена на заседании кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин

 

Протокол № 1 от «30» августа 2018 г.

 

И.о. заведующего кафедрой _____________________Л.А. Явнова

 

1. Цели освоения дисциплины:

Сформировать представление об основных этапах истории Китая и культурно-исторической специфики Китая, развить навыки использования исторического материала в профессиональной деятельности учителя истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина является факультативной. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по древней истории Китая, истории средних веков и новой истории Китая, других стран Востока.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

- способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

-основные исторические факты, даты, события, термины;

- достижения китайской культуры и цивилизации;

- особенности политической культуры китайского общества;

- социальную структуру;

Уметь:

- понимать характерные черты и этапы эволюции китайского общества, особенности исторического формирования и современного функционирования основных общественных институтов;

-анализировать взаимосвязь и взаимовлияние социальных, политических и экономических факторов развития китайского общества;

-выделять проблемы исторических процессов;

- выявить и проанализировать факторы, оказавшие влияние на формирование национального самосознания китайцев;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы;

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

    4  
Аудиторные занятия (всего) 26     26  
В том числе:          
Лекции (Л) 10     10  
Практические занятия (ПЗ) 16     16  
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего) 46     46  
В том числе:          
Подготовка к коллоквиуму 10     10  
Работа с источниками 10     10  
Подготовка к терминологическому диктанту          
Подготовка к практическим занятиям 10     10  
Подготовка задач          
Подготовка эссе или творческой работы             26     26  
Вид промежуточной аттестации       зачет  
Общая трудоемкость (час) 72(2 з.е)     72/2  

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Наименование раздела дисциплины (модуля) лекции Практ. зан. В интерактивной форме СРС Всего
1 Характеристика страны и населения Древний и средневековый Китай 4 4   6 14
2 Национальные традиции, обычаи, привычки, вкусы и особенности быта 2 4   6 14
3 Национальные традиции, обычаи, привычки, вкусы и особенности быта 2 4   8 12
4 Национально-психологические особенности китайцев Рекомендации по общению с китайцами 2 4      
  Всего 10 16      

Содержание

Тема 1: Характеристика страны и населения (4 часа).

Общие сведения. Традиционный и современный Китай. Государственное устройство. Отличительные черты внутренней политики. Политика «вовне». Система образования. Национальный состав населения.

Тема 2: Национальные традиции, обычаи, привычки, вкусы и особенности быта (2 часа).

Ландшафт в китайской традиционной культуре. Китайская космография культуры Дао. Миф и метафизика древнекитайской геополитики. Идеологические системы. Религиозные культы. Национальные символы Китая. Загадка китайских драконов. Культ предков. Семейные устои и интимная жизнь, место женщины в обществе. Эстетический идеал женщины и мужчины. Китайские праздники. Образ жизни, нравы, этикет, привычки и вкусы.

Тема 3: Национально-психологические особенности китайцев (2 часа).

Черты национального характера. Национальный склад ума. Национальный темперамент и национальные чувства. Отношение к своей и другим нациям.

Тема 4: Рекомендации по общению с китайцами (2 часа).

Этнокультурное своеобразие вербального и невербального поведения. Традиционный «азиатский» прием ведения дел.

6. Практические занятия (16 часов)

Практическое занятие 1-2 (4 часа).

Форма: Коллоквиум

1.Раскройте основные особенности традиционной китайской концепции древней истории Китая: представления о происхождении цивилизации, о главных творцах истории, об исторических этапах и различиях между ними, о династийных циклах. Каковы мотивы создания этой концепции и ее источники?

2. В чем заключаются основные сходства и различия культур китайского неолита? Какие этапы они прошли в своем развитии? Какое влияние эти культуры оказали на последующее развитие материальной и духовной культуры китайцев.

3. Как проходило становление и развитие письменности в древнем Китае (в эпохи Шан-Инь, Западной и Восточной Чжоу, Цинь и Хань)? В чем состояло главное назначение письма в эпоху Шан-Инь? Как менялись впоследствии назначение письменности, ее характер, тенденции эволюции? Какие виды древникитайских памятников письменности вам известны?

4. Опишите состав «Исторических записок» Сыма Цяня, дайте характеристику содержания этого свода? Какие источники легли в его основание? Какие основные особенности отличают подход Сыма Цяня к освещению исторических фактов? Какое значение имели «Исторические записки» для китайской культуры?

5. Раскройте особенности государственного и общественного устройства, доктрин политической власти государств Шан-Инь и Зап. Чжоу, сходства и различия между ними.

6. Покажите, какое значение древняя история имеет для национального сознания китайцев. Что такое «институт «политика-история»»? Как он проявлялся в Китае второй половины ХХ – XXI в. (на примере отношения политического руководства к древней истории Китая)?

6. В чем заключаются главные особенности древнекитайской мифологии? Назовите виды мифов, их основные персонажи, особенности источников, по которым изучается китайская мифология. Какое влияние она оказала на традиционную концепцию истории и китайскую философию?

7. Опишите процесс формирования системы конфуцианских канонов. Какие книги входили в состав канонического свода? В чем заключались особенности отдельных книг канона? Какую роль они сыграли в формировании имперской культуры? Какое влияние оказало конфуцианство на формирование исторического сознания и государственной идеологии в Китае? Благодаря каким историческим преобразованиям это влияние стало преобладающим?

8. Раскройте основное содержание доктрины легизма. Каким образом она была реализована в политических и культурных установлениях империи Цинь?

10. Опишите религиозные представления древнего Китая (эпохи Шан-Инь, Западного и Восточного Чжоу, Цинь-Хань), назовите основные культы. Какие основные тенденции отличали эволюцию этих представлений и культов?

11.Историческая динамика Китая сквозь призму социоестественной истории. Китайская цивилизация и современность. Глобализация по-китайски и концепция «мягкой силы».

Источники:

1. Каталог гор и морей (Шань шай цзин). М., 1997.

2. Китайская классическая книга перемен. М., 1995.

3. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь Юй. М., 2000.

4. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). М., 1973.

5. История Китая. Хрестоматия-практикум. Часть I. Учебно-методическое пособие для студентов, 2013. – 180 с.

Литература:

1. История древнего Востока: тексты и документы / под ред. В.И. Кузищина. − 3-е изд., перераб. и доп. − М., 2001. − С. 541-543., С. 538-540, 543-605.

2. Васильев Л.С. Древний Китай. − М., 1996. − Ч. 1.

3. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. − М., 1998.

4. Кравцова М. История культуры Китая. − М., 1999, 2001, 2003. − С. 47-52.

5. Мартыненко Н.П. Культура как превращение знаков – вэнь хуа. Т. 2: Развитие китайской цивилизации. − М., 2006. − С. 62-91,182-202.

6. Духовная культура Китая. Т. 1: Философия. − М., 2006. − С. 284-286, 352-355, 289-291; Т. 2: Мифология. Религия. − М., 2007. − С. 90-99.

7. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. − СПб., 1994. − С. 21-59.

8. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае: империя Западная Чжоу / пер. с кит. Р.В. Котенко. − СПб., 2001. − С. 11-98.

9. Мартыненко Н.П. Культура как превращение знаков – вэнь хуа. Т. 2. Развитие китайской цивилизации. − М., 2006. − С. 202-240.

10. Древнекитайская философия: собр. текстов в 2 т. Т. 2. − М., 1973, 1994. − С. 224-283.

11. Древнекитайская философия: эпоха Хань. − М., 1990. − С. 36-78, 11-198.

12. Историография истории древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай / под ред. В.И. Кузищина. − М., 2002. − С. 163-170.

13. Китайская цивилизация в глобализирующемся мире. По материалам конференции. В 2-х тт. / Отв. ред. – В.Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 393 с.

14. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. − М., 1983. − С. 15-55, 326-369.

Практическое занятие 3 (2 часа).

Форма проведения практикум: чтение и комментирование текстов по разделу: ПЕРВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О СВЯЗЯХ РОССИИ С КИТАЕМ.

Вопросы для изучения документа № 52

1. какие вопросы были урегулированы с помощью Нерчинского договора?

2. Какие вопросы не были последовательно проработаны с помощью Договора?

3. Какой характер, равноправный или ущемляющий интересы одной из сторон, носил Нерчинский договор?

Вопросы для изучения документа № 53

1.Какие события, связанные с Россией, стали поводом для беспокойства китайских властей?

2. Какие разъяснения дал Сенат по поводу прибытия в Кантон двух российских кораблей «Нева» и «Надежда» без предварительного разрешения на это со стороны китайских властей?

3. О каких целях российского правительства в торговле с Китаем уведомляет Сенат китайский трибунал?

Вопросы для изучения документа № 54

1. При каких обстоятельствах закончилось неудачей посольство графа Головкина в Китай?

2. Какую оценку дал Сенат действиям китайского правительства по отношению к посольству графа Головкина?

Вопросы для изучения документов № №55, 56, 57.

1. Какое решение приняло российское правительство о посольстве Головкина после возвращения его в Сибирь?

2. Какие обстоятельства учитывало российское правительство, вырабатывая принципы отношений с Китаем?

3. Какова судьба посольства Головкина?

Источники: История Китая. Хрестоматия-практикум. Часть I. Учебно-методическое пособие для студентов, 2013. – 180 с.

Методические рекомендации: работа с источниками проводится с учетом самостоятельного прочтения документов и ответов на вопросы (См. История Китая. Хрестоматия-практикум. Часть I. Раздел: ПЕРВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О СВЯЗЯХ РОССИИ С КИТАЕМ. – С. 164-178.). Ответы на вопросы подготовить в тетради.

Практическое занятие 4 (2 часа).

Ниже приведены краткие сведения о некоторых особенностях национального характера и языкового мышления китайцев-партнеров, общение с которыми всегда представляло для российской стороны известную сложность.

1. Для китайцев характерны методичность, целеустремленность и настойчивость в реализации долговременной цели, не взирая на затраченные усилия. У китайцев поведенческие стереотипы формируются под сильным влиянием народных притч, которые отражают глубинные свойства национальной психики. Одна из таких притч, причем из самых популярных, рассказывает именно о фанатичном упорстве человека, поставившего перед своим кланом «сверхзадачу» - передвинуть гору («Старик Юй передвигает гору»), для решения которой требовались каждодневные усилия не одного поколения.

2. Китайцы издревле поклонялись силе. Переход от раболепного отношения («передо мной сильный партнер») к жесткому диктату («партнер ослаб») обычно проходил стремительно и цинично (цинично с позиции западной морали).

Таковы некоторые психологические особенности, лежащие в основе поведения китайцев.

Вопросы для анализа:

1.Опираясь на знания по истории и культуре Китая, объясните особенности поведения китайских партнёров на переговорах.

2.Попытайтесь сконструировать своё поведение на переговорах с китайскими партнёрами.

Кейс № 4

Прочитай текст и ответьте на вопросы после текста.

Ниже приведены краткие сведения о некоторых особенностях национального характера и языкового мышления китайцев-партнеров, общение с которыми всегда представляло для российской стороны известную сложность.

1. Сильная сторона китайцев – хорошее знание своих визави. В отличие от российской стороны, китайская сторона четко знает фамилии и имена всех членов российской делегации, наименование их должностей, нередко – их послужной список. Аналогичная ситуация с предметом переговоров. Российские представители могут знать существо вопроса много глубже, но зачастую не обладают так называемыми «фоновыми знаниями» по предмету.

2. Другой особенностью «китайского подхода» является стремление навязать большое количество вопросов и поставить своих партнеров в положение обороняющихся, отвечающих на вопросы, очень часто не имеющие непосредственного отношения к предмету переговоров, но создающие психологически не выгодную ситуацию для противоположной стороны.

Китайцам не откажешь в умении быстро найти «болевые точки» собеседника и извлечь из этого ощутимую выгоду.

3. Осознав зависимость партнера от того или иного обстоятельства, китайская сторона способна в короткие сроки скорректировать свою линию поведения и всю дальнейшую игру построить на воздействии на эти «болевые точки». Здесь великодушия ждать не приходится. Хорошо умеют китайцы использовать любые нелогичности в позиции своего партнера. Вообще это одно из главных правил, которому неукоснительно следуют китайцы на переговорах – найти несоответствия в сказанном иностранцем с действительным положением вещей.

4. Традиционный «азиатский» прием ведения дел – максимальное извлечение информации путем дробления общей проблемы на множество мелких. Известно, что чем ближе к конкретному частному вопросу, тем меньше «политики», контроля, «секретов». В ходе переговоров китайцы зачастую стремятся создавать большее количество рабочих групп и подгрупп с целью выйти на непосредственный контакт между специалистами и в рабочем порядке задать массу технических «безобидных» вопросов, которые затем суммируются со всех групп, и в результате создается общая «картинка», которую невозможно получить в ходе обычных переговоров.

Очень часто китайцы умело используют официальные приемы, банкеты, обеды и другие мероприятия, где есть повод выпить за успех сотрудничества, для получения дополнительной информации или для уточнения имеющихся предположений. В этих случаях задача китайцев – проявить настойчивость и довести гостя «до нужной кондиции»; китайской стороной может предлагаться «паритетный» принцип («я полную рюмку и вы полную рюмку»), на который наши соотечественники обычно идут с удовольствием и без задней мысли («уж мы-то сильнее китайцев»). Однако после определенного момента (когда «клиент дозрел») к разговору подключается китаец, который только имитировал употребление спиртного и задача которого как раз и состоит в том, чтобы извлечь максимум информации из мимики гостя, обрывков фраз, его эмоциональной реакции на те или иные вопросы. В смете представительских расходов спиртному постоянно дается «зеленая улица».

Вопросы для анализа:

1.Опираясь на знания по истории и культуре Китая, объясните особенности поведения китайских партнёров на переговорах.

2.Попытайтесь сконструировать своё поведение на переговорах с китайскими партнёрами.

Кейс № 5

Прочитай текст и ответь на вопросы после текста.

Очень серьезное внимание китайцы уделяют переводческому и, шире, языковому аспекту переговоров. Для китайской стороны считается недопустимым отправиться в зарубежную поездку без своего переводчика, причем не привлеченного из другой организации, а своего, штатного, специализирующегося на конкретной тематике данных переговоров. Вопрос здесь не столько в недоверии к переводчику от противоположной стороны, сколько в трезвом понимании объективных сложностей межъязыковой коммуникации. Кроме этого, китайские переводчики – «глаза и уши» соответствующих служб. Как правило, каждый переводчик имеет свою задачу и свой «вопросник». Имеют место случаи, когда китайский переводчик как бы подправляет высказанную мысль, которая «не вписывается» в выданные инструкции.

Что касается российской стороны, то здесь зачастую имеет место легковесное представление о тех возможностях, которые открываются при условии тщательной собственной языковой подготовки и подготовки своего переводчика к работе в составе конкретной делегации.

Особого разговора требует вопрос о качестве перевода статей контракта. Известно, что китайцы самым тщательным образом анализируют наш вариант переводов на китайский язык, стараясь найти любые проявления двусмысленности с тем, чтобы позже использовать эти логические огрехи в своих корыстных целях. Здесь великодушия от китайских партнеров ждать не приходится.

Говоря в целом, официальные китайские делегации (именно официальные) производят впечатление сыгранной команды, корректной в поведении, психологически подготовленной к достижению поставленной задачи, с ощущением своей силы и внутреннего превосходства. Если к этому присовокупить внимание китайцев к формальной стороне дела (точность во времени, знание протокола, достаточно высокий уровень представительских расходов), то получится законченная картина достойного и сложного партнера.

Вопросы для анализа:

1.Опираясь на знания по истории и культуре Китая, объясните особенности поведения китайских партнёров на переговорах.

2.Попытайтесь сконструировать своё поведение на переговорах с китайскими партнёрами.

Кейс № 6

Прочитай текст и ответьте на вопросы после текста.

Учитывая традиционный менталитет китайцев, можно ли согласиться с авторами инструкций для россиян, ведущих переговоры с китайскими партнёрами о продаже оружия:

1. Анализ поведения китайцев на российском рынке подводит к мысли, что отправным моментом для них является тезис: «старший брат» серьезно болен – редкий шанс упрочить свое положение за его счет. Что касается российской стороны, то здесь во многих документах, даже в распоряжениях Правительства на продажу того или иного оружия сквозь строки угадываются «пораженческие» (или явно не наступательные) нотки. Представляется, что во всей схеме подготовки контракта, переговоров и т.д. должна присутствовать четкая наступательная линия.

2. Многие участники от российской стороны считают Китай естественным союзником России – с учетом общности исторических судеб, симпатий к успехам китайского социализма, с учетом уменьшения роли России в мире. В результате таких настроений отдельные «переговорщики» могут утрачивать «бойцовский запал» и идти на частичные уступки (не обязательно в вопросе цен). В то же время совершенно очевидна жесткая прагматическая направленность политики Китая. Более того, на определенном этапе Китай из «стратегического партнера» может в одночасье превратиться в «стратегического противника» - достаточно вспомнить геополитическое положение двух стран и демографический фактор. Линия поведения российской стороны должна быть очень корректной, но без настроений «братания».

3. С учетом того, что китайский «конек» - поиск любых нелогичностей в заявлениях партнера, представляется целесообразным на этапе подготовки и переговоров проводить специфические «командно-штабные учения». Во время таких КШУ одна сторона (китайцы) должна подвергнуть сомнению все основные позиции российской стороны, то есть необходимо по возможности продумать все каверзные вопросы, которые могут задать китайцы на переговорах.

4. Наряду с поиском серьезных аргументов в защиту своей позиции российской стороне следовало бы, как это делают китайцы, взять за правило внимательно анализировать заявления противоположной стороны с точки зрения соответствия их логике, выявлять «натяжки» в логических переходах и активно использовать в своих интересах. Опыт переговоров показывает, что на этом пути могут быть найдены серьезные «козыри». Главное здесь – дать возможность выговориться партнеру, не торопиться с дискуссией, задать достаточное количество уточняющих вопросов, выиграть время и продумать во время перерыва свою реакцию на заявленную позицию китайской стороны.

5. Вообще самый бесперспективный путь на переговорах – включаться в полемику «с полу-оборота», обнаруживая моментально свои «домашние заготовки». Непосредственно выраженное согласие, равно как и несогласие, крайне нежелательно. Замечено, что подчеркнутое спокойствие и достоинство зачастую выводят китайцев из себя, что при определенных обстоятельствах может быть весьма кстати для российской стороны.

6. Особое внимание следует уделять анализу вопросов, которые задают китайцы рядовым участникам переговоров. Обычно эти вопросы находятся вне поля зрения руководителя российской стороны. Вместе с тем «коллекционирование» таких вопросов и обобщение могут пролить дополнительный свет на истинные замыслы китайского партнера.

7. Известно, что для достижения хороших результатов в любых переговорах требуется уважительное отношение к партнеру. Это особенно справедливо в отношении китайцев. К месту сказанный комплимент, похвала в переговорах с китайцами играют значительно большую роль, чем при общении с европейскими партнерами. Испытанный путь к сердцу китайца – знание китайской культуры и традиций. Если французский партнер воспринимает ваш пример из французской литературы как красивую фигуру речи, то для китайца ваш краткий экскурс в китайскую историю или кстати сказанная китайская пословица создадут более дружелюбную атмосферу.

Вопросы для анализа:

1.Дайте оценку приведённым инструкциям. Можно ли применять их в практике переговорного процесса?

2.Попробуйте сформулировать собственные 1 – 2 инструкции на основе знания базовых концептов китайской ментальности (концепт лица, концепт срединного государства и т.п.)

Кейс № 7

Прочитай текст и ответьте на вопросы после текста.

Источники

1. Каталог гор и морей (Шань шай цзин). М., 1997.

2. Китайская классическая книга перемен. М., 1995.

3. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь Юй. М., 2000.

4. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). М., 1973.

Литература

5. Александров А.А. Китайцы сами о себе. М., 1992.

6. Баранов И.Г. Традиции, обычаи и нравы китайцев. Тверь., 1998.

7. Барский К.А. Китайская грамота мимики жестов. М., 1998.

8. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. М., 1976.

9. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М.

10.  Волчкова Е.В. Конструирование ландшафта в китайской традиционной культуре // Ландшафты культуры. М., 2007.

11.  Галенович Ю.М. Новые тенденции в духовной жизни КНР на рубеже тысячелетия. М., 2000.

12.  Гетгинсон Г.Н. Очерки первобытного мира. 1899.- 326 с.

13.  Гинс Г. Этнические проблемы современного Китая. М., 1990.

14.  Дворкин А. Геноцид, или китайское бинтование ног// Антология гендерных исследований. Мн., 2000.

15.  Дракон меняет облик. М., 1992.

16.  История китайской дипломатии. М., 1984.

17.  Китай. Характеристика населения, его национально-психологические особенности и материально-бытовые условия. М., 1997.

18.  Китайская молодежь. Пекин., 1995.

19.  Клочихина Н.В. О некоторых характерных чертах китайского народа, его морально-психологическом складе, национальных традициях, привычках и нравах. М., 1999.

20.  Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

21.  Кравцова М.Е. Культура Китая. СПб., 2000.

22.  Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990.

23.  Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

24.  Малявин В.В. Китайская цивилизация. М. Астрель. 2000. С. 557 – 579.

25. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000.

26.  Малявин В.В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М., 1998.

27.  Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М., 2006.

28.  Ниязалиев Ш.М. Национальная психология, ее место в формировании развития личности. Фрунзе., 1986.

29.  Семейное право Китая //http://polusharie.com/index.php?topic=7899. msg252928#msg252928

30. Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. М., 2000. С. 335 – 399

31. Система личных имен у китайцев //http://namemeaning.ru/?page_id=442

32. Собольников В.В. Этнопсихологические особенности китайцев. Новосибирск., 2001.

33. Степанец В.И. Население Китая, его национально-психологические особенности и материально-бытовые условия жизни. М., 1989.

34. Фоминский И.П. Китай. Наши деловые партнеры. М., 1992.

35. Фицджеральд Ч. История Китая. М. 2005. С.104 – 120.

36. Харро фон Зенгер. Стратагемы о китайском искусстве жить и выживать.

Практическое занятие 7 (2 часа)

Источники

1. Каталог гор и морей (Шань шай цзин). М., 1997.

2. Китайская классическая книга перемен. М., 1995.

3. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь Юй. М., 2000.

4. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений (Да Мин люй цзи цзе фу ли): [В 2 ч.] / Пер. с кит., исслед., примеч. и прил.

Н.П. Свистунова. - М.: Вост. лит. РАН, 1997 - 2002.

5. Исторические записки (Ши цзи): [В 9 т.] / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткин, Пер. с кит. и коммент. В.С. Таскин, Под общ. ред. Р.В. Вяткин, Вступ. ст. М.В. Крюков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вост. лит. РАН, 2001 - Т. 1: научное издание. - 2001. - 416 с., Т.7: научное издание. - 1996. - 463 с., Т. 8: научное издание. - 2002. - 512 с.

6. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). М., 1973.

Литература

7. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.

8. Васильев К.В. «Планы сражающихся царств». (Исследования и переводы). М., 1968.

9. Васильев Л.С. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (5-3 вв. до н.э.). М., 2006.

10. История Китая: Учебник. Под ред. А.В. Меликсетова. М., 2004.

11. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в истории Китая (221-202 гг. до н.э.). М., 1962.

12. Александров А.А. Китайцы сами о себе. М., 1992.

13. Всемирная история: В 24 т. Т. 5. М.: Литература, 1996.

14. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. М.: Литература, 1996.

15. Всемирная история. В 24 т. Т. 12. М.: Литература, 1996.

16. Баранов И.Г. Традиции, обычаи и нравы китайцев. Тверь., 1998.

17. Барский К.А. Китайская грамота мимики жестов. М., 1998.

18. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. М., 1976.

19. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М.

20.  Галенович Ю.М. Новые тенденции в духовной жизни КНР на рубеже тысячелетия. М., 2000.

21.  Гетгинсон Г.Н. Очерки первобытного мира. 1899.- 326 с.

22.  Гинс Г. Этнические проблемы современного Китая. М., 1990.

23.  Дворкин А. Гиноцид, или китайское бинтование ног// Антология гендерных исследований. Мн., 2000.

24.  Дракон меняет облик. М., 1992.

25.  История китайской дипломатии. М., 1984.

26.  Китай. Характеристика населения, его национально-психологические особенности и материально-бытовые условия. М., 1997.

27.  Китайская молодежь. Пекин., 1995.

28.  Клочихина Н.В. О некоторых характерных чертах китайского народа, его морально-психологическом складе, национальных традициях, привычках и нравах. М., 1999.

29.  Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

30.  Кравцова М.Е. Культура Китая. СПб., 2000.

31.  Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990.

32.  Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

33.  Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000.

34.  Малявин В.В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М., 1998.

35.  Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М., 2006.

36.  Ниязалиев Ш.М. Национальная психология, ее место в формировании развития личности. Фрунзе. 1986.

37.  Собольников В.В. Этнопсихологические особенности китайцев. Новосибирск., 2001.

38.  Степанец В.И. Население Китая, его национально-психологические особенности и материально-бытовые условия жизни. М., 1989.

39.  Фоминский И.П. Китай. Наши деловые партнеры. М., 1992.

40.  Харро фон Зенгер. Стратагемы о китайском искусстве жить и выживать.

Дополнительная литература:

1. История Китая. М., 2002.

2. Дацышен В.Г. Новая история Китая. Благовещенск, 2004.

3. Новая история Китая. М., 1972.

4. Новейшая история Китая (1917-1927). М., 1983.

5. Новейшая история Китая (1928-1949). М., 1984.

6. Границы Китая: история формирования. М., 2001. (106 ауд.)

7. Китай и соседи в древности и средневековье. М., 1970.

8. Китай и соседи в новое и новейшее время. М., 1982.

9. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М., 1977.

10. Зотов О.В. Китай как универсальная монархия и псевдоподданичество варваров // Восток, 1994. № 2.

11. Кроль Ю.Л. О концепции «Китай – варвары» // Китай: общество и государство. М., 1973.

12. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978.

13. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.

14. Ефимов Г.В. Внешняя политика Китая. 1894-1899. М., 1958.

15. Зарецкая С.И. Внешняя политика Китая в 1856-1860 гг.: отношения с Англией и Францией. М., 1976.

16. Калюжная Н.М. Восстание ихэтуаней (1898-1901). М., 1978.

17. Каткова З.Д. Китай и державы, 1927-1937 гг. М., 1995.

18. Нарочницкий А.Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке. 1860-1895. М., 1956.

19. Сладковский М. И. Китай и Англия. М., 1980.

20. Чудодеев Ю. В., Каткова З.Д. Китай - Япония: любовь или ненависть?: К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия (VII в. н.э. - 20-е годы XX в.). М., 1995.

21. Китай в мировой политике. М., 2001. (106 ауд.)

22. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). М., 1997.

23. Китай и капиталистические страны Европы. М.,1976.

24. Тимофеев О.А. Американо-китайские отношения в начале XXI в. Благовещенск, 2010.

25. Китай в XXI в.: глобализация интересов безопасности / под ред. Г.И. Чуфрина. М.: Наука, 2007. (106 ауд.)

26. Семин А.В. Японо-китайские отношения: состояние, проблемы и тенденции. М.: ИДВ РАН, 2008. (106 ауд).

27. Тимофеев О.А. Курс Китая на гармонизацию международных отношений: премодерн, модерн или постмодерн // Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы V Конвента РАМИ / под общ. ред. ректора МГИМО (У) МИД России, академика РАН А.В. Торкунова. Т.1. Политическая система современного мира: новые реалии – старые правила / под. ред. М.М. Лебедевой. М.: МГИМО(У), 2009.

28. Проблемы становления ШОС и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии. М., 2005.

29. Котляров Н.Н. Экономические отношения КНР с США. М., 2003.

30. Борох О. Скромное обаяние Китая // Pro et Contra. 2007. № 6.

Практическое занятие 8 (2 часа).

Источники

1. Каталог гор и морей (Шань шай цзин). М., 1997.

2. Китайская классическая книга перемен. М., 1995.

3. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь Юй. М., 2000.

4. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). М., 1973.

Литература

5. Всемирная история: В 24 т. Т. 5. М.: Литература, 1996.

6. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. М.: Литература, 1996.

7. Всемирная история. В 24 т. Т. 12. М.: Литература, 1996.

8. Баранов И.Г. Традиции, обычаи и нравы китайцев. Тверь., 1998.

9. Барский К.А. Китайская грамота мимики жестов. М., 1998.

10. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М.

11. Гинс Г. Этнические проблемы современного Китая. М., 1990.

12.  Дворкин А. Гиноцид, или китайское бинтование ног// Антология гендерных исследований. Мн., 2000.

13.  Дракон меняет облик. М., 1992.

14.  История Китая. Под ред. А.В. Меликсетова. М.: МГУ, 2013.

15. История китайской дипломатии. М., 1984.

16.  Клочихина Н.В. О некоторых характерных чертах китайского народа, его морально-психологическом складе, национальных традициях, привычках и нравах. М., 1999.

17.  Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

18.  Кравцова М.Е. Культура Китая. СПб., 2000.

19.  Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990.

20.  Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

21.  Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000.

22.  Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М., 2006.

23.  Ниязалиев Ш.М. Национальная психология, ее место в формировании развития личности. Фрунзе. 1986.

24.  Собольников В.В. Этнопсихологические особенности китайцев. Новосибирск., 2001.

25.  Степанец В.И. Население Китая, его нацио



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.02 с.)