Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III .1, Снарядовая гимнастикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди разных видов гимнастики огромной популярностью у самых широких кругов населения нашей страны пользуется гимнастика спортивная - с исторически определившимися видами гимнастического многоборья. Однако исторические тенденции развития гимнастики — процесса как объективного, так и подверженного субъективистским воздействиям (типа приказов, постановлений, нормативов и т.п.) — постепенно вытесняли из круга задач, решаемых гимнастикой, именно задачу оздоровления занимающихся. Гимнастика достигла высочайшего уровня сложности упражнений и всего механизма организации совершенство- 180 вания спортсменов. Виртуозное мастерство лучших гимнастов радует миллионы поклонников этого прекрасного вида спорта. Однако наряду с огромным зрительским интересом к гимнастике само высшее мастерство оказывается доступным лишь относительно ограниченному кругу молодых людей и, к тому же, требует полной самоотдачи тренировочному процессу даже одаренного гимнаста, почти аскетического образа жизни — что не может привлечь к гимнастике подавляющее большинство желающих заниматься ею, кроме профессионально четко ориентированных и способных на достижение высшего мастерства. Подготовка гимнастов высокого класса представляет собой сложную многокомпонентную систему, распределяющую главные задачи и способы их решения на взаимосвязанные этапы. Поэтому даже самый начальный специализированный этап подготовки по всем параметрам связан непосредственной зависимостью с целью достижения высшего мастерства. Поэтому практически все нормативные документы по спортивной гимнастике: классификационные программы, правила соревнований, системы оценки работы отдельных тренеров и гимнастов и целых гимнастических коллективов — долгие годы строились и продолжают строиться, исходя из одного критерия: достижения высшего мастерства и победы на крупнейших соревнованиях. Поэтому традиционная спортивная гимнастика перестала быть общедоступной. Между тем, именно спортивная гимнастика имеет огромный арсенал разнообразных упражнений, форм и способов организации занятий; она с успехом может использоваться как средство физического воспитания и образования, оздоровления и реабилитации, приобретения жизненно необходимых навыков бытового, профессионального и прикладного значения; применяться с целью агитации и пропаганды здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям людей разных возрастов и профессий, и - главное — удовлетворения физических, психологических и эстетических потребностей.
Таким образом, возникло противоречие между тенденциями развития мировой спортивной гимнастики и одной из главных задач гимнастики в составе государственной системы физического воспитания — вовлечения в систематические занятия физическими упражнениями и обеспечение здоровья широких слоев населения страны. 181 Для устранения этого противоречия еще в 1984 г. Государственный комитет по физической культуре и спорту ввел особую классификационную программу (категории «Б») по спортивной гимнастике — для низовых коллективов физической культуры: школ, средних и высших специальных учебных заведений, производственных предприятий, армии и флота.* По цели и принципам построения программы такая — массовая — гимнастика значительно отличается от той, которая нацелена на достижение высшего мастерства. Это отчетливо видно из приводимых ниже принципов составления и разрядных требований классификационной программы категории «Б». 1. Классификационная программа категории «Б» введена с целью обеспечения доступности занятий спортивной гимнастикой для широких масс молодежи, достижения ими высокого уровня спортивно-технической подготовленности, развития физических качеств и приобретения жизненно важных и прикладных двигательных навыков, привития устойчивого интереса к занятиям спортом и настойчивости в спортивном совершенствовании,'решения воспитательных задач. 2. Классификационная программа категории «Б» содержит следующие спортивные разряды: юношеский, третий, второй, первый. 3. Программу всех разрядов составляет многоборье: в мужской программе 6 видов: акробатика, конь, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина (в юношеском разряде 4 вида: акробатика, опорный прыжок, брусья и перекладина); в женской программе 4 вида: опорный прыжок, брусья разновысокие, акробатика (или вольные упражнения — по выбору), бревно.
4. Гимнасты всех разрядов имеют право выступать в * Ныне действующий вариант классификационной программы категории «Б» утвержден ГКС СССР приказом № 411 от 16 июля 1987 г. Автором данной программы является Ю.В. МЕНХИН в соавторстве с Ю. А. САБИРОВЫМ (в части разработки упражнений для мужчин). 182 тате не менее 80 % от возможной суммы баллов, во втором случае — не менее 85 %. 5. Все упражнения могут быть выполнены частично или полностью в другую сторону без снижения оценки за дополнительные движения, необходимые для принятия требуемого положения (дополнительные шаги, повороты, махи). 6. Оценка выполнения упражнений производится в соответствии с правилами соревнований из 10 баллов. 7. Программы юношеского и третьего разрядов на каждом виде многоборья состоят из двух упражнений, одно из которых по выбору гимнаста выполняется на соревнованиях в соответствии с пунктами 4, 5, 6 настоящего раздела.
8. Программы второго и первого разрядов состоят из произвольных упражнений, составляемых гимнастами из перечня обязательных для каждого вида многоборья групп элементов (например, любой прыжок переворотом, любой подъем на верхнюю жердь и т.п.). В качестве примеров в программе для каждого разряда приведены по два упражнения, одно из которых по выбору гимнасты могут выполнять на соревнованиях. 9. За невыполнение обязательных элементов или соединений каждый раз производится сбавка один балл. Но разрешается замена обязательного элемента другим — более сложным элементом той же группы. Одно соединение может удовлетворять сразу несколько требований, например, в первом разряде у мужчин и женщин соединение «рондат — два фляка — сальто» отвечают всем трем требованиям, предъявляемым к акробатическому упражнению. 10. Для выполнения нормативов и присвоения разря —юношеский и третий разряд: два раза в течение года на первенстве низового коллектива физкультуры; —второй и первый разряды: а) два раза в течение года на первенстве коллектива б) один раз на первенстве города или городского совета 11. Рекомендуется проведение массовых соревнований 183 фициентами, установленными действующими правилами соревнований.* Показанный выше подход к составлению программы, ориентированной на массовые занятия спортивной гимнастикой, значительно снижает зависимость ее использования как средства физического воспитания от наличия и степени материально-технической оборудованности, спе-циализированности гимнастической базы, исключает необходимую в «большой» гимнастике многоборность подготовки, предоставляя возможность заниматься тем видом многоборья, который нравится или по ряду признаков подходит конкретному человеку, исключает необходимость частых и продолжительных занятий, больших нагрузок и особого режима жизни, — в целом делает занятия гимнастикой широко доступными.
В то же время требования, предъявляемые такой классификационной программой, позволяют получить официальное подтверждение достижения определенного уровня совершенства — в виде разрядного удостоверения и значка — что для массового спорта является весьма значимым фактором. Одновременно упражнения спортивной гимнастики категории «Б» требуют определенного труда, систематичности занятий. Именно поэтому они совершенствуют функциональные и двигательные способности человека, позволяют увидеть реальные результаты своего труда и получить от этого удовлетворение. В целом цепочка «доступность — возможность — инте-ресность — результативность — удовлетворенность» — и дают ту мотивацию, которая приводит человека на занятия, формирует и сохраняет его как активного приверженца физической культуры. Это показал и опыт внедрения гимнастики категории «Б»: в учебных заведениях возродились прекратившие было существование секции гимнастики, возникли гимнастические кружки для лиц среднего и даже старшего возрастов, на занятия стали ходить семьями. В организации занятий стали принимать участие ветераны гимнастики, делясь своим огромным опытом и продлевая собственную активность. Пробудился интерес и у специалистов, которые включились в разработку новых форм орга- * Варианты положений для таких соревнований приведены в Ч.Ш. 184 низации занятий, специальных гимнастических устройств и инвентаря, в изучение влияния массовости гимнастики на занимающихся разных возрастов. Массовый характер приобрели и соревнования. Таким образом, внешне преследуя спортивные цели, гимнастика категории «Б» с помощью общедоступных средств повышает функциональные возможности, укрепляет здоровье и обеспечивает психофизическую пригодность как основу полноценного и социально активного члена общества.* Предъявление конкретной информации о содержании классификационной программы категории «Б» по спортивной гимнастике не входит в круг основных задач учебника. Вместе с тем, программа стала раритетом и сведения о ней не доходят до широкого круга специалистов или доходят в искаженном виде, несмотря на то, что для массы занимающихся в школах, профессиональных училищах и вузах она составляет главное содержание снарядовой гимнастики и обязательный вид программ по физической культуре. Здесь же зададимся вопросом: почему снарядовую гимнастику относят к видам оздоровительных упражнений? Ведь гимнастические снаряды —это искусственные аппараты и упражнения, выполняемые на них также искусственны и далеки от естественно-бытовых действий, совершаемых ежедневно, да и в обозримых профессиональных видах деятельности они практически не встречаются. Таким образом, на первый взгляд, снарядовые гимнастические упражнения не несут в себе прикладности, которая могла бы расцениваться как оздоровительно-развивающая.
В действительности все обстоит по-другому. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в таких условиях, которые уже сами по себе заставляют организм включить в деятельность функциональные резервы (природа дала их ему). Двигательные задания, в качестве которых выступают упражнения на снарядах, требуют развертывания функционального потенциала и проявления значительно больших энергетических затрат, чем это требуют «бытовые» двигательные проявления. Одновременно с этим необходимо осуществлять функциональные затраты * Естественно, одним введением особой программы нельзя решить перечисленные задачи, нужна соответствующая организация и методика; они освещены в Ч. III. 185 в таких сложных координационных формах, которыми организм в «готовом виде» не располагает и поэтому их надо строить (одинаковая по величине частота сердечных сокращений во время бега и кувырков — это далеко не одно и то же). Строительство же двигательных умений и навыков связано с совершенствованием жизненно очень важных способностей к дифференцировкам (различению и в соответствии с этим управлению действиями) пространственных, временных и силовых характеристик своей деятельности, окружающей среды и их взаимосвязей — как естественной основы целесообразности, точности и экономичности деятельности, в целом ее результативности и надежности. Этому же способствует повышенный уровень психической деятельности, требующийся не только для «концентрированного» расхода энергии, но и для осознанности цели его, смыслового содержания, выбора путей реализации, контроля, коррекции и оценки частных и конечных результатов. И совершенно неверно представление о том, что «неестественные упражнения» не могут сформировать способности и умения, которые окажутся востребованными в условиях обычной жизнедеятельности. Например, навыки выполнения подъема разгибом или других подъемов, сформированных в упражнениях на перекладине, брусьях и кольцах, могут быть использованы при преодолении на руках высоких препятствий; то же справедливо для навыков, выработанных в опорных прыжках (хотя в обыденной жизни их не надо «демонстрировать с оттянутыми носками»). Различные вращательные упражнения во всех видах многоборья снарядовой гимнастики совершенствуют всё многообразие вестибулярных реакций и в целом функцию равновесия и все те же способности к дифференцировкам, без чего человек попросту не может нормально существовать в условиях все большей «закрученности» современной жизни (водоворот движения в толпах; качка, рывки, резкие повороты транспорта, мелькание перед глазами огромного количества раздражителей, «убегание» из-под ног опоры и т.п., все быстрее и быстрее...).
Сочетание разнохарактерных, разных по сложности, физической трудности и психической напряженности упражнений на всех гимнастических снарядах — формирует 186 такой двигательный потенциал (и по составу и по уровню развития), из которого без всякого ущерба для здоровья может быть заимствована не только малая толика для осуществления бытовой и профессиональной деятельности, но и большая его часть для реализации (и выживания!) в экстремальных ситуациях. — Этого не дает ни один вид спорта, в снарядовой гимнастике ловкость насыщенна трудностью. Однако надо сознавать и то, что упражнения снарядовой гимнастики не могут обеспечить абсолютного совершенствования. Такое требование и нельзя и не надо ставить перед отдельными видами упражнений; эту задачу в целом решает вся система — физическое воспитание. Поэтому их и дополняют специальными комплексами, круговой тренировкой, сочетанием с другими видами физических упражнений. Как это делать — весьма важный вопрос. От владения методикой его решения в конце концов и зависит уровень квалификации специалиста и успешность жизнедеятельности его учеников. III.2. Акробатика Спортивная акробатика — один из популярных и зрелищных видов гимнастики. Ею занимаются, в основном, дети и молодежь, хотя существуют и формы и содержание — доступные различным возрастам. Акробатика относится (по классификации) к сложно-координационным видам спорта, и если иметь в виду высшие уровни квалификации, то они, конечно, предъявляют к занимающимся очень высокие специфические требования. Вместе с тем, они адресуются людям, многие из которых на данный момент не имеют должной подготовленности и поэтому мастерство могут рассматривать лишь как желаемую, но очень отдаленную цель, а занятия акробатикой на данном этапе — как средство удовлетворения своих желаний и постепенной подготовке к высшим достижениям. Но и просто, не имея в виду высшее мастерство и достаточно правильно оценивая свои возможности, — как форму психофизического совершенствования, которая может принести удовольствие. Богатый арсенал средств акробатики позволяет широкий выбор. Специфику акробатических упражнений определяет ряд признаков. Как и описанные выше упражнения на гимна- 187 стических снарядах, в акробатике они требуют высоких уровней проявления физических качеств, связаны с большим риском (а значит, необходимы уже на более низких квалификационных уровнях определенный волевой настрой, смелость, настойчивость), исходный уровень подготовленности к прыжковым упражнениям более высок и конкретнее выражен, а значит, и та же вестибулярная устойчивость уже должна быть развита хотя бы так, чтобы выполнять вращательные упражнения базового цикла. Однако сами акробатические упражнения стимулируют развитие всех этих качеств и способностей. Поэтому важно уметь правильно распорядиться имеющимся арсеналом средств. В массовой акробатике и начальном этапе занятий используются так называемые базовые акробатические элементы, подразделяемые на три основные группы: одиночные, парные и пирамидковые. В группу одиночных упражнений входят прыжковые и статические элементы. Они связаны с выполнением полных и частичных вращений вокруг фронтальной, передне-задней и вертикальной осей, а также сохранением равновесия в определенных позах. В связи с этим выделяются подгруппы упражнений статического и динамического характера. К подгруппе статических упражнений относятся: — мосты и шпагаты — наиболее простые с точки зрения биомеханических условий сохранения равновесия, т.к. в них используется большая площадь опоры и относительно низкое расположение общего центра масс тела. В то же время, для исполнения их требуется высокий уровень подвижности в суставах; — стойки — упражнения, связанные с сохранением вертикального положения тела «вверх ногами» в различных условиях опоры: кистями, предплечьями, головой, грудью и др. За счет разных способов прихода в положение стойки, форм и способов удержания, сходов с нее и соединения с другими элементами можно создать большой ряд упражнений различной физической трудности и координационной сложности и, соответственно, меньшей или большей доступности для конкретного занимающегося; — равновесия — относительно небольшой круг упражнений, для которых основой является сохранение определенной позы на одной ноге при разных положениях ноги свободной. При этом требуется очень хорошая подвижность в тазобедренных и суставах позвоночника и вестибулярная устойчивость; — упоры - определенные фиксированные позы при низ Для упражнений динамического характера, которые могут выполняться на месте или в движении, главной характерной особенностью являются «переворачивания» в определенном направлении и с обусловленным количественным выражением его: вперед, назад и в сторону, полуоборотом и полным вращением, с отталкиванием и без отталкивания руками, а также с сохранением заданной позы или изменением ее. К ним относятся: — перекаты и кувырки — вращательные движения с последовательным касанием опоры при частичном или полном переворачивании через голову; могут выполняться в группировке и согнувшись или прогнувшись в полетной фазе, когда выполняются прыжком или с разбега; — полуперевороты — движения с частичным вращением тела и переходом из одного положения в другое, как правило, сменой стоек; например, из стойки на руках медленный переворот вперед в стойку руки вверх, или: из основной стойки прыжком стойка на руках (по сути, полупереворот вперед), из стойки на руках толчком руками прыжок в стойку на ногах (так называемый курбет); — перевороты ~ наиболее представительный и разнообразный вид упражнений, включающий полное вращение через голову, но разделенный промежуточной опорой руками или руками и головой, одной рукой; различаются по скорости вращения (быстро или медленно), способу выполнения (с места, с разбега, прыжком, с прыжка-подскока, называемого «вальсет»), а также по заданному конечному положению (на одну или две ноги, в остановку или в переход на следующий элемент); — сальто — базовый вид акробатических прыжков со сложной технической структурой, предусматривающей полное вращение в безопорном положении через голову;
188 189 разновидности сальто определяются направлением вращения (вперед, назад, в сторону), положением акробата в полете (в группировке, согнувшись, прогнувшись, в полугруппировке), а также объединением с поворотами и количеством вращений. Вторая группа элементов — парные упражнения — предполагают взаимодействия двух акробатов. Парные упражнения могут быть женскими, мужскими и смешанными. По содержанию и характеру это — балансирования и вольтижные упражнения. Среди упражнений в балансировании различаются: — входы и наскоки — важные, хотя и вспомогательные, — поддержки — выполняются верхним при опоре на нижнего (на руках, на ногах, на спине, на груди) — с устойчивой фиксацией позы. Сложность поддержек зависит от построенной фигуры, определяющей взаимное расположение звеньев тела и проекцию центра масс по отношению к площади опоры (а в связи с этим и величину усилий нижнего партнера), способом поддержки (захват звена, ширина, удобство, устойчивость опоры верхнего и нижнего — в отдельности и во взаимосвязи), а также высотой расположения верхнего по отношению к нижнему; — упоры, стойки, равновесия — общие характеристики которых даны при описании первой группы упражнений, кроме того, имеют сходство с поддержками; но они, как правило, более сложны и более разнообразны как по форме фиксируемых поз, так и по способам прихода в требуемую позу и фиксации ее. Они выполняются толчком, силой, махом, с поворотом; с опорой на руках или одной руке, на ноге, плече, голове; с разным положением нижнего: стоя на колене, в основной стойке, в выпаде, лежа на груди или спине, в приседе и т. п.; — взаимные перемещения партнеров необходимы для смены элементов в композиции. Они могут быть последовательными или одновременными; при смене позы верхнего нижний может свою позу не менять или действия их могут быть противоположны; темп взаимных перемещений может совпадать или специально варьироваться «независимо»; характер работы также бывает весьма разнообразным: преодолевающий силовой или рывковый, уступающий и статический — причем в самых разных сочетаниях. Естественно, для выполнения перемещений и взаимных их сочетаний партнеры должны иметь высокий уровень физической подготовленности и координационных способностей, реализованных в специальной технике выполнения, Вольтижные упражнения представляют собой действия, связанные с бросками и ловлей партнера. Требования к физической и двигательной подготовленности занимающихся здесь наиболее высокие по сравнению с другими видами упражнений. Возрастают значительно и требования к согласованности действий при отталкиваниях, балансировке в позах, фиксируемых после полетов; от каждого из партнеров требуется безукоризненное владение своими действиями и чуткое реагирование на действия партнера; при этом если верхний обеспечивает безопасность четкостью своих действий, то нижний, кроме этого, еще и страхует верхнего и, в определенной мере, себя во время ловли партнера, обладающего немалым количеством движения. Основными видами вольтижных упражнений являются подкидные прыжки и соскоки, входы прыжком и броском, смены поддержек с фазой полета без вращений и с вращениями, повороты и обороты, полуперевороты и сальто. Все они выполняются с применением разных способов отталкиваний (и нижним и верхним), приходов в требуемую позу, согласованную между партнерами; с разной степенью физической трудности, технической сложности и психической напряженности. Третья группа базовых упражнений — упражнения пи-рамидковые. Они выполняются тройками, четверками или большим количеством акробатов и включают элементы балансового и вольтижного характера. Представления о них дают приводимые здесь рисунки (6—21). Пирамидковые упражнения, как правило, состо-
190 191 ят из различного рода акробатических стоек и поддержек, смена которых путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов» — создает впечатление динамичности действа, позволяет строить фигуры различной сложности и выразительности. С точки зрения необходимости внедрения таких упражнений в широкие массы занимающихся весьма важными оказываются следующие особенности: 1) возможность участия различных по подготовленности, возрасту и полу акробатов с соответствующим разделением двигательных ролей; 2) построение пирамиды как управляемый процесс, облегчающийся оговоренными сигналами и командами руководителя, а также музыкальным сопровождением; 3) широкий диапазон трудности и сложности пирамид, определяющий возможность различного по количеству участия в них занимающихся и доступность их детям дошкольного и школьного возрастов, молодежи и квалифицированным спортсменам; 4) отсутствие необходимости в специальном оборудовании и возможность построения на естественных травяных лужайках и площадках; 5) достаточно высокая эффективность как средства общефизической подготовки и формирования должной мотивации к регулярным занятиям; 6) возможность художественного оформления, выразительности и зрелищности как средства воспитания эстетических вкусов и творчества. Классификационная программа категории «Б»* Для занятий и соревнований по спортивной акробатике, как и в спортивной гимнастике, разработана классификационная программа, адресованная широким массам — школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений, студентам. Составлена она таким образом, чтобы создать максимум возможностей для занятий, исключить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов и получение заветного значка спортсмена-разрядника. * Разработана Федерацией акробатики СССР и введена с 1.01.1985 г. Классификационная программа категории «Б» по спортивной акробатике включает парные упражнения, групповые упражнения для трех человек и групповые упражнения для четырех человек. Все упражнения представлены третьим, вторым и первым разрядами, для получения которых нужно набрать соответственно 30 баллов, 32 и 34. Во всех видах спортсмены выполняют четыре обязательных упражнения. Одно из них состоит из отдельных акробатических элементов и три — парно-групповые. Участники, выступающие в парах, тройках и четверках, индивидуальные упражнения выполняют одновременно. При этом их выступления оцениваются одной оценкой из 10 баллов. Очень важно, что к соревнованиям допускаются участники с 7-летнего возраста (имеющие разрешение врача). Художественная гимнастика Художественная гимнастика («Х.Г.»), как и любой вид спорта, нацелена прежде всего на достижение спортивного результата, но широкий круг ее средств позволяет решать и другие задачи физического воспитания различных контингентов. Начальный этап подготовки спортсменок, затрагивающий массовые разряды, в целом ориентирует занимающихся на оздоровительно-развивающие занятия. Благодаря значительному диапазону сложности упражнений Х.Г., вариативности подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, в занятиях Х.Г. удается расширять двигательные возможности, добиваться гармоничного развития, воспитывать занимающегося эстетически. В то же время к занимающимся предъявляются и особые требования, отражающие специфику именно художественной гимнастики, даже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера. Они должны быть пластичны и обладать
194 7* 195 чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это - для начала; именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата. На начальном этапе подготовки гимнасток в процессе тренировочных занятий решаются и немаловажные частные задачи оздоровления: —обеспечивается и поддерживается статус здорового человека; —расширяется общий двигательный опыт, обеспечивающий учебную, профессионально-трудовую и бытовую деятельность; —достигается и сохраняется высокий уровень функционального состояния основных систем организма; —развиваются ординарно и в комплексе физические качества; —формируются основные навыки поведения: осанка, походка, стиль поведения и общения; —воспитываются культурологические качества: востфи-ятие красоты двигательных действий, управление эмоциональным состоянием, музыкальный вкус, в целом — имидж. Как и в других видах спортивной деятельности, для решения основных задач технической подготовки применяются и вспомогательные упражнения, которые обеспечивают учебно-тренировочный процесс и как бы сопровождают основную работу. Это, прежде всего, средства основной гимнастики: упражнения общеразвивающие, базовые элементы акробатики, гимнастические игры и эстафеты, упражнения на гимнастических снарядах массового типа, прыжковые, вращательные и др. Основным содержанием начального этапа спортивной подготовки в Х.Г., являются базовые технические действия, которые можно представить относительно простой классификацией (табл. 6). Первая группа упражнений — «основные». Они представляют собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток. Пружинные движения представляют собой чередования исходного, промежуточного и конечного положений тела или его звеньев, выполняемые серийно с заданными амплитудами и степенью напряжения. Например, последовательные наклоны туловища вперед, в положении прогнувшись, или серия взмахов ногой в сторону. Движения такого рода имеют аэробный характер; воздействуя на звенья тела и мышечные группы, они способствуют развитию эластичности опорно-двигательного аппарата, стимулируют развитие физических качеств, формируют способности выполнять движения мягко, пластично. Разновидности передвижений в Х.Г. (подскоков и прыжков, а также их сочетаний) отличаются, как правило, большой величиной длины, высоты, амплитуд, быстроты, темпа и напряженности, хотя и содержат действия разной размерности. Все они различны по трудности и именно в своем большом разнообразии создают стилевую основу технической подготовленности. К базовым передвижениям относят: — «мягкий шаг» — чередование шагов без видимого — «высокий шаг» — выполняется маховым энергичным
196 197 — «острый шаг» — характеризуется коротким движением ноги вперед с резкой акцентированной постановкой на опору и последующим подниманием на полупальцы; — «широкий шаг» — напоминает выпады, когда значительное по длине перемещение согнутой ноги вперед сопровождается выпрямлением «задней» ноги при некотором наклоне туловища вперед. Подобный «широкому шагу» «широкий бег» требует мощного отталкивания и выглядит стремительным; — «скрестный шаг» — поочередная смена окрестного положения ног, когда одна нога ставится с носка перед другой, а затем положение ног меняется движением «передней» или «задней» ног — что позволяет менять направление движения (влево, вправо, вперед, назад); — «переменный шаг» — является соединением двух Волны. Эта разновидность основных упражнений имеет сложнокоординационный характер и представляет собой сочетание последовательных сгибательно-разгибатель-ных действий, объединенных в целостное динамичное движение в смежных суставах; для выполнения волны характерны непрерывность, равномерность, плавность и мягкость. В основе таких действий лежит умение избирательно и дозированно чередовать напряжения и расслабления, создавая впечатление слитности действий. Повороты представляют собой действия вращательного характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на пол
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.059 с.) |