Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V.3. Комплексно- комбинированное занятиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Комплексно-комбинированное занятие — форма организации процесса психофизического воспитания оздоровительно-развивающей направленности за счет сочетан-ного использования широкого круга средств, воздействующих на организм как на единый комплекс функциональных систем. Примером комплексно-комбинированного занятия («ККЗ») может служить тренировка в спортивной и художественной гимнастике, где одновременно решается большое количество задач по формированию и совершенствованию спортивно-технических навыков, повышению уровня развития физических качеств, психологической подготовки. По этим вопросам имеется большое количество специальной литературы. В то же время в оздоровительно-развивающей физической культуре соответствующих разработок пока мало. Хотя имеются довольно удачные попытки разработки методики комбинирования ритмической гимнастики и плавания, атлетической гимнастики и плавания, оздоровительного бега и атлетических упражнений, общеразвива-ющих упражнений и езда на велосипеде. В обозримой литературе известна одна работа, где комплексно-комбинированный вариант занятия оздоровительной направленности получил развитие (Л. В. Попадьина, 1999). В ней установлено, что такие широко распространенные виды упражнений, как бег, ритмическая гимнастика, йога, восточные виды гимнастики, закаливание и ак называемые общеразвивающие упражнения — несут в ебе неодинаковую «объективную» нагрузку, которая, к ому же, не однозначно воспринимается занимающимися зависимости от состояния организма в данный момент, ндивидуальных психических реакций на тот или иной тип и вид упражнения, степень совместимости разных упражнений, их рационального сочетания в планируемом отрезке времени (например, в течение недели), а также подготовленности к нагрузкам разной величины и их переносимости в зависимости от влияния средовых факторов. В связи с этим было установлено, что наиболее эффективным оказывается построение занятий по следующим комплексно-комбинированным программам.
310 311 Первая программа 1-й день: ритмическая гимнастика, пластика, танцевальные комбинации, общеразвивающие упражнения, элементы закаливания; 2-й день: традиционные варианты ритмической гимнастики, танцевальные элементы, аутотренинг, самомассаж, элементы закаливания;
3-й день: ритмическая гимнастика, общеразвивающие упражнения, элементы аутотренинга, самомассаж, элементы закаливания. Вторая программа 1-й день: ритмическая гимнастика и медитация; 2-й день: йога, чань-буддизм, медитация; 3-й день: упражнения ОФП на воздухе, бег, закаливание. Третья программа 1-й день: ОРУ на воздухе, работа на тренажерах на «тропе здоровья», закаливание; 2-й день: ритмическая гимнастика, ОРУ на воздухе, бег и закаливание. 3-й день: ритмическая гимнастика, ОРУ на воздухе, работа на тренажерах на «тропе здоровья», закаливание. Все три программы при двухчасовых занятиях по 3 раза в неделю оказываются достаточны для решения задач оздоровления. Однако, весьма существенно, что эти программы апробированы (т.е. опробованы и получили одобрение) в оздоровительной работе с лицами, профессиональная деятельность которых представляет собой умственный труд. Поэтому и потому, что перечисленными видами средства оздоровления и его виды далеко не исчерпываются, возможны самые разнообразные построения комплексно-комбинированных занятий, однако при соблюдении определенных общих и частных методических принципов, изложенных в соответствующих главах данного учебника. Для примера ниже дается программа комплексно-комбинированного типа оздоровительной направленности для людей в возрасте 35—40 лет (в варианте, разработанном Л. В. Попадьиной). Примерные структура и содержание оздоровительных занятий Первое занятие
Примечание: в ряде случаев для более точной передачи смысла восточных упражнений их описание дается в соответствии с дословным переводом на русский язык.
312 Продолжение Продолжение таблицы
ность и гармоничность перехода одного движения в другое. Упражнения выполняются с обязательными комментариями. Речевое сопровождение должно быть образным, типа: «ватные руки», «чужие ноги» и т.п. Упражнения на расслабление выполняются только с контролем частоты и глубины дыхания. Выполняются в индивидуальном темпе. Следить за качеством выполнения, правильностью положения рук и ног, головы. Упражнения выполняются в индивидуальном темпе., Упражнения в стойке на коленях чередуются с упражнениями в стой-1 ке на одном колене. Упражнения выполняются в положении лежа на спине и в стойке ноги врозь. Особое внимание уделять сочетанию движений с вдохом и выдохом. Упражнения выполняются в удобной позе, например — алмаза или лотоса. На начальном этапе следует выполнять с закрытыми глазами, затем - с открытыми. Тона от красного до желтого ассоциируются с теплом, зеленый и голубой - с покоем, синий и фиолетовый -с холодом, а черный и Подготовительная часть — 15 мин Получение спокойного фона функционирования организма Смягчение возбудительного процесса, регуляция состояния вегетативной нервной системы. начинает исходить тепло — «нужно сделать выдох через это место». Повторить несколько раз. 12. «Видеть себя со стороны», «ощущать предметы», не трогая их, представить себя в разной обстановке: в лесу, на реке, берегу моря... Второе занятие 1. Сочетание дыхатель ных упражнений с пла стикой и расслаблени ем: волны руками, ту-| ловищем, всем телом 2. Расслабленная и не-| подвижная поза стоя включает 18 шагов:) стоя на плоских ступ нях, сгибание коленей] расслабление бедер,] «округление промежно стей», «подъем ануса» «втягивание желудка! внутрь», расслабление] пояса, «подбирание гру дины внутрь», выпрям-1 ление спины, опускание; плеч, опускание лок тей, расслабление запястий, «подвешивание головы», расслабление щек, «опустошение подмышек». 3. Попеременные глубо кие вдохи выдохи, со-| провождающиеся дви-| жениями рук или только кистей:
— движения наружу -| выдох, — движение к себе вдох. 4. Сочетание волн, нач темно-красный — вызывают мрачность мыслей. Выполняются с закрытыми и открытыми глазами. Используются прин ципы ци-гун. Упражнения выполнять под музыку. Медленно. Обратить внимание на правильное положение тела во время упражнения. Правильное чередование напряжения и расслабления, согласование их с дыханием.
В конце подготовительной части тело должно быть «мягким». 315 Продолжение таблиц Продолжение таблицы
Улучшает деятельность нервной системы, нормализует работу вестибулярного аппарата. Сохранение хорошей осанки и ее коррекции Основная часть — 45 мин Способствует концентрации внимания, коррекции позвоночника, улучшению кровообращения в области спины. Оказывает благоприятное влияние на по-яснично-крестцовые нервные окончания, улучшает функцию пищеварительного тракта. Упражнения в равновесии: И.П.-О.С. 1. Стоя на правой ноге, медленно поднять согнутую левую, колено в сторону. Руки через стороны поднять вверх, ладони соединить. Опустить руки на грудь не размыкая ладоней. Вернуться в И.П. То же повторить на левой. 2. То же упражнение с наклоном вперед и в стороны. С различным положением рук. 3. «Пальма». И.П.: б) то же другой рукой в) то же двумя руками г) те же упражнения, 4. «Горакшасана»: 5. «Пасчимотанасана»: Возможно использование других асан, но исходным должно быть положение «основная стойка» Дыхание не задерживать, следить за линией тела. Упражнения выполнять или с задержкой дыхания или без задержки. Не перенапрягаться, колени касаются пола. Мышцы растянуты — вдох. Ноги подтянуты — выдох. Возвращаясь в И.П. -расслабиться. Выполняется в среднем темпе. Стараться коснуться ног лбом. После выдоха оставаться в этой позе 2—3 секунды с задержкой дыхания. 6. «Дхапурасана». И.П. лежа на животе, касаясь подбородком пола, руки вдоль туловища, мышцы расслабить — медленный вдох. Выдох — поднять голову, согнуть ноги в коленях и обхватить их руками за щиколотки. Прогнуться, поднимая грудную клетку и бедра. В этой позе возможны варианты: перекаты на животе; повороты на левый и правый бока; поднимание, как можно выше, коленей одной и другой последовательно или двух ног. Вернуться в И. П.
7. «Пурвотамасана»: 8. «Березка». И.П: 9. «Кобра». И.П.: лежа Рекомендуется тем, кто много работает сидя. Не рекомендуется, если увеличена щитовидная железа. Количество повторе ний — 6-8. Дышать животом. В положении согнув шись можно задерживать дыхание. Упражнение выполнять плавно, дыхание не задерживать. Упражнение выполнять медленно, с нога ми максимально рас слабленными. J Продолжение таблицы Продолжение таблицы
Улучшает деятельность гладкой мускулатуры желудка и других органов пищеварения Воздействует на миндалины и щитовидную железу. Развитие пластики и подвижности в суставах. Регулирование энергетических каналов и меридианов. Совершенствует ориентировку в пространстве, быстроту реакции и движений, точность. Заключительная часть — 6-9 мин Положительно влияет на психику, воспитывает уверенность в себе и способности саморегуляции. дохе поднять плечи и грудь без помощи рук, выпрямить руки, не дышать 2—3 сек. Вернуться в И.П., последовательно опуская грудь и затем голову. 10. И. П. стоя на коленях или сидя на пятках: всевозможные движения туловиптем, ногами, руками, прогибания и выгибания. 11.«Поза льва»: сидя на пятках: широко раскрыть рот, высунуть язык, стараясь кончиком коснуться подбородка, сделать выдох и паузу. 12. Использовать отдельные элементы ушу — гимнастика зверей: «Змея», «Тигр», «Птица», др. 13. Переход к элементам чань-буддизма для самообороны. 14. Упражнения в парах. Спарринги.
15. Медитация в движении: закрыть глаза, представить себя на краю пропасти и нанести удар ногой или быстро встать в равновесие. 16. Медитация в покое: проводится по принципу всматривания в точку и прекращения всех мыслей. Смотреть не мигая до 3 минут 17. Самомассаж активных точек на руках, ногах и спине по системе «шиатсу». Например, для снятия усталости ног: осуществлять трехкратный нажим на три точки каждого пальца и между костями в плюсне, на стопе по центру от пальцев к пятке и ахиллово сухожилие. Дыхание свободное Во время выдоха и последующей паузы 5—10 сек имитировать рычание льва. Указания в соответствии с используемым упражнением. Упражнения выполнять плавно, без усилий. Быстро менять позы, не теряя ориентировки. Прекращать упражнение после первого моргания или/и слезоточивости. Дать мыслям течь свободно до полного их прекращения. Весьма эффективен при отклонениях в состоянии здоровья. Улучшает терморегуляцию и общую энергетику организма. Подготовительная часть — 15 мин. Разминка и совершенствование подвижности в суставах. Развитие (совершенствование) дыхательной системы и умений управлять дыханием. Улучшение кровообращения и питания легких и мышц.
18. Биоэнергетические упражнения для накопления энергии. Например, почувствовать упругий шар между ладонями; увеличивать его размер и силу сопротивления при помощи движений ладонями друг против друга. Почувствовав тепло, исходящее от «этого шара», перенести его в область солнечного сплетения или на слабый орган. Третье занятие
1. Упражнения в ходьбе: обычным шагом, на носках, пятках, перекатом, пружинным шагом, пружинно на носках, поднимая высоко бедро — лицом, спиной и боком к основному направлению. Ходьба в полуприседе, приседе, широкими шагами в приседе, приставными шагами в приседе — вперед, назад и в сторону. 2. Серии дыхательных Дыхание равномерное
упражнении с классическим способом дыхания, без каких-либо дополнительных движений и сочетая дыхание с движениями различными частями тела.
3. Акцентированные дыхательные упражнения: акцент (основное усилие) на вдохе или на выдохе, но соблюдая классический способ — равномерного распределения между вдохом и выдохом. Продолжение таблицы Продолжение таблицы
Разогревание, улучшение кровообращения, укрепление мышц, нормализация работы энергетических каналов и меридианов. Подготовка организма к длительной циклической нагрузке. Подготовка мышц к ударной нагрузке Развитие скоростно-силовых качеств Активизация кровообращения Установление исходного для циклической работы уровня функционирования организма и локальных мышечных групп. Основная часть — 30 мин Совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Укрепление иммунной системы, профилактика заболеваний, лечение отклонений в состоянии здоровья. Повышение психофизического тонуса, улучшение настроения. Восстановление после процедур.
4. Упражнения для туловища: вытягивания, повороты, наклоны, вращения; втягивание живота, выгибания и прогибания: последовательно, раздельно и одновременно в разных частях позвоночника. 5. Упражнения для ног такого же, как выше, характера. 6. Такого же характера упражнения для плечевых суставов и шеи. 7. Серии легких под 8. Восстановительная ходьба, растягивающие плавные движения успокаивающего характера. 1. Бег трусцой 2. Бег трусцой в сочетании с бегом с поворотами, скрестными шагами, легкими подскоками. 3. Дыхательные уп 4. Закаливание в зависимости от времени года и индивидуального состояния: 5—10 мин купание в водоеме, проруби; локальные воздействия: обливания частей тела или их погружение в холодную воду. 5. Легкий бег, простейшие движения руками, туловищем, ногами. Не делать резких движений. Все движения — вытягивающие, разминающие и разогревающие. Не избегать силовых напряжений, но без задержки дыхания. Постепенно увеличивать количество повторений. Упражнения выполнять с легкой амортизацией за счет упругого напряжения мышц и в ином случае — с жесткой постановкой на опору и последующим обязательным расслаблением..» Рабочий уровень пульса —индивидуальный. Послерабочий через 2 мин — 96-100 уд/мин В случае необходимости перейти на ходьбу, к бегу не возвращаться. По возможности, созерцать и оценивать окружающую обстановку, создавая у себя хорошее настроение. Перейти на ходьбу. Закаливание проводить обязательно на «раскаленное» тело. После процедуры не вытираться, не массировать тело; можно «промокнуть». Обращать внимание на дыхание, «легкость» состояния, комфорт. Улучшение физических качеств Заключительная часть — 6 мин Регуляция всех функциональных систем. Обеспечение психологического эффекта полезности и действенности занятия. Формирование установки на дальнейший отрезок жизни. 6. Работа на тренажерах на «тропе здоровья»: сидовые, растягивающие, вращательные и разновесные упражнения. Дыхательные упражнения в сочетании с расслабленными позами и нетрудными растягивающими движениями. Легкие махи и покачивания, потряхивание руками, ногами, телом — по типу вибрации. Расслабленная поза сидя иди лежа с отвле чением от окружаю щей обстановки. Свободная поза с радо стным чувством восприятия прекрасного окружающего мира. Закончить занятие еле дует благодарением Природы. Количество подходов и повторений упражнений до 75 % от максимально возможных. Использовать игровой метод. Все действия выполняются свободно, без каких-либо напряжений. Заставлять себя что-либо сделать нужно лишь в том случае, если где-то ощущается дискомфорт или боль. Например, при болевых ощущениях в икроножных мышцах нужно, приняв удобную позу, согнуть носки ног на себя и, помогая руками, растянуть икры, удержать в такой положении 3-4 секунды, а затем плавно отпустить и слегка отмассировать поглаживанием и разминанием. 11. Зак. 148 V.4. Основная гимнастика Занятия гимнастикой оздоровительно-спортивной направленности в основе своей сводятся к совершенствованию по классификационной программе категории «Б». В соответствии с одной из главных задач этой программы — обеспечения доступности разрядных нормативов — упражнения составлены значительно более легкими, чем те, которые нацеливают особо одаренных гимнастов на высшее мастерство. Тем не менее, и занятия по более легкому материалу требуют систематичности, настойчивости, собранности, физического труда и соответствующего психологического настроя. Нужно учитывать, что вряд ли занимающийся получит истинное удовлетворение, если, легко выполнив норму третьего разряда, остановится в своем совершенствовании и не попытается овладеть упражнениями второго и первого разрядов, вообще — более сложными, но опять-таки — вполне доступными. Особенно важно создать правильную мотивацию в связи с тем, что здесь имеется большая свобода выбора тех видов многоборья, которые в наибольшей мере нравятся гимнасту, и упражнений, которые в большей степени адекватны ему. Однако необходимо соблюдение и определенной методики подготовки и обучения, обеспечение преемственности технических навыков и в целом подготовленности формируемых на разных уровнях подготовленности. Организация занятий Для успешного овладения программным материалом гимнасты должны обладать достаточным уровнем развития силовых качеств, гибкости, функции равновесия, определенной психологической готовностью. Все эти и другие качества развиты у желающих заниматься спортивной гимнастикой не одинаково. Поэтому и содержание занятий для них должно быть разным. При этом следует иметь в виду, что одной из важнейших задач, решаемых в процессе специальных занятий, является привитие устойчивой потребности в двигательной активности за счет постоянного поддержания интереса к занятиям разнообразными и действенными упражнениями и определенного стимулирования его. Поэтому, определяя основным содержанием занятии упражнения на гимнастических снарядах, следует так организовать тренировки, чтобы занимающиеся видели как можно больше результатов своей работы, свидетельствующих, что их труд не напрасен и у них есть успехи. В связи с этим целесообразно использовать несколько вариантов занятий, подбирая их сообразно возможностям занимающихся и варьируя с целью внесения в тренировку новых элементов. За счет большого разнообразия используемых упражнений тренировка на гимнастических снарядах расширяется и по смыслу и по содержанию до основной гимнастики. Вариант I — для начинающих Ставятся простые, легко достижимые цели. Основная задача — обеспечение физической и двигательной готовности к специализированным занятиям. Занятие состоит из пяти частей. Первая часть — разминка. Спокойная, с проработкой всех групп мышц. Вначале проводить раздельным способом; со временем перейти на поточный. Постепенно увеличивать темп движений. Продолжительность— 15—20 мин. Вторая часть — специальные развивающие упражнения общего воздействия на отдельные физические качества. — 20—25 мин. Третья часть — упражнения на видах многоборья, доступные на данный момент. Или подготовительные упражнения для видов многоборья. Используются 1—2 вида многоборья. — 10—15 мин. Четвертая часть — подвижная игра, нетрудная эстафета или несколько простых ритмических упражнений под музыку. — 5—10 мин. Пятая часть — расслабление и успокаивающие упражнения.— 5—10 мин. Общее время занятия — 60—90 мин. Вариант 2 — для имеющих базовую подготовленность Начиная со второго варианта, постепенно переходят к более специализированным задачам и средствам их решения — в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Тем не менее, разнообразие упражнений остается одним из важных условий занятия.
322 11" 323 Первая часть — поточная разминка на все группы мышц. — 15 мин. Вторая часть — упражнения на снарядах. — 35—45 мин. Третья часть — специальные упражнения для совершенствования физических качеств. — 15—20 мин. Четвертая часть — расслабление и успокаивающие упражнения. — 5—10 мин. Общее время занятия — 60—90 мин. Вариант 3 — для имеющих специальную подготовленность Первая часть — поточная разминка или легкие упражнения ритмической гимнастики. — 15 мин. Вторая часть — упражнения на снарядах. — 35-45 мин. Третья часть — подвижная игра или эстафета. — 5—15 мин. Четвертая часть — упражнения на гибкость, успокаивающие и расслабленные позы. — 10-15 мин. Общее время занятия. — 60—90 мин. Вариант 4 — для подготовленных гимнастов Первая часть — поточная разминка. — 15 мин. Вторая часть — упражнения на снарядах. — 35—45 мин. Третья часть — ритмическая гимнастика. — 20—25 мин * Четвертая часть — упражнения на гибкость. — 10—15 мин. Пятая часть — успокаивающие упражнения, расслабление. — 5—10 мин. Общее время занятия. — 90—120 мин. Методика подготовки Для успешного овладения программным материалом гимнасты должны обладать определенным уровнем развития физических качеств. Поэтому в содержание занятий необходимо включать упражнения общей и специаль- * Упражнения ритмической гимнастики рекомендуется использовать после снарядовых упражнений, а не до них, поскольку, во-первых, именно снарядовая гимнастика в данном случае является основным предметом, а во-вторых, ритмические упражнения должны давать достаточную нагрузку, но она может оказаться чрезмерной, чтобы после нее осваивать основной материал. Поэтому, увязывая эти два условия, и целесообразно придерживаться показанного порядка упражнений. ной физической подготовки. Причем, они могут выполняться в составе выделенных выше частей занятия или в специально отводимое для этого время. Специальная физическая подготовка осуществляется непосредственно на занятиях в секциях и кружках гимнастики. При этом использование средств специальной физической и технической подготовок должно быть для младших разрядов в соотношении 70 % к 30 %, для занимающихся по второму разряду — 60 % к 40 %, а для перворазрядников — 5 % к 50 %. Специальная физическая подготовка должна быть направлена на развитие таких двигательных качеств, которые необходимы для выполнения того или иного гимнастического элемента. Действительно, нельзя научить занимаю
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.239 (0.02 с.) |