Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика использования экологических сказок в работе с дошкольникамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика работы со сказкой: 1. Чтение и обсуждение экологических сказок. В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься над отношением людей к природе, над тем, к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок. 2. Использование фрагментов сказок. При знакомстве детей с тем или иным природным материалом можно в качестве иллюстраций использовать фрагменты сказок. Например, в сказках Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» и А.Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве). Этот эпизод помогает объяснить роль окраски в жизни животных. 3. Использование сказочных персонажей. Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Они с удовольствием отвечают на вопросы сказочного героя, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь Карлсон, который живет на крыше, Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, и Вини-Пух. 4. Анализ сказок с точки зрения различных героев. Этот прием, предлагаемый Джанни Родари, может применяться для целей экологического образования. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений. Например, сказка «Три поросенка». В ней поросята положительные герои (особенно Наф-Наф), сумевшие провести злого глупого волка. Но можно предложить детям оценить сюжет с точки зрения волка. Волк – хищник, и вполне естественно, что он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Волк не смог выполнить обязанности хищника, да к тому же пострадал. Если в лесу кроме трех поросят есть и другие поросята, а хищников, кроме волка нет, может нарушиться экологическое равновесие: кабаны быстро начнут размножаться, поедая все вокруг, что создаст угрозу заболевания леса. 5. Сказочные вопросы. Их можно использовать при проведении викторин, в играх типа КВН, а также для закрепления знаний. «Сказочные вопросы» могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п. 6. Использование сказок для организации игр. Многие сказки могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». После чтения сказки и обсуждения ее с детьми раздаются картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями. Можно внести в игру элемент соревнования, поделив группу детей и устроив соревнование, какая подгруппа быстрее составит цепочку. 7. Сказки и театр. Сказки могут быть инсценированы, поставлены небольшие тематические спектакли с участием дошкольников. 8. Сказки и изобразительное искусство. Дети с удовольствием иллюстрируют знакомые сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны коллективные рисунки, серии рисунков (иллюстрации к тексту) и поделки из разного материала. Работу с экологической сказкой проводила в несколько этапов. 1 этап. Цикл кратковременных наблюдений, бесед, экскурсий в соответствии с содержанием сказочных произведений. Основная цель которых – подготовить детей к пониманию экологического содержания сказки. 2 этап. Знакомство со сказкой. Читая сказку, педагог использует выразительные, эмоциональные средства ее передачи (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Беседа по содержанию сказочного произведения включает в себя вопросы экологического содержания, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы воспитатель постоянно обращается к личному опыту детей, поощряет высказывания детей. В процессе подготовки к предсказыванию сказки, возможно использование предметных моделей-картинок по сюжету сказки на фланелеграфе, дети моделируют события сказки по показу воспитателя, затем составляют ее самостоятельно. Драматизировать, обыгрывать сказку можно по частям, используя конкурсы между детьми по различным вариантам передачи сказочных образов. В конце занятия воспитатель предлагает нарисовать ее. 3 этап. Данный этап предполагает активное взаимодействие со сказочными образами природы, включение сказочных героев в различные экологические ситуации творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности. В работе с детьми по формированию экологических знаний предусмотрены различные виды практической деятельности, с их поэтапным усложнением: 1. Основным источником знаний о живой природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщения. 2. Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность. 3. Игра – служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач. Для формирования экологической культуры наиболее часто я использую дидактические, подвижные, настольные игры. 4. Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные примеры я обязательно использую при работе с детьми. Большое значение я придаю чтению народных и авторских сказок природоведческого содержания. Чтение экологических сказок расширяет кругозор детей, учит всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Экологические сказки глубоко воздействуют на чувства детей. Они переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Оценка происходящего знакомит детей с нормами экологической этики, учит беречь и защищать природу. Главное в любой сказке - это мораль, сказка должна учить нравственности, доброте. Именно на примере сказок проще всего донести до детей понятия добра и зла, объяснить важность бережного отношения к природе и объяснить суть процессов, которые происходят в окружающей среде.
РАЗДЕЛ 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.37.129 (0.006 с.) |