Оценка максимального потребления кислорода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка максимального потребления кислорода



Косвенная оценка величины максимального потребления кислорода может быть осуществлена по результатам оценки величины мощности нагрузки при пересчете значений PWC170 по формулам предложенным В.Л. Карпманом (1988):

PWC170 = N1+(N2-N1) *(170-f1)/(f2-f1),

где N1 и N2 мощность первой и второй нагрузки соответственно, а f1 и f2 – значения ЧСС по окончании их выполнения.

 Длительность выполнения первой нагрузки составляет 3 мин. под метроном М 80, после чего измеряется ЧСС, и без перерыва выполняется вторая нагрузка длительностью 2 мин. под метроном М 120, и вновь измеряется ЧСС.

Высота ступеньки для степ-теста выбирается в зависимости от возраста и пола испытуемых. Для мальчиков и девочек 12-и лет и младше - 25 см, для подростков (мальчики и девочки) 13-14 лет – 30 см, для лиц мужского пола 15-и лет и старше - 40 см, женского пола – 33 см.

Расчет мощности нагрузки (N) осуществляется по формуле:

N1 = МТ*k1;

N2 = МТ*k2.

Коэффициет k зависит от пола, возраста испытуемых и интенсивности нагрузки:

Для мальчиков и девочек 12-и лет и младше: k1 = 6, k2 = 9.

Для подростков (мальчиков и девочек) 13-14 лет: k1 = 8, k2 = 12.

Для юношей 15-16 лет: k1 = 11, k2 = 17.

Для девушек 15-16 лет: k1 = 9, k2 = 13.

Для лиц мужского пола старше 16-и лет: k1 = 12, k2 = 18.

Для лиц женского пола старше 16-и лет: k1 = 10, k2 = 15

Расчет величины максимального потребления кислорода (МПК) для детей и подростков может быть осуществлен по показателям физического развития (модифицированная формула А. Д. Дубогай, В. Г. Мигулевой, 1981, А. С. Солодков, 1989):

для мальчиков: МПК=(МТ/0,02+F*10+ЖЕЛ*0.5)/МТ*2 (мл/мин/кг);

для девочек: МПК=(МТ/0.02+L*4+ЖЕЛ*0.33)/МТ*2 (мл/мин/кг);

где F- показатель динамометрии сильнейшей руки (кг); L – результат прыжка в длину с места (см); ЖЕЛ - жизненная емкость легких (в сотнях мл); МТ – масса тела в кг.

 для юношей и мужчин, девушек и женщин по результатам теста PWC170:

нетренированных, или занимающихся скоростно-силовыми видами спорта:

МПК=1,7*PWC170+1240;

представителей циклических видов спорта:

МПК=2,2*PWC170+1070.

Косвенная оценка МПК для взрослых может быть осуществлена по результатам пробы Штанге и ортопробы Превеля (И.Г.Сидорова, 2012).

При проведении гипоксической пробы Штанге испытуемый в позе сидя после 2-3 глубоких вдохов на фоне не предельно глубокого вдоха осуществляет предельную по продолжительности задержку дыхания. Фиксируется продолжительность задержки дыхания в сек. (Х1).

При выполнении ортопробы Превеля испытуемый в течение 5 минут находится в положении лежа, после чего подсчитывается ЧСС (f 1) в уд/мин. Затем подается команда «Встать» и вновь измеряется ЧСС (f 2). Определяется разность значений пульса в положении стоя и лежа (Х2):

Х2 = f2 – f1.

Расчет МПК осуществляется по формуле:

МПК = 0.23*Х1- 0.009*Х1*Х2 + 39.25 (мл/мин/кг) 

Для качественной оценки показателя МПК лиц различного возраста используются следующие количественные диапазоны:

Возраст Пониженный уровень Средний уровень Повышенный уровень
20 – 29 39 - 43 44 - 55 ≥ 56
30 – 39 35 - 39 40 - 51 ≥ 52
40 - 49 31 - 35 36 - 47 ≥ 48

 

Для женщин соответствующие классы при МПК на 25-30% ниже приведенных. 

Функциональный класс и уровни МПК для лиц до 16 лет

(по С. А. Душанину, 1984)

1 класс - низкий уровень МПК - менее 35 мл/мин/кг;

2 класс - уровень МПК ниже среднего - 35.0 - 41.9 мл/мин/кг;

3 класс - средний уровень МПК - 42.0 - 50.9 мл/мин/кг;

4 класс - уровень МПК выше среднего - 51.0 - 59.9 мл/мин/кг;

5 класс - высокий уровень МПК - более 60.0 мл/мин/кг.

Расчет величины относительной мощности физической работы при пульсе 170 уд/мин (РWС170 кгм/мин/кг) по относительной (мл/мин/кг) величине МПК (по Дж. Эта, 1964) (для детей и подростков):

РWС170отн.=МПКотн./1.78-10.5 (кгм/мин/кг); РWС170абс.=РWС170отн.*МТ (кгм/мин).

 

Оценка адаптационного типа

Под адаптационным типом понимается способность организма приспосабливаться как к внезапным, интенсивным изменениям влияния внешней среды различной природы, или к умеренно интенсивным, но длительным воздействиям.

По скорости, полноте, продолжительности и специфике формирования адаптационных процессов выделяются (Г.Н. Кассиль и др., 1984; В.П. Казначеев, 1986) три адаптационных типа: «стайеры», «спринтеры» и «миксты».

Стайеры рассматриваются какэрготропный (симпато-адреналовый) тип, им присуще функциональное напряжение левого полушария (Казначеев В.П., 1986).

Спринтеры– рассматриваются как выгоинсулярный тип (Г.Н. Кассиль и др. 1984), им присуще функциональное напряжение правого полушария.

Миксты – промежуточный вариант.

Принадлежность человека к определенному адаптационному типу может быть выявлена с помощью теста продолжительности индивидуальной минуты (ИМ). Для проведения исследования необходимы спокойная обстановка и отсутствие посторонних раздражителей.

   Ход исследования: после 3–5 минут отдыха (в сидячем положении) предлагается запомнить, сколько длится минута: «Вам будет указано начало и окончание минуты. Расслабьтесь и спокойно ждите, не производя внутреннего отсчета». В течение этой минуты производится измерение пульса (частоты сердечных сокращений: ЧСС1).

 После этого дается инструкция: «Я укажу начало минуты. Ваша задача – сказать, когда она, по вашему мнению, закончится. Считать нельзя». В этот период производится второй замер пульса (ЧСС2) и фиксируется длительность ИМ.

 Оценка результатов:

 1. Длительность ИМ: менее 52 сек., ЧСС2 превышает ЧСС1 на 5% и более в минуту – спринтеры.

 2. Длительность ИМ: от 52 до 68 сек., реакция пульса вариабельна – миксты.

 3. Длительность ИМ: более 68 сек., ЧСС2 по сравнению с ЧСС1 уменьшается на 5% и более – стайеры.

 4. Длительность ИМ: более 68 сек., ЧСС2 возрастает на 5% – стайеры группы риска по повышению артериального давления (именно в этой группе                                                                                                                             

наибольшее число самой тяжелой, развивающейся в раннем возрасте гипертонии).

Таким образом, для спринтеров характерно ускорение внутреннего времени на фоне увеличения ЧСС, для стайеров – замедление внутреннего времени на фоне урежения ЧСС. Стайеры группы риска отличаются замедлением внутреннего времени в сочетании с учащением пульса.

 Спринтеры способны к высокой и надежной работоспособности при значительных колебаниях факторов внешней среды. Они хорошо выдерживают воздействия кратковременных интенсивных нагрузок, но не способны противостоять длительно действующим раздражителям меньшей силы.

Стайеры способны сохранять высокий уровень устойчивости работоспособности при длительном воздействии слабых и средних по силе раздражителей и крайне неустойчивы перед сильными, кратковременно действующими раздражителями. Промежуточный тип микст по различным показателям проявляет свойства, присущие как I, так и II типам ФК.

У спринтеров внутреннее биологическое время течет быстрее, чем астрономическое. Если спринтера изолировать в помещении без источника естественного света, он подсознательно установит суточный ритм длительностью менее 24 часов. Нервная система спринтера характеризуется способностью к быстрому возбуждению, мобилизации физических и интеллектуальных ресурсов для выполнения работы. При этом их нервная система слабая по торможению. Такая неуравновешенность нервных процессов может проявляться в импульсивности, недостаточной последовательности в поведении, предметной тревожности. Однако спринтеры обладают высокой переключаемостью внимания, быстро включаются в работу, что дает им преимущества в условиях цейтнота, Неустойчивость эмоциональной сферы не проходит бесследно: именно для спринтеров характерны частые жалобы на головные, сердечные, абдоминальные (в животе) боли. Характерно, что при физических нагрузках основное напряжение приходится у них не на дыхательную, а на сердечно-сосудистую систему.

 Известно, что спринтер хорошо бежит короткие дистанции, но длительный бег не выдерживает. Особенности спринтеров проявляются во всем. Стратегия преодоления любых стрессов у них – по типу преодоления барьера (кратковременные, но интенсивные усилия), а при невозможности такой реакции – по типу ухода и защиты.

Для спринтеров характерны и некоторые эмоционально-личностные особенности: экстравертированность, коммуникабельность, эмоциональность, импульсивность. Они больше других испытывают потребность в двигательной активности, чаще испытывают сильные эмоции, более бурно реагируют.

У стайеров внутреннее биологическое время течет медленнее, чем астрономическое. При изоляции от источника естественного света у стайера устанавливается продолжительность суток более 24 часов. Стайеры интравертивны, замкнуты, социально пассивны, старательны, часто страдают заниженной самооценкой. В работе (и учебе) для них важны одобрение и опора. Преобладание у стайеров астенических эмоций, тенденций к депрессивным состояниям объясняет, почему у них высокая личностная тревожность.

Важно понимать, что стайер медленно включается в работу, медленно перестраивается с одного вида деятельности на другой. Поэтому важные задания следует давать стайеру заранее. Получив такое долгосрочное задание, стайеру не следует откладывать его на потом, а постараться сделать заранее. Если он будет торопиться в последний момент – получится плохо (а вот спринтеры, наоборот, соберутся, сконцентрируются – и выполнят задание хорошо даже в условиях цейтнота).

 Вот почему спортсмен с типом конституции стайера выступит на соревнованиях хуже, чем на тренировках; а спринтер выступит лучше на соревнованиях (ему для выкладывания своих сил нужна экстремальная ситуация).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.94 (0.011 с.)