Реформация и Контрреформация. Брестская церковная уния 1596 г. Распространение униатства на территории Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация и Контрреформация. Брестская церковная уния 1596 г. Распространение униатства на территории Беларуси.



 В 1054 году христианство разделилось на православие и католицизм. Постепенно с развитием землевладения, продажи индульгенций, укрепления финансового богатства католическая церковь раздражала всё больше людей. В начале XVI в. Мартин Лютер стал пионером Реформации – движения за переустройство католической церкви. Из-за постоянных протестов представители этого движения получили название протестанты – 3 ветви христианства. Многие протестантские течения предлагали сменить ненавистный латинский язык на местные на литургии, считали Библию единственным источником связи с Богом, а церковь призывали к скромности.

ВКЛ поддержало Реформацию из желания ослабить влияние Польши на своих землях. Главным проводником протестантских идей в форме кальвинизма был Николай Радзивилл Чёрный. Известным представителем ариан был Сымон Будный, издавший на старобелорусском языке «Катехизис» в 1562 году. Ариане отрицали божественную троицу и видели в Христе человека, считали, что крестить младенцев неправильно.

Реформация породила новую конфессию – протестантизм, которая способствовала развитию культуры и письменности, местных языков и прагматичности.

Католическая церковь не хотела терять свои позиции и для их укрепления учредила орден Иезуитов. Иезуиты – самый лицемерный, коварный и влиятельный орган католицизма. Они стремились выращивать ревностных католиков через образование, создавая коллегиумы, отрицали науку. Их влияние было настолько сильным, что даже Николай Радзивилл Сиротка сам был иезуитом и создал коллегиум в Несвиже.

Из-за религиозных споров многие деятели ВКЛ стремились примирить православие и католицизм, давно стремясь заключить между ними унию. Католики видели в ней возможность ещё более сильного влияния на ВКЛ, а православные – укрепления своих позиций. Обе конфессии стремились не допустить распространения протестантизма.

Уния была заключена на Брестском церковном соборе в 1596 году. Зарождалась новая конфессия – униатство, которая сохранила православные обряды, но признавала верховенство Рима.

Распространение униатства зачастую было насильственным. Закрывались православные храмы, верующие молились на полях. Недовольство в 1623 году вылилось в убийство униатского священника Кунцевича в Витебске. Город утратил мадгебургское право. Православные организовывали братства – организации для защиты веры. Однако уже к концу 18 века 75% жителей белорусских земель были униатами. Во многом униатство не только объединяло, но и серьёзно разъединило население.

15.  Культура Беларуси во второй половине XVI -первой половине XVII вв.

Дело Скорины продолжал Сымон Будный, издавший в 1562 на старобелорусском языке «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед богом». Василь Тяпинский занимался переводом «Евангелия» и выступал против полонизации. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец попытались приобщить Москву к книгопечатанию в 1564 году, однако вынуждены были ее покинуть из-за негативной реакции духовенства на образование.

В Виленской типографии Мамоничей был издан Статут ВКЛ 1588 года. В 1618 году напечатали первый в мире «Букварь» в Евье, а М. Смотрицкий разработал грамматику, ставшую основным учебником для всех восточных славян 17-18 вв.

В архитектуре распространение получили дворцы, например, в Мире и Несвиже. Основным стилем было барокко. В нём были построены костёл Божьего тела в Несвиже по проекту итальянца Бернардони. С протестантизмом начались строить кальвинские сборы, первый был основан в Бресте и имел при себе типографию. Театральная жизнь отмечена батлейкой – кукольным театром.

16.  Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII вв.

Доступ к образованию в РП имели по большей части дети шляхты. В целом оно происходило в условиях полонизации, в противовес которым работали православные братства. В 1697 году старобелорусский язык был окончательно вытеснут из официального делопроизводства. Центром науки была Виленская иезуитская академия. С развитием образования была создана Эдукационная комиссия в 1773 – что-то вроде министерства образования. Она носила доступный и светский характер.

Научная жизнь представлена трудом Семеновича «Великое искусство артиллерии», создавшего проект многоступенчатой ракеты. На философские темы размышлял Казимир Лыщинский, издавший трактат «О несуществовании бога». Из-за атеизма был сожжён.

Георгий Конисский был примером развития эпохи Просвещения в РП. Он выступал против всевластия магнатов и шляхты, защищал диссидентов, собирал архивы и документы. Почобут-Одляницкий был известным астрономом и природоведом. Был академиком в Лондоне и Париже, изучал Меркурий, а также дал координаты многих поселений Беларуси.

В литературе известностью пользовался Симеон Полоцкий. Он издал «Букварь языка словенска», учил Петра 1, участвовал в создании Славяно-Греко-Латинской академии. Писал стихи, которые изучал даже Ломоносов, был родоначальником театров. В стиле рококо писала Франтишка Уршуля Радзивилл.

Известным математиком был Илья Копиевич. Издал в Амстердаме первое пособие по этому предмету на русском, создал шрифт, издал в России первый календарь и карту звёздного неба.

Архитектура РП пополнилась дворцом в Гольшанах, замком в Гродно, Отличительной чертой ВКЛ было виленское борокко, в котором был восстановлен Полоцкий Софийский собор. В новом стиле классицизма был дворец Сапег в Ружанах.

Исторические сюжеты в живописи поднимал Смуглевич. Создал картины Костюшко, Понятовского и Почобут-Одляницкого. Театры были крепостными, например, Радзивилловский. У Огинского в Слониме был театр с залом для 2500 тысяч. Его резиденция – Залесье – называли Северными Афинами. Он создал полонез «Прощание с Родиной», сочувствуя неудаче восстания Костюшко.   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.120.95 (0.008 с.)