Социально-экономическое развитие беларуси во второй половине XIX — начале XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие беларуси во второй половине XIX — начале XX В.



Самы главным событием этого периода была отмена крепостного права, сдерживавшее дальнейшее развитие страны. Власть осознавала, что не предпринимая никаких шагов в этом направлении, ситуация станет революционной. Александр II 19 февраля 1861 принял манифест, по которому крестьяне получали личную свободу и гражданские права.

Чтобы не забрать у помещиков рабочую силу, крестьян обязали выкупать землю. Повинности фактически остались теми же и фиксировались в уставных грамотах. В рамках выкупной операции государство платило за крестьян 80% всей суммы, 20% долг необходимо было вернуть в ближайшие 49 лет. Реальная стоимость земли была в 3 раза выше рыночной. На это время крестьяне становились временнообязанными. Итогами реформы стало сохранение более половины помещичьих землевладений, около трети принадлежали крестьянам. Такой путь развития капитализма называется «прусским».

Для преодоления оставшихся феодальных пережитков и перехода с «прусского» пути развития на «американский» в 1906-1911 проводилась реформа Столыпина. Её итогами стали разрушение крестьянской общины с круговой порукой на востоке страны (на западе её не существовало), создание хуторской системы, переселение бедноты на незаселённые дальневосточные, уральские и сибирские земли, создание земств (выборных органов самоуправления) в Могилёве, Минске и Витебске. Государство спонсировало переезд, однако из-за нехватки средств около 10% вернулись обратно.

В промышленном развитии существовали некоторые особенности, к примеру, существовали как ремесленнские мастерские, так и мануфактуры с фабриками; сырьё и пролетариат располагались в деревне, где и строились фабрики. Деревообработка и винокурение были основными отраслями промышленности, развивалось спичечное и картонно-бумажное производство.

Известными предприятиями являлись табачная фабрика Шерешевского в Гродно, Добрушская бумажная, спичечные в Пинске, Мозыре, Бобруйске, Борисове, текстильная «Двина» в Витебске. Развивались города, которых уже насчитывалось 42, а в Минске и Витебске от 50 до 100 тыс. жителей. Постепенно города покрывались железнодорожной сетью. Особенностью белорусских земель было наличие местечек.

24.   Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации.

После отмены крепостного права началась серия буржуазных реформ, в том числе образовательная. Обучение было объявлено всесословным, однако из-за указов вроде «О кухаркиных детях» или высокой цены на образовательные услуги многие просто не имели к нему доступа.

Учебники писали с позиций западноруссизма – учения о «западных русских», придуманного Кояловичем. Особую роль в насаждении этой идеи сыграли православные священники. Они же отвечали за начальное образование в селе, обучая в церковно-приходских школах. Учителей готовили в семинариях, например, в Несвиже педагогическое образование получил Якуб Колас.

Среднее образование давали в классических гимназиях, дорога из которых шла по гуманитарной тропе, реальные гимназии вели в технические ВУЗы. Единственным высшим учебным заведением на Беларуси был земледельческий институт в Горы-Горках, однако и его закрыли после восстания Калиновского. Большинство населения оставалось неграмотным.

Продолжало развиваться белорусоведение. Карский издал трёхтомник «Белорусы, заявив о самостоятельности этого народа. Довнар-Запольский заявил, что белорусы обладают оригинальной древней культурой. Наркевич-Иодко основал электротерапию, придумал прибор регистрации грозы по разрядам электричества – «беспроволочный телеграф».

В литературе фигурирует имя Франтишка Богушевича, написавшего «Дудку белорусскую» и «Смык белорусский». Именно он твердил о незабывании родного языка, иначе народ погибнет. Янка Купала писал о крестьянстве и национальном возрождении в пьесах «Павлинка» и «Разорённое гнездо». Его стихотворение «А кто там идёт?» Горький называли национальным гимном белорусов. Якуб Колас писал про белорусских мужиков-оптимистов, несмотря на их тяжёлую судьба, издал «Новую землю» и «Сымон-музыкант». Богданович славится стихотвореним «Погоня», а А. Пашкевич (Тётка) написал «Первое чтение для деток белорусов».

Игнат Буйницкий был основателем первой театральной труппы, по сути самого профессионального театра. В живописи проявил себя Альхимович, «Погребение Гедимина» - известная на весь мир работа. Наполеон Орда рисовал памятники архитектуры, по которым сегодня восстанавливают сооружения. Илья Репин жил долго время под Витебщиной, создал полотно «Белорус». Юдель Пэн был учителем известного художника Марка Шагала.

В архитектуре господствовала эклетки – совокупность разных стилей. Во второй половине XIX в. активно строили церкви-муравьёки в рамках насаждения православия на белорусских землях. Например, дворец Паскевичей в Гомеле или церковь в Борисове. Учебные заведения строились в стиле классицизма, театры – барокко, костёлы – неоготика, например, костёл Святых Симеона и Елены в Минске. На рубеже веков возник модерн, связанный с использованием новых строительных материалов и композиций, к примеру, гостиница «Европа» в Минске.

В условиях отсутствия собственной государственности формировалась белорусская нация – исторически сложившаяся общность людей, объединённая в первую очередь экономическими, а после культурными связями, психологией, литературным языком. Формой проявления национального самосознания является появление национальной идеи – для белорусов её было стремление доказать свою самостоятельность. Название «Белая Русь» в XIX закрепляется за белорусскими землями. Чтобы лавировать полонизацию и русификацию, жители края называли себя «тутэйшыми». Однако были и региональные формы самосознания – полешуки, пинчуки. Национальный состав представлял собой 65% белорусов, 15% евреев, 6% - русских, 5-6% - поляки, 5% - украинцы. Более 60% были православными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.006 с.)