Факторы и показатели устойчивого развития города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и показатели устойчивого развития города



 

В конце прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки, в странах Европы появилось понимание того, что нужно осуществлять планирование развития, и того, что проекты без должной координации должны уходить в прошлое.

Нужно сказать о преимущественной неэффективности первых шагов, которые предпринимала большая часть городов из-за того, что у них не было системного видения того, как те или иные аспекты городской жизни связаны и зависимы между собой.

Появление такого понятия, как «ревитализация», которое отражало современные тренды становления городских пространств более удобными для жизни человека, пришлось на период, когда наблюдалась деградация производства США и стран Европы. В течение последних пяти десятков лет с переносом производств в страны, входящие в категорию развивающихся, многие американские, европейские города стали убывать. Город претерпевал кризис, который состоял из таких этапов:

1) производства начинали закрываться;

2) город начал терять налоги, свои рабочие места;

3) безработица и ее показатели начинали расти;

4) инфраструктура становилась все более слабой;

5) рынок подлежал закрытию из-за того, что население получало невысокие доходы;

6) наблюдались миграции и отток;

7) общество все больше и чаще испытывало депрессивные настроения.

Сейчас российские города имеют дело с подобными трудности, а четче всего это можно увидеть на примере моногородов. Российское правительство издало Распоряжение № 1398-р от 29.07.2014 г., в котором был обозначен перечень таких городов. Вместе с этим, осуществлена их группировка:

1) семьдесят пять моногородов, в которых социально-экономическое положение является наиболее сложным;

2) 149 моногородов с рисками его возможного ухудшения;

3) и лишь 89 моногородов, которые отличаются стабильностью в данной сфере.

В совокупности в Российской Федерации есть 313 моногородов.

Далее будет проведено рассмотрение типов «ревитализации», которые могут быть использованы для городов нашей страны и которые могли бы стать основой разработки стратегий:

1) «сверху вниз»;

2) «снизу вверх».

Первый из этих типов предполагает следующее: власти его инициируют для реакции на острый дискомфорт в социальной и экономической сферах города. Как правило, в данном случае строительство осуществляется в больших объемах, и, несмотря на создание брендовых проектов, он отличается своей дороговизной.

Происходит застройка города небоскребами под офис, стадионами, проводятся большие по масштабам проекты в жилищной сфере и пр. Создаются и парки, которые являются результатом ГЧП и получают федеральную или же региональную бюджетную поддержку.

Проекты первого типа в нашей стране применялись в качестве главного инструмента в городском развитии в течение последних двух десятков лет. Такие города, как Сочи, Грозный, а также Владивосток и Казань, изменились достаточно существенно. В других же странах мира такая практика показала недостаточно высокую эффективность.

Второй тип предполагает инкубаторы для инновационной экономики, проекты в сфере муниципальной культуры, а также инициативы, связанные с временным использованием тех или иных зданий и пр. Нужно отметить их небольшие размеры, относительную дешевизну, а также креативность. Такие проекты создают местные игроки, для чего они применяют ресурсы муниципалитетов.

Низовые проекты с маленьким бюджетом сейчас более популярны. Это, по мнению многих, является очень потенциальным, интересным инструментом, который обеспечивает городскую ревитализацию. Они не такие масштабные и дорогие, для них могут быть использованы местные ресурсы, они достаточно креативны, и это дает возможность реализации с минимальными вложениями.

После того, как мы проанализировали проблемы, которые касаются устойчивого городского развития, присущие двум рассмотренным типам, можно сказать о появлении похожих проблем из-за промышленного прошлого городов. Самыми важными в их числе являются имиджевые.[9] Помимо реструктуризации (формирования) городской экономической базы, в стратегиях могут быть затронуты и некоторые другие направления.

Агломерации, которые выступили в качестве основной формы урбанизации, и их появление в Российской Федерации – это процессы, в ходе которых вокруг тех или иных городов концентрируются различные старые моногорода, новые поселения, а также вовлекаются сюда же пригороды и пр.

В нашей стране у трех городов есть федеральное значение, а именно – у Москвы, у Санкт-Петербурга, у Севастополя, поэтому разрабатываемые для агломераций этих городов стратегии являются уникальными, остальные агломерации не могут брать их стратегии в качестве примера.

Вообще, на данном этапе в нашей стране – тридцать пять агломераций, которые являются муниципалитетами, двадцать из них имеют численность населения, которая превышает 1 млн чел. (в совокупности же население этих агломераций повышает 30 млн чел.). Возможна унификация их стратегий по группам, куда также могут быть отнесены многие моногорода и малые города, которые располагаются около крупных городов (не более 150 километров). В этих целях территорию нужно зонировать по удаленности, а также осуществить разработку стратегий по уровням: первый уровень (50 км), второй (100 км), а также третий уровень (150 км).

Стратегии, посвященные устойчивому развитию российских современных агломераций, предполагает более качественное, более эффективное сосредоточение и применение тех или иных ресурсов, получение синергетического эффекта от применения территориальных и местных ресурсов, сетей, технологий, знаний и пр. Если это рассматривать с позиций управления устойчивым городским развитием, то индикаторы, которые разрабатывает Экономический факультет Московского государственного университета, могут быть использованы в качестве помощников.[10]

За счет разработки данных стратегий для российских городов могут быть открыты возможности более правильного, эффективного, грамотного применения тех или иных ресурсов, нахождения оптимального баланса интересов между различными факторами, бизнесом, горожанами и местной властью. Может также осуществляться целевое проектирование городского развития с применением ориентированного на центр подхода к агломерациям во всех тех направлениях, которые соответствуют закономерностям развития пространств, а также размещения тех или иных производительных сил. Помимо этого, возможна специализация и координация муниципалитетов, являющихся составляющими новой создаваемой агломерации для межмуниципального решения различных общих задач и для соблюдения тех интересов, которые имеет экономика государства.

При выстраивании взаимосвязей и взаимодействий населенных пунктов, агломераций, пригородов мы вполне можем ожидать мультипликативного, синергетического эффекта в среднесрочном периоде в национальной экономике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.007 с.)