Драматургия Софокла (496-406гг до н э) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драматургия Софокла (496-406гг до н э)



Происходил из  состоятельных кругов - семьи богатого владельца оружейной мастерской в пригороде Афин - городе Колоне. Получил прекрасное гимнастическое и музыкальное образование. Пел в хоре мальчиков. Был близок с Периклом и людьми из его круга, в том числе с Геродотом и Фидием.

Софокл представляет собой настоящую универсальную личность, получившую признание еще при жизни. Он был полководцем, министром финансов, актером, танцором, воином. Софокл для своей музыкальной драмы выбирал самых красивых актеров, хорошо сложенных, с красивыми голосами и пластическими движениями. Он любил состязаться в мастерстве с Эсхилом и практически всегда одерживал победу над ним.

Написал свыше 120 драм, до нас дошли всего 7. Творчество Софокла отражает период высшего подъема афинской демократии.

Новаторство Софокла заключается в том, что он ввёл третьего актера, увеличил актерские партии и уменьшил партии хора. При этом хор является носителем мировоззрения автора. Проявлял интерес к переживаниям отдельной личности. У Софокла герои сами определяют выбор жизненного пути, но при этом человек должен руководствоваться волей богов и традиционными ценностями.

«Царь Эдип» поставлен зрелым Софоклом.

Над родом Лая нависло родовое проклятье: сын Лая убьет отца и женится на матери. Из-за предсказания Лай предсказал умертвить новорожденного Иокастой сына. Он передал слуге, чтобы тот отнес ребенка на гору Иду на съедение диким зверям и птицам. Но раб пожалел ребенка и отдал его незнакомцу – так Эдип попадает в Коринф, где становится приемным сыном бездетных Полиба и Меропы. На одном из пиров его сотрапезник сообщает ему о том, что он подкидыш. Тогда Эдип отправляется к оракулу Аполлона в Дельфах, но Апполон дает уклончивый ответ. Эдип решает никогда не возвращаться в Коринф – судьба ведет его в родной город. В дорожной стычке нечаянно убивает богатого старика, который ударил его палкой, заставив посторониться(на самом деле это его отец Лай). Затем приходит в Фивы, где спасает город от ужасного Сфинкса и в награду становится царем.

История происходит на 20 год царствования Эдипа в Фивах. Жители обожают своего царя, благодарны за освобождение города от сфинкса и справедливое правление. Но внезапно опять начинается язва. Процессия жителей приодит к Эдипу и просит вторично избавить Фивы от беды. Эдип клянется выполнить просьбу сограждан. Чтобы узнать, отчего боги гневаются на город, Эдип отправляет посольство в Дельфы. В этом посольстве участвует его шурин Креонт – он приносит вести от Аполлона – «В городе чума, потому что там находится убийца Лая». Эдип тордественно проклинает убийцу Лая и дает обещание его найти, не ведая. Что проклинает самого себя.

       Эдип призывает слепого прорицателя Тересия, который щаит царя и не хочет сказать ему правду. Эдип обвиняет его в некомпетентности, чем больно задевает прорицателя, и тот признается, что убийца – сам Эдип. Царь решает, что Тересий вступил в сговор с Креонтом, чтобы лишить его власти. Появляется Иокаста, которая говорит, что не нужно верить прорицаниям, ведь когда- то был оракул, что ребенок убьет отца и женится на матери, а ее младенец был умерщвлен с пеленок, а муж погиб при совершенно других об-вах – в столкновении с шайкой разбойников. Описание убийства Иокастой зародило в душе Эдипа ужасные подозрения. Но он не замял следствия, а решил довести его до конца.

К Эдипу приходит гонец из Коринфа с вестью о смерти Полиба и о том, что коринфяне зовут Эдипа на царство. Эдип счастлив, что первая часть пророчества не сбылась, но опасаясь того, что он может жениться на матери, Эдип отказывается от предложенной чести. Но гонец спешит его утешить тем, что Полиб и Меропа – не его настоящие родители.

Сцена прихода вестника из Коринфа – ретордация – временное замедление дейтсвия, как бы отсрочка приговора (призвана отдалить трагическую развязку). Этот термин введен Софоклом.

Приводят свидетеля дорожной стычки – оказывается, это тот самый пастух. Который пожалел ребенка и отдал его коринфскому пастуху.

Иокаста совершает самоубийство. Эдип выкалывает булавкой глаза – это наказание символическое (он наказывает глаза, которые смотрели на мир, но не видели истины).

Трагедия Эдипа – трагедия неведения. Трагическая ирония состоит в том, что все действия Эдипа, направленные против исполнения пророчества, наоборот. Способствуют ему.

«Эдип в Колоне»

Предсмертная драма, в которой Софокл смягчает трагедию судьбы, обозначенную в «Царе Эдипе». Направлена на прославление Афин (Колона), давших приют Эдипу, и покровителя города – царя Тесея. Попутно решается вопрос о виновности Эдипа – полностью невиновен.

«Антигона»

Сюжетно завершает эту так называемую трилогию. Сыновья Эдипа Этеокл и Полиник договорились править поочередно. Но Этеокл отказался передать власть младшему брату, что послужило причиной междоусобной войны. Полиник собирает войско и направляет его против родного города. Во взаимном поединке братья убивают друг друга.

Временный правитель Фив Креонт издает указ, согласно которому Этеокл как защитник Отечества должен быть похоронен со всеми почестями, а тело Полиника приказывает выбросить за городскую стену на съедение диким зверям и птицам.

Согласно религиозным представлениям того времени, душа непогребенного человека будет блуждать по земле, тревожить родственников и никогда не попадет в царство Аида – это для греков хуже самой смерти.

В прологе Антигона (дочь Эдипа и Иокасты) говорит своей сестре Исмене о намерении нарушить приказ Креонта. Антигона – на страже религиозной традиции. В их диалоге проявляется контрастноет противопоставление – робость и нерешительность Исмены оттеняют мужество и героизм Антигоны.

В 1 акте вестник сообщает Креонту о нарушении его приказа: кто-то совершил ритуальное погребение Полиника. Креонт приказывает найти нарушителя, и стражники приводят Антигону, пойманную с поличным.

Между Креонтом и Антигоной происходит эмоциональный диалог, в котором Креонт защищает собственную волю, а Антигона выступает за семейные узы.

Проявляется конфликт писанных и неписанных законов: писанные законы издаются людьми, они не совершенны (воплощены в указе Креонта), а устные исходят от богов, передаются от поколения к поколению.

Креонт приказывает замуровать несчастную Антигону в склепе, где она обречена на голодную смерть (казнит одновременно племянницу и невесту сына).

Гемон (сын Креонта) умоляет отца пощадить возлюбленную, но Креонт неумолим. Слепой прорицатель Тересий заявляет Креонту, что боги недовольны его решением и предсказывает ему ужасные беды – только после этого Креонт отправляется освободить Антигону, но уже поздно.

Не дожидаясь голодной смерти, она повесилась на своих одеждах, Гемон закол себя рядом с трупом Антигоны. Дома Креонта ждет третий удар – узнав о кончине сына, покончила с собой жена Креонта.

Креонт поступил как тиран, не обратившись к народу. За это он и был наказан тройной смертью близких людей.

Отказываясь погребать труп Полиника, он нарушает традиционные редигиозные и моральные представления: - обрекает на смерть юное существо, которое еще не выполнило свой долг матери и жены

-лишает Аида его доли

-оскверняет храмы города

Завершается трагедия моральной победой Антигоны. Автор на стороне героини, которая сама выбрала свой путь, который и привел ее к гибели.

Хор не играет значительной роли. Однако очень интересен 1 стасим, в котором исполняется гимн человеку, силе и изобретательности человеческого разума, преобразующему природу и влекущего человека как к добру, так и к злу.

В трагедии «Электра» все внимание автор уделяет героическому образу Электры. Именно сестра Ореста все это время, пока брат находится на чужбине, выражает протест против произвола убийц отца – Клитемнестры и Эгисфа. Электра подвергается гонениям и унижениям со стороны собственной матери за свою непокорность. Она живет в ожидании возмездия.

Кульминация трагедии – сцена на могиле Агамемнона, когда Орест, представившись чужестранцем, подходит к Электре и сообщает ей о смерти брата, держа в руках урну с его мнимым прахом.

Контрастной парой представлены Электра и ее кроткая сестра Хрисофемида. Х. морально поддерживает свою старшую сестру, но не способна подняться до уровня протеста.

Несчастная Электра готова наложить на себя руки: весь смысл жизни рушиться, так как теперь некому отомстить за смерть отца. Но Орест все же открывается перед сестрой (элемент перелома).

Одна из поздник трагедий – «Филоктет», героями которой являются хитрый Одиссей и сын Ахилла Неоптолем, отправившиеся на остров Лемнос за Филоктетом – обладателем чудесного лука Геракла.

Ранняя трагедия – «Аякс». Аякс - прямой и суровый воин, человек чести. Когда греки присудили доспехи Ахилла не ему, а Одиссею, он замыслил ужасное мщение, но в припадке безумия направил лук на стада овец и быков, чем навлек на себя новый позор. Бросается на свой меч.

Последняя трагедия – «Трахинянки» (названа по хору женщин из Трахина).

Посвящена троянскому циклу мифов о Геракле.

Геракл и Деянира направляются после свадьбы в Трахин. По дороге им навстречу попадается Кентавр. Он предложил Гераклу помочь перевести Деяниру через бурную реку с целью похитить. Но Геракл смертельно ранил Кентавра стрелой. Умирая, Кентавр подговорил Деяниру налить в его флакончик для благовоний его кровь – якобы любовное зелье. Однажды Геракл отправился в поход и захватил в плен прекрасную Эолу. Узнав об этом, Деянира решила испытать приворотное зелье и отправила с гонцом Гераклу плащ, выстиранный в любовном средстве (которое оказывается смертельным ядом). Деянира невольно убивает мужа, который сгорел заживо, а сама кончает жизнь самоубийством.

Важнейшая художественная особенность – искусство индивидуальной характеристики (контрастное противопоставление героев-единомышленников и антагонистов, интерес к индивиду. Анне роду. Усложняется композиция, вводит 3 актера, уменьшает партии хора. Софокл изображал людей не такими, какие они есть, а такими, какими должны быть.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.014 с.)