Творчество Эсхила (525-456гг до н.э.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Эсхила (525-456гг до н.э.).



Гомеровский эпос. «Илиада»

 

Эпос как литературный жанр восходит к устной традиции народных певцов. Сказания о Троянской войне, происходившей, очевидно, в 13-12 вв. до Н.Э., складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами  (авторы-исполнители, певшие под лиру) в художественную форму; исторические факты приобрели обобщенный и гиперболизированный характер; к ним были примешаны элементы мифологии. Так сложились две эпические поэмы (первый дошедший до нас памятник греческой художественной литературы) – героическая «Илиада» (песнь об Илионе) и сказочно-бытовая «Одиссея», повествующая о возвращении Одиссея, одного из участников войны, на родину. Их создание и окончательную редакцию древние приписывали одному из аэдов, которого предание называет Гомером.

Поэмы написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом их создания была Иония (острова Эгейского моря) или Малая Азия.

В основу поэм лег троянский цикл мифов (поэмы посвящены событиям, связанным с походом греков-ахейцев против троянцев, жителей малоазиатского города Трои, или Илиона).

(Согласно сказанию, троянский царевич Парис похитил у гостеприимно принявшего его спартанского царя Менелая много сокровищ и жену, красавицу Елену. Оскорбленный Менелай и его брат, микенсмий царь Агамемнон, собрали из всех греческих областей рать для похода на Трою под верховным предводительством Агамемнона. Десять лет греческое ополчение безуспешно осаждало Трою, и только хитростью удалось грекам, спрятанным в деревянном коне, проникнуть в город и поджечь его. Троя сгорела, а Елена была возвращена Менелаю. Однако возвращение греческих героев на родину было печальным: одни погибли в пути, другие долго скитались по разным морям, прежде чем им удалось вернуться домой. Из суммы этих сказаний складывается так наз. «троянский» цикл греческой мифологии).

·  «Илиада» описывает только те события, которые относятся к десятому году Троянской войны (по подсчетам ученых, эти события происходят в течение 50-51 дня);

· Поэма содержит 15 700 стихов, разбитых античными учеными на 24 книги/песни (по количеству букв древнегреческого алфавита);

· Значимые эпизоды:

 

ü Песнь первая: «Илиада» открывается экспозицией   гнева Ахилла (храброго ахейского воина, сына фессалийского царя Пелея; он кратковечен – ему суждена великая слава и скорая смерть) – ссора Ахиллеса, с предводителем греческого войска Агамемноном (Аполлон метает в греческих воинов стрелы, все ахейское войско гибнет от мора т.к. Агамемнон оскорбляет жреца Аполлона Хриса, не желая принимать дары старца взамен на плененную дочь Хрисеиду. Прорицатель Калхас говорит грекам о необходимости вернуть Хрисеиду отцу. Агамемнон недоволен. Он соглашается вернуть свою наложницу Хрису, но заявляет, что взамен Хрисеиды отберет у Ахилла его пленницу Брисеиду. Именно это вызывает гнев Ахилла. Все дальнейшие события являются проявлением этого гнева, ибо Ахилл уходит в свою палатку, отказавшись от дальнейшего участия в сражениях);

(Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом – под Троей и божественном – на Олимпе)

 

ü Песнь вторая: Ахилл просит свою мать (морскую богиню Фетиду) отомстить. Фетида обращается к Зевсу с просьбой покарать ахеян. Зевс посылает Агамемнону провокационный Сон, предвещающий близкое падение Трои. Агамемнон проводит осмотр войск, произносит притворную речь, предлагая прекратить войну и вернуться домой. Народ немедленно бросается к кораблям, и лишь «хитроумный» Одиссей с трудом усмиряет волнение. При этом дано интересное изображение «оскорбителя царей» Терсита, который призывает ахеян бросить войну за сокровище Менелая (он наделен отвратительной наружностью и отличается непристойным поведением; выступление
Терсита, согласно «Илиаде», не является голосом масс и возбуждает у войска одно лишь негодование. Все радостно смеются, когда Одиссей усмиряет «ругателя буйного», ударив его скипетром. Носителю протеста низов приданы черты фольклорной фигуры шута-урода
). Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается вторая книга «Илиады».

 

3 - 7 книги рисуют боевые подвиги ахейских вождей и создают атмосферу обреченности Трои.

 

ü Песнь третья: Происходит знакомство с главными виновниками войны – Еленой. Менелаем и Парисом. Красавец Парис перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; условия единоборства: Елена останется за победителем.

Пока идут приготовления к поединку, дается попутная характеристика главных ахейских витязей в сцена «смотра со стены». Приам просит Елену описать ему войско на троянской равнине (ряд образов – величавый Агамемнон, многоумный Одиссей, могучий Аякс).

 Бой Париса и Менелая (Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита похищает Париса с поля сражения, а союзник троянцев Пандар по наущению Афины пускает в Менелая стрелу, - перемирие нарушено);

 

ü Песнь пятая: Посвящена подвигам Диомеда. Боги и люди представлены сражающимися как равные. Диомед ранит покровительствующих троянцам Афродиту и Ареса.

ü Песнь шестая: Действие развертывается в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах. 1 – шествие троянских женщин к храму Афины с мольбой о спасении. Но Афина молитву отвергает. 2 - прощание Гектора с его женой Андромахой и младенцем-сыном (Андромаха пытается отговорить Гектора от участия в сражениях, предвидя его гибель и свою горестную судьбу. Бесстрашный Гектор, изображенный нежным отцом и мужем, любящая Андромаха, ребенок, пугающийся конской гривы на шлеме отца, вызывающий своим плачем улыбку родителей и тем самым разряжающий напряженность их беседы, — все они осенены трагизмом предстоящей гибели Трои. Сцена эта пользуется заслуженной известностью в мировой литературе и является одним из ярких образцов гомеровской «гуманности»).

Песнь девятая: послы к Ахиллу от Агамемнона (Вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу, обещая возвращение Брисеиды и богатые дары, если тот согласится снова принять участие в войне. Ахилл дружелюбно принимает послов, но ни искусное красноречие Одиссея, ни сильные и прямодушные слова Аякса, ни рассказ старого наставника Ахилла, Феникса, об аналогичном событии прошлого, злосчастном «гневе» Мелеагра, не могут заставить Ахилла изменить свое намерение. Ахиллес говорит, что пока Гектор не будет жечь ахейские корабли, он останется в своём стане.);

ü (Песнь десятая: рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стан, в котором они захватывают в плен лазутчика Долона и производят резню в лагере союзника Трои- фракийца Реса.)

ü Песнь четырнадцатая: сцена обольщения Зевса (Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его на горе Идее. Ахейцам удается отогрань троянцев от лагеря)

ü Песнь шестнадцатая: Положение греков практически безнадежно, оттеснены к берегу моря. Ахилл дает согласие на то, чтобы его любимый друг Патрокл облекся в его доспехи и отразил непосредственную опасность. Патрокл во главе дружины Ахилла отгоняет троянцев от кораблей, а затем достигает стен Трои, где, обезоруженный Аполлоном, гибнет от руки Гектора. Ахилл потрясен гибелью друга – его гнев сменяется жаждой мести. Он выходит ко рву без оружия и своим грозным криком обращает троянцев к бегству.

ü Песнь восемнадцатая: описание щита Ахилла, выкованного богом-кухзнецом Гефестом по просьбе его матери Фетиды (в центре - земля, небо, море, солнце, луна, звезды, посередине – картины человеческой жизни, мира и войны)

ü Песнь девятнадцатая: пророчество от коня Ксанфа (Описание того, как Ахилл облачается в новые доспехи. Ахилл упрекнул коней, что они не вынесли из боя Патрокла. Ксанф заговорил с Ахиллом человеческим голосом и предупредил его о том, что нынче его они вынесут живого, но день его гибели уже близок. Ахиллес, не щадящий жизни, бросился в битву);

ü Песнь двадцать вторая: Повествование достигает наибольшей напряженности. Битва Ахилла и Гектора (Один Гектор остаётся возле Скейских ворот Илиона и хочет встретиться с Ахиллом в поединке. Старый Приам и Гекуба плачут и умоляют его войти в город, спрятаться под защитой стен, но Гектор не слушает их. Когда приближается Ахилл, Гектор бросается в бегство. Ахиллес преследует его. Трижды они обегают возле стен Трои. Сам Зевс обсуждает судьбу Гектора с Афиной. Афина убеждает Зевса придать Гектора смерти. Афина превращается в его брата и говорит, что поможет в единоборстве. Богиня оставляет Гектора без копья и его убивает Ахилл. Ахилл привязывает тело Гектора к своей колеснице и гонит коней, волоча голову противника по земле. С троянской стены раздаются причитания Приама, Гекубы, Андромахи);

ü Песнь двадцать третья: погребение Патрокла (Приносятся в жертву троянские пленники на его могиле, и проводятся игры и состязания в честь погибшего. При этом снова и снова повторяется надругательство Ахилла над трупом Гектора);

ü Песнь двадцать четвертая: встреча Приама и Ахилла в стане ахейцев и погребение Гектора (Приам приходит в стан ахейцев к Ахиллу и, целуя руки убийце своего сына умоляет его отдать тело Гектора для погребения. Речь Приама, напоминающая Ахиллу о его отце, смягчает сердце героя. Ахилл отдает Приаму труп Гектора и обещает троянцам перемирие на двенадцать дней, чтобы они смогли достойно похоронить тела Гектора и других своих погибших воинов. Ахилл и Приам обнимаются, плачут в шатре о горестях человеческого существования, во всем обвиняя богов. Погребением Гектора заканчивается поэма).

В поэме прославляется воинская доблесть, но ее автор отнюдь не одобряет войну. Об этом свидетельствуют как отдельные реплики героев, так и явное сочувствие поэта Гектору и другим защитникам Трои, которые не являются виновниками войны. Гомер сочувствует воинам обеих враждующих сторон, но агрессивность и грабительские устремления вызывают у него осуждение.

 

 

Александрийская поэзия

        Теодор Дройзен в 19 веке ввел термин «эллинизм», подразумевающий греческое влияние на восточные культуры. Но этот термин – однобокий, так как влияние было взаимным. Синкретизм проявился, в первую очередь, в религии и литературе.

Основание Александрии связывают с известным завоевателем Александром Македонским, который за 13 лет своего правления покорил множество восточных стран (греческие колонии на побережье Малой Азии, а также Индию, Египет, Персию). (Его отец Филипп Македонский завоевал Грецию). И всюду, где он проходил со своими войсками, он насаждал греческую культуру, потому что сам был эллинофилом.

Александр был учеником греческого философа Аристотеля, который и привил ему любовь к греческой культуре.

Центр культуры переносится из Афин в Александрию Египетскую. Именно в этом городе были построены музей и библиотека. Музей – буквально «храм муз». При музее организована александрийская библиотека – самое впечатляющее книгохранилище Древнего мира. Сгорела в 47 г до н э, когда Цезарь захватил Александрию. Люди, работавшие в библиотеке, были выдающимися филологами, заложившими основы современной «филологии» и нередко даже поэтами.

 Особенности Александрийской поэзии:

  • Была предназначена для узкого круга ценителей, элитарной, нарочито сложной и учёной. Ученость связана с тем, что вокруг нее собирались исследователи, теоретики литературы (которые не только ее создавали, но и изучали)

 

  • Аполитична, что связано с тем, что после утраты независимости в 338 г (Греция попала под протекторат Македонии) люди утратили интерес к политической жизни. Частные проблемы выходят на первый план (семейные отношения, тема любви).

 

  • Некоторые ученые усматривали в этой литературе некий упадок. Но на самом деле это лишь новый виток ее развития.

 

Законодателем этого направления литературы был поэт Каллимах, сочетавший в своей деятельности и творчество, и исследовательскую работу.

В течение нескольких лет работал в Александрийской Библиотеке и составил ее каталог.

 

Он выдвинул определенные требования к поэтам своей эпохи:

1. Считал, что нужно отказаться от избитых мифологических сюжетов.

2. Отказывался от крупной формы. Полагал, что время эпических поэм вроде «Илиады» и «Одиссеи» безвозвратно ушло в прошлое. Выступал в защиту малых форм, таких как гимн, эпиграмма, повествовательная элегия, идиллия, эпиллий (уменьшительное от «эпос», небольшое эпическое произведение).

3. Требовал тщательной отделки деталей. Поэты должны постоянно совершенствовать свои произведения.

 

Каллимах написал множество произведений, из которых уцелела лишь незначительная часть.

 

Самое крупное произведение – сборник повествовательных элегий «Причины» - в четырех книгах. Содержал сказания о возникновении различных религиозных культов, празднеств, обрядов, традиций, об основании городов и святилищ. Такая поэзия получила название «этиологическая» (этиология – выяснение причин).

 

1. Из повествовательных элегий, вошедших в состав сборника, наибольшей известностью пользовалось в античности сказание об Аконтие и Кидиппе. В молодости Аконтий был влюблен в  красавицу Кидиппу. Чтобы добиться ее брака, он решает пойти на хитрость. Он вырезывает на яблоке слова «клянусь Артемидой, я выйду за Аконтия» и подбрасывает яблоко в храме так, чтобы Кидиппа подняла его и прочла надпись. Тем самым девушка связала себя клятвой перед лицом богини.

Каждый раз, когда родители пытались выдать Кидиппу за какого-либо юношу, она заболевала. В конце концов они обратились к оракулу, чтобы узнать, почему так происходит. Оракул сказал, что это Артемида гневается на Кидиппу за неисполнение клятвы.

Пришлось выдать Кидиппу за Аконтия, однако брак оказался счастливым. Они прожили друг с другом в согласии, основав род Аконтидов.

Важно отметить, что в жанре повествовательной элегии есть много ученых отступлений и лукавых намеков, а также присутствует личность автора.

 

2.Эпиллия «Гекала» написана на сюжет аттического мифа о Тесее.

Тесей отправился победить марафонского быка, разорявшего окрестности Аттики. По дороге его застала буря, и он нашел приют в избушке простой старушки Гекалы. Гекала, не зная, что перед ней царский сын, приняла его очень гостеприимно. Узнав, что он отправляется на такое трудное задание, обещает молиться за него богам.

После победы над быком он решает снова навестить Гекалу, но она уже умерла. Но Тесей в память об ее гостеприимстве основал ежегодные игры, под названием «гекалии».

 

3. Элегия «Локон Береники» - жена египетского царя.

Береника дала обет в храме, что, если ее муж вернется живым с войны, она принесет свои волосы на алтарь храма. Птолемей благополучно возвратился, Береника исполнила обет, но на следующий день обнаружилась пропажа волос. Птолемей в гневе приказал казнить того, кто их похитил.

Астроном обнаружил появление нового созвездия на небе – боги обожествили локоны Береники и вознесли их на небо.

Вся история излагается от лица локона, который в преувеличено патетической манере рассказывает о своей трагической судьбе.

 

4. Гимны

Каллимах изображает богов максимально приближенными к людям. Если лишить гимны мифологических имен, они превратятся в простые бытовые сценки.

«Гимн Артемиде» - маленькая Артемида сидит на коленях Зевса и выпрашивает у него подарки. Боги пугают друг друга циклопами, вымазавшись в грязи.

 

Аполлоний Родосский – был учеником Каллимаха, но разошелся с ним во взглядах на крупную форму. Из-за ссоры был вынужден оставить Александрию и переехать на остров Родос.

Вошел в историю ант литературы как создатель крупной эпической поэмы «Аргонавтика», написанной на сюжет мифа о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном.

- Автор в композиции следует за поэтами эпического кикла – то есть располагает материал в хронологической последовательности.

- Поэма написана в четырех книгах. Носит не только повествовательный, но и ученый характер (географические, исторические подробности – рассказывает о народах, мимо которых проплывают аргонавты на корабле)

- Новаторским приемом Аполлония является введение темы любви. Вся третья книга посвящена описанию любви Ясона и Медеи. По Еврипиду, Медея – сильная, страстная женщина. У Аполлония – совсем юная девушка, которая полюбила Ясона по внушению Геры и Афродиты. Искусно изображает борьбу чувств в душе Медеи и торжество любви(в отличие от трагической развязки у Еврипида)

 

Феокрит – вошел в историю литературы как создатель жанра идилии (в переводе с греческого – «картинка, зарисовка».

Предшественниками этого жанра были фольклорные песни пастухов, которые состязались друг с другом на праздниках. Но именно Феокрит перенес этот жанр из фольклора в литературу.

Второе название жанра – «буколики» (бычьи пастухи).

Родина жанра – традиционные сх районы – Аркадия и Сицилия. Главные действующие лица – пастухи (не реальные неотесанные п, а лишь их фольклорный образ).

 

1 идиллия повествует о страданиях пастуха Дафниса, который не хочет покориться всепобеждающему богу любви Эроту и гибнет в этой неравной борьбе. Подается как образчик фольклорной песни на состязании двух пастухов.

11 идиллия переносит нас на остров киклопов. Образ киклопа Полифема в корне отличается от гомеровского (у Г это свирепое чудовище-людоед). Здесь это неказистый, но добродушный и наивный пастушок, без памяти влюбленный в нимфу Галатею. Вся идиллия представляет собой его любовные излияния. Обещает сделать ее своей   супругой, обогатить. Если она откажет, готов даже лишиться своего единственного глаза.

У Феокрита есть идиллии и городского типа:

2 идиллия «Колдуньи» рассказывает о несчастной бедной девушке, брошенной богатым возлюбленным. Трогательный монолог Симефы, которая варит приворотное зелье и излагает историю своей любви. Нежность в душе С сменяется ненавистью. В конце концов побеждает надежда на то, что Дельфис к ней вернется.

15 идиллия «Сирокузянки, или женщины на празднике Адониса».

Праздник Адониса – бог сродни Дионису. По поводу этого праздника народ пускали во дворец. Феокрит изображает двух кумушек-провинциалок, которые отправляются на праздник во дворец Птолемея. Без всякой иронии описывает сцену того, как кумушки выбирают наряды перед выходом в свет, как одна из женщин жалуется на мужа, реалистично описывает уличную давку. Кульминация – песня, исполняемая придворной певицей. В разгар праздника одна из кумушек вспоминает, что ее сварливый муж еще не завтракал, и спешит домой.

 

 

 

18. НОВОАТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ. МЕНАНДР

Этапы развития комедии:

ü древнеаттическая (Аристофан)

ü среднеаттическая (Не известно ни одного имени. Мы знаем лишь, что развивалось два жанры комедии – бытовая и пародийно-мифологическая)

ü новоаттическая комедия (Распространение получил жанр бытовой драмы. По сути это не комедия вовсе, в ней мало смешного. Это скорее мелодрама, с современной точки зрения)

 

Меняется идейная направленность, структура и набор персонажей. В отличие от древнеаттической комедии, которая обладала социально-политической направленностью, интерес авторов новоаттической комедии был направлен не на политическую, а на частную, бытовую сферу, сферу человеческих взаимоотношений.

Героями были влюбленные юноша и девушка, вокруг которых разверчивается действие. Другие персонажи – это сварливый отец, который мешает ему жениться на бедной девушке, сварливая жена с приданым, сводник, богатый хвастливый воин, целая галерея рабов(преданные господину---- рабы-пройдохи, которые предприимчивее господина, могут обвести его вокруг пальца), образ повара, парасита (нахлебник, юридически свободный человек, живущий подачками господина). Образы повара и парасита вносят юмористический элемент в комедию, напоминая о важности еды в древних культах.

Основным стержнем новоаттической комедии является любовь юноши и девушки. (1) Сюжет, как правило, представляет собой историю о том, как юноша преодолевает все препятствия, чтобы добиться возлюбленной и жениться на ней.

(2) Еще один распространенный сюжет знаком нам по трагедии Еврипида «Ион» - сюжет о подкинутом и найденном ребенке. Некая девушка в молодости претерпела насилие, и ее внебрачный ребенок был подкинут. Затем, по стечению обстоятельств, его возвращают матери.

Комедиографов очень много (Филимон, Дифил, Демофил), но до нас дошло только творчество Менандра.

                                                                           

Менандр (342-292 до н э)

 

В 1908 г археологи раскопали античную виллу в Египте. Среди юридических свитков обнаружили несколько плохо сохранившихся произведений Менандра (полностью – «Третейский суд»). Через некоторое время раскопали еще один дом с большой библиотекой античных свитков и обнаружили еще одну комедию Менандра, сохранившуюся почти целиком («Брюзга»).

Был уроженцем Афин, учеником Феофраста. А Феофраст, в свою очередь, происходил из школы древнегреческого мыслителя Аристотеля. Менандр дружил с тогдашним правителем Афин Деметрием Фалерским, который был еще и философом и руководствовался в своей деятельности принципами Аристотеля (частности пытался избавиться от деления на сословия путем заключения неравных браков).

Деметрий был вынужден бежать из Афин после свержения македонского правительства (он взял с собой коллекции книг Аристотеля, которые легли в основу Александрийской библиотеки). По преданию Менандр тоже хотел бежать, но его остановила любовь к Гликере.

Всего написал 100 комедий, полностью сохр 2, 18 – лишь частично.

Творческая судьба Менандра была сродни Еврипидовской. Современники считали его слишком волнодумным, серьезным (а публика хотела развлечения в театре).

При создании своих образов руководствовался представлениями Аристотеля о «добродетели» (нечто между двумя крадностями).

 

Комедия «Брюзга» (также возможен вариант названия «Человеконенавистник», «Угрюмец»)

В центре сюжета – человек, в характере которого отсутствует баланс между крайностями.

Брюзга – человеконенавистник, человек, со всеми находящийся в ссоре. Прототипом образа Кнемона послужил реальный персонаж – некий Тимон Афинский, которого в своем творчестве позднее вывел писатель Лукиан.

Богатый юноша Сострат влюбился в дочь Кнемона. Сам Кнемон был когда-то женат на хорошей, доброй женщине, но она умерла, оставив ему дочь. Кнемон попытался было второй раз жениться, чтобы было кому присматривать за ребенком, но не ужился с женой из-за своего дурного нрава. Теперь он живет один со своим сыном от первого брака - Горгием.

Сострат ищет случая с ней познакомиться. Интересом Сострата к девушке обеспокоен ее сводный брат. Из разговора Горгия и Сострата ясно, что у юноши честные намерения – он хочет женится на девушке, хотя она не из богатой семьи (бесприданница). Горгий вынужден огорчить своего нового приятеля. Он говорит, что Кнемон ни за что не отдаст дочь замуж за человека, который не добывает хлеб трудом своих рук. Сострата это не пугает.

Для начала он переодевается в простого крестьянина и полдня пашет соседний участок в надежде, что Кнемон заметит его. Но Кнемон за весь день даже ни разу не вышел из дома. Тогда Сострат прибегает к помощи своего раба – просит его пойти на переговоры с Кнемоном. Но Кнемон закидывает слугу камнями и он ни с чем возвращается. Затем Сострат обращается за помощью к параситу, но тот отказывается.

На помощь приходит случай. Служанка Кнемона обронила ведро в колодец. Кнемону приходится залезать в колодец, чтобы достать ведро. Неуклюжий старик падает в колодец. Сострат спасает Кнемона.

Кнемон понимает, что с соседями надо жить в мире, но признает, что характер ему никогда не изменить. Свое хозяйство и судьбу дочери поручает Горгию.

Устранены препятствия для женитьбы Сострата и его возлюбленной. Кроме того, ему удается выдать замуж свою сестру за Горгия. Комедия заканчивается приготовлениями к двойной свадьбе. Слуги издеваются над Кнемоном за его угрюмость и избитого тащат на носилках туда, где должен проходить пир.

 

Вся эта история подается как замысел бога Пана. Он любит девушку, которая каждый раз, отправляясь за водой, приносит ему жертвы. Поэтому Пан задумал устроить ее судьбу.

Эта комедия – новаторская (как по содержанию, так и по оформлению):

ü  рассматривает идею Деметрия Фалерского о заключении неравных браков как уравнение богатых и бедных

ü недопустимость человеконенавистничества; провозглашаются принципы взаимопомощи, взаимовыручки

ü внешне сюжет традиционный, но три традиционных хода оказываются ложными (попытки Сострата, раба, парасита). Побеждает в комедии случай.

ü Была написана совсем молодым автором (20 с лишним лет).

Комедия «Третейский суд» - плод творчества зрелого Менандра.

 

В основе сюжета – история о том, как богатый юноша Харисий на празднике в состоянии опьянения совершил насилие над девушкой Памфилой. По прошествии 5 месяцев родители женили его на этой девушке. Но ни он, ни она друг друга не узнали.

 Вскоре после свадьбы Харисий вынужден уехать по делам, а Памфила тем временем родила ребенка, который, очевидно, был внебрачным. Чтобы скрыть свой позор, она его подкинула.

Когда Харисий вернулся, ему обо всем рассказал его родной брат Онисим, и Харисий обиделся на жену (поскольку ребенок не от него) и отдалился от нее. Начал кутить в соседнем доме в обществе своей бывшей любовницы арфистки Габротонон.(пролог)

Этими обстоятельствами обеспокоен отец Памфилы Смикрин, который хочет увезти дочь домой от недостойного зятя. Но Памфила отказывается в надежде на возвращение мужа.

На обратном пути Смикрин становится свидетелем спора двух богов. Один раб(Дав) нашел подкинутого младенца и передал его другому рабу (Сириску), у которого недавно умер ребенок. Однако Дав не хочет отдавать приданое младенца. А Сириск говорит, что эти вещи принадлежат подкидышу. Рабы просят Смикрина рассудить их. (по данной сцене комедия и получила название «Третейский суд»).

За этой сценой издали наблюдает раб Харисия и среди вещичек замечает перстень своего хозяина (этот перстень он обронил в ту роковую ночь, а Памфила подобрала его). По этому перстню он понимает, что отцом подкидыша является Харисий, о чем он спешит сообщить Габротонон. И гетера сначала хочет прикинуться матерью ребенка.

Смикрин вторично приходит увести Памфилу от развартного мужа. Но Памфила говорит отцу, то останется с мужем до конца. Случайно этот разговор подслушивает Харисий – он потрясен благородством Памфилы и собственной низостью.

Харисий произносит свой монолог, в котором он раскаивается перед женой. Габротонон узнает в Памфиле ту девушку, над которой совершил насилие Харисий (видела е, убегающую в ту ночь в разорванной одежде). Об этом она сообщает Харисию. Семья восстановлена.

  Конец комедии не сохранился, но скорее всего Харисий выкупил Габротонон из рабства.

 

ü Менандр подчеркивает равенство супругов в браке и необходимость одинаковой морали для женщины и мужчины

ü Подчеркивает, что маленький ребенок является полноценным членом общества и достоин уважения его прав (на приданое, в том числе)

ü Доказывает, что раб и гетера могут быть не менее благородными, чем люди более высокого происхождения

 

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЭПОХУ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА (30 г. до н. э. – 476г н. э)

Литература этой эпохи характеризовалась застоем и подражательством, однако выделялись несколько замечательных представителей. Из всех историков рассматриваемого периода наибольшей известностью и популярностью пользовался Плутарх (46-120гг н э) — не столько историк, сколько философ-моралист и замечательный рассказчик.

Плутарх родился в Херонее, в Беотии. (Провинциальный, захолустный городок) Тем не менее Плутарх провел в родном городе почти всю свою жизнь. Конечно, он бывал и в Афинах, и в Риме, путешествовал по странам Востока.

· В Херонее основал что-то вроде домашней академии, сначала для воспитания собственных детей – она просуществовала еще много веков.

· Занимался не только литературной деятельностью, но и общественно-политической. Он был послом Греции в Риме. Получил римское гражданство. Жизнь посвятил устранению противоречий между народом завоевателем и завоеванным народом.

Оставил большое наследие, которое распадается на две части.

1-я называется «Нравственные сочинения, или Моралии» (около 100 трактатов на различные темы, и религиозные, и философские, и политические; у него есть сочинение о сравнении Менандра и Аристофана, о Злонравии Геродота; Из философско-религиозных сочинений наиболее известны «Дельфийские диалоги»)

2-я – «Параллельные жизнеописания» (написаны в жанре биографии – относительно поздний жанр, возник в древнегреческой литературе только в эллинистическую эпоху; Первые биографические корни были посвящены описаниям монархов, чудаков, философов, иногда даже блудниц – то есть знаменитостей того времени)

Новаторство Плутарха в «ПЖ»:

1. Сделал объектом изображения людей достойных подражания. Впервые героями биографических произведений становятся знаменитые государственные деятели, политики и полководцы – с этим связана морализаторская задача его произведений

2. Параллельное расположение биографий – всего 46 биографий (Плутарх берет великого греческого деятеля и ему в параллель ставит римлянина: Гай Юлий Цезарь стоит в паре с Александром Македонским, греческий оратор Демосфен – с Цицероном)

3. Его «ПЖ» способствовали сближению двух народов. Он хотел показать римлянам великое прошлое своего народа (римляне презрительно относились к грекам), а своим соотечественникам – что среди римлян не все варвары, есть и достойные люди.

4. Герои как бы соревнуются друг с другом – отражает борьбу между Грецией и Римом (греки признавали военные достижения римлян, а римляне – культурное превосходство греков)

5. Плутарх старается придерживаться хронологической последовательности изложения событий, иногда однако отходит от чистой хронологии (анекдот, занимательные истории), придавая увлекательность повествованию

Плутархом увлекались многие представители европейской культуры. Шекспир черпал многие сюжеты из жизнеописаний для своих драм. Им восхищался Руссо.

Пушкин с 9 лет уже мог читать Плутарха по-французски, а затем сделал художественный перевод его произведений на русский язык. (Считается, что финальная сцена «Бориса Годунова» является аллюзией на описание смерти Цезаря у Плутарха. Когда народу сообщили о смерти Цезаря, тоже воцарилось гробовое молчание)

Лукиан (120-200гг)

 

Лукиан — уроженец сирийского города Самосаты. Его родной язык – сирийский. Но он так хорошо овладел греческим, что вошел в историю литературы как греческий писатель.

Софистика – историческое движение, развернувшееся в Греции и Риме в первых веках нашей эры. Софисты 5 в до н э были лишь распространителями риториками. А софисты новой волны – своего рода артисты речевого жанра (делают упор на эффектность, стараются поразить публику).

 

1 период творчества:

 

«Фаларид» - это имя реального исторического лица; сицилийский тиран, который славился своей жестокостью (приказал изготовить из меди огромного полого быка, которого он использовал как орудие пыток и казни). Под конец жизни Фаларид решил посвятить быка дельфийскому оракулу, в надежде, что ему это зачтется в загробном мире. Лукиан приводит аргументы за и против по поводу принятия или непринятия богами этого быка.

«Похвала мухе» - в этом коротком произведении Лукиан пытается доказать, что муха – прекрасное насекомое, а не вредное существо. Заканчивает речь Л словами «Я остановлю славословие в адрес мухи, чтобы вы не подумали, что я делаю из мухи слона».

 

2 период:

Был отмечен его интересом к форме диалога; усиливается сатирическая струя в его творчестве. Создает комические диалоги, похожие на небольшие мимические сценки:

(Диалоги богов («Суд Париса», «Диалог Зевса и Гефеста»). Д гетер. Д в Царстве мертвых.)

В диалогах богов мифические фигуры лишаются сакрального блеска. Л переносит действие с небес на землю. Эта тенденция связана с потерей греками веры в традиционных греческих богов. В это время возникает противоборство между язычеством и зарождающимся христианством.

 

3 период:

Отходит от софистики. Проявляет интерес к эпикурейским философским школам, исторической ф школе, кенике. Все философские школы под его пером подвергаются критике за исключением философии Эпикура. Объектом нападок Лукиана становятся всевозможные суеверия, вера в оракулов, недостойный образ жизни, пороки.

Превалирующим жанром становится «менипова сатира» (сочетания стихотворных и прозаических элементов, д-е в утопических местах – вымышленных странах, несуществующих островах, на небе, в подземном мире).

«Икароменип» - Л использует известный миф об Икаре. Менип приделывает себе крылья, наподобие Икара, летит на небо и с высоты птичьего полета обозревает людские пороки.

 

4 период:

 

Л обращается к жанру сатирического письма-памфлета.

«Александр, или Лжепророк»

«О кончине Перегрина»

В заглавия вынесены имены реальных исторических лиц. Александр и Перегрин – философы-шарлатаны, которые наживаются на доверчивости и глупости публики, обманывая ее и вытягивая из нее деньги.

«Любитель лжи, или Невер» - Л нападает на известных ему философов, которые, несмотря на образование, поддаются суевериям, верят в вампиров, призраков.

Произведение состоит из нескольких занимательных новелл. Одна из них легла в основу баллады Гёте «Ученик чародея».

ГРЕЧЕСКИЙ РОМАН  

Жанр не имел специального названия в античную эпоху. Его называли «повествованием о лицах» (в отличие от пов-я о событиях). Термин «роман» появился в Средние века (был создан в 11 веке итальянским филологом). В современном искусстве получил распространение в жанре телевизионных сериалов.

На русский язык греческ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.118 с.)