Сорная растительность и меры борьбы с нею 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сорная растительность и меры борьбы с нею



    2.1

Вред, причиняемый сорняками сельскому хозяйству. Биологические и ботанические особенности сорняков и их классификация

-

1

3

4
  2.2

Предупредительные меры борьбы с сорняками

0,25

-

2

2,25
  2.3

Агротехнические методы борьбы с сорняками

0,25

-

2

2,25
2.4

Химические методы борьбы

 

0,25

-

3

3,25
  2.5

Биологические методы борьбы с сорняками. Комплексные меры борьбы.

0,25

-

2

2,25
3.

Севообороты

  3.1

 Значение севооборота в растениеводстве. Основ-

ные термины и понятия

-

-

2

2
  3.2

Причины чередования

сельскохозяйственных культур

-

-

1

1
  3.3

Оценка пара и с.-х. культур

как предшественников

0,5

-

2

2,5
    3.4

Классификация севооборотов и их особенности в разных почвенно-климати-ческих и производственных  условиях

1,0

1,5

0,5

3,0
4.

Механическая обработка почвы

4.1

Цель и задачи механической обработки почвы

-

-

0,5

0,5
  4.2

Приёмы основной, поверхностной и специальной обработки почвы

-

-

2

2
4.3

Системы обработки почвы

1

0,5

3

3,5
4.4

Обработка почв при ветровой и водной эрозии

1,0

-

4

5
  4.5

Особенности обработки почвы в зависимости от агротехнических условий.

0,5

1

2

3,5
5.

Системы земледелия

  5.1

Система земледелия: задачи, составные части

 

-

2

2
5.2  

Современные системы земледелия.

1

-

4

5
 

Контрольная работа

 

 

18

18
 

Зачёт

4

 

 

4
 

Итого:

10

4

58

72
                     

1.4.Изучение дисциплины и подготовка к зачёту

Изучать дисциплину следует в той последовательности, которая представлена в таблице 1.

1. Научные основы земледелия. При знакомстве  с происхождением и историей развития земледелия обращают внимание  на его особенности, как отрасли народного хозяйства. Эти особенности связаны с тем, что основные объекты производства – почва и растение – являются живыми  системами, которые не могут быть до конца изучены, а, следовательно, не поддаются 100% контролю. Культурные растения выращиваются на полях под открытым небом, поэтому  зависят от климатических особенностей местности, повлиять на которые можно в очень незначительной степени. Количество получаемой продукции при одинаковой производительности сельскохозяйственной техники зависит от площади пашни, плодородия почв и урожайности конкретных видов культурных растений. Получаемая в земледелии продукция живая, она легко повреждается, быстро портится, как следствие, требует особого подхода в получении, транспортировке и  хранении.

Таким образом, при возделывании с.-х. культур учитывают биологические особенности самих растений (их потребности в воде, освещённости, тепле, воздухе и пище), особенности климата и уровень почвенного плодородия конкретной территории.

Для нормального развития растениям требуется постоянный приток определённого количества света (солнечной радиации), воздуха (а именно кислорода), воды, тепла и элементов питания. Их называют факторами жизни и подразделяют на космические, получаемые растением через надземную часть (свет, тепло, воздух, вода), и земные, получаемые растением через почву (вода, воздух, тепло, элементы питания).

Климатические особенности территории определяют, какое количества света, тепла и осадков получит территория. Из климатических показателей  наиболее важными являются:

-   сумма активных температур (температур выше 10° С). При температуре выше 10° С подавляющее большинство культурных растений способно осуществлять рост и развитие;

-   сумма выпадающих за вегетационный период осадков.

Именно за счёт осадков, выпавших в период вегетации, формируется до 80%  урожая;

-   коэффициент увлажнения территории (это отношение суммы выпавших к сумме потенциально испаряемых за год осадков, измеряемых в мм водного слоя). Сама по себе сумма осадков мало информативна, так как может быть приблизительно одинаковой в таких разных природно-климатических зонах, как тундра и степь. Коэффициент увлажнения же изменяется от 0 до 1 и наглядно показывает, каковы ресурсы влаги  на той или иной территории;

-  длина вегетационного и безморозного периодов.

Знание вышеуказанных показателей позволяет правильно подобрать возделываемые на той или иной территории культуры и сорта. Многочисленные метеоданные  получают и обрабатывают для нужд народного хозяйства на гидрометеостанциях.

 На климатические показатели человек повлиять не может, а на режим освещения тепла и влаги – может, но в малой степени, маневрируя шириной междурядий и направлением рядков (влияние на освещённость), сроками посева и осуществления некоторых приёмов обработки (борьба за влагу и тепло).  

   Почва обеспечивает растения  всеми факторами жизни кроме света.  Наличие, соотношение, взаимодействие земных факторов,  их влияние на растения зависит от уровня почвенного плодородия и проявляется через конкретные свойства почвы:

а) агрофизические (гранулометрический состав, структуру, плотность сложения; липкость, тяговое сопротивление и др. физико-механические свойства; водный, воздушный и тепловой свойства и режимы почвы);

б) агрохимические (общий и мобильный запас элементов питания, содержание и качество гумуса и органического вещества, рн-почвы, ёмкость катионного обмена и состав обменных катионов;

в) агробиологические (состав и биомассу микроорганизмов, фитосанитарное состояние почвы). 

   Ранее, при изучении почвоведения вы  должны были усвоить, что не все почвы одинаково пригодны для возделывания сельскохозяйственных культур. Наибольшим уровнем плодородия обладают почвы лесостепной и степной почвенно–климатических зон – чернозёмы, чернозёмно-луговые, серые лесные, менее плодородны - почвы сухостепной и подтаёжной зон (каштановые и дерново-подзолистые соответственно). В большей или меньшей степени  благоприятен  для  возделывания   сельскохозяйственных

 культур  и климат указанных зон и подзон, в отличие от таёжно-лесной, тундровой и арктической, лежащих к северу от зоны земледелия или полупустынной и пустынной, лежащих к югу от неё.  

  Благодаря тому, что почва – инертное тело, человек может влиять на  её свойства, доводя до оптимального для культурных растений  состояния. Если при возделывании сельскохозяйственных культур почва используется грамотно и рационально,  она  способна улучшать свои свойства, увеличивать уровень плодородия. Этот процесс называется окультуривание почвы.  При безответственном потребительском отношении почва теряет запасы гумуса, ухудшает свойства, вплоть до полной деградации.

    В наше время при оптимизации свойств почвы остро стоит вопрос о соотношении экономичности проводимых мероприятий и экологической чистоты получаемой продукции. Некоторые агроприёмы,  например, известкование, внесение навоза, применение гербицидов являются желательными, но не всегда оправдываются экономически. Высокий уровень химизации при возделывании культурных растений увеличивает риск получения загрязнённой продукции.   

     Особенности воздействия на растения факторов жизни  фор- мализовано в законах земледелия – законе минимума, максимума и оптимума, законе совокупного действия факторов жизни,  законе возврата и др. Знание законов земледелия  позволяет добиться наилучших результатов при возделывании с.-х. культур.

   Таким образом, изучив 1 раздел следует уяснить, какие ресурсы  принимают во внимание при планировании возделывания растений на той или иной территории, каков механизм воздействия  факторов жизни на урожайность сельскохозяйственных культур, имеется ли взаимодействие между самими факторами жизни и как можно регулировать их оптимальное поступление к растениям. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы.

 

                         Вопросы для самоконтроля

1.Каково значение земледелия как сферы деятельности человека.

2.Когда и благодаря чему возникло земледелие как наука.

3.Какие советские и русские учёные внесли значительный вклад в развитие земледелия.

4.Какие показатели климата важны при возделывании полевых культур.

5.От чего зависит количество солнечной радиации, которую получает та или иная территория.

6.Каковы возможности регулирования степени освещённости растений посредством агротехнических приёмов.

7. В какой фазе развития зерновые культуры испытывают наиболее острую потребность в воде (наступает критический период по отношению к влаге). Когда такая потребность возникает у двудольных культур – льна, подсолнечника, картофеля?

8.Какое явление затрудняет газообмен между почвой и атмосферным воздухом и как улучшить обмен воздуха.

9.Какой агротехнический приём способствует накоплению влаги

 и одновременно предотвращает перегревание поверхности  почвы.

10.Какие элементы питания Вам известны. От каких свойств почвы зависит процесс поглощения растениями элементов питания.

11.Объясните  суть одного из законов земледелия и возможность его использования.

 

    При изучении земледелия необходимы знания об агрономи-чески ценных свойствах почвы. Чтобы проверить, насколько хорошо вы ими владеете, изучая параллельно почвоведение, ответьте на следующие вопросы:

1.Каково значение почвы в земледелии.

2. Любые ли типы почв можно использовать для возделывания сельскохозяйственных культур.

3.Что такое почвенное плодородие. Какие свойства почвы влияют на рост и развитие растений.

4.Каковы функции гумуса в почве, каковы причины его потерь и способы восстановления.

5.Что такое РН-почвы, и какая величина РН является благоприятной для большинства сельскохозяйственных культур.

 6.Какие типы почв имеют кислую реакцию почвенного раствора, какие - щелочную. Как регулируют РН в таких почвах.

7.Назовите тип почв с самым высоким уровнем потенциального плодородия и охарактеризуйте его свойства.

8.Можно ли использовать для возделывания сельскохозяйственных культур дерново-подзолистые почвы, если можно, то при каких условиях.

9.Что такое лёгкие  почвы, каковы их свойства.

10.Почему почвы с высоким содержанием глинистых частиц называют тяжёлыми.

11.В каких почвах - тяжелых или лёгких - больше элементов питания и почему.

12.Какое содержание кислорода в почвенном воздухе является критическим для растений. Какие приёмы земледелия улучшают воздушный режим почвы.

13.Почему при возделывании сельскохозяйственных культур необходимо знать плотность сложения почвы.

14.Что общего имеют физико-механические свойства - липкость, пластичность, вязкость, тяговое сопротивление и др.

 15.Как называют интервал влажности, при котором осуществляется наиболее качественная обработка почвы.

16. От чего зависит соотношение воды и воздуха в почве.

17.Какие виды почвенного плодородия Вам известны и чем они отличаются.

18.Характеристика почвенно-гидрологических констант (ПВ,НВ, ВЗ, МГ) их значение.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.022 с.)