И выполнению  контрольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И выполнению  контрольной работы



ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Методические указания по изучению дисциплины

И выполнению  контрольной работы

 

 

Новосибирск 2013

 

 

Кафедра прогрессивных технологий в сельскохозяйственном производстве

 

Составитель: доц. Т.М. Касливцева

Рецензент: канд. биол. наук, доц. Блёскина Л.М.

 

Земледелие: методические указания и задания по выполнению контрольной работы / Новосиб. гос. аграр. ун-т, ИЗОП; Сост. Т.М. Касливцева. - Новосибирск, 2013 - 40 с.

 

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по направлению 110900.62- Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

 

 

Утверждены методической комиссией Институт заочного образования и повышения квалификации (протокол №  10  от 4 декабря 2013г.).

 

 

 

 

 © Новосибирский государственный аграрный университет, 2013

© Институт заочного образования и повышения квалификации, 2013

 

Введение

Земледелие – древняя сфера человеческой деятельности, связанная с возделыванием земли, то есть с использованием земли для выращивания на ней полезных растений. Современное человечество широко применяет в своей жизнедеятельности более 20 тысяч видов растений, поэтому сегодня под земледелием понимают отрасль растениеводства, связанную с возделыванием преимущественно полевых культур.

Земледелие разрабатывает основные способы возделывания культурных растений  и  приёмы сохранения почвенного плодородия, знание которых является необходимым условием успешного ведения сельского хозяйства. Поэтому при подготовке  бакалавров технологов сельскохозяйственного производства дисциплину «Земледелие» отнесли  к базовой части профессионального цикла дисциплин. Её  освоение является необходимым условием для формирования целостного представления о рациональном использовании почвенного покрова для производства растениеводческой продукции, а также базой для изучения технологий возделывания отдельных культурных растений и производства кормов.

    При изучении земледелия  пригодятся знания по  физике, химии, биологии, ботанике, экологии  и рациональному природопользованию, биологической безопасности пищевых систем, микробиологии, физиологии растений, полученные в предыдущих семестрах. В свою очередь земледелие  является необходимой основой при освоении  производства продукции растениеводства, кормопроизводства, организации производства и предпринимательства АПК, технологии хранения и переработки сельскохозяйственных культур.

 

Общие методические указания по изучению курса

Цель и задачи курса

 

    Целью курса «Земледелие» является формирование у будущих специалистов по производству и переработки сельскохозяйственной продукции теоретических знаний, практических умений и навыков по земледелию для дальнейшей их реализации в производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности в агропромышленном комплексе (в сфере сельского хозяйства). Задачами дисциплины является изучение:

- основных законов земледелия и возможности их применения на практике;

- наиболее актуальных и рациональных способов использования пахотных земель в процессе выращивания полевых культур;

- возможностей снижения негативного воздействия на почву механической обработки и других приёмов агротехники.    

 

1.2.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Земледелие: Учебник для студ. вузов по агроном. спец./ Г.И. Баздырев, А.В. Захаренко, В.Г. Лошаков и др.,  под ред. Г.И. Баздырева. – М.: КолосС, 2008. – 607 с.

2. Практикум по земледелию: Учебное пособие для вузов по агроном. спец. – М.: КолосС, 2005. – 423 с. 

3. Земледелие: Учебник для с.-х. вузов /Под ред. А.И.. Пупонина. – М.:Колос, 2002.

 

Дополнительная литература

1.Агрономия: Учебник для с.-х. вузов/ Под ред. В.Д. Мухи. – М.:Колос, 2001. – 504 с.

2. Земледелие Западной Сибири: Учебник для вузов / Н.В. Абрамов, А.М. Ситников, В.А.Федоткин и др. – Тюмень, 2009.

3.Земледелие в Сибири: Учеб. пособие для студентов вузов по агроном. спец-тям / Под ред. Н.В. Яшутина. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 414 с.

4.Системы земледелия: Учебник для студ. вузов по агрон. спец.; под ред. проф. А.Ф. Сафонова. – М.:КолосС, 2006. – 447 с.

5.Власенко Н.Г. Сорные растения и борьба с ними при возделывании зерновых культур в Сибири: Метод. пособие/ Н.Г. Власенко, А.Н. Власенко, Т.П. Садохина, П.И. Кудашкина; РАСХН, Сиб. отд-ние, СибНИИЗХим.- Новосибирск, 2007. – 128 с.

6.Широких П.С. Сорные растения и методы их подавления: Учебное пособие для практич. занятий по курсу «Общее земледелие»/ П.С. Широких, В.К. Баснак, В.В. Михеев и др.. – Новосибирск, 2005. - 61 с.

7. Агропочвоведение / Под ред. проф. В.Д. Мухи – М.: Колос, 1994.

8. Конев А.А. Почвозащитное земледелие в Западной Сибири: Лекция. – Новосибирск, 1982.

9.Интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур/ Под ред. Г.В. Коренева. – М.:Агропромиздат, 1988.

10. Яшутин Н.В. Биоземледелие. Научные основы, инновационнные технологии и машины / Н.В. Яшутин, А.П. Дробышев, А.И.Хоменко. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 191 с.

11. Биологическая система земледелия / С.Н. Воропаев, П.А. Попов, В.Д. Ермохин, Н.Г. Мальмин / Под ред. В.Д. Ермохина. – М.:Колос, 2009. – 192 с.

Научная литература

 1.Земледелие - журнал

 2.Новое сельское хозяйство - журнал

 3.Адаптивно-ландшафтные системы земледелия Новосибирской области/ В.И. Кирюшин, А.Н. Власенко, В.К. Каличкин и др., под ред акад. РАСХН В.И. Кирюшина и А.Н. Власенко.- Новосибирск, 2002.– 388 с.

 4.Прибыльные системы земледелия(ресурсосбережение, повышение плодородия, применение ЭМ-технологий). –Новосибирск, 2005.- 75 с.

 5.Конев А.А. Система биологизации земледелия/А.А. Конев. - Новосибирск, 2004.- 52 с.

    В т.ч. перечень учебно-методических материалов разработанных ППС кафедры:

1. Современные технологии и средства механизации обработки почвы, посева, посадки, внесения удобрений и защиты растений / А.Ф. Кондратов, А.Д Логин, В.А. Лобачевский и др./ - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2001. – 250 с.

 2.Конев А.А. Бараба: прошлое, настоящее, будущее: учеб. пособие для с.-х. вузов /А.А. Конев, Т.М. Касливцева, В.А. Харитонов. – Новосибирск, Изд-во НГАУ, 2006. -29 с.

 

1.3. Тематический план изучаемой дисциплины

Учебный процесс по дисциплине осуществляется в виде лекций  (6 часов), практических занятий (4 часа), самостоятельного изучения учебной и научной литературы (58 часов), выполнения контрольной работы (18 часов) (табл. 1).

 

  Таблица 1- Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Количество часов

Лек-ции

Прати-ческие зантия

Самостоя-тельная

Работа

всего

1.

2

3

4

5

6

1.

Научные основы земледелия

1.1

Земледелие как наука: происхождение, история развития, особенности земледельческого производства, актуальные задачи

1

-

2 3

1.2

Факторы жизни растений и их регулирование

 

-

-

2 2

1.3

Законы земледелия

 

 

 

1 1
2.

Севообороты

  3.1

 Значение севооборота в растениеводстве. Основ-

ные термины и понятия

-

-

2

2
  3.2

Причины чередования

сельскохозяйственных культур

-

-

1

1
  3.3

Оценка пара и с.-х. культур

как предшественников

0,5

-

2

2,5
    3.4

Классификация севооборотов и их особенности в разных почвенно-климати-ческих и производственных  условиях

1,0

1,5

0,5

3,0
4.

Системы земледелия

  5.1

Система земледелия: задачи, составные части

 

-

2

2
5.2  

Современные системы земледелия.

1

-

4

5
 

Контрольная работа

 

 

18

18
 

Зачёт

4

 

 

4
 

Итого:

10

4

58

72
                     

1.4.Изучение дисциплины и подготовка к зачёту

Изучать дисциплину следует в той последовательности, которая представлена в таблице 1.

1. Научные основы земледелия. При знакомстве  с происхождением и историей развития земледелия обращают внимание  на его особенности, как отрасли народного хозяйства. Эти особенности связаны с тем, что основные объекты производства – почва и растение – являются живыми  системами, которые не могут быть до конца изучены, а, следовательно, не поддаются 100% контролю. Культурные растения выращиваются на полях под открытым небом, поэтому  зависят от климатических особенностей местности, повлиять на которые можно в очень незначительной степени. Количество получаемой продукции при одинаковой производительности сельскохозяйственной техники зависит от площади пашни, плодородия почв и урожайности конкретных видов культурных растений. Получаемая в земледелии продукция живая, она легко повреждается, быстро портится, как следствие, требует особого подхода в получении, транспортировке и  хранении.

Таким образом, при возделывании с.-х. культур учитывают биологические особенности самих растений (их потребности в воде, освещённости, тепле, воздухе и пище), особенности климата и уровень почвенного плодородия конкретной территории.

Для нормального развития растениям требуется постоянный приток определённого количества света (солнечной радиации), воздуха (а именно кислорода), воды, тепла и элементов питания. Их называют факторами жизни и подразделяют на космические, получаемые растением через надземную часть (свет, тепло, воздух, вода), и земные, получаемые растением через почву (вода, воздух, тепло, элементы питания).

Климатические особенности территории определяют, какое количества света, тепла и осадков получит территория. Из климатических показателей  наиболее важными являются:

-   сумма активных температур (температур выше 10° С). При температуре выше 10° С подавляющее большинство культурных растений способно осуществлять рост и развитие;

-   сумма выпадающих за вегетационный период осадков.

Именно за счёт осадков, выпавших в период вегетации, формируется до 80%  урожая;

-   коэффициент увлажнения территории (это отношение суммы выпавших к сумме потенциально испаряемых за год осадков, измеряемых в мм водного слоя). Сама по себе сумма осадков мало информативна, так как может быть приблизительно одинаковой в таких разных природно-климатических зонах, как тундра и степь. Коэффициент увлажнения же изменяется от 0 до 1 и наглядно показывает, каковы ресурсы влаги  на той или иной территории;

-  длина вегетационного и безморозного периодов.

Знание вышеуказанных показателей позволяет правильно подобрать возделываемые на той или иной территории культуры и сорта. Многочисленные метеоданные  получают и обрабатывают для нужд народного хозяйства на гидрометеостанциях.

 На климатические показатели человек повлиять не может, а на режим освещения тепла и влаги – может, но в малой степени, маневрируя шириной междурядий и направлением рядков (влияние на освещённость), сроками посева и осуществления некоторых приёмов обработки (борьба за влагу и тепло).  

   Почва обеспечивает растения  всеми факторами жизни кроме света.  Наличие, соотношение, взаимодействие земных факторов,  их влияние на растения зависит от уровня почвенного плодородия и проявляется через конкретные свойства почвы:

а) агрофизические (гранулометрический состав, структуру, плотность сложения; липкость, тяговое сопротивление и др. физико-механические свойства; водный, воздушный и тепловой свойства и режимы почвы);

б) агрохимические (общий и мобильный запас элементов питания, содержание и качество гумуса и органического вещества, рн-почвы, ёмкость катионного обмена и состав обменных катионов;

в) агробиологические (состав и биомассу микроорганизмов, фитосанитарное состояние почвы). 

   Ранее, при изучении почвоведения вы  должны были усвоить, что не все почвы одинаково пригодны для возделывания сельскохозяйственных культур. Наибольшим уровнем плодородия обладают почвы лесостепной и степной почвенно–климатических зон – чернозёмы, чернозёмно-луговые, серые лесные, менее плодородны - почвы сухостепной и подтаёжной зон (каштановые и дерново-подзолистые соответственно). В большей или меньшей степени  благоприятен  для  возделывания   сельскохозяйственных

 культур  и климат указанных зон и подзон, в отличие от таёжно-лесной, тундровой и арктической, лежащих к северу от зоны земледелия или полупустынной и пустынной, лежащих к югу от неё.  

  Благодаря тому, что почва – инертное тело, человек может влиять на  её свойства, доводя до оптимального для культурных растений  состояния. Если при возделывании сельскохозяйственных культур почва используется грамотно и рационально,  она  способна улучшать свои свойства, увеличивать уровень плодородия. Этот процесс называется окультуривание почвы.  При безответственном потребительском отношении почва теряет запасы гумуса, ухудшает свойства, вплоть до полной деградации.

    В наше время при оптимизации свойств почвы остро стоит вопрос о соотношении экономичности проводимых мероприятий и экологической чистоты получаемой продукции. Некоторые агроприёмы,  например, известкование, внесение навоза, применение гербицидов являются желательными, но не всегда оправдываются экономически. Высокий уровень химизации при возделывании культурных растений увеличивает риск получения загрязнённой продукции.   

     Особенности воздействия на растения факторов жизни  фор- мализовано в законах земледелия – законе минимума, максимума и оптимума, законе совокупного действия факторов жизни,  законе возврата и др. Знание законов земледелия  позволяет добиться наилучших результатов при возделывании с.-х. культур.

   Таким образом, изучив 1 раздел следует уяснить, какие ресурсы  принимают во внимание при планировании возделывания растений на той или иной территории, каков механизм воздействия  факторов жизни на урожайность сельскохозяйственных культур, имеется ли взаимодействие между самими факторами жизни и как можно регулировать их оптимальное поступление к растениям. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы.

 

                         Вопросы для самоконтроля

1.Каково значение земледелия как сферы деятельности человека.

2.Когда и благодаря чему возникло земледелие как наука.

3.Какие советские и русские учёные внесли значительный вклад в развитие земледелия.

4.Какие показатели климата важны при возделывании полевых культур.

5.От чего зависит количество солнечной радиации, которую получает та или иная территория.

6.Каковы возможности регулирования степени освещённости растений посредством агротехнических приёмов.

7. В какой фазе развития зерновые культуры испытывают наиболее острую потребность в воде (наступает критический период по отношению к влаге). Когда такая потребность возникает у двудольных культур – льна, подсолнечника, картофеля?

8.Какое явление затрудняет газообмен между почвой и атмосферным воздухом и как улучшить обмен воздуха.

9.Какой агротехнический приём способствует накоплению влаги

 и одновременно предотвращает перегревание поверхности  почвы.

10.Какие элементы питания Вам известны. От каких свойств почвы зависит процесс поглощения растениями элементов питания.

11.Объясните  суть одного из законов земледелия и возможность его использования.

 

    При изучении земледелия необходимы знания об агрономи-чески ценных свойствах почвы. Чтобы проверить, насколько хорошо вы ими владеете, изучая параллельно почвоведение, ответьте на следующие вопросы:

1.Каково значение почвы в земледелии.

2. Любые ли типы почв можно использовать для возделывания сельскохозяйственных культур.

3.Что такое почвенное плодородие. Какие свойства почвы влияют на рост и развитие растений.

4.Каковы функции гумуса в почве, каковы причины его потерь и способы восстановления.

5.Что такое РН-почвы, и какая величина РН является благоприятной для большинства сельскохозяйственных культур.

 6.Какие типы почв имеют кислую реакцию почвенного раствора, какие - щелочную. Как регулируют РН в таких почвах.

7.Назовите тип почв с самым высоким уровнем потенциального плодородия и охарактеризуйте его свойства.

8.Можно ли использовать для возделывания сельскохозяйственных культур дерново-подзолистые почвы, если можно, то при каких условиях.

9.Что такое лёгкие  почвы, каковы их свойства.

10.Почему почвы с высоким содержанием глинистых частиц называют тяжёлыми.

11.В каких почвах - тяжелых или лёгких - больше элементов питания и почему.

12.Какое содержание кислорода в почвенном воздухе является критическим для растений. Какие приёмы земледелия улучшают воздушный режим почвы.

13.Почему при возделывании сельскохозяйственных культур необходимо знать плотность сложения почвы.

14.Что общего имеют физико-механические свойства - липкость, пластичность, вязкость, тяговое сопротивление и др.

 15.Как называют интервал влажности, при котором осуществляется наиболее качественная обработка почвы.

16. От чего зависит соотношение воды и воздуха в почве.

17.Какие виды почвенного плодородия Вам известны и чем они отличаются.

18.Характеристика почвенно-гидрологических констант (ПВ,НВ, ВЗ, МГ) их значение.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы биологические особенности сорняков, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями. 2. Какие особенности сорняков послужили основой для их классификации. 3. Какие сорняки, многолетние или малолетние, наиболее вредоносны. С какими из них проще бороться. 4. При какой степени засорения целесообразно применять гербициды. 5. Каковы задачи предупредительных мер борьбы с сорняками. 6. Назовите наиболее эффективные способы борьбы с корневищными и корнеотпрысковыми сорняками. 7. Почему севооборот способствует снижению засорения посевов. 8. Каковы преимущества и недостатки биологических мер борьбы с сорняками. 9. Возможно ли использование гербицида, если культурные растения уже взошли. 10. В чём суть метода борьбы с сорняками «провокация».

Севообороты

    Севооборот – важнейший агротехнический приём в земледелии, который значительно снижает затраты на получения продукции, улучшает её качество и способствует сохранению почвенного плодородия. Изучение этой темы нужно начать со знакомства с основными терминами и понятиями - бессменные посевы, чередующиеся посевы, севооборот, монокультура, предшественник, структура посевных площадей, система севооборотов, ротация севооборота. Далее следует изучить причины, которые вынуждают человека выращивать культуры, определённым образом чередуя друг с другом, то есть, в севооборотах.

 Правила чередования культур в севооборотах основаны на отличиях культур в потреблении влаги и элементов питания, на отличиях их устойчивости к засорению и подверженности тем или иным болезням и вредителям, на отличиях воздействия самой культуры или агротехники её возделывания на физические свойства почвы и устойчивость почвы к эрозии. Чем больше этих отличий, тем благоприятнее размещать одну культуру после другой. Таким образом, следует ознакомиться с особенностями воздействия на различные свойства почвы  разных групп культур (зерновые, пропашные, технические, многолетние и однолетние травы), а также  отдельных культур (озимая рожь, пшеница, горох, кукуруза, лён и т.д.)

  Севообороты строят на основе структуры посевных площадей, которая зависит от почвенно-климатических условий, рыночного спроса, специализации и внутренних потребностей сельскохозяйственного предприятия.

Особое место при размещении культур в севооборотах отводят наиболее ценным продовольственным культурам, а также ценным товарным культурам (культурам, предназначенным на продажу). Такие культуры размещают по лучшим предшественникам, обеспечивая высокие урожайность и качество получаемой продукции (урожая). (Составление севооборотов - одна из тем практических занятий).

Классификация севооборотов позволила разделить всё обилие севооборотов  на 3 типа – полевые, кормовые и специальные. В зависимости от почвенно-климатических условий севообороты могут отличаться набором культур и количеством полей.

В полевых севооборотах и, почти всегда, в специальных присутствует чистый пар – поле, не засеваемое культурой, а используемое для основательного восстановления почвенного плодородия – 1)увеличения содержания легкодоступных элементов питания,  2)очищение почвы от семян и зачатков злостных сорняков, от вредных насекомых и их личинок, от болезнетворных микроорганизмов (то есть улучшение фитосанитарного состояния) и 3)накопления влаги. Это 3 важнейших функции чистого Поэтому чистый пар называют ремонтным полем.

В районах, где дефицит осадков отсутствует, часть чистого пара заменяют занятым, получая, таким образом, два урожая на одном поле за один вегетационный период.   

        В большинстве хозяйств развиваются и животноводство, и растениеводство, поэтому система севооборотов содержит и полевые, и кормовые севообороты. Специальные севообороты осуществляются чаще всего в хозяйствах, специализирующихся на возделывании редких культур – риса, конопли, табака, бахчёвых (дынь, арбузов). 

      В настоящее время многие производственники недооценивают необходимость применения севооборотов. Во многих хозяйствах севообороты отсутствуют либо сводятся к 2 и 3-польным севооборотам с чистым паром, что без регулярного внесения удобрений приводит к быстрому истощению почв.

    Если в хозяйстве севооборотов никогда не было или старые севообороты не актуальны, производится внедрение севооборотов, которое включает 3 этапа – введение, освоение и соблюдение. Следует знать, в чём заключается задача каждого этапа.

 

Вопросы для самоконтроля

1. К чему приводит повторное возделывание культур на одном месте. 2. Какие причины химические, физические или биологические раньше других заставляют переносить культуру с одного места на другое. 3. Что такое предшественник. Какие предшественники создают благоприятные условия для возделывания последующих культур. 4. Сколько лет подряд на одном месте можно сеять зерновые культуры. 5. Какие культуры не переносят повторных посевов. 6. Какие культуры дают хорошие урожаи при бессменных посевах, если строго соблюдается  технологии возделывания, и почему. 7. Почему выращивание культур в севообороте является экономически  более выгодным, чем без севооборота. 8. Какие типы севооборотов Вам известны. 9. Для чего предназначены полевые севообороты. 10. Каковы отличия в размещении прифермских и сенокосно-пастбищных  кормовых  севооборотов.

11. Какие культуры выращивают в специальных севооборотах. 12. Какие особенности у почвозащитных севооборотов. 13. В каких случаях необходима процедура внедрения севооборотов.   14. Каковы современные тенденции в развитии севооборотов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы задачи обработки почвы. 2. Какие цели преследует основная обработка почвы, какими орудиями она выполняется.

3. Назовите приёмы мелкой и поверхностной обработки почвы. Являются они самостоятельными или могут сочетаться с другими приёмами обработки. 4. Отличается ли основная обработка почвы в разных почвенно-климатических условиях. 5. Преимущественно какой способ основной обработки почвы используется в подтаёжной зоне и почему. 6. Какой должна быть основная обработка почвы в зоне с действием ветровой эрозии. 7. Какие специальные приёмы обработки почвы Вам известны и где они применяются. 8. Какой приём обработки почвы выполняется первым в системе предпосевной обработки почвы. 9. Каким сельскохозяйственным орудием выполняют обработку пласта многолетних трав. 10. Что называют минимальной обработкой почвы. 11. Чем отличается система уходов за посевами у пропашных культур (кукуруза, картофель, подсолнечник) и зерновых. 12. Какие приёмы задержания влаги на склоновых землях Вам известны. 13. Какие с.-х. машины для задержания снега Вам известны.

                                

Системы земледелия

Современная система земледелия – это комплекс взаимосвязанных агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земли и других ресурсов, сохранение и повышение плодородия почвы, получение высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.

После знакомства с главой о системах земледелия вы должны знать в общих чертах историю развития систем земледелия от примитивных до современных;  помнить и понимать значение составных частей современных систем земледелия, знать принципиальные отличия систем земледелия в разных почвенно-климатических зонах (подтайга, лесостепь, степь).  

По дополнительной литературе вы должны выяснить отличия интенсивных и экстенсивных систем земледелия, получить представление о биологической и почвозащитной системах земледелия.

           

                       Вопросы для самоконтроля

1. Что называют системой земледелия. 2. Из чего состоит современная система земледелия. 3. Каковы отличия интенсивных и экстенсивных систем земледелия. 4. Что является основой современной системы земледелия.  5. Каковы преимущества и недостатки биологической системы земледелия. 6. Какие системы земледелия актуальны сегодня.

          

        1.5. Список вопросов для подготовки к зачёту

1.Земледелие как отрасль растениеводства и как наука.

2.Развитие научных основ земледелия. Выдающиеся учёные-агрономы.

3. Законы земледелия и их использование.

4. Агроклиматические  районирование и ресурсы Новосибирской области. 

5.Задачи и составные части современных систем земледелия.

6.Основные отличительные признаки адаптивно-ландшафтных, почвозащитных, биологических систем земледелия.

7. Отличительные признаки интенсивных технологий возделывания с.х. культур.

8. Почвозащитные системы земледелия, особенности их применения в Западной Сибири.

9.Механическая обработка почвы, её задачи и теоретические основы.

10.Способы основной обработки почвы: орудия для осуществления, районы применения.

11.Приёмы мелкой обработки почвы, их место в системах обработки почвы.

12.Понятие о системе обработки почвы. Орудия и машины для предпосевной обработки почвы.

13.Зяблевая обработка почвы: теоретические основы, особенности осуществления.

14.Система уходов за посевами при возделывании культур сплошного посева и пропашных.

15.Система обработки пласта многолетних  трав.

16.Особенности обработки почвы после пропашных культур.

17.Сроки наступления биологической спелости почвы на отвальном и безотвальном фонах обработки почвы.

18.Системы обработки чистого и сидерального пара.

19.Технологии почвозащитной обработки чистого пара и возделывания по нему пшеницы.

20.Ветровая эрозия: условия проявления, районы распространения и причиняемый вред.

21. Водная эрозия: условия проявления, районы распространения и причиняемый вред.

22.Агротехнические приёмы защиты почв от ветровой эрозии.

23. Особенности обработки почв, подверженных водной эрозии.

24.Биологическая эрозия почв, меры борьбы с нею.

25.Роль кулисных паров в засушливых и малоснежных районах.

26.Регулирование водного режима почв приёмами земледелия.

27.Регулирование воздушного режима почв приёмами земледелия.

28.Регулирование тепловой режим почв, приёмами земледелия.

29.Физико-технологические свойства почвы, интервал их проявления,   влияние на обработку

30. Почвенно-гидрологические константы (ПВ, НВ, ВЗ, МГ) их влияние на земледельческое производство.

31.Капиллярное и диффузно-конвекционное испарение влаги из почвы. Меры борьбы.

32.Понятие о севообороте, бессменном посеве, монокультуре, ротации, ротационной таблице и схеме севооборота.

33.Причины чередования культур в севообороте.

34.Характеристика различных культур и чистого пара как предшественников.

35.Способность  разных групп культурных растений переносить  бессменные и повторные  посевы.

36.Правила и последовательность составления севооборотов.

37. Классификация севооборотов.

38.Роль и значение чистых и сидеральных паров в современном земледелии.

39.Роль и место многолетних трав в севооборотах.

40.Особенности полевых севооборотов в разных почвенно-климатических зонах Западной Сибири.

41.Внедрение севооборотов (введение, освоение, соблюдение).

42.Вред, причиняемый сорняками отраслям сельского хозяйства, и их биологические особенности, позволяющие конкурировать с культурными растениями.

43. Классификация сорняков.

42.Чем определяется вредоносность сорняков. Пороги вредоносности разных групп сорняков..

43.Предупредительные меры борьбы с сорняками.

44.Химические меры борьбы с сорняками. Техника и условия применения гербицидов.

45Биологические меры борьбы с сорняками.

46.Особенности борьбы с малолетними сорняками.

47.Особенности борьбы с многолетними сорняками.

48.Комплексные меры борьбы с сорняками.

55.Контроль качества основных видов полевых работ.

Вопросы для выполнения контрольной работы

1. Земледелие как отрасль сельского хозяйства и земледелие как наука.

2.Актуальные (являющиеся особенно важными в настоящий момент) задачи земледелия.

3.Законы земледелия (* в некоторых учебниках они обозначаются как законы растениеводства), их значение.

4.Почва, как основное средство производства в земледелии. Типы почв, используемые под пашню.

5.Понятие об агрофитоценозе. Особенности полевого агрофитоценоза.

6.Почвенное плодородие как основа получения устойчивых урожаев. Виды почвенного плодородия.

7. Роль гранулометрического состава почвы в плодородии.

8.Физико-механические (или физико-технологические) свойства почвы: особенности проявления, влияние на качество обработки почвы. 

9.Структура почвы как важный показатель почвенного плодородия. Процессы, влияющие на разрушение структуры и приёмы восстановления и формирования агрономически ценной структуры.

10. Плотность сложения почвы (*не путать с плотностью твёрдой фазы почвы) и пористость как показатели почвенного плодородия, способы их регулирования.  

11. Формы воды в почве и степень её доступности.

12.Роль гумуса и органического вещества в плодородии почв. Влияние с.-х. использования почв на процессы снижения и восстановления содержания и запасов гумуса.

13.рН-почвы как показатель плодородия почв. Оптимальные значения рН-почвы для основных сельскохозяйственных культур. 

14.Виды поглотительной способности почв, их значение с агрономии ческой точки зрения.

15.Ёмкость катионного обмена (ЕКО) и состав обменных катионов для разных типов почв, их роль в почвенном плодородии.

16.Воздушный режим почв и способы его регулирования.

17. Водный режим почв и способы его регулирования.

18. Тепловой режим почв и способы его регулирования.

19.Фитосанитарное состояние почвы как показатель почвенного плодородия, способы его регулирования.

20. Почвенная биота как фактор почвенного плодородия и её регулирование.  21.Почвоутомление (фитотоксичность) почвы, особенности его проявления.

 22. Агрохимические способы восстановления (воспроизводства) почвенного плодородия  (* Восстановление и улучшение агрохимических свойств почвы)

 23.Агрофизические способы восстановления (воспроизводства) почвенного плодородия (* Восстановление и улучшение агрофизических свойств почвы)

 24.Агробиологические способы восстановления (воспроизводства) почвенного плодородия (* Восстановление и улучшение биологических свойств почвы)

25.Понятие о сорной растительности. Вред, причиняемый сорняками отраслям сельского хозяйства. 

26.Особенности сорняков, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями.

 27.Биологические свойства семян сорняков.

28.Особенности вегетативного размножения многолетних сорняков. 29. Представители и характеристика паразитных сорняков.

30.Представители и характеристика полупаразитных сорняков.

31.Цель и задачи картографирования (картирования) сорняков.

32. Оперативное обследование посевов на засорённость как этап картографирования (картирования) сорняков.

33.Систематическое обследование посевов на засорённость как этап картографирования (картирования) сорняков

34.Классификация сорняков, принципы, положенные в её основу.

35.Особенности малолетних сорняков и мер борьбы с ними.

36.Особенности многолетних сорняков и мер борьбы с ними.

37. От чего зависит вредоносность сорняков. Пороги вредоносности.    38. Предупредительные меры борьбы с сорняками.

39. Целесообразность применения разных мер борьбы с сорняками

в зависимости от типа и степени засорения.

40.Очистка семенного материала как мера борьбы с сорняками.

41.Мероприятия по снижению засорённости органических удобрений. 42. Карантинные мероприятия (карантин) как мера борьбы с сорняками.

43.Значение своевременной уборки урожая при борьбе с сорняками.  44. Особенности борьбы с сорняками при орошении.

45.Правильная подготовка кормов на землях несельскохозяйственного назначения как предупредительная мера борьбы с сорняками.

46.Особенности засорения и борьбы с сорняками при отвальной обработке почвы.

47.Особенности засорения и борьбы с сорняками при безотваль-

ной обработке почвы.

48.Агротехнические меры борьбы с сорняками (истощение, удушение, провокация).

49.Химические меры борьбы с сорняками. Классификация гербицидов. 50. Сроки и способы применения гербицидов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.17 с.)