Имени адмирала С.О. Макарова»
Институт водного транспорта
Кафедра Портов, строительного производства, оснований и фундаментов
Ленская Л.И.
Электронное учебное пособие
по дисциплине
«Оценка технического состояния и повышение
надежности судоходных и портовых ГТС»
Санкт-Петербург
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….....3
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Оценка технического состояния и повышение
надежности судоходных и портовых ГТС»....…………………………………………….4
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………………… 6
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРТОВЫХ ГТС…………………………………………………………………………………….….…9
Контрольные вопросы……………………………………………………….……..9
Тестирование…………………………………………………………………….….9
2. Причины снижения несущей способности эксплуатируемых портовых ГТС………………………………………………………………………………………….10
Контрольные вопросы……………………………………………………………..11
Тестирование……………………………………………………………………….11
3. Натурные исследования и наблюдения за портовыми ГТС………………………….12
Контрольные вопросы……………………………………………………………..13
Тестирование……………………………………………………………………….13
4. Эксплуатационная надежность портовых ГТС……………………………………….15
Контрольные вопросы……………………………………………………………..15
5. Ремонт и усиление портовых ГТС…………………………………………………......15
Контрольные вопросы……………………………………………………………..16
Тестирование……………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Электронное учебное пособие по дисциплине «Оценка технического состояния и повышение надежности судоходных и портовых ГТС» направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с государственным образовательным стандартом по уровню магистратуры:
- ПКС-1 Способность организовывать и осуществлять выполнение работ по содержанию внутренних водных путей, судоходных и портовых гидротехнических сооружений и обеспечению безопасности судоходства
- ПКС-2 Способность осуществлять экспертизу технического состояния гидротехнических сооружений на водном транспорте.
Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки магистратуры 08.04.01 «Строительство», программа «Водные пути, порты и судопропускные сооружения», может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций.
В электронном пособии содержится краткое изложение лекционного материала по общим вопросам технической эксплуатации судоходных и портовых ГТС, причинам снижения несущей способности сооружений во времени, методам оценки их технического состояния и эксплуатационной надежности.
Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.
Каждый раздел электронного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Оценка технического состояния и повышение надежности судоходных и портовых ГТС»
1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Оценка технического состояния и повышение надежности
судоходных и портовых ГТС» относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 и изучается:
· на 1 курсе во 2 семестре по очной форме обучения;
· на 1 курсе во 2 семестре по заочной форме обучения.
Для изучения дисциплины студент должен:
- знать работу порта как транспортного узла в единой транспортной системе России, а также в системе международного судоходства, особенности естественного режима побережья, влияющие на портостроение, состав оборудования портов и схемы механизации перегрузки грузов, типы, конструкции, область применения и принципы работы различных портовых гидротехнических сооружений, внешние силы, действующие на портовые сооружения, принципы расчета различных типов портовых гидротехнических сооружений, основы производства работ по строительству портовых сооружений, организации ремонта, усиления и реконструкции.
- владетьнавыками анализа влияния различных природных факторов на портостроение, навыками компоновки порта общего назначения, владеть методами определения напряженно-деформированного состояния основания портовых гидротехнических сооружений, расчетами их общей устойчивости и прочности, местной прочности отдельных элементов конструкции, владеть навыками анализа факторов, влияющих на выбор формы и типа портовых гидротехнических сооружений.
2. Планируемы результаты обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийсядолжен
Знать:
- основные виды гидротехнических сооружений водного транспорта, условия и режимы их эксплуатации; основные положения нормативно-технической документации по правилам эксплуатации; основные принципы формулирования и решения практических задач рациональной эксплуатации сооружений водного транспорта.
- причины разрушений и повреждений конструкций гидротехнических сооружений; состав работ и порядок проведения инженерного обследования; принципы составления методики испытаний конструкций.
- требования к назначению категории технического состояния портовых ГТС.
- основные положения нормативно-технической литературы по нагрузкам и воздействиям на гидротехнические сооружения водного транспорта.
Уметь:
- решать практические задачи по рациональной эксплуатации гидротехнических сооружений при изменении условий их эксплуатации.
- - планировать и организовывать обследование гидротехнических сооружений с выбором методов контроля конструкций; составлять ведомости дефектов и производить оценку влияния этих дефектов на несущую способность конструкций.
- выявлять причины возникновения дефектов и оценивать категорию технического состояния сооружений; разрабатывать рекомендации по устранению выявленных в процессе обследования дефектов.
- определять фактически действующие статические и динамические нагрузки; реакцию сооружений различного типа на нагрузки с учетом их характерных особенностей.
- применять инструментальные методы контроля технического состояния гидротехнических сооружений.
Владеть:
- навыками анализа факторов, влияющих на изменение несущей способности гидротехнических сооружений во времени; методиками расчета конструкций различного типа и современными программно-вычислительными комплексами по расчету сооружений.
- приемами и средствами проведения обследования; навыками проведения натурных испытаний и определения физико-механических свойств строительных материалов и элементов конструкций.
- навыками анализа и обобщения результатов исследований; навыками составления заключения по результатам инженерного обследования портовых сооружений, их частей и инженерного оборудования.
- практическими приемами оценки влияния фактических нагрузок и воздействий на гидротехнические сооружения различного типа.
- методиками оценки надежности и технического состояния конструкций гидротехнических сооружений; навыками оформления документации, предусмотренной нормативными документами.
3. Объем дисциплины по видам учебных занятий
Объем дисциплины составляет 4 зачетных единиц, всего 144 часов, из которых по очной форме 51 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (34 часов – занятия лекционного типа, 17 часов – практические занятия; по заочной форме 20 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (12 часов – занятия лекционного типа, 8 часов – практические занятия.
ГЛОССАРИЙ
Алгоритм контроля
| Программа, определяющая содержание и порядок выполнения контрольных операций, состав объектов и средств контроля и последовательность действий исполнителей, необходимых и достаточных для выполнения контроля.
|
Безотказность
| свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.
|
Визуальный контроль
| Контроль, при котором первичная информация воспринимается органами зрения.
|
Восстановление
| Комплекс мероприятий, обеспечивающих возвращение сооружения в работоспособное состояние с устранением повреждений его элементов.
|
Длительная прочность
| прочность грунта при длительном действии нагрузки
|
Дефект
| Каждое отдельное несоответствие сооружения (элемента) установленным требованиям.
|
Долговечность
| свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
|
Испытания
| Экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик объекта в реальных условиях согласно установленной процедуре.
|
Измерительный контроль
| Контроль, осуществляемый с применением средств измерений.
|
Капитальный ремонт
| Ремонт, выполняемый для восстановления ресурса сооружения с заменой или восстановлением любых его частей.
|
Категория технического состояния
| Степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения их эксплуатационных характеристик. Категориями технического состояния являются нормативное, работоспособное, ограниченно-работоспособное, неработоспособное, предельное (аварийное) состояние и др.
|
Комплексное обследование сооружения
| Система операций по определению качественных и количественных характеристик технического состояния сооружения, выполняемых с установленной периодичностью.
|
Мониторинг технического состояния сооружения
| Система наблюдений и контроля сооружения, проводимых по определенной программе в процессе его эксплуатации в целях оценки технического состояния.
|
Надежность
| свойство сооружения или его элементов сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях использования, технического обслуживания и ремонтов.
|
Неработоспособное состояние
| Состояние сооружения, при котором оно неспособно выполнять свои функции.
|
Нормативное техническое состояние
| Категория технического состояния, при котором все количественные и качественные характеристики технического состояния строительных конструкций сооружения соответствуют установленным в проектной или нормативной документации значениям с учетом пределов их изменения.
|
Неразрушающий контроль
| Контроль с применением методов, средств и технологий технического контроля конструктивных элементов сооружения, не разрушающих и не ухудшающих их пригодность к эксплуатации.
|
Обследование сооружения
| Определение качественных и количественных характеристик технического состояния сооружения.
|
Ограниченно-работоспособное техническое состояние
| Категория технического состояния строительных конструкций или сооружения в целом, при котором их работоспособность обеспечивается при изменении (ограничении) режима эксплуатации.
|
Освидетельствование сооружения
| Прямое или косвенное определение и документальное подтверждение годности сооружения к эксплуатации, осуществляемое в установленном порядке.
|
Остаточный срок службы
| Срок службы, исчисляемый от текущего момента времени.
|
Оценка технического состояния
| Установление категории технического состояния строительных конструкций или сооружений в целом путем сравнения совокупности фактических характеристик их технического состояния с установленными проектом или нормативным документом.
|
Отказ сооружения
| Потеря способности сооружения (элемента) выполнять требуемую функцию. Состояние, при котором происходит нарушение их работоспособности в связи с наступлением предельного состояния первой или второй групп. Отказы могут быть внезапными и постепенными и обычно имеют случайный характер.
|
Предельное (аварийное) состояние
| Состояние сооружения (элемента), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима по причинам опасности либо нецелесообразна исходя из экологических или экономических причин.
|
Повреждение
| Дефект, появившийся на сооружении или его элементе в результате механического, коррозионного, химического, биологического или иного воздействия.
|
Показатель технического состояния
| Количественная характеристика технического состояния сооружения, установленная технической документацией.
|
Портовые гидротехнические сооружения
| Инженерно-технические сооружения (причалы, оградительные, берегоукрепительные и судоподъемные сооружения, расположенные на территории и (или) акватории порта, и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров.
|
Ползучесть грунта
| Способность грунта длительно деформироваться при постоянной нагрузке
|
Предельное состояние сооружения
| состояние, при котором причальное сооружение перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям и требованиям при производстве работ.
|
Предельные состояния первой группы
| состояния, которые ведут к потере несущей способности или к полной непригодности к эксплуатации сооружения (связаны с потерей устойчивости формы и положения, разрушениями любого характера, проявлениями текучести материала, чрезмерными раскрытиями трещин и т.д.).
|
Предельные состояния второй группы
| Состояния, которые затрудняют нормальную эксплуатацию сооружений (связаны с недопустимыми деформациями, смещениями и поворотами сооружения, колебаниями, образованием трещин и т.д.).
|
Работоспособное техническое состояние
| Категория технического состояния, при которой некоторые характеристики технического состояния строительных конструкций или сооружения в целом не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований, в конкретных условиях эксплуатации, не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая эксплуатационная пригодность обеспечивается, несмотря на наличие дефектов.
|
Работоспособность причального сооружения
| Состояние, при котором сооружение способно выполнять заданные функции, сохраняя значения своих параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
|
Режим эксплуатации
| Интенсивность использования сооружения по назначению с параметрами, определяемыми проектом или установленными в процессе эксплуатации сооружения.
|
Реконструкция
| Комплекс операций по улучшению сооружения для его использования при новом режиме эксплуатации и (или) изменения его назначения.
|
Ремонтопригодность
| свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию, и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
|
Реология грунтов
| Раздел механики грунтов, который изучает изменение вр времени напряженно-деформированного состояния грунтов
|
Релаксация
| Процесс уменьшения напряжений в грунте при фиксированной деформации
|
Система контроля
| Совокупность средств контроля, исполнителей и объектов контроля, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей нормативной документацией.
|
Срок службы
| Продолжительность эксплуатации сооружения (элемента) или ее возобновления после капитального ремонта или реконструкции до наступления предельного состояния.
|
Техническое состояние
| Совокупность свойств сооружения, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией.
|
| |
Технический контроль
| Проверка соответствия сооружения (элемента), процессов строительства, ремонта и обслуживания, а также соответствующей технической документации установленным техническим требованиям.
|
Техническая эксплуатация
| Комплекс операций, включающих техническое обслуживание сооружения и его ремонт.
|
Текущий ремонт
| Комплекс операций, предусматривающих замену или восстановление отдельных элементов конструкции сооружения.
|
Усиление
| Комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение несущей способности и эксплуатационных свойств конструкции или сооружения в целом по сравнению с фактическим состоянием или проектными показателями.
|
Физический износ сооружения
| Ухудшение технических и связанных с ними эксплуатационных показателей сооружения, вызванное объективными причинами.
|
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОРТОВЫХ ГТС
Тестирование
Вопрос 1. Какие мероприятия входят в состав технического обслуживания портовых ГТС? (отметьте правильные ответы)
- Устранение выявленных дефектов в объеме текущего ремонта.
- Мониторинг технического состояния сооружений.
- Комплексное обследование сооружений.
- Контроль технологии переработки грузов.
- Контроль технического состояния перегрузочного оборудования.
Вопрос 2. Задачи обследования портовых ГТС?
(отметьте правильный ответ)
- Оценка действительной несущей способности.
- Определение способов усиления.
- 3.определени объема ремонтных работ.
Вопрос 3. Задачи мониторинга портовых ГТС?
(отметьте правильные ответы)
- Текущий ремонт.
- Наблюдения за техническим состоянием сооружения.
- Наблюдения за режимом эксплуатации сооружения.
- Испытания сооружений.
- Капитальный ремонт.
Вопрос 4. Характерные дефекты и повреждения гравитационных причальных сооружений из массивной кладки?
(отметьте правильные ответы)
- Переуглубление дна в результате размыва.
- Изменение наклона шпунтовой стенки относительно проектного положения.
- Трещины в бетоне, снижение прочности бетона.
- Ослабление натяжения анкеров, обрыв анкеров.
- Отклонение от проектного положения массивной кладки.
- Просадка территории.
- Сдвиги, бетонных массивов и расхождение швов между ними
- Изгиб, излом, срезывание и истирание свай.
Вопрос 5. Характерные дефекты и повреждения для причальных сооружений типа свайный ростверк?
(отметьте правильные ответы)
- Переуглубление дна в результате размыва.
- Изменение наклона шпунтовой стенки относительно проектного положения.
- Ослабление натяжения анкеров, обрыв анкеров.
- Снижение прочности бетона плиты ростверка.
- Отклонение от проектного положения массивной кладки.
- Сдвиги, бетонных массивов и расхождение швов между ними.
- Вымывание засыпки из-за сооружения.
- Изгиб, излом, срезывание и истирание свай.
- Осадку свай конструкции, ее неравномерность на отдельных участках.
- Коррозионные разрушения металла и железобетона свай
Вопрос 6. Характерные дефекты и повреждения для причальных сооружений типа больверк?
(отметьте правильные ответы)
- Переуглубление дна в результате размыва.
- Изменение наклона шпунтовой стенки относительно проектного положения.
- Выход шпунтин из замков, изломы.
- Ослабление натяжения анкеров, обрыв анкеров.
- Снижение прочности бетона плиты ростверка.
- Сдвиги, бетонных массивов и расхождение швов между ними.
- Вымывание засыпки из-за сооружения.
- Изгиб, излом, срезывание и истирание свай.
- Коррозионные разрушения металла и железобетона элементов стенки.
Тестирование
Вопрос 1. Реология – это область науки, которая изучает?
(отметьте правильный ответ)
- Изменение напряженно-деформированного состояния материалов во времени.
- Изменение напряженно-деформированного состояния при приложении статических нагрузок.
- Изменение напряженно-деформированного состояния при приложении динамических нагрузок.
Вопрос 2. Основные явления, определяющие реологические свойства грунтов?
(отметьте правильные ответы)
- Ползучесть.
- Релаксация.
- Упрочнение.
- Длительная прочность.
- Разупрочнение.
Вопрос 3. Виды ползучести грунтов?
(отметьте правильные ответы)
- Неустановившаяся затухающая ползучесть.
- Длительная ползучесть.
- Установившаяся незатухающая ползучесть.
- Пороговая ползучесть.
- Прогрессирующая ползучесть с переходом в разрушение.
Вопрос 4. Как меняется во времени напряженное состояние тонкостенного сооружения на ползучих основаниях неограниченной мощности?
(отметьте правильный ответ)
- Нарастают напряжения в конструктивных элементах за счет релаксации реактивного. давления ползучего грунта.
- Не меняется.
- Расчетная схема блюма трансформируется в схему Якоби.
- Уменьшаются напряжения в конструктивных элементах за счет релаксации реактивного давления ползучего грунта.
Вопрос 5. Как меняется во времени напряженное состояние тонкостенного сооружения на ползучих основаниях ограниченной мощности?
(отметьте правильный ответ)
- Расчетная схема Блюма трансформируется в схему Якоби.
- Нарастают напряжения в конструктивных элементах за счет релаксации реактивного давления ползучего грунта.
- Не меняется.
- Уменьшаются напряжения в конструктивных элементах за счет релаксации реактивного давления ползучего грунта.
Вопрос 6. Что такое коррозия?
(отметьте правильный ответ)
- Коррозия — это разрушение материала вследствие динамических нагрузок от навала судов, крановых нагрузок, волновых нагрузок.
- Коррозия — это разрушение материала вследствие химического и электрохимического взаимодействия с внешней средой и влиянии агрессивных химических грузов.
- Коррозия — это разрушение материала вследствие катастрофических последствий природных и техногенных факторов.
Вопрос 7. Что является основной причиной коррозии металлических конструкции?
(отметьте правильные ответы)
- Навал судов.
- Влияние агрессивных химических грузов.
- Отсутствие противокоррозионной защиты.
- Места расположения конструктивных элементов по отношению к уровню воды.
- Климатические условия района эксплуатации сооружения.
- Крановые нагрузки.
Вопрос 8. Что является основной причиной коррозии железобетонных конструкции?
(отметьте правильные ответы)
- Фильтрация воды через сооружение.
- Влияние агрессивных химических грузов.
- Пористость бетона.
- Увеличение нагрузки на причал.
- Навал судов.
- Высокая влажность.
Тестирование
Вопрос 1. Какие обследования проводятся для гравитационных сооружений?
(отметьте правильные ответы)
- Обследование дна у сооружения.
- Обследование каменной постели.
- Отклонение от проектного положения.
- Состояние анкерных опор.
- Состояние материала сооружения.
- Состояние защитных поясов и антикоррозионных покрытий.
- Смещения отдельных бетонных массивов.
- Изгиб стенки в плане и по высоте.
- Сдвиг сооружения по каменной постели в сторону акватории.
Вопрос 2. Какие обследования проводятся для свайных конструкций?
(отметьте правильные ответы)
- Осмотр конструктивных элементов сооружения.
- Осмотр дна и подпричального откоса у сооружения.
- Смещения отдельных бетонных массивов.
- Выход шпунтин из замков, изломы шпунтин.
- Натяжения анкеров, разрывы тяг.
- Изменение проектного положения свай, изгибы, изломы, срезывание.
- Состояние узлов сопряжения свай с элементами верхнего строения.
- Осмотр стыков между звеньями свай-оболочек.
- Сдвиг сооружения по каменной постели в сторону акватории.
Вопрос 3. Какие обследования проводятся для вертикальных стенок из металлического и железобетонного шпунта?
(отметьте правильные ответы)
- Сдвиг сооружения по каменной постели в сторону акватории.
- Изгиб стенки в плане и по высоте.
- Выход шпунтин из замков, изломы шпунтин.
- Измерение уклона откоса под сооружением.
- Поражение коррозией.
- Снижение прочности бетона.
- Осмотр стыков между звеньями свай-оболочек.
- Натяжения анкеров, разрывы тяг.
- Осмотр дна перед сооружением.
Вопрос 4. Что включает в себя водолазное обследование?
(отметьте правильные ответы)
- Измерение давления воды.
- Осмотр конструктивных элементов подводной части сооружения и фиксация выявленных дефектов.
- Взятие проб грунта.
- Фото- и видеосъемка подводной части сооружения.
- Теодолитная съемка.
- Осмотр состояния дна и подпричального откоса.
- Замеры глубин у сооружения.
- Измерение температуры вод.
Вопрос 5. Основными задачами испытаний сооружений является?
(отметьте правильные ответы)
- Установления соответствия между реальным поведением конструкции и ее расчетной схемой.
- Определение напряженно-деформированного состояния конструкции.
- Определение физико-механических свойств строительных материалов.
Вопрос 6. От чего зависит программа проведения испытаний?
(отметьте правильные ответы)
- От вида испытания.
- От дефектов конструкции.
- От наличия приборов.
- От задач проведения испытаний.
Вопрос 7. Неразрушающие способы контроля прочности конструкционных материалов?
(отметьте правильные ответы)
- Метод упругого отскока.
- Метод пластических деформаций.
- Ультразвуковой метод.
- Метод проникающих сред.
- Отрыв со скалыванием.
- Лабораторные методы испытаний.
- Радиофизические методы.
- Метод ударного импульса.
Вопрос 9. Механические приборы для измерения фибровых деформаций?
(отметьте правильные ответы)
- Резистивные тензометры.
- Клинометры.
- Струнные тензометры.
- Рычажные тензометры.
- Прогибомеры.
Вопрос 10. Приборы для измерения перемещений?
(отметьте правильные ответы)
- Индикаторы часового типа.
- Прогибомеры.
- Динамометры.
- Клинометры.
Тестирование
Вопрос 1. Что такое моральный износ причальных сооружений?
(отметьте правильный ответ)
- Ухудшение технических и эксплуатационных показателей сооружения, вызванное объективными причинами.
- Потеря способности сооружения (элемента) выполнять требуемую функцию.
- Несоответствие основных параметров сооружения современным требованиям (новым параметрам судов, размерам и нагрузкам более производительного подъемно-транспортного оборудования, требованиям к складированию грузов).
Вопрос.2. Что такое физический износ причальных сооружений?
(отметьте правильные ответы)
- Ухудшение технических и связанных с ними эксплуатационных показателей сооружения, вызванное объективными причинами.
- Потеря способности сооружения (элемента) выполнять требуемую функцию.
- Несоответствие основных параметров сооружения современным требованиям (новым параметрам судов, размерам и нагрузкам более производительного подъемно-транспортного оборудования, требованиям к складированию грузов).
Вопрос 3. Под надежностью сооружения понимается?
(отметьте правильный ответ)
- Свойство сооружения сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах.
- Свойство сооружения непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.
- Свойство сооружения сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
- Свойство сооружения, заключающееся в приспособленности к обнаружению причин возникновения отказов, и поддержанию работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Вопрос 4. Под безотказностью объекта понимается?
(отметьте правильный ответ)
- Свойство сооружения сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах.
- Свойство сооружения непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.
- Свойство сооружения сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
- Свойство сооружения, заключающееся в приспособленности к обнаружению причин возникновения отказов, и поддержанию работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Вопрос 5. Под долговечностью объекта понимается?
(отметьте правильный ответ)
- Свойство сооружения сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах.
- Свойство сооружения непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.
- Свойство сооружения сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
- Свойство сооружения, заключающееся в приспособленности к обнаружению причин возникновения отказов, и поддержанию работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Вопрос 6. Под ремонтопригодностью объекта понимается?
(отметьте правильный ответ)
- Свойство сооружения сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах.
- Свойство сооружения непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени.
- Свойство сооружения сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
- Свойство сооружения, заключающееся в приспособленности к обнаружению причин возникновения отказов, и поддержанию работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Вопрос 7. Цель расчета по предельным состояниям первой группы?
(отметьте правильный ответ)
- Предотвратить любое (хрупкое, вязкое, усталостное) разрушение, потерю устойчивости формы и положения.
- Предотвратить чрезмерное развитие деформаций и перемещений.
- Предотвратить потерю устойчивости формы или положения.
- Предотвратить хрупкое разрушение
Вопрос 8. Цель расчета по предельным состояниям второй группы?
(отметьте правильный ответ)
- Предотвратить образование чрезмерного раскрытия трещин, чрезмерных перемещений.
- Предотвратить разрушение конструкции от любых внешних воздействий.
- Предотвратить потерю устойчивости формы и положения.
Вопрос 9. Что такое усиление причальных сооружений?
(отметьте правильный ответ)
- Комплекс мероприятий, задача которых повышение несущей способности сооружения в целом или его основных конструктивных элементов.
- Комплекс мероприятий, задача которых улучшение сооружения для его использования при новом режиме эксплуатации и (или) изменения его назначения.
- Комплекс мероприятий, задача которых - возвращение сооружения в работоспособное состояние с устранением повреждений его элементов.
Вопрос 10. Что такое капитальный ремонт?
(отметьте правильный ответ)
- Комплекс мероприятий, задача которых замена или восстановление отдельных элементов конструкции.
- Комплекс мероприятий, задача которых - возвращение сооружения в работоспособное состояние с устранением повреждений его элементов.
- Комплексмероприятий, выполняемых для восстановления ресурса сооружения с заменой или восстановлением любых его частей.
Вопрос 11. Что такое текущий ремонт?
(отметьте правильные ответы)
- Комплексмероприятий, выполняемых для восстановления ресурса сооружения с заменой или восстановлением любых его частей.
- Комплекс мероприятий, задача которых замена или восстановление отдельных элементов конструкции.
- Комплекс мероприятий, задача которых - возвращение сооружения в работоспособное состояние с устранением повреждений его элементов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электронное учебное пособие по дисциплине «Оценка технического состояния и повышение надежности судоходных и портовых ГТС» разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню магистратуры.
В электронном пособии содержится краткое изложение лекционного материала по общим вопросам технической эксплуатации судоходных и портовых ГТС, причинам снижения несущей способности сооружений во времени, методам оценки их технического состояния и эксплуатационной надежности.
Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Будин А.Я. Эксплуатация и долговечность портовых гидротехнических сооружений: учебник/ М.: Транспорт, 1977.- 319 с.
2. Будин А.Я. Городские и портовые набережные: учебник/ СПб.: Политехника, 2014. - 424 с.: ил.
3. Смирнов Г.Н. Порты и портовые сооружения: учебник/ М.: издательство АСВ, 2003. - 464 с.
4. Будин А.Я. Усиление портовых сооружений/ А.Я. Будин, М.В.Чекренева// М.: Транспорт, 1983.- 180 с.
5. Костин И.В. Причальные сооружения: учебное пособие/
6. М.: Альтаир,МГАВТ, 2013, 163 с.
7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=429653&sr
8. Колгушкин А.В. Модернизация портовых конструкций с использованием новейших технологий/ А.В.Колгушкин, А.В.Соколов// Журнал Гидротехника XXI век. №2 сентябрь 2010г.
9. Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620.
10. Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12