Пролетарских писателей (ВАПП) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пролетарских писателей (ВАПП)



В конце 1920 г. в московском Доме печати состоялся первый Всероссийский съезд пролетарских писателей. На съезде было принято решение об образовании Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). В состав правления вошли В. Кириллов (председатель), М. Герасимов, В. Александровский и др. Из резолюции съезда: «Признавая, что пролетарская литература… не успела ещё выявить своих вполне оригинальных форм, съезд считает, что объединение пролетарских писателей должно вестись по линии классово-идеологической…».

ВАПП организационно оформилась в сентябре 1921 г., насчитывая более двух тысяч членов и провозгласив своей задачей «собрать воедино все силы и ресурсы пролетарского искусства».

 

· Массовость членов ассоциации должна была служить показателем её творческих достижений, качественный критерий в оценке которых, по сути, подменялся количественным.

ВАПП, собиравшая «пролетарские» литературные силы, была создана как явная альтернатива Всероссийскому Союзу писателей, представлявшему «старую» литературную традицию. ВАПП явилась первой в России собственно литературной организацией, претендующей на профессионализм (в отличие от полуремесленнического Пролеткульта), и созданной при этом на классовой основе.

 

На протяжении десятилетия (до начала 1930-х годов) ВАПП продолжала оставаться «базовой» организационной структурой пролетарской литературы, порождавшей вместе с тем и внутри своих рядов различные группы и объединения (например, РАПП; см. далее), которые претендовали на лидерства, но действовали в рамках первичного организационного поля.

«Кузница»

В марте 1921 г. в Москве опубликована «Декларация московских пролетарских поэтов и писателей группы «Кузница» (подписана В. Александровским, М. Герасимовым, В. Кирилловым, А. Новиковым-Прибоем и др.).

Из декларации: «Новейшую русскую литературу с её декадансом и логически вытекающими из неё направлениями: символизмом, футуризмом и проч., мы рассматриваем как показатель разложения буржуазного общества (…). Признавая, что пролетарская литература, как наиболее молодая, далеко небезупречна в области формы, мы все же утверждаем, что это единственная и подлинная литература зачинающейся коммунистической эры…».

Лидеры «Кузницы» ещё до выделения е     ё из Пролеткульта пытались разрабатывать философско-эстетическую концепцию пролетарского искусства, выводя её из особых условий существования пролетариата и его классовой психологии, в которой «… из края в край мира гуляют мощные грузные психологические потоки, для которых как будто уже нет миллиона голов, есть одна мировая голова. В дальнейшем эта тенденция… создаст невозможность индивидуального мышления…». (Пролетарская культура. – 1919. – №9). В восприятии современников для стихов поэтов «Кузницы», где «господствовал канонический мотив горна и вагранки», был характерен «революционный космизм», «вневременной и внепространственный». В оценке В. Брюсова, «Кузница», … избегая индивидуализма…, впала в другую крайность – в отвлечённость» (Среди стихов // Печать и революция. – 1923. – №7).

 

· При всей социологизированности и декларированности своих творческих установок «Кузница» становится в литературе начала 1920-х годов наиболее заметным явлением в контексте пролетарского искусства. Не случайно, что именно лидеры «Кузницы» (В.Кириллов, А.Александровский и др.) возглавили в 1921 году Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей.

 

«Октябрь»

В 1923 г. в Москве образована группа пролетарских писателей «Октябрь» (С. Родов, Г. Лелевич, Л. Авербах, А. Безыменский и др.), поставившая целью «укрепление коммунистической линии в пролетарской литературе и организационное укрепление ВАПП». «Октябрь» повёл борьбу за лидерство в ВАПП с «Кузницей», которая «застряла на передаче общего «планетарного пафоса» первого периода революции, в дни революционных буден бултыхнулась с облаков в болото упадочных настроений…».

 

· Наметившийся раскол в пролетарской литературе явился показательным для её трансформации на протяжении 1920-х гг.: постепенного перехода от принципов художественного поиска к идеологическому администрированию в искусстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.004 с.)