Особенности рассказов А.П.Чехова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рассказов А.П.Чехова



  Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. А. М. Горький

Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы XIX века, в эпоху переоценки ценностей. Нельзя не обратить внимания на особый авторский почерк: его авторский голос скрыт, он изображает общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Особенности рассказов Чехова: шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Основной лейтмотив творчества – призыв к духовной свободе и раскрепощению человека.
1.Чехова тревожит будущее страны, его волнуют политические вопросы, он проявляет интерес к общественным проблемам. В повести “Палата №6” дана законченная и бескомпромиссная характеристика современной Чехову социально-политической действительности. “Всюду палата №6”. Это – Россия…Палата – это Русь”.

3.2. Тема любви позволяет поставить этические вопросы, изучить человеческий характер во всех проявлениях (“Верочка”, “Огни”, “Душечка”, «Дама с собачкой» и др.).

3.3. Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества Чехова. Писатель считает, что футляр – это собственническая сытость, самодовольство; человека не может удовлетворять только лично счастье, он должен стремиться к иной деятельности. Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” - опровержение основ существующего общественного строя России.

3.4. Тема “дворянских гнёзд” поднята и в повести “Дом с мезонином”. Здесь Чеховым резко подчёркнуты черты изжитости, дряхлости, обречённости. Главная мысль повести – любовь покидает мир, в котором люди одержимы претензиями на право владения истиной и забывают мудрость: “никто не знает настоящей правды”.

Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — предметы рассказов Чехова «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч», «Душечка», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

«Не позволяй душе лениться», — призывает Н. Заболоцкий. «…Человек, — вторит ему Ч. Айтматов (роман «Тавро Кассандры»), — не сотворен изначально добродетельным, отнюдь нет, для этого требуется неустанно прилагать душевные усилия и всякий раз, с каждым новым рождением, заново приступать к этому — для достижения недостижимого идеала. И все в человеке должно быть направлено на это. Только тогда он человек». Человек сам «творит» свою душу. Леность человеческой души приводит к ее гибели. Об этом с присущей Чехову психологической тонкостью — вышеназванные «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч».

Рассказ «Ионыч»

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были акту­альны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания универ­ситета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Дялиже, который расположен в девяти верстах от города.

Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как обра­зованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Стар­цеву, но всетаки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких крес­лах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведыва­ется в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетни­чает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрос­лому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимнази­сту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: "А приданого они, должно быть, дадут немало"). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, по­тому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Стар­цев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье.

Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: "Сколько хлопот, однако". С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит счи­тать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, об­жорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кри­чать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем са­мым принимая его в свою среду. Чехов, показывая "лучшую" семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: "Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?" Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интел­лигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что де­лать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека". Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на ок­ружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепля­ется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: "Хорошо, что я на ней не женился". Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Итог рассказа печален: полная потеря себя, окончательное замещение СтарцеваИонычем. Кто же виноват в этом изменении? Все и никто. Не снимая ответственности за самодеградацию с Ионыча, автор, однако, подводит читателя к мысли, что причины изменения человека заключены в самой жизни, в её медленном движении, неотвратимо превращающем самые “благие порывы” в собст­венную противоположность. «Ионыч» — рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться челове­ком, даже зная, каким ему следует быть. При­чины всех происходящих с героем превращений растворены и заложены во внутреннем течении обыденной жизни.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни - духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, по­нимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: " Нет ничего тоскли­вее, оскорбительнее пошлости человеческого существования ".

Читая рассказ А.П. Чехова «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание покойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это молодой человек с определенными идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость. Наверное, это пора открытий нравственных и душевных, пора приобретения любви, дружбы, знаний… В пору молодости человек часто задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев? Какими путями идет? К чему приходит? В городе С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, любил фольклор, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: «Все это в скучном сером городе показалось забавным и талантливым». Старцев находился после вечера в чудесном настроении, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался от жителей города горячими движениями души и пылкостью чувств. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце рассказа мы видим любимое занятие Старцева: «…в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».

«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, — это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят…» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происходящих в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Не восприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемоний «через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом…». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтами о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь, да и жизнь доктора Старцева, сложилась бы совсем иначе.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.

Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере — потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно — одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.015 с.)