Сформированность навыка чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформированность навыка чтения



(реконструкция предложений)

В основу теста, диагностирующего сформированность навыка чтения, нами положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом. Ребенку для самостоятельного прочтения дается большой отрывок из какого либо произведения (5-7 предложений, связанных по содержанию). В предложениях пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять, общий смысл текста. Ребенок должен вставить пропущенные слова.

Эббингауз считал, что подобным методом оценивается мышление ребенка. Наши исследования показали, что такие задания лучше выполняют не столько дети, имеющие более высокие показатели по тестам интеллекта, сколько те, которые много читают. Дальнейшие исследования показали, что задания на реконструкцию предложений позволяют определить единицу восприятия текста при чтении и тем самым охарактеризовать сформированность навыка чтения.

Для разработки теста нами был выбран целостный, законченный по смыслу отрывок из сказки Андерсена «Дикие лебеди», состоящий из пяти предложений, в которых использованы знакомые ребенку слова и описывается ситуация, как Элиза оказалась в чаще леса. Посредством выделения и «изъятия» десяти слов были получены задания на реконструкцию четырех уровней сложности. На основании того, сколько из десяти пропущенных слов и какие ребенок может правильно (по смыслу) вставить, можно сделать надежный вывод, какого уровня сформированности достиг его навык чтения, насколько быстро и адекватно он понимает смысл текста или не понимает совсем. Заключение, сделанное на основе выполнения ребенком теста, может не совпадать с результатами традиционной педагогической проверки техники чтения. При педагогической проверке техники чтения главным показателем является скорость, следующим по важности - артикуляционная выразительность и только после этого - понимание прочитанного. Часто до анализа понимания дело так и не доходит. Тестом «Элиза» оценивается именно способность ребенка понимать прочитанное.

Групповое тестирование учащихся вторых гимназических классов начинается именно с этого задания. Ученики получают листочки с текстом и следующую инструкцию: «Впишите, пожалуйста, слова, которых здесь не хватает. Вставлять можно одно или несколько слов». Время работы строго не ограничивается, но через 5-7 минут следует сказать, что работу надо заканчивать. Более 10 минут выделять на это задание не следует. Если ребенок не знает, какое слово вставить, скажите ему, что можно сделать пропуск и ничего не вписывать. Работы собираются по мере того, как дети заканчивают выполнение задания, а по истечении 10 минут работы сдают все.

В общеобразовательных классах это задание выполняется в процессе индивидуального тестирования после задания «Кратковременная зрительная память». Ребенок про себя читает текст, произносит только те слова, которые хочет вставить. Психолог никаких пояснений не дает и точно записывает слова, которые говорит ученик. Если ребенок что-то исправляет в своих ответах после того, гак начинает лучше понимать текст, то засчитываются те ответы, которые он оставляет в итоге. Сам факт исправления роли не играет, и баллы за это не снижаются.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, с реально пропущенными или аналогичными словами, которые подходят по смыслу и лингвистическим правилам. Эти слова приведены в ключе:

1. Леса;

2. Птица, птичка;

3. Луч света, лучик, луч, звук;

4. Густые;

5. Стояли, деревьев стояли, встали;

6. Тихо;

7. Слышала;

8.Листа, листочка, листика;

9. Под;

10. Не бывала, не была, не ходила.

 

За каждое совпадение дается 1 балл. Подсчитывается общая сумма (максимум - 10 баллов), которая сравнивается с нормативными данными (Приложение 3).

I зона - Зона патологии по чтению не выделяется, так как неумение читать - это, с одной стороны, нормальное состояние здорового, но необученного ребенка, а с другой стороны, известно, что дети с органическими поражениями мозга вполне успешно обучаются навыку чтения.

II зона - Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступают слово или части слова (слоги). Ребенок с трудом понимает то, что он читает, и может правильно воспринимать только тексты, состоящие из коротких простых фраз.

III зона - Навык чтения сформирован еще не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок может вообще не понять.

I V зона - Навык чтения развит хорошо. Единица восприятия текста - целое предложение, смысл которого ребенок как бы схватывает сразу.

V зона - Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Начинают формироваться лингвистические способности, чувство языка.

 

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе (а еще лучше - до поступления в школу). Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование и того, и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).

В существующей школьной программе не учтен тот факт, что письмо не является простым визуально-графическим навыком. Недаром его определяют как письменную речь. Сформировать письменную речь невозможно посредством заучивания способов написания элементарных графических единиц (букв, слов). Сначала необходимо понять смысл графических знаков. Ребенок должен соединить графические изображения слов с соответствующими осмысленными образами, речевые эквиваленты которых у него уже имеются. В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связываются его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. После этого его можно учить грамоте и развивать его письменную речь. (О примитивности письменной речи ярко свидетельствуют сочинения учащихся начальной школы, часто состоящие всего из 4-5 простых предложений, хотя их устные рассказы на эту же тему могут быть очень интересными.)

Пока ребенок не научился читать, этой «тройственной связки» (звук - смысл - изображение) у него в голове нет. Именно поэтому он не может перевести в графическую форму то, что слышит или произносит. Диктанты, изложения и сочинения плохо читающие дети пишут безобразно, сливая слова или разрывая их на куски, пропуская, переставляя, заменяя буквы и слоги. Подобное письмо определяют как дисграфию, и ребенка отправляют к логопеду. Если занятия с логопедом сосредоточены только на выправлении письма, то их эффективность бывает минимальной, как бы интенсивно они ни проводились. Писать диктанты дети все равно не научатся. Однако, списывая с учебника или с доски, они могут почти совсем не делать ошибок, если у них хорошо развиты внимание (тест Тулуз-Пьерона) и зрительный анализ (тест Равена). Если ребенок невнимателен (например, при ММД), отличается слабо- или среднеразвитым визуальным анализом, то и при выполнении упражнений он будет делать массу нелепых ошибок, так как у него отсутствует смысловой контроль - понимание. Попробуйте сами переписать текст или тем более сделать упражнение на незнакомом вам иностранном языке, в котором используется, в общем-то, знакомый вам набор латинских букв. Даже если вы будете знать правило работы (что надо сделать, все равно вы ее не сможете выполнить. Самое большее, на что вы будете способны - это, срисовывая слова по буквам, скопировать текст. При этом работать вы будете очень медленно (вспомните, с какой скоростью пишут дети). А если вас начнут торопить, заставляя «срисовывать» быстрее, то в вашей работе будут все те ошибки, на основе которых ставят диагноз «дисграфия». Возможности одного визуального контроля ограничены, только осмысленный контроль позволяет выполнять любую деятельность грамотно и безошибочно.

Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем. Естественно, что в этом случае дальнейшая зубрежка правил, тренировки по распознаванию букв, слогов или «срисовывание» текстов (переписывание книг) не улучшают положения. Напротив, чем больше страниц с ошибками ребенок напишет, тем глубже упрочивается дисграфия, так как это механическое, бессмысленное, безграмотное письмо усваивается и автоматизируется. Лучше на время отступиться от письменных занятий и сосредоточиться на чтении.

Если ребенок «застревает» на послоговом чтении, не надо требовать от него чтения вслух. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание прочитанного) - две независимые, параллельно осуществляемые операции. При беглом чтении они как бы сливаются, и кажется, что понимание происходит одновременно с произношением. Но попробуйте громко вслух прочитать газетную передовицу или незнакомый научный текст. Пересказать смысл прочитанного будет сложно. Вам придется еще раз пробежать глазами этот текст, чтобы выделить в нем основные смысловые моменты. Чтение аналогичных текстов про себя позволяет сразу понять общий смысл текста и пересказать его. Когда ребенок только учится читать, ему трудно распределять внимание, сознательно контролировать и выполнять одновременно две деятельности: озвучивание и осмысление. Ребенок с ММД этого сделать в принципе не сможет, так как распределение внимания у него отсутствует. Если до школы он не научился читать сам, то дислексия ему почти гарантирована. Обычно дети «застревают» на этапе медленного чтения, пока не сделают выбор в пользу какой-то одной деятельности. Если мы все время заставляем ребенка читать вслух, то он выбирает озвучивание и иногда осваивает эту операцию настолько, что вполне успешно проходит проверку на технику чтения. Однако книжек такой ребенок не читает, потому что не понимает прочитанного. Аналогично при плохом знании иностранного языка мы вполне сможем прочитать и озвучить небольшой текст, понимая при этом только отдельные знакомые слова, а не смысл всего отрывка. Естественно, книг на этом языке мы не читаем, потому что не можем понять прочитанного.

Когда при обучении чтению используются «формальные» логопедические приемы, то ребенок обучается не чтению, а озвучиванию. Тренировки на звукослияния и звукосочетания приводят к тому, что ребенок «усваивает» формальные законы построения слов русского языка и обучается легко и бегло читать вслух, абсолютно не понимая смысла читаемого текста. Естественно, что в этом случае читать книги ребенок не будет, письмо останется также безграмотным.

Неумение ребенка читать может очень долго маскироваться. Согласно методике обучения, рекомендуется сначала прочитывать ребенку текст, чтобы у него был пример правильного и выразительного чтения. Так поступают и учителя, и родители. Если текст состоит из 2-3 предложений, то ребенок во время прослушивания его просто запоминает и далее воспроизводит почти наизусть, а не читает. Даже когда тексты становятся длиннее, ребенок может точно так же воспроизводить их содержание дословно по памяти, глядя в текст и используя отдельные знакомые слова в качестве опорных. И только когда тексты становятся длиною в страницу и более, может выясниться, что ребенок читать еще не научился. Чтобы не заблуждаться относительно сформированности у ребенка навыка чтения, предлагайте ему самостоятельно разбирать незнакомые тексты, которые вы не читали ему предварительно.

Если при диагностике выясняется, что ребенок плохо читает (зона II), то есть разбирает и понимает только отдельные слова, то нельзя продолжать требовать от него озвучивания. Пусть он сначала разбирает текст «глазами», про себя. Потом, задавая ему вопросы, можно обсудить содержание прочитанного и выяснить, правильно ли ребенок понял текст. Только после этого можно предложить ребенку прочитать текст вслух, так как громкое выразительное чтение требуется в школе.

На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста. Плохо читающий ребенок действует следующим образом: разбирает первое слово в предложении, запоминает его, потом начинает разбирать следующее слово, которое также надо будет запомнить. Пока он таким образом добирается до конца предложения, он забывает, с чего оно начиналось. Если есть картинка, то слова как бы сами встраиваются в ее общий смысл и легко запоминаются, а общий смысл предложения в связи с картинкой понимается даже раньше, чем оно полностью прочитывается. Ребенок вдруг осознает, что ему понятно то, что он читает. Учить чтению важно на тех текстах, которые ребенку хотелось бы прочесть. Дети, намучившиеся с чтением в школе и ненавидящие книги, лучше всего обучаются по комиксам. В нашей практике детям хватало двух недель, чтобы произошел качественный сдвиг и они начинали читать. Мы использовали не только комиксы, но и рекламные проспекты (автомобилей, компьютеров) и любые другие простые тексты, лишь бы ребенок захотел их читать.

За последние 10 лет требования к технике чтения в начальной школе были снижены. Полное освоение этого навыка предполагается только к концу третьего класса. Однако наши исследования показывают, что такого постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если ко второму классу навык оказывается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении. Такие дети больше любят математику, могут хорошо решать примеры (и даже очень сложные), но задачи уже могут быть для них проблемой, так как они не всегда правильно прочитывают и понимают их условия.

 

Абстрактное мышление

В заданиях на абстрактное мышление исключается задание: «Какое слово длиннее: «змея» или «червячок»?». Вместо него в ходе индивидуального тестирования ребенку предлагается выбрать:

«Какое слово будет противоположным по смыслу слову «забывать» - «учить», «помнить», терять»?».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.013 с.)