Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по выполнению лабораторных работ

по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества

 

Тюмень, 2019

 

Печатается в соответствии с решением методического совета ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий» от «» июня 2019 г., протокол №

 

Рецензент – Шестопалова Е.А., преподаватель ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»

 

 

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП. 03  Возрастная анатомия, физиология и гигиена/ сост.: Т.З. Вергунова. – Тюмень: ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий», 2019. – 28 с.

 

В пособии представлены методические указания для студентов по выполнению 20 лабораторных работы по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Каждая работа включает целевые ориентиры,  перечень оборудования, методические указания, задания на самостоятельную работу, вопросы для контроля.

Пособие адресовано студентам, обучающимся специальностей 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества.

 

Оглавление

 

 

Введение 4
Лабораторная работа №1. Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная ткани   5
Лабораторная работа №2. Тканевый уровень организации организма: мышечная, нервная ткани   5
Лабораторная работа №3. Топография и строение спинного мозга 6
Лабораторная работа №4. Топография и строение вегетативной нервной системы   7
Лабораторная работа №5. Топография и строение ствола головного мозга и мозжечка   9
Лабораторная работа №6. Топография и строение промежуточного мозга и больших полушарий Лабораторная работа №7. Топография и строение органа зрения   10 11
Лабораторная работа №8. Топография и строение органа слуха 13
Лабораторная работа №9. Строение скелета человека 14
Лабораторная работа №10. Строение костей, суставов. Типы соединения костей   14
Лабораторная работа №11. Топография и строение скелетных мышц 17
Лабораторная работа №12. Классификация скелетных мышц 17
Лабораторная работа №13. Топография и строение сердца 19
Лабораторная работа №14. Топография и строение кровеносных  сосудов   14
Лабораторная работа №15. Топография и строение пищеварительного тракта   22
Лабораторная работа №16. Топография и строение пищеварительных желез   22
Лабораторная работа №17. Топография и строение верхних дыхательных путей Лабораторная работа №18. Топография и строение органов дыхания Лабораторная работа №19. Топография и строение мочевыделительной системы Лабораторная работа №20. Строение кожи Информационные источники     24  24   25 26 28

 

 

Введение

 

Учебная дисциплина ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входящая в профессиональную образовательную программу, изучается в объеме 74 часов, из них на лабораторные работы отводится 20 часов.

       В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

Задачи лабораторного практикума:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельной работы и контроля над её эффективностью.

При подготовке к лабораторной работе необходимо ознакомиться с информационными источниками по соответствующей теме. Прежде чем приступить к лабораторной работе ознакомьтесь с алгоритмом проведения основных лабораторных операций. После выполнения работы ответьте на контрольные вопросы и оформите отчет. В случае затруднений Вы можете обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации.

Каждая лабораторная работа оценивается в соответствии со шкалой оценки выполненных самостоятельных заданий.

Таблица – Школа оценки заданий для самостоятельной работы лабораторного практикума

Процент результативности

Оценка уровня подготовки

балл (отметка) вербальный аналог
90 – 100 5 отлично (зачет)
80 – 89 4 хорошо (зачет)
70 – 79 3 удовлетворительно (зачет)
менее 70 2 неудовлетворительно (незачет)

Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения допуска к зачету по учебной дисциплине ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Лабораторная работа № 1, 2

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 6

Лабораторная работа № 7

Лабораторная работа № 8

Лабораторная работа № 9, 10

Типы соединения костей

Цель: изучить отделы скелета, строение костей и типы их сочленения.

Оборудование: муляжи, таблицы, набор остеологических моделей, микропрепараты по частной гистологии, микроскоп.

Методические указания:

Рассматривая основные части скелета необходимо обратить внимание на виды костей: трубчатые (длинные и короткие), губчатые, плоские, воздухоносные, смешанные. Необходимо уметь определять на скелете форму костей и объяснять её функциональную значимость; на длинной трубчатой кости находить диафиз  и эпифизы. Изучение скелета начинайте со скелета туловища, в котором выделяют позвоночный столб и грудную клетку. Изучение позвоночного столба следует начинать с позвонка. Далее отметьте отличительные признаки позвонков каждого отдела позвоночника. Из скелета грудной клетки надо рассмотреть рёбра и грудину. Скелет головы представлен мозговой и лицевой частями черепа. Далее рассмотрите кости, входящие в состав каждого отдела свободной верхней конечности и нижней конечности.

Задания на самостоятельную работу:

1. Расшифровать цифры 1, 2, 13, 15 рисунка 9.

2. Расшифровать цифры рисунков 10-12.

3. Рассмотреть, используя микропрепараты по частной гистологии, строение кости в поперечном и продольном разрезе.

4. Рассмотреть распилы костей, отметить особенности расположения костных пластин.

5. Составить схему по типам соединения костей, привести примеры.

 

 

Рисунок9 - Череп новорожденного

 

 

Рисунок 10 - Вид черепа спереди и сбоку

Рисунок 11 - Позвоночник человека А-вид спереди, Б - вид сзади, В-вид сбоку

 

 

Рисунок 12 - Скелет человека спереди и сбоку

Вопросы для контроля:

1. Кость как орган (строение, развитие, химический состав, виды).

2. Соединения костей. Строение сустава, его виды.

3. Строение скелета человека. Особенности скелета в связи с прямохождением.

4. Возрастные особенности скелета ребенка.

Лабораторная работа № 13

Лабораторная работа № 14

Лабораторная работа № 19

Лабораторная работа № 20

Строение кожи

Цель: изучить строение кожи в связи с её функциями

Материалы и оборудование: таблицы, рисунки, модели, микропрепараты по частной гистологии, микроскоп.  

Методические указания:

Изучать строение кожи надо начинать с рассмотрения её слоёв. Пользуясь анатомическими рисунками, моделями, обратить внимание на особенности строения её рецепторов, дать им название. Связать строение  рецепторов с их функциональным назначением. Важно соотнести особенности строения каждого слоя кожи с функциями, которые они выполняют.

Задания на самостоятельную работу:

1.Рассмотреть, используямикропрепараты по частной гистологии, рецепторы.

2. Расшифровать цифры рисунка 25.

 

Рисунок 25 - Строение кожи

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите слои кожи. Какие структуры кожи образуют рисунок на её поверхности (гребешки и бороздки)?

2. Перечислите железы кожи, дайте им характеристику.

3. Назовите рецепторы кожи, опишите их строение и назначение.

4. Обоснуйте механизмы терморегуляции.

 

 

Информационные источники

Основные источники:

1. Сапин М.П., Сивоглазов В.И., Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. //М.П. Сапин, В.И. Сивоглазов  – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.

2. Соловьева Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.А. Соловьева. – 1-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.

Дополнительные источники:

3. Сапин, М Р., Швецов Э.В.. Анатомия человека / Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 368 с.

4. Рохлов В.С.Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В.С. Рохлов,В.И.Сивоглозов. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

5. Скляр С. С. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас. Электронный учебник.

Интернет-ресурсы:

6. Анатомия. Курс лекций: Федеральный портал «Российское образование» (Режим доступа): URL: http://dronisimo.chat.ru/homepage1/anatom1.htm (дата обращения: 21.06.2018).

7. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебно-методическое пособие Единое окно доступа к информационным ресурсам (Режим доступа): URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40358

8. Информационный сайт – справочник по биологии и физиологии.–URL: http://sbio.info/index.php.

9. Естественнонаучный образовательный портал. – Режим доступа: http://en.edu.ru.

Министерство образования Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru.

10. Национальный портал «Российский общеобразовательный портал». – Режим доступа: http://www.school.edu.ru.

11. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».  Режим доступа: http://www.ict.edu.ru.

12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru. Электронная библиотека.

13. Электронные учебники. – Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по выполнению лабораторных работ

по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества

 

Тюмень, 2019

 

Печатается в соответствии с решением методического совета ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий» от «» июня 2019 г., протокол №

 

Рецензент – Шестопалова Е.А., преподаватель ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»

 

 

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП. 03  Возрастная анатомия, физиология и гигиена/ сост.: Т.З. Вергунова. – Тюмень: ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий», 2019. – 28 с.

 

В пособии представлены методические указания для студентов по выполнению 20 лабораторных работы по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Каждая работа включает целевые ориентиры,  перечень оборудования, методические указания, задания на самостоятельную работу, вопросы для контроля.

Пособие адресовано студентам, обучающимся специальностей 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества.

 

Оглавление

 

 

Введение 4
Лабораторная работа №1. Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная ткани   5
Лабораторная работа №2. Тканевый уровень организации организма: мышечная, нервная ткани   5
Лабораторная работа №3. Топография и строение спинного мозга 6
Лабораторная работа №4. Топография и строение вегетативной нервной системы   7
Лабораторная работа №5. Топография и строение ствола головного мозга и мозжечка   9
Лабораторная работа №6. Топография и строение промежуточного мозга и больших полушарий Лабораторная работа №7. Топография и строение органа зрения   10 11
Лабораторная работа №8. Топография и строение органа слуха 13
Лабораторная работа №9. Строение скелета человека 14
Лабораторная работа №10. Строение костей, суставов. Типы соединения костей   14
Лабораторная работа №11. Топография и строение скелетных мышц 17
Лабораторная работа №12. Классификация скелетных мышц 17
Лабораторная работа №13. Топография и строение сердца 19
Лабораторная работа №14. Топография и строение кровеносных  сосудов   14
Лабораторная работа №15. Топография и строение пищеварительного тракта   22
Лабораторная работа №16. Топография и строение пищеварительных желез   22
Лабораторная работа №17. Топография и строение верхних дыхательных путей Лабораторная работа №18. Топография и строение органов дыхания Лабораторная работа №19. Топография и строение мочевыделительной системы Лабораторная работа №20. Строение кожи Информационные источники     24  24   25 26 28

 

 

Введение

 

Учебная дисциплина ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входящая в профессиональную образовательную программу, изучается в объеме 74 часов, из них на лабораторные работы отводится 20 часов.

       В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

Задачи лабораторного практикума:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельной работы и контроля над её эффективностью.

При подготовке к лабораторной работе необходимо ознакомиться с информационными источниками по соответствующей теме. Прежде чем приступить к лабораторной работе ознакомьтесь с алгоритмом проведения основных лабораторных операций. После выполнения работы ответьте на контрольные вопросы и оформите отчет. В случае затруднений Вы можете обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации.

Каждая лабораторная работа оценивается в соответствии со шкалой оценки выполненных самостоятельных заданий.

Таблица – Школа оценки заданий для самостоятельной работы лабораторного практикума

Процент результативности

Оценка уровня подготовки

балл (отметка) вербальный аналог
90 – 100 5 отлично (зачет)
80 – 89 4 хорошо (зачет)
70 – 79 3 удовлетворительно (зачет)
менее 70 2 неудовлетворительно (незачет)

Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения допуска к зачету по учебной дисциплине ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Лабораторная работа № 1, 2

Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани

Цель: познакомиться с устройством и работой микроскопа, изучить строение основных видов тканей, их функции и местонахождение; научиться распознавать вид ткани под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, набор микропрепаратов по общей гистологии.

Методические указания:

Рассмотреть основные части микроскопа и их составляющие: а) оптическая часть: окуляры, объективы; б) осветительная часть: зеркало, диафрагма, конденсор; в) механическая часть: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты. Найти все  перечисленные части микроскопа. Познакомиться с правилами работы с микроскопом. При зарисовке препарата смотреть в окуляр левым глазом, а в альбом правым. Рассмотреть все предложенные микропрепараты под микроскопом, отметить особенности в строении различных видов тканей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Зарисовать по одному препарату в первой графе таблицы 1.

2. Заполнить таблицу 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика типов тканей

Тип ткани Особенности        строения Функции Местонахождение
Эпителиальная      
Соединительная      
Мышечная      
Нервная      

 

3. Расшифровать цифры рисунка 1.

Рисунок 1 - Строение нейрона

4. Используя рисунок 2 назвать, какими буквами обозначен мерцательный, однослойный эпителий.

Рисунок 2 - Виды эпителия

Вопросы для контроля:

1.  Понятие о тканях, их происхождении; виды тканей.

2. Эпителиальная ткань: особенности строения, понятие многослойного, однослойного и однорядного эпителия; железистый, мерцательный эпителий; способность к регенерации; функции эпителиальной ткани.

3. Соединительная ткань: особенности строения, виды соединительных тканей (собственно соединительная, хрящевая, костная, кровь, ткани с особыми свойствами (пигментная и жировая), их нахождение в организме, функции).

4. Мышечная ткань: особенности строения поперечно-полосатой, гладкой и сердечно мышечной ткани, нахождение в организме, функции. Особенности размещения гладких и поперечно-полосатых мышц.

5. Нервная ткань: особенности строения нейрона, виды нейронов (по количеству отростков, форме, функциям). Понятие о нейроглии.

 

Лабораторная работа №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.087 с.)