Штрафные оценки, вычитаемые из общего балла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Штрафные оценки, вычитаемые из общего балла



  1. наличие ошибок уподобления а пробе на реакцию выбора (-1 – есть ошибки; 0 – нет ошибок)
  2. количество повторов в свободном ассоциативном эксперименте (каждый полный повтор - (–1) балла; полуповтор (однокоренное слово, множественное число - (– 0,5) балла
  3. количество повторов в глагольном ассоциативном эксперименте (каждый полный повтор - (–1) балла; полуповтор (однокоренное слово, множественное число - (– 0,5) балла
  4. количество повторов при ассоциации растений (каждый полный повтор - (–1) балла; полуповтор (однокоренное слово, множественное число - (– 0,5) балла
  5. количество ответов фразой при ассоциации глаголов
  6. количество неадекватных ответов при ассоциации растений
  7. праксис позы пальцев _ слабость рук (переход на другую руку или помощь другой руки: (-1) – есть такие ошибки; 0 – нет ошибок)
  8. количество пространственных ошибок в пробе Хэда
  9. количество соматотопических ошибок в пробе Хэда
  10. кубики Коса (кк)_ степень помощи при работе с 1 фигурой
  11. кк_ степень помощи при работе со 2 фигурой
  12. кк_ степень помощи при работе с 3 фигурой
  13. кк_ выход за границы образца
  14. с_координатные ошибки при копировании стола (непараллельность и неперпендикулярность линий стола нижним и боковым краям листа)
  15. зрительный гнозис(зг)_количество вербально-перцептивных ошибок
  16. зг_ количество перцептивно близких ошибок
  17. зг_ количество ошибок фрагментарности
  18. зг_ количество перцептивно-далеких ошибок
  19. зрительно-пространствекнная память (зпп)_количество пропусков фигур
  20. зпп_количество трансформаций фигуры в знак
  21. зпп_количество «левосторонних» изменений («обтаивание», «улучшение» гештальта)
  22. зпп_количество «левосторонних» искажений (более одного «левостороннего изменения в фигуре или контаминации)
  23. зпп_количество вертикальных повторов (повтор однажды допущенной ошибки при последующих (втором и третьем) воспроизведениях)
  24. зпп_количество «правосторонних» изменений (дизметрии, расчленение фигуры, нарушение пропорций)
  25. зпп_количество «правосторонних» искажений (сочетание нескольких изменений: правосторонне+правостороннее, правосторонне+левостороннее; топологические ошибки)
  26. зпп_ ошибки ориентации фигуры на листе бумаги (наклон фигуры, несоблюдение строки)
  27. зпп_количество случаев нарушения порядка следования элементов
  28. зпп_количество горизонтальных повторов
  29. зпп_количество случаев зеркальности
  30. слухоречевая память (срп)_ количество звуковых замен
  31. срп_количество искажений слов
  32. срп_количество замен по семантическому сходству
  33. срп_ количество вплетений слов
  34. срп_ количество горизонтальных повторов слов
  35. срп_количество вертикальных повторов
  36. срп_количество пропусков слов
  37. срп_количество нарушений порядка
  38. срп_количество случаев перехода слова в другую группу

     Для того, чтобы проинтерпретировать получившийся результат следует соотнести его с табличным значением (таблица 1), учтя при этом возраст испытуемого. Общий балл свидетельствует об общем состоянии психических функций дошкольника.

Таблица 1

                                   Нормативные показатели общего балла

возраст Ср. балл за продуктив- ность средний штрафной балл средний общий балл Диапазоны значений
4 85,23 39,48 44,26 Выше 82,5 очень высокая норма 64-82 – высокая норма 25,5-63,5 средняя норма 6,5-25 низкая норма 6 и ниже – возможны отклонения
5 111,4 38,47 72,93 Выше 103 очень высокая норма 88-102,5 – высокая норма 58-87,5 средняя норма 43-57,5 низкая норма 42,5 и ниже – возможны отклонения
6 127,5 35,35 91,80 Выше 131 очень высокая норма 112-130,5 – высокая норма 72,5-111,5 средняя норма 53-72 низкая норма 52,5 и ниже – возможны отклонения

 

  Для того, чтобы оценить степень сформированности и соответствия возрастной норме основных функций и мозговых систем, рекомендуется высчитать нейропсихологические индексы.

        Индексы представляют собой относительные суммарные показатели, объединяющие преимущественно однофакторные параметры Эти параметры в совокупности более надежно, чем каждый в отдельности, позволяют оценить особенности:

функций программирования, регуляции и контроля, т.е. преимущественно. III блока мозга («передний» индекс);

функций приема, переработки и хранения информации, т.е. преимущественно II функционального блока мозга («задний» индекс);

левополушарных функций («левый» индекс);

правополушарных функций («правый» индекс).

     Индексы являются условными величинами и используются как прием, удобный для анализа и интерпретации данных.

     Процедура вычисления индексов состоит в следующем:

- из задействованных на предыдущем этапе анализа параметров отбираются наиболее информативные для каждого индекса и преимущественно однофакторные показатели;

- отобранные параметры суммируются, при этом показатели продуктивности выполнения заданий и баллы за качество выполнения включаются в индексы со знаком «+», а штрафные оценки, отражающие количество ошибок, со знаком «-», временные характеристики выполнения преобразовываются в баллы и участвуют в суммарных индексах с положительным знаком;

- при работе с большими выборками испытуемых производится нормализация полученных показателей. Однако для практических целей эта процедура недоступна. Поэтому в таблице 2 приводятся средние значения индексов для каждой возрастной группы. Полученное конкретное значение сопоставляется с табличным.

   

Состав индексов

  «Передний» индекс – свидетельствует о функциональном состоянии передних отделов мозга (третий блок)

Баллы за продуктивность (входят в состав индекса со знаком «+»)

1. реакция выбора - 4

2. реципрокная координация - 4

3. динамический праксис (дп) _усвоение 1 программы - 4

4. дп_выполнение 1 программы - 4

5. дп_серийная организация 1 программы - 4

6. дп_усвоение 2 программы - 4

7. дп_выполнение 2 программы - 4

8. дп_серийная организация 2 программы - 4

9. забор _балл за серийную организация - 6

10. з_время выполнения одной пачки в баллах - 4

11. ритмы по инструкции - 4

12. ассоциации свободные (продуктивность) - 4

13. слоговая структура слова - 5

14. пересказ текста _1 критерий - 3

15. пересказ текста _2 критерий - 3

16. пересказ текста _3 критерий - 3

Максимальное значение по показателю «Переднего» индекса составляет 64 балла.

«Задний» индекс – комплексный показатель функционального состояния задних отделов мозга (второй блок)

  1. продуктивность ассоциаций растений - 4
  2. праксис позы пальцев - правая рука 5
  3. праксис позы пальцев _ левая рука 5
  4. пробы Хэда _продуктивность 1 попытки - 9
  5. кубики Коса _продуктивность 1 попытки   - 3
  6. стол_копирование     5
  7. зрительный гнозис (зг)_перечеркнутые изображения - 6
  8. зг_наложенные изображения -    3
  9. зг_недорисованные изображения   6
  10. зпп_ продуктивность 3 воспроизведения - 4
  11. зпп_ продуктивность отсроченного воспроизведения - 4
  12. срп_ продуктивность 3 воспроизведения - 6
  13. срп_ продуктивность отсроченного воспроизведения - 6
  14. оценка ритмов - 4
  15. воспроизведение ритмов - 8
  16. оральный праксис - 5
  17. понимание названий предметов близких по звучанию - 4
  18. понимание названий действий, близких по значению -  4
  19. понимание пассивных и активных логико-грамматических конструкций - 6
  20. понимание предложных логико-грамматических конструкций - 4

штрафные оценки

1. праксис позы пальцев _ слабость рук (переход на другую руку или помощь другой руки: (-1) – есть такие ошибки; 0 – нет ошибок)

2. количество пространственных ошибок в пробе Хэда

3. количество соматотопических ошибок в пробе Хэда

4. зрительный гнозис(зг)_количество вербально-перцептивных ошибок

5. зг_ количество перцептивно близких ошибок

6. зг_ количество ошибок фрагментарности

7. зг_ количество перцептивно-далеких ошибок

8. зрительно-пространственная память (зпп)_суммарное количество ошибок, допущенных в этой пробе: подсчитывается как арифметическая сумма штрафных баллов по показателям 19-29 (см. список штрафных параметров)

9. слухоречевая память (срп)_ количество звуковых замен

10. срп_количество искажений слов

11. срп_количество замен по семантическому сходству

12. срп_количество нарушений порядка

«Задний» индекс при абсолютной успешности выполнения проб составляет 101 балл.

«Левый» индекс – показатель состояния левополушарных функций

  1. ассоциации свободные - 4
  2. ассоциации растений - 4
  3. праксис позы пальцев _правая рука 5
  4. оральный праксис - 5
  5. пересказ текста _4 критерий - 3
  6. понимание названий предметов близких по звучанию - 4
  7. понимание названий действий, близких по значению -  4
  8. понимание пассивных и активных логико-грамматических конструкций - 6
  9. срп_ продуктивность 3 воспроизведения -  6
  10. срп_ продуктивность отсроченного воспроизведения - 6

штрафные оценки

1. общий показатель «левосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память: сумма показателей «левосторонних» изменений,  искажений  и вертикальных повторов, деленная на 3 (см. показатели 21,22,23 из общего списка штрафных оценок)

2. слухоречевая память (срп)_ количество звуковых замен

3. срп_количество замен слов по семантическому сходству

«Левый» индекс максимально может составлять 47 баллов

«Правый» индекс – свидетельствует о состоянии правополушарных функций

  1. праксис позы пальцев _ левая рука 5
  2. стол_копирование     5
  3. зрительный гнозис недорисованные изображения - 6
  4. зрительно пространственная память_ продуктивность 1 воспроизведения - 4
  5. слухоречевая память_ продуктивность 1 воспроизведения – 6

штрафные оценки

1. количество ошибок фрагментарности в пробах на зрительный гнозис

2. количество перцептивно далеких ошибок в пробах на зрительный гнозис

3. количество случаев выхода за границы изображения при работе с кубиками Коса

4. количество координатных ошибок при копировании стола

5. общий показатель «правосторонних» ошибок в пробах на зрительно-пространственную память: подчитывается как сумма штрафных баллов по показателям 24,25,26,27 (список 2), деленная на 4.

6. количество искажений слов в пробах на слухоречевую память

Максимальная величина «правого» индекса – 26 баллов.

Средние для каждого возраста значения индексов представлены в таблице 2.

Таблица 2 

Средние значения нейропсихологических индексов дошкольников.

индексы возраст среднее Стандартное отклонение Диапазон средней нормы Минимальное значение в группе Максимальное значение в группе
Передний 4 27,5 8,3 19 – 35,8 9,17 41,7
max -64 б. 5 38,8 7,7 31 – 46,5 16,8 53
  6 41,6 5,4 36 - 47 21,0 51
Задний 4 13,1 14,5 -1,4 – 27,6 -19,5 49,8
max -101 б. 5 23,5 12,9 10 – 36,4 -10,8 52,1
  6 34,5 19,1 15 – 53,6 -13,5 71,7
Левый 4 23,6 18,6 5 – 42 11,6 31,8
max -47 б. 5 27,0 5,0 22 - 32 14,2 37,7
  6 32,9 5,0 27 - 38 18,8 54,0
Правый 4 0,9 4,8 -3,9 – 5,7 -11,5 9,5
max -26 б. 5 1,43 3,4 -2 – 4,8 -7,25 9,8
  6 6,0 4,1 1,9 – 10,1 -1,72 14,5

 

В столбце «диапазон средней нормы» указаны средние показатели возрастной нормы, на которые можно ориентироваться при интерпретации полученных индивидуальных данных. Если полученные оценки оказываются за пределами нижней границы этого диапазона, можно говорить о снижении функции по отношению к возрастной норме, если же результат превышает верхнюю границу, то соответствующая функция имеет высокий уровень сформированности. В двух последних столбцах указаны эмпирически полученные минимальные и максимальные показатели по каждому индексу в обследованных группах.

  Еще более подробные сведения о состоянии ВПФ можно получить, проанализировав состояние каждой из основных функций. Для этого нужно обратить внимание на особенности выполнения соответствующих проб:

1. серийная организация движений:

динамический праксис (дп) _усвоение 1 программы - 4

дп_выполнение 1 программы - 4

дп_серийная организация 1 программы - 4

дп_усвоение 2 программы - 4

дп_выполнение 2 программы - 4

дп_серийная организация 2 программы - 4

забор _балл за серийную организация - 6

з_время выполнения одной пачки в баллах - 4

слоговая структура слова - 5 

пересказ текста _3 критерий - 4

максимальная оценка – 43 балла



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.028 с.)