Методы измерения в социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы измерения в социологии



 

 

для направления 521200 – Социология

(подготовка бакалавра)

для специальности 020300 – Социология

(подготовка специалиста)

Социология

(Подготовка магистра)

Автор программы: Толстова Юлиана Николаевна

                            e-mail: untolstova@mail.ru

 

Рекомендовано секцией УМС                                     Одобрено на заседании кафедры

Социология                                                                   Методов сбора и анализа социологической

                                                                                       информации

Председатель ____________________________       Зав. кафедрой________________________

                                              Девятко И.Ф.                                                         Крыштановский А.О.

 

«_____» _______________________2004 года                                 «_____» _________________________________ 2004 года

 

Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь _______________________

 

«____» _________________ 2004 года

 

 

Москва, 2004

 

 

 

Тематический план учебной дисциплины

№№

Тем

Название раздела, темы

Всего Часов

Аудиторные часы

Сам. работа
  Л С  
  1 2 3 4  
  Раздел I. Проблема социологического измерения и возможные подходы к ее решению        
1 Проблема измерения в социологии: общее представление          3,0 1,0 -  
2 Основные направления развития идей, связанных с социологическим измерением. Выделение оснований для построения курса по теории измерений в социологии 3,0 1,0 -  
  Раздел II. Одномерное шкалирование как попытка совмещения положительных сторон «мягкого» и «жесткого» подходов к сбору данных        
3 Шкала Терстоуна для измерения установки 9,0 1,0 4,0  
4 Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы 11,0 1,0 4,0  
5 Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гуттмана          10,0 2,0 2,0  
6 Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА) 9,0 1,0 2,0  
7 Семантический дифференциал. Использование в социологии его формальной схемы. Другие методы проективной техники и оценочной биполяризации 7,0 1,0 2,0  
8 Одномерное развертывание. Логика многомерного развертывания 9,0 1,0 2,0  
  Раздел III. Репрезентационная теория измерений с точки зрения потребностей социологии        
9 Роль формализма в осмыслении понятия социологического измерения 3,0 1,0 -  
10 Основные понятия репрезентационной теории измерений. Формальное определение измерения 5,0 1,0 2  
11 Уровни измерения. Знчение их выделения для социолога 6,0 2,0 2  
12 Задачи, решаемые репрезентационной теорией измерений. Их актуальность для социологии                                  3,0 1,0 2  
13 Причины недостаточности для социологии формализма репрезентационной теории измерений. Возможность его адаптации к потребностям социологии ("смягчение" формализма) 3,0 1,0 -  
14 Роль содержательных концепций социолога при осуществлении измерения и определении типа шкалы. Возможность их учета при адаптации формализма 3,0 1,0 -  
  Раздел IY. Различные подходы к типологии шкал. Использование соответствующих оснований для расширения формального определения измерения        
15 Типология шкал Кумбса на основе процедур опроса и моделей восприятия респондентом предлагаемых ему объектов 5,0 2,0 2,0  
16 Типологии шкал Кумбса, Райфа, Трелла на основе моделирования отношений, нетрадиционных для репрезентационной теории измерений   5,0 2,0 2,0  
  Раздел Y. Различные объяснения причин специфики социологического измерения. Их сравнение с подходом репрезентационной теории измерений        
17  Абсолютизация номинальных шкал 3,0 2,0 -  
18 Социологическое измерение с точки зрения теории экстенсивных и интенсивных величин 3,0 2,0 -  
  Раздел YI. Традиционные критерии качества измерения        
19 Формулировка некоторых традиционных критериев качества измерения 5,0 2,0 2,0  
20 Традиционные критерии качества измерения с точки зрения репрезентационной теории измерений 3,0 2,0 -  
  Итого 140 28 28 86

 

Формы контроля знаний студентов

И структура итоговой оценки

Формы отчетности по курсу:

- 4 домашних задания (практическое построение одномерных шкал, письменный отчет по каждому заданию – 3-4 страницы);

- письменная аудиторная контрольная работа (80 минут);

- домашнее эссе (3-4 тыс. слов);

- устный экзамен (20 минут на студента).

 

Итоговая оценка по дисциплине «Методы измерения в социологии» складывается из элементов, отвечающих перечисленным формам отчетности, с учетом работы студента на практических занятиях.

 

 

Примерные темы домашних заданий

- работа со шкалой Терстоуна: составление суждений; расчет квартилей; проведение анкетного микро-опроса;

- построение оценочной шкалы с помощью метода парных сравнений;

- работа со шкалой Лайкерта: выбор объекта установки, составление суждений, проведение микро-опроса; определение адекватности используемых суждений;

- интерпретация гипотетических результатов использования латентно-структурного анализа;

- практическое применение метода семантического дифференциала: постановка задачи, разработка шкал, опрос, сравнение расстояний между разными парами объектов;

- решение конкретной задачи шкалирования с помощью одномерного развертывания.

 

Основные направления возможных тем эссе. Примерная литература для написания эссе

Методы экспертных оценок

Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1973.

Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1980.

Докторов Б.З. Экспертные оценки как метод изучения общественного мнения // Социс. - 1985. - N 4.

Дэвид Г. Метод парных сравнений. - М.: Статистика, 1978. 

Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978.

Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.

Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в     социологическом исследовании: выявление, оценка и обобщение   эмпирического знания (спецкурс). - М.: МГУ, 1992.

Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. - М.: Наука, 1974.

Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. - М.: Наука,1987.

Шмерлинг Д.С., Дубровский С.А.,Аржанова Т.Д., Френкель А.А. Экспертные оценки. Методы и применение / Статистические методы анализа экспертных оценок (Уч. зап.по статистике, т.20). - М.: Наука, 1977. С. 290-382.

Экспертные оценки в задачах управления. - М.: ИПУ АН СССР, 1982.

Экспертные оценки в социологических исследованиях.     Киев.,1990.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.01 с.)