Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития и торговли Российской Российской Федерации↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развития и торговли Российской Российской Федерации Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Социологии
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
для направления 521200 – Социология (подготовка бакалавра) для специальности 020300 – Социология (подготовка специалиста) Социология (Подготовка магистра) Автор программы: Толстова Юлиана Николаевна e-mail: untolstova@mail.ru
Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры Социология Методов сбора и анализа социологической информации Председатель ____________________________ Зав. кафедрой________________________ Девятко И.Ф. Крыштановский А.О.
«_____» _______________________2004 года «_____» _________________________________ 2004 года
Утверждено УС факультета социологии Ученый секретарь _______________________
«____» _________________ 2004 года
Москва, 2004
Тематический план учебной дисциплины
Тем |
Название раздела, темы | Всего Часов |
Аудиторные часы | Сам. работа | ||||
Л | С | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Раздел I. Проблема социологического измерения и возможные подходы к ее решению | |||||||||
1 | Проблема измерения в социологии: общее представление | 3,0 | 1,0 | - | |||||
2 | Основные направления развития идей, связанных с социологическим измерением. Выделение оснований для построения курса по теории измерений в социологии | 3,0 | 1,0 | - | |||||
Раздел II. Одномерное шкалирование как попытка совмещения положительных сторон «мягкого» и «жесткого» подходов к сбору данных | |||||||||
3 | Шкала Терстоуна для измерения установки | 9,0 | 1,0 | 4,0 | |||||
4 | Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы | 11,0 | 1,0 | 4,0 | |||||
5 | Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гуттмана | 10,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
6 | Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА) | 9,0 | 1,0 | 2,0 | |||||
7 | Семантический дифференциал. Использование в социологии его формальной схемы. Другие методы проективной техники и оценочной биполяризации | 7,0 | 1,0 | 2,0 | |||||
8 | Одномерное развертывание. Логика многомерного развертывания | 9,0 | 1,0 | 2,0 | |||||
Раздел III. Репрезентационная теория измерений с точки зрения потребностей социологии | |||||||||
9 | Роль формализма в осмыслении понятия социологического измерения | 3,0 | 1,0 | - | |||||
10 | Основные понятия репрезентационной теории измерений. Формальное определение измерения | 5,0 | 1,0 | 2 | |||||
11 | Уровни измерения. Знчение их выделения для социолога | 6,0 | 2,0 | 2 | |||||
12 | Задачи, решаемые репрезентационной теорией измерений. Их актуальность для социологии | 3,0 | 1,0 | 2 | |||||
13 | Причины недостаточности для социологии формализма репрезентационной теории измерений. Возможность его адаптации к потребностям социологии ("смягчение" формализма) | 3,0 | 1,0 | - | |||||
14 | Роль содержательных концепций социолога при осуществлении измерения и определении типа шкалы. Возможность их учета при адаптации формализма | 3,0 | 1,0 | - | |||||
Раздел IY. Различные подходы к типологии шкал. Использование соответствующих оснований для расширения формального определения измерения | |||||||||
15 | Типология шкал Кумбса на основе процедур опроса и моделей восприятия респондентом предлагаемых ему объектов | 5,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
16 | Типологии шкал Кумбса, Райфа, Трелла на основе моделирования отношений, нетрадиционных для репрезентационной теории измерений | 5,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
Раздел Y. Различные объяснения причин специфики социологического измерения. Их сравнение с подходом репрезентационной теории измерений | |||||||||
17 | Абсолютизация номинальных шкал | 3,0 | 2,0 | - | |||||
18 | Социологическое измерение с точки зрения теории экстенсивных и интенсивных величин | 3,0 | 2,0 | - | |||||
Раздел YI. Традиционные критерии качества измерения | |||||||||
19 | Формулировка некоторых традиционных критериев качества измерения | 5,0 | 2,0 | 2,0 | |||||
20 | Традиционные критерии качества измерения с точки зрения репрезентационной теории измерений | 3,0 | 2,0 | - | |||||
Итого | 140 | 28 | 28 | 86 |
Формы контроля знаний студентов
И структура итоговой оценки
Формы отчетности по курсу:
- 4 домашних задания (практическое построение одномерных шкал, письменный отчет по каждому заданию – 3-4 страницы);
- письменная аудиторная контрольная работа (80 минут);
- домашнее эссе (3-4 тыс. слов);
- устный экзамен (20 минут на студента).
Итоговая оценка по дисциплине «Методы измерения в социологии» складывается из элементов, отвечающих перечисленным формам отчетности, с учетом работы студента на практических занятиях.
Примерные темы домашних заданий
- работа со шкалой Терстоуна: составление суждений; расчет квартилей; проведение анкетного микро-опроса;
- построение оценочной шкалы с помощью метода парных сравнений;
- работа со шкалой Лайкерта: выбор объекта установки, составление суждений, проведение микро-опроса; определение адекватности используемых суждений;
- интерпретация гипотетических результатов использования латентно-структурного анализа;
- практическое применение метода семантического дифференциала: постановка задачи, разработка шкал, опрос, сравнение расстояний между разными парами объектов;
- решение конкретной задачи шкалирования с помощью одномерного развертывания.
Основные направления возможных тем эссе. Примерная литература для написания эссе
Методы экспертных оценок
Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1973.
Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1980.
Докторов Б.З. Экспертные оценки как метод изучения общественного мнения // Социс. - 1985. - N 4.
Дэвид Г. Метод парных сравнений. - М.: Статистика, 1978.
Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978.
Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.
Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании: выявление, оценка и обобщение эмпирического знания (спецкурс). - М.: МГУ, 1992.
Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. - М.: Наука, 1974.
Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. - М.: Наука,1987.
Шмерлинг Д.С., Дубровский С.А.,Аржанова Т.Д., Френкель А.А. Экспертные оценки. Методы и применение / Статистические методы анализа экспертных оценок (Уч. зап.по статистике, т.20). - М.: Наука, 1977. С. 290-382.
Экспертные оценки в задачах управления. - М.: ИПУ АН СССР, 1982.
Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев.,1990.
Базовые учебники
1. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 1998. См. также http://ecsocman.edu.ru
2. Теория измерений в социологии (учебная программа; рекомендации по проведению семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов; инструкции по проведению лабораторных работ). М.: Макс Пресс, 2002. См. также http://ecsocman.edu.ru
3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003. С.137-158 («Способы проверки процедуры измерения на надежность»)
Дополнительная литература
1. Авраменко В. Г., Багаева Т. И. Критерий оценки качества методик "ГОЛ" // Социс. - 1990. - N 12. С. 112-115.
2. Баранова Т. С. Психосемантические методы в социологии // Социология: 4М. - 1994. - N 3-4. С. 55-64.
3. Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности личности / Социальная идентификация личности - 2 (Книга 2). - М.: Институт социологии РАН. С. 202-237.
4. Батыгин Г.С. Ремесло Пауля Лазарсфельда (введение в научную биографию // Вестник АН СССР, 1990, №8
5. Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Миф о "качественной социологии"//Социологический журнал. 1994. N2. С. 28-42.
6. Блейлок Х. Косвенное измерение в социальных исследованиях // Математика в социологии: моделирование и обработка информации. М.: Мир, 1977
7. Бородкин Ф.М., Миркин Б.Г. Эмпирическое описание в социологии // Математика и социология. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО СССР, 1972, с. 36-55
8. Волович В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев: Наукова думка, 1974
9. Высоцкий В.С. Инвариантность коэффициентов связи // Математические методы и модели в социологии. М.: ИСИ АН СССР, 1977. С. 56-63
10. Грин Б.Ф. Измерение установки // Математические методы в современной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1967, с. 227-287
11. Девятко И.Ф. «Вспомогательные теории измерения» в американской эмпирической социологии // Социс, 1990, №9, с. 118-126
12. Дегтярев Г.П. Построение типологии с помощью модели латентных классов // Математические методы в социологическом исследовании. М.: Наука, 1981
13. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского университета, 1998
14. Докторов Б. З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979
15. Дэвид Г. Метод парных сравнений. М.: Статистика, 1978
16. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987
17. Клигер С. А., Косолапов М. С., Толстова Ю. Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978
18. Косолапов М. С. Типология шкал как основа адекватной интерпретации исходных данных // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных. М.: ИСАН СССР, 1984. С. 47-78
19. Лазарсфельд П.Ф. Логические и математические основания латентно-структурного анализа // Математические методы в современной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1966. С.344-401.
20. Лазарсфельд П.Ф. Измерение в социологии // Американская социология. М.: Прогресс, 1972.
21. Лазарсфельд П.Ф. Латентно-структурный анализ и теория тестов // Математические методы в социальных науках. М.: Прогресс, 1974. С. 42-54.
22. Логика социологического исследования. М.: Наука, 1985.
23. Мариничева Н.А. К проблеме концептуального базиса измерения // Проблемы научного познания. Уч. зап. кафедр общ. наук вузов Ленинграда. Вып. XVIII. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978
24. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990. Т.т.1,2
25. Методы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1997
26. Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1980
27. Моделирование социальных процессов. Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. Экон. Академии им. Г.В.Плеханова. 1993
28. Орлов А.И. Общий взгляд на статистику объектов нечисловой природы // Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1985. С. 58-92
29. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977
30. Паниотто В. И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986.
31. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982
32. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983
33. Патругин Ю.А. Об измерении качественных признаков // Моделирование социальных процессов. М.: Наука, 1970. С. 103-118
34. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1997
35. Пфанцагль И. Теория измерений. М.: Мир, 1976.
36. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983
37. Саганенко Г. И. Социологическая информация: статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. Л.: Наука, 1979
38. Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. Л.: Наука, 1983
39. Сатаров Г.А., Тихомирова Л.И. Методика анализа конкурирующих предпочтений // Социология: 4М, 1991, №1, с. 32-48
40. Социальное исследование: построение и сравнение показателей. М.: Наука, 1978
41. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1979
42. Стивенс С.С. Математика, измерение, психофизика // Экспериментальная психология, т.1, М.: ИЛ, 1960
43. Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений // Психологические измерения. М.: Мир, 1967
44. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Изд. Дом «Стратегия», 1998
45. Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука, 1982
46. Толстова Ю.Н. Сопоставимость результатов классификации при использовании различных шкал // Социс, 1978. № 3. С.178-184. См. также:
47. Толстова Ю.Н. О некоторых подходах к построению адекватной функции расстояния в социологических задачах классификации // Математическое моделирование и применение вычислительной техники в социологических исследованиях. М.: ИСИ АН СССР, 1980. С. 47-55
48. Толстова Ю.Н. Смысл и роль понятия аддитивности величины при решении проблемы измерения в социологии // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М.:ИСАН СССР, 1989. С. 53-64
49. Толстова Ю.Н. Методология математического анализа данных // Социс, 1990, №6, с.77-87
50. Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий (измерение, статистические закономерности, принципы анализа данных). М.: ИСАН СССР, 1990
51. Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991
52. Фишберн П.К. Методы оценки аддитивных ценностей // Статистическое измерение качественных характеристик. М.: Статистика, 1972. С. 8-34
53. Фишберн П.К. Измерение относительных ценностей // Там же. С.35-94
54. Хайниш С.В., Власов А.Г. Аксиоматическое построение модели поведения лица, принимающего решения, в организационных системах управления // Математическое моделирование и применение вычислительной техники в социологических исследованиях. М.: ИСИ АН СССР, 1980. С. 108-119.
55. Хорошилов В. А., Шевченко Д. А. Новые информационные технологии в социологических исследованиях // Социс. - 1991. - N 1. С. 115-120.
56. Цыба В. Т. Математико-статистические основы социологических исследований. М.: Финансы и статистика, 1981
57. Цыба В. Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерения // Социс. 1985. N1. С. 123-128.
58. Цыба В. Т. Формализация и измерение // Социологические исследования. 1986. N4. С. 135-138
59. Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М.: Наука, 1982
60. Чесноков С. В. Основы гуманитарных измерений. М.: Наука, 1985
61. Чесноков С.В. Физика логоса.Телекс – 1991 – Нью-Йорк
62. Чумаков Б.И. Моделирование ответственности средствами модальных логик // Математическое моделирование и применение вычислительной техники в социологических исследованиях. М.: ИСИ АН СССР, 1980. С. 128-133
63. Ядов В. А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991. N 1. С. 14-31
64. McIver J.P., Carmines E.G. Unidimensional scaling // Sage university papers series. Quantitative applications in the social sciences. No. 24, 1981
65. Coombs C.H., Raiffa Y., Thrall R.M. Some views on mathematical models and measurement theory // Psychol. Rev., 61, 1954, pp 132-144
Содержание программы
Раздел I. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ
Т е м а 1. Проблема измерения в социологии: общее представление.
(Большая часть поверхностно затрагиваемых ниже проблем будет более подробно раскрыта при изучении других тем.)
Разнородность имеющихся в литературе результатов, касающихся теории социологического измерения (от чисто содержательных рекомендаций по построению анкеты до полностью формализованных, математизированных идей теории измерений). Обещание дать в курсе основания для построения упомянутой теории.
Непригодность для социологии "классического" понимания измерения, основанного на предположении о существовании единицы измерения.
Понятие признака. Установочные и оценочные шкалы. Общие представления о номинальных, порядковых, интервальных шкалах.
Проблемы измерения признака: неадекватность традиционной интерпретации значений большинства признаков содержательному характеру многих социологических задач; проблемы размерности и существования признака. Зависимость решения этих проблем от "взаимодействия" элементов триад <респондент, инструмент измерения, исследователь>, <стимул, отклик, респондент>; от представлений исследователя о том, что происходит в сознании респондента при ответе на предлагаемые ему вопросы и о том явлении, для изучения которого осуществляется измерение; от целей исследования.
Латентные и наблюдаемые переменные. Проблема измерения латентной переменной в социологии. Общий подход к шкалированию: переход от наблюдаемых данных к латентным на базе использования модели "механизма", связывающего одно с другим. Модель восприятия.
"Приборные" измерения в социологии. Относительность, субъективность представлений о типе шкалы.
Нечисловые измерения. Проблема выбора способа анализа результатов измерения. Ее связь с интерпретацией результатов измерения.
Выделение главных задач, решаемых социологом на этапе измерения: поиск адекватного способа измерения; правильная интерпретация его результатов (с учетом используемой модели восприятия и целей исследования); поиск адекватного способа анализа данных.
Основная литература: [1, с. 9-27]
Дополнительная литература: [17, 29, 51]
Т е м а 2. Основные направления развития идей, связанных с социологическим измерением. Выделение оснований для построения курса по теории измерений в социологии
(Тема по существу является раскрытием логики построения всего курса. Цель - дать студентам возможность сознательного восприятия всего фрагмента.)
Наши ограничения: рассмотрение только таких подходов, которые (а) в той или иной мере используют математический аппарат; (б) касаются получения информации только от респондента и только на основе непосредственного его опроса. Обоснование отказа от рассмотрения ряда важных фрагментов развития теории социологического измерения, например, изучения вопроса анкеты как инструмента получения эмпирических данных.
20-е годы нашего века как начало серьезной рефлексии социологов по поводу используемого ими инструментария. Обострение необходимости решения проблем, возникающих при анкетных опросах, обусловленное массовостью таких опросов.
"Мягкие" и "жесткие" ("качественные" и "количественные") методы сбора данных. Краткая история их использования в социологии. Достоинства и недостатки каждого подхода. Недостатки терминологии. Коллизия между "мягкими" и "жесткими" методами сбора данных как основное противоречие, приведшее к получению многочисленных результатов, связанных с измерением в социологии. Соответствующее этому взгляду основание построения курса. Необходимость отслеживания того, какой фрагмент реальности отображается в математическую модель при измерении как второе основание курса.
Основные направления развития положений, связанных с социологическим измерением: одномерное шкалирование (будет раскрыто в разделе II), изучение общих представлений об измерении в социологии и построение на этой основе соответствующего формализма (раздел III), типология социологических данных (раздел IY), многомерное шкалирование.
Обсуждение гносеологического статуса всех используемых моделей измерения. Попытки избавиться от трудно проверяемых предположений. Анализ более глубоких причин специфики социологических переменных (раздел Y). Возможность распространения на социологию результатов метрологии (раздел YI).
Основная литература: [1, с. 28 – 39]
Дополнительная литература: [5, 24, 63]
Раздел II. ОДНОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ КАК ПОПЫТКА СОВМЕЩЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН "МЯГКОГО" И "ЖЕСТКОГО" ПОДХОДОВ К СБОРУ ДАННЫХ
Т е м а 3. Шкала Терстоуна для измерения установки
Социально-психологические предположения метода: рассмотрение установки как степени эмоциональной напряженности отношения респондента к предмету установки; соответствие установке латентной переменной, проявляющейся в "поведении" респондента: его ответах на определенные вопросы. Понятие психологического континуума. Прямая линия как его геометрическая модель.
Описание техники получения шкалы. Формирование суждений. Предъявляемые к ним требования. Построение оценочной шкалы как первый этап построения искомой установочной шкалы. Роль и смысл репрезентативности и однородности множества судей. Форма и цель их опроса. Принципы определения весов суждений и выделения тех из них, которые будут служить основанием для строящейся шкалы.
Анализ используемых при реализации метода предположений о восприятии респондентом разных суждений. Геометрическая модель шкалы. "Равноправие" точек, отвечающих респондентам и точек, отвечающих суждениям (подготовка студентов к восприятию одномерного и многомерного развертывания). Распределения, отвечающие отдельным респондентам и суждениям.
Тип получающейся шкалы. "Цена" возможности расценивать шкалу как интервальную. Неоднозначность полученных чисел. Отличие полученной шкалы от числовой.
Основная литература: [1, с. 4-68; 2, с. 35-37; 3, с. 180-185]
Дополнительная литература: [13, с. 126-130; 17, с. 71-81; 29, с. 104-107; 36, с. 241-244]
Т е м а 4. Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы
Метод парных сравнений как метод сбора данных. Отличие получаемых с его помощью данных от данных, собираемых более традиционными методами (например, с помощью ранжировки объектов). Его преимущества по сравнению с традиционными подходами. Проблемы, встающие при построении на его основе оценочных шкал: необходимость обеспечения однородности совокупности респондентов; случаи нетранзитивности и симметричности при сравнении объектов в паре; наличие затруднений при ответах респондентов (невозможность сравнения отдельных объектов друг с другом, различная степень уверенности в превосходстве одного объекта над другим). Многомерность строящейся шкалы как одно из объяснений появления нетранзитивности и симметричности.Интерпретация частот, отвечающих количеству респондентов, предпочитающих один объект другому; гипотезы о связи этих частот с искомыми шкальными значениями.
Модели Терстоуна. Анализ содержательного смысла предположений о "поведении" респондента: "плюрализм" мнения респондента о каждом рассматриваемом объекте, предположение о нормальности соответствующего распределения и трактовка его характеристик, соотношение распределений, отвечающих разным респондентам и объектам. Понятие однородности совокупности респондентов. Требование однородности как общий методологический принцип использования математических методов в социологии.
Получение системы уравнений для искомых шкальных значений. Ее переопределенность. Метод наименьших квадратов, его роль в статистике и социологии, использование для решения найденной системы. Факторы, обусловливающие интервальность получаемой шкалы.
BTL-модели. Общий вид простейших предположений и их содержательный смысл. Главная цель рассмотрения этих предположений - показать, что подход Терстоуна - не единственно возможный способ формализации естественных содержательных представлений о связи наблюдаемых данных (матриц парных сравнений) с латентными (искомыми шкальными значениями сравниваемых объектов). Требование параллельного применения нескольких методов для решения одной и той же задачи как общий методологический принцип использования математических методов в социологии.
Иллюстрация значимости для социологии BTL-моделей: указание возможности перехода к соответствующей формальной схеме при попытке сравнения двух признаков посредством выбора каждым респондентом наиболее оптимальной для него пары их значений.
Основная литература: [1, с. 69-91; 2, с. 37, 47-51]
Дополнительная литература: [15; 17, с. 56-62; 32, с. 75-81; 36, с. 239-241; 43, с. 73-74]
Т е м а 5. Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гуттмана
Главный принцип построения тестов: наблюдаемые переменные, отвечающие одной латентной, должны быть связаны. Эта связь объясняется действием латентной переменной. Факторный анализ как формализация теории тестов, его принципиальная схема.
Построение социологических индексов как наиболее часто использующийся социологами способ измерения латентной переменной. Вопросы, встающие при построении индексов: существование одномерного континуума; выбор наблюдаемых признаков для агрегации их в индекс, определение вида зависимости индекса от агрегируемых признаков, определение уровня измерения индекса (уровень измерения пока понимается интуитивно).
Измерение установки методом Лайкерта. Вид наблюдаемых признаков. Способы получения ответов на поставленные выше вопросы. Вид критерия согласованности ответов на вопросы анкеты. Его смысл и роль.
Шкалограммный анализ Гуттмана. Вид наблюдаемых признаков. Способы получения ответов на поставленные выше вопросы. Приведение матрицы к диагональному виду. Его смысл и роль. Возможность типологий вопросов и респондентов. Их смысл.
Основная литература: [1, с. 92-123; 2, с. 38-42; 3, с. 175-180]
Дополнительная литература: [10; 13, с.123-125, 125, 130-134; 22, с. 138-151; 29, с. 107-113; 36, с. 244-248; 51, с. 107-108]
Т е м а 6. Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА)
Рассмотрение мнения, в соответствии с которым творчество Лазарсфельда послужило мощным толчком к широкому использованию "жестких" анкетных методов опроса. Переход к противоположному взгляду - оценка идей ЛСА как подхода к определенного рода "смягчению" жестких методов, ослабление отрицательных моментов последних путем тщательного обдумывания мехaнизма, связывающего наблюдаемые и латентные переменные.
Аксиома локальной независимости как основа упомянутой связи. Пример поиска заранее неизвестной переменной, объясняющей связи в наблюдаемой частотной таблице. Связь аксиомы локальной независимости с идеями, заложенными в коэффициентах множественной и частной корреляции, в факторном анализе.
Основные понятия ЛСА в его простейшем варианте (одна номинальная латентная переменная с заданным числом значений, дихотомические вопросы в анкете). Формальная постановка задачи, решаемой с помощью ЛСА ("вход" и "выход"). Принципы построения уравнений для нахождения латентных вероятностей. Проблема интерпретации результатов анализа, связь найденных вероятностей с сущностью искомой латентной переменной. Определение вероятности попадания респондента с заданным набором ответов в тот или иной латентный класс. Основные пути обобщения модели, первоначально предложенной Лазарсфельдом.
Рассмотрение ЛСА как процедуры построения типологии. Характеристика каждого типа с помощью латентного вероятностного распределения. Связь с идеей Терстоуна о "плюрализме" мнений одного респондента. Роль использования языка математики в процессе построения алгоритмов измерения интересующих социолога переменных (на примерах идей Терстоуна и Лазарсфельда).
Основная литература: [1, с. 123-129; 2, с. 42-44, 51-63]
Дополнительная литература: [4;12; 19; 20; 21; 26, с.57-64; 27, с. 56-62; 29, с.140-151; 40, с. 45-47; 41, с.249-266; 45, с.99-109]
Т е м а 7. Семантический дифференциал. Использование в социологии его формальной схемы. Другие методы проективной техники и оценочной биполяризации
Психологические предпосылки применения метода семантического дифференциала Осгуда. Явление синестезии. Смысл и значение. Денотативные и коннотативные характеристики.
Техника получения исходных данных. Выявление Осгудом латентных факторов, лежащих в основе синестезии (оценка, сила, активность), с помощью факторного анализа.
Возможность формального использования техники в отсутствие психологических предпосылок (деловой портрет, методики ГОЛ). Классификация задач, решаемых с помощью этой техники. Возможность применения методов многомерного статистического анализа к данным, полученным на основе техники семантического дифференциала. Проблема однородности совокупности респондентов при использовании той же техники.
Общее представление о психосемантических методах и их применении в социологии.
Метод семантического дифференциала как проективная процедура. Другие примеры таких процедур. Метод семантического дифференциала как метод оценочной биполяризации. Другие методы такого же рода.
Основная литература: [1, с. 130-146; 2, с. 44-45; 3, с. 300-305]
Дополнительная литература: [1; 2; 3; 16, гл.9; 25; 29, с.115-118; 34; 36, с.248-251; 55]
Т е м а 8. Одномерное развертывание. Логика многомерного развертывания
Цели использования одномерного развертывания. Основные модели восприятия респондентом рассматриваемых объектов при их сравнении - векторная модель и модель идеальной точки. Расположение респондентов и объектов на одной прямой в модели идеальной точки. Пример одномерного развертывания для трех объектов и произвольного количества респондентов. Степень неоднозначности результатов измерения (суть порядковой шкалы). Важность получения оценочной порядковой шкалы с помощью рассматриваемого метода. Некорректность традиционных подходов к получению таких шкал.
Переход к четырем объектам. Возможность установить порядок для некоторых расстояний между объектами. Важность для социолога установления такого порядка. Снижение степени неоднозначности в выборе места точек для объектов на прямой. Промежуточный характер соответствующей шкалы (между порядковой и интервальной).
Метод одномерного развертывания как шкальный критерий.
Методические выводы из анализа принципов одномерного развертывания. Неоднозначность числового представления объектов при моделировании интересующих социолога отношений между этими объектами как основная характеристика "взаимоотношения" социологии и математики. Возможность измерения соотношений между расстояниями без использования неадекватных методов опроса. Важность для социолога шкал, "промежуточных" между шкалами традиционных типов. Неудовлетворительность одномерной модели, необходимость перехода к многомерному шкалированию.
Основная литература: [1, с. 147-161; 2, с. 45-46]
Дополнительная литература: [10, с.278-279; 17, с. 62-71; 64]
Раздел III. РЕПРЕЗЕТАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОЦИОЛОГИИ.
Т е м а 9. Роль формализма в осмыслении понятия социологического измерения
Формализация как необходимый элемент научного исследования вообще. Роль формализма для систематизации вопросов, встающих при осуществлении измерения в социологии, и разработки подходов к их решению.
Невозможность без формализации представлений об измерении ответить на один из главных для исследователя вопросов: что такое адекватность метода анализа нечисловых данных и как определить такую адекватность для конкретных методов? Примеры некорректности традиционных (для методической социологической литературы) рекомендаций о возможности использования известных математических статистик для описания данных, полученных по порядковым и номинальным шкалам.
Формулировка основного принципа репрезентационной теории измерений - рассмотрение совокупности результатов измерения как некоторой модели реальности. Анализ этого принципа как нового взгляда на измерение, позволяющего ответить на поставленные выше вопросы (подробнее о преимуществах подхода пойдет речь в теме 12). Роль Стивенса в становлении репрезентационной теории измерений.
Основная литература: [1, с. 170-176]
Дополнительная литература: [49]
Т е м а 10. Основные понятия репрезентационной теории измерений. Формальное определение измерения
Развитие идей Стивенса. Понятие эмпирической и математической систем (ЭС и МС). ЭС как модель реальности. Системы с отношениями (СО). Понятие гомоморфизма (изоморфизма). Шкала как гомоморфное отображение эмпирической системы с отношениями (ЭСО) в числовую систему с отношениями (ЧСО). Неоднозначность совокупности шкальных значений. Примеры - шкальные значения для номинальных и порядковых шкал, понимаемых пока на интуитивном уровне. Определение допустимых преобразований шкал.
Тип шкалы. Определение типов номинальных, порядковых, интервальных шкал, шкал разностей, отношений и абсолютных. Основные отношения между шкальными значениями, остающиеся инвариантными при допустимых преобразованиях этих значений (для рассмотренных типов шкал).
Упорядочение типов шкал. Рассмотрение их совокупности как частично упорядоченного множества. Построение соответствующей решетки. (Строгое определение отношения порядка и частичного порядка будет дано при изучении темы 16.)
Дефиниция шкалы как формальное определение измерения. Обобщение этого определения: рассмотрение совокупности результатов измерения как модели реальности.
Основная литература: [1, с. 176-182]
Дополнительная литература: [7; 17, с.7-27; 29, с. 54-67; 31, с. 8-18; 36, с.142-150; 42, с.9-89; 51, с.37-38]
Т е м а 11. Уровни измерения. Значение их выделения для социолога.
Уровни измерения. Качественные и количественные данные. Критика этих терминов.
Причины того, почему тип интервальных шкал обычно не определяется через задание ЭСО и ЧСО. Условия, обеспечивающие возможность построения интервальной шкалы. Шкалы, основанные на расстояниях, и шкалы, основанные на операциях. Проблема измерения лежащих в их основе отношений. Замена непосредственного измерения трудно измеряемых отношений дополнительными предположениями об изучаемой ЭС. Реализация такого подхода в изученных методах шкалирования (вспомнить проанализированные в темах 3, 4, 5, 8 условия, обеспечившие возможность получения интервального уровня измерения при построении установочной шкалы Терстоуна, при использовании м
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.015 с.)