Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика



План занятия (практическое) № 7

Тема занятия: Определение белка в моче количественными методами

Дисциплина: МДК 01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Цели занятия:

Образовательные:

· Изучить этапы лабораторных исследований

· Определить основные методы общеклинических исследований. 

                                                    Ход занятия

1.Составить схемы по материалам лекций 7, 8.
а) виды протеинурий. б) химическое исследование мочи  
2.Изучение количественных методов определения белка: БРС и фотометрический.   3.Записать принцип и ход выполнения методов, сделать рисунки-схемы в тетради.

 

Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):

а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану). \

1. Вопросы по пройденному материалу (см. приложение)

 а) строение и функции почек

 б) клеточное строение нефрона

 в) правила сбора хранения и анализа мочи

 г) клиническая оценка физических свойств мочи и пробы Зимницкого

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы «Строение мочевыделительной системы», «Физические свойства мочи», «Химическое исследование мочи» «Протеинурии» таблицы, схемы, презентации по темам - защита

в) подведение итогов контроля:

Оценивание, замечания по работе.

Практическая часть:

а) подготовка студентов к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий):

б) самостоятельная работа студентов - (алгоритмы определения белка в моче качественными методами в приложении)

Задание студентам для выполнения лабораторной работы:

в) подведение итогов самостоятельной работы

Оформление в рабочей тетради выводов о проделанной работе

  Итоговый контроль   

Проверка преподавателем работ студентов

 Задание на дом

Подготовка по темам «лекция 1-8 и п/з № 1-6

- Составление вопросников с ответами по темам лекций 7,8

- Составление схем по химическому исследованию мочи, видам протеинурий, качественным методам определения белка в моче.                                              - подготовить сообщение на тему  «Виды исследований в КДЛ»

Преподаватель оценивает работу студентов, корректирует ошибки, отвечает на вопросы студентов

 

Приложение 1

I модуль. Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы

Задание №1. Изучите и законспектируйте учебный материал в рабочие тетради.

Моча здорового человека обычно содержит менее 0,002 г/л и редко до 0,012 г/л белка и как правило такое содержание белка в моче называют «в виде следов» и общепринятыми (унифицированными) химическими методами в моче здорового человека не определяется.

Содержание белка в порциях мочи, собранной в разное время суток, может колебаться в значительных пределах.

Качественные методы

1. проба с 20% сульфосалициловой кислотой (унифицированная);

2. кольцевая проба Геллера (в настоящее время не используется);

3. обнаружение белка с помощью индикаторной бумаги (полосок) и тест-полосок.

Количественные методы

1. унифицированный метод Брандберга-Робертса-Стольникова;

2. с 3% сульфосалициловой кислотой.

Качественные методы определения белка в моче

Задание №3. Определение белка в моче с помощью унифицированной пробы с 20% сульфосалициловой кислотой

Принцип метода: основан на коагуляции белка в объеме мочи или на границе сред (моча и кислота)

Посуда, оборудование и реактивы:

· 20% сульфосалициловой кислоты (2-гидрокси-5-сульфобензойная кислота C7H506S).

· фильтровальная бумага

· 3мл профильтрованной мочи

· 2 шт. химические пробирки

Ход исследования:

В две пробирки вносят по 3 мл профильтрованной мочи, в одну из них (опытную) прибавляют 6—8 капель сульфосалициловой кислоты. На темном фоне сравнивают обе пробирки.

Интерпретация полученных результатов:

Помутнение в опытной пробирке свидетельствует о наличии в моче белка — проба положительна.

Примечание. Мочу со щелочной реакцией перед исследованием подкисляют добавлением нескольких капель 10% раствора уксусной кислоты

Задание №4. Определение белка с помощью кольцевой пробы Геллера

Принцип метода: В основу положена кольцевая проба, заключающаяся в том, что при добавлении к моче азотной кислоты на границе сред (кислота – моча) при наличии белка происходит его коагуляция и появляется белое кольцо.

Посуда, оборудование и реактивы:

- химическая пробирка;

- реактивы: 30% раствор азотной кислоты (HNO3) (d = 1,2) или реактив Ларионовой: 20— 30 г хлорида натрия (NaCl) растворяют при нагревании в 100 мл дистиллированной воды, остужают, фильтруют; к 99 мл фильтрата приливают 1 мл концентрированной HNO3.

Ход исследования:

В пробирку наливают 1 — 2 мл 30% раствора HNO3 или реактива Ларионовой и осторожно по стенке наслаивают столько же профильтрованной мочи.

Интерпретация полученных результатов:

Появление на границе двух жидкостей между 2-й и 3-й мин тонкого белого кольца указывает на наличие белка в моче.

Зарисуйте схему определения белка

Биуретовый метод

Принцип метода. Пептидные связи белка с солями меди в щелочной среде образуют комплекс фиолетового цвета. Белки предварительно осаждают трихлоруксусной кислотой (ТХУ).

Реактивы. 1) 10% раствор ТХУ; 2) 20% раствор сульфата меди (CuSO4 × 5Н2O); 3) 3% раствор NaOH.

Ход определения. К 5 мл мочи прибавляют 3 мл 10% раствора ТХУ, центрифугируют до постоянного объема осадка. Надосадочную жидкость отсасывают пипеткой, а осадок растворяют в 1 мл 3% раствора NaOH и добавляют 0,25 мл 20% раствора CuSO4, смесь перемешивают и центрифугируют. Центрифугат фотометрируют при длине волны 540 нм (зеленый светофильтр) в кювете с длиной оптического пути 10 мм против дистиллированной воды. Концентрацию белка рассчитывают по калибровочному графику, который строят так же, как описано в предыдущем методе. На оси абсцисс откладывают оптическую плотность в единицах экстинкции, а на оси ординат — концентрацию белка в г/л. При анализе суточной мочи рассчитывают потерю белка за сутки.

Что значит протеинурии?

Протеинурия – это патология, при которой фиксируется повышение белка в моче. В почках есть естественные фильтры, которые называются клубочками. Клубочки фильтруют кровь, удаляя из нее ненужные и ядовитые вещества, которые направляются в мочу и выводятся из организма. При повышении белка в моче можно заподозрить наличие каких-либо нарушений функций этого механизма. Иногда протеинурия сопровождается отеками, наличием гноя или крови в моче, но чаще всего протеинурия протекает без симптомов.

План занятия (практическое) № 7

Тема занятия: Определение белка в моче количественными методами

Дисциплина: МДК 01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Цели занятия:

Образовательные:

· Изучить этапы лабораторных исследований

· Определить основные методы общеклинических исследований. 

                                                    Ход занятия

1.Составить схемы по материалам лекций 7, 8.
а) виды протеинурий. б) химическое исследование мочи  
2.Изучение количественных методов определения белка: БРС и фотометрический.   3.Записать принцип и ход выполнения методов, сделать рисунки-схемы в тетради.

 

Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):

а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану). \

1. Вопросы по пройденному материалу (см. приложение)

 а) строение и функции почек

 б) клеточное строение нефрона

 в) правила сбора хранения и анализа мочи

 г) клиническая оценка физических свойств мочи и пробы Зимницкого

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы «Строение мочевыделительной системы», «Физические свойства мочи», «Химическое исследование мочи» «Протеинурии» таблицы, схемы, презентации по темам - защита

в) подведение итогов контроля:

Оценивание, замечания по работе.

Практическая часть:

а) подготовка студентов к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий):

б) самостоятельная работа студентов - (алгоритмы определения белка в моче качественными методами в приложении)

Задание студентам для выполнения лабораторной работы:

в) подведение итогов самостоятельной работы

Оформление в рабочей тетради выводов о проделанной работе

  Итоговый контроль   

Проверка преподавателем работ студентов

 Задание на дом

Подготовка по темам «лекция 1-8 и п/з № 1-6

- Составление вопросников с ответами по темам лекций 7,8

- Составление схем по химическому исследованию мочи, видам протеинурий, качественным методам определения белка в моче.                                              - подготовить сообщение на тему  «Виды исследований в КДЛ»

Преподаватель оценивает работу студентов, корректирует ошибки, отвечает на вопросы студентов

 

Приложение 1

I модуль. Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы

Задание №1. Изучите и законспектируйте учебный материал в рабочие тетради.

Моча здорового человека обычно содержит менее 0,002 г/л и редко до 0,012 г/л белка и как правило такое содержание белка в моче называют «в виде следов» и общепринятыми (унифицированными) химическими методами в моче здорового человека не определяется.

Содержание белка в порциях мочи, собранной в разное время суток, может колебаться в значительных пределах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.024 с.)