Речевое(вербальное)   неречевое  ( слова, звуки) ( мимика, жесты) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевое(вербальное)   неречевое  ( слова, звуки) ( мимика, жесты)



Темперамент

Типы темперамента характеристика
Холерик Вспыльчивый, безудержный человек. подвижен, инициативен, схватывает информацию на лету,быстро запоминает, даже не успев осознать, неуравновешенный (например Петр 1)
Сангвиник Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. (Например Наполеон)
Флегматик Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. К новой обстановке приспосабливается медленно
Меланхолик Пассивен, обидчив, неуверен в себе. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Например (Гоголь, Блок, Чайковский)

                                  Деятельность

Человеческая активность, направлена на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели

                                         Деятельность

                 субъект                                            объект                              (кто осуществляет деятельность) (на что направлена деятельность)                                 Процесс (структура) деятельности

Мотив    Цель     Средства  Действия     Результат Мотив – то, что побуждает к действию. Например: Человек читает газету(действие), чтобы узнать новости (мотив)                                                                                             Цель –это то, что ожидается нами в результате деятельности Средства должны соответствовать цели, моделировать конечный результат, чтобы он оправдал наши ожидания.

                                     Виды деятельности

                         практическая                           духовная

Практическая – направлена на преобразование чего –либо 1.Материально-производственная                                                              2.Социально-преобразовательная

Духовная связана с изменением сознания людей                                               1. Познавательная                                                                                                         2. Ценностно-ориентированная                                                                     3.Прогностическая

                 Виды человеческой активности

созидательная                                             разрушительная

Игровая деятельность – ориентирована на сам процесс.             Творческая деятельность – направлена на создание чего - нибудь нового, ранее не существовавшего.                                                        Производственная деятельность – направлена на создание материальных благ, услуг, необходимых для жизни общества.                                                                                     Трудовая деятельность – любая сознательная деятельность человека при его взаимодействии с окружающим миром.

                                    Общение

Связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг, друга.

                                           Виды общения                  

Речевое(вербальное)                                неречевое                                         (слова, звуки)                                            (мимика, жесты)

                            Формы общения                                               Служебное (приказ, совет, просьба)                                                                        Повседневное (бытовое)                                                                          Убеждающее (влияние на взгляды, действия других)                 Ритуальное (соблюдение предписанного поведения)

           Индивид – индивидуальность-личность                            Индивид – каждый отдельный человек.                                            Индивидуальность – неповторимое, оригинальное своеобразие человека с его специфическими чертами.                                                             Личность – это итог развития индивида с наиболее полным воплощением его человеческих качеств.                                                                                                                                                                    Качества личности: а) личное достоинство; б) способность к самооценке своей деятельности;  в) сознание и самосознание.

                          Социализация

Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур

                                        Агенты социализации

               первичные                                         вторичные                                                            (родители, родственники, друзья) (учителя, коллеги, руководители)

                       Институты социализации              Церковь

Семья                       

                                    Школа                   Армия

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Норма – правило, образец

Основные разновидности норм

Обычаи и традиции Привычные образцы поведения (свадьбы, праздники)
Правовые нормы Закреплены в законах и описывают наказание за их правонарушения.
Моральные нормы Хорошо-плохо, добро-зло, справедливо-несправедливо. Общественное осуждение
Эстетические нормы Закрепляют представление о прекрасном и уродливом в поведении людей
Политические нормы Регулируют политическую деятельность
Религиозные нормы Связаны с верой и поддерживаются моральным сознанием верующих

Отклоняющееся поведение

Поведение личности, не соответствующее социальным нормам.

               

девиантное (отклонение)            деликвентное (проступок)

                      

                                    Мировоззрение

Система взглядов человека на мир и свое место в нем

                            Типы мировоззрения

мифологическое Попытка объяснить явления окружающего мира
обыденное (житейское) Опирается на личный опыт и почти не использует опыт других людей
религиозное Возникает под влиянием религиозных учений
философское Рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе
научное Опирается на достижения науки
гуманистическое Высшая ценность права и свободы человека

                                Смысл жизни

Главный мотив человеческого существования

«У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности» Эрих Фромм                                                      Подходы к пониманию смысла жизни                                   Религиозный – самоотверженное служение Богу.                                    Аскетический – подавление влечений и желаний (Диоген) Гедонистический – стремление к удовольствиям (Эпикур )                          Действенно-гуманистический – реализация своего внутреннего потенциала                                                                                                           Свобода воли человека

                    Противоположные точки зрения

волюнтаризм (воля)                               фатализм (рок, судьба)                   ( позиция признающая ее абсолютной) (полностью отрицает свободу воли)               

                                   

                                           Познание

             Процесс получения знаний

Философия – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.                                                        Понимание философии                                                                                                1. Поиск истины (Пифагор, Гераклит)                                                                 2. Познание вечных и абсолютных истин (Платон)                                                 3. Постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия (Аристотель)                                                                               Основной вопрос философии – Можно ли познать окружающую человека действительность?                                                                                                                            Гносеология - дисциплина, изучающая природу, формы и критерии познавательного процесса.                                                                              Агностицизм – мир принципиально не познаваем (Д. Юм, И. Кант)                                                                                                                                                Виды познания                                                                                                           Человек обладает двумя познавательными способностями –чувствами и разумом.

                                        Формы познания

чувственная                                                       рациональная

ощущение              восприятие                    понятие    суждение   

                   представление                             умозаключение

                     Научное познание

Стремиться изучить мир таким, каков он есть, независимо от человека

                      Уровни научного познания

Эмпирический                                              Теоретический наблюдение                                                        гипотеза,  эксперимент                                                     теория          Научное знание отличают

рациональность системность объективность
Доказуемость, проверяемость любого утверждения Научные утверждения не противоречат друг другу и логически связаны между собой Отражение изучаемого предмета таким, каков он есть

Ненаучное познание (мифы, сказки, эпос, народная мудрость)                                Социальное познание –изучает общество и процессы в нем протекающие.

                               Самопознание

          Процесс познания и оценки самого себя

                             Самопознание

самовосприятие самооценка самоанализ
Формирование на основе ощущений и восприятия внешнего мира собственного образа Получение знаний от окружающих для открытия новых знаний о себе, отношение к собственным успехам и неудачам Отчет о себе перед самим собой

                                   Истина

Достоверное, правильное знание

Виды   культуры

материальная                        духовная
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности. Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи

Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу.                                                                                   Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам                                       (календарь, гигиена, медицина, этика).                                                                                          Формы культуры

народная массовая элитарная
Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки(мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают     (эстрада, кино, цирк) Создается для привилегированного общества и непонятна простому обывателю(балет, классическая музыка)

                                   Разновидности культуры

доминирующая субкультура контркультура
Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества. Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей(молодежная, профессиональная, криминальная) Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы)

Функции культуры

Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
Регулятивная Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (поведение, нормы морали)
Коммуникативная Сохранение, передача культурных ценностей.
информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

               Средства массовой информации (СМИ)

1. Совокупность всех каналов передачи информации.                                     (газеты, журналы, листовки); телевидение, видео, Интернет.

2. Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации  (интервью, репортаж, беседа, ток-шоу, анкета)

3.  Оперативность и динамичность способствую тому, что быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание народных масс.

4. СМИ способствует восприятию и усвоению людьми господствующих, и формируют однородную культуру.

                      Функции СМИ

Коммуникативная Установление контакта с массовой аудиторией.
Культурно-образовательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей.
Рекламно-справочная Удовлетворение запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества
Идеологическая Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества на самосознание людей

ІІІ.  Общество

    Мыслители об обществе.

надстройка
Карл Маркс (1813-1883. Формация – это определенная ступень исторического развития общества. Любое общество переживает последовательно несколько формаций.

       базис


Базис формации (основная часть общества)-это совокупность производительных сил, обладающих навыками производственной деятельности людей и средства производства.

Общественная надстройка – государство, все политические институты, религия, вся духовная культура общества.                                                                                              Способы производства зависят от уровня развития производительных сил. Общественно-экономическая формация. К. Маркс

Первобытнообщинный способ производства Основан на присваивающем хозяйстве. Все были равны Первобытный коммунизм
рабовладельческий Переход к производящему хозяйству                                         (освоили земледелие и скотоводство, появились излишки материальных благ) Деление на классы Рабы и рабовладельцы
феодальный Главное средство производства - земля Феодалы и зависимые крестьяне
капиталистический Более развитые средства производства       (мануфактуры, заводы, фабрики) Капиталисты, пролетариат (рабочие)

! РЕВОЛЮЦИЯ-механизм уничтожения капиталистической формации

коммунистический Рабочие присваивают себе средства производства, становятся хозяевами всего произведенного Все равны и заняты в производстве

Общество

В узком смысле: общество – это круг людей объединенных общей целью, интересом, происхождением
В широком смысле:- общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей

  Общество как динамичная система:                                                            1. Изменения и развитие,                                                                                                    2. взаимодействие элементов,                                                                               3. способность к саморазвитию,                                                                               4. возможность деградации                                                                                                                              Сферы общества:                                                                                                           политическая ( государство, президент, армия, полиция, партии и.т.д ), экономическая( собственность, рынок, деньги ),                                                      духовная ( наука, образование, религия, культура ),                                    социальная( семья, брак, социальная защита )                                                                                                                                                   

                                          Направления развития общества

                     Прогресс                                              Регресс

                                       Формы развития общества

         Эволюция                 Революция                       Реформа                        медленные и постепенны   быстрые и глубоко    преобразования направленные                            естественные изменения качественные изменения на изменения сторон жизни                                                                          общества                            общества                                общества                                   

ІV. Социальная сфера общества

                        Социальные группы

           Социальные группы по размерам                  Большие

Малые (от 10 до 200)  Средние (200 до 100тысяч)

                           Социальные группы

Реальные                                                                     Номинальные                              (Объективно существующие группы людей)   (Условные)                            жители села, школьники                            покупатели, телезрители

                                   Социальные группы

Формальные                                                        Неформальные имеют официально                                складываются стихийно                                                        закрепленный в документах статус   (дружеская компания)                  (бригада скорой помощи)

                        Социальные группы                                       демографические, конфессиональные, территориальные, этнические

                             Социальная стратификация                                                                             -это система статусных различий                                                                        – основа стратификации общества –представление о естественном неравенстве между людьми

Аристотель К. Маркс М. Вебер П.А. Сорокин
1. Самые богатые 2.Средние 3. Бедные 1. Имущие 2. Неимущие 1.Общественный престиж и 2.Принадлежность к политическим партиям власть 1.Сословия 2.Касты
Основа социальной стабильности -большой удельный вес Основополагающий критерий – уровень дохода    

Социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований.                                                                                                          Страта- это реальная группа людей, объединенная каким –либо общим социальным признаком:                                                                        --имущество,                                                                                                               - профессия,                                                                                                                  - уровень образования,                                                                                                               - власть,                                                                                                              - престиж

Структура стратификации                                                                          1.Элита и субэлита (6%)-(политические лидеры, бизнесмены)                                                                               2. Средний класс (18%) (наиболее квалифицированные рабочие)                       3.Бедные (66%) (интеллигенция, работники массовых профессий)           4. Ниже уровня бедности(10%)(простейшие виды труда)                          5. «Социальное дно» - бомжи, бродяги, алкоголики…                                                                                   Социальный статус – принадлежность к той или иной страте.

                        Статус                    Приобретенный                                                                                                                                                                                                  (                                           (человек приобретает в течение жизни)

Предписанным (статус с которым человек родился                                            Каждый статус оценивается в обществе                                                  Престиж – степень общественного уважения, закрепленная в культуре и общественном сознании                                                         Маргиналы – это люди, утратившие прежний социальный статус и не освоившиеся в новом (Например: персонажи пьесы М. Горького        «На дне»).                                                                                                                            

Восходящая Вертикальная мобильность         нисходящая
Горизонтальная мобильность
                    Социальная мобильность                                                                                               (Теорию социальной мобильности разработал русский социолог П. А. Сорокин) Социальная мобильность - это способность человека перемещаться от статуса к статусу, с одного уровня на другой.   

                                             

Каналы (лифты, мембраны) социальной мобильности- школа, армия, церковь, семья и брак, экономические и политические организации.                           Социальный конфликт                                                                                                     Одной из форм социального неблагополучия является социальный конфликт.                                                                                                                Социальный конфликт – это тип социального взаимодействия, субъекты которого, социальные группы, преследуют, несовместимые цели. Субдисциплина – конфликтология.                                                                                       Инцидент – событие, ставшее поводом для конфликта                                    Объект конфликта – то, что оспаривают друг у друга конфликтующие                                                                                                        Предмет конфликта – проблема овладения объектом                                Социальная напряженность – обострение противоречий                                               Эскалация – развитие конфликта по восходящей.                                  Мыслители о конфликте

   
Г. Спенсер                                Ф. Гальтон Универсальная причина конфликта процесс естественного отбора внутри общества, конкуренция за жизненные блага
Г. Зиммель Причина социальных конфликтов заключается в неизбежной смене культур. Жизнь постоянно порождает новые культурные формы. Со временем они теряют пластичность и застывают в неизменном виде. И продолжающаяся жизнь ломает их чтобы на их месте создать новые
Э. Дюркгейм Т. Парсонс Социальный конфликт – явление ненормальное и необязательное в обществе. «Теоретики равновесия» сосредоточивались на обоснование консенсуса.
Р. Дарендорф Причина конфликта заключается в распределении власти и авторитета.. Конфликт есть неизбежное сопротивление отношения господства и подчинения. Поскольку избежать такого конфликта невозможно, общество вырабатывает и совершенствует социальные институты, которые занимаются их урегулированием(арбитражный суд, профсоюзы, референдумы и т д)

Причины социальных конфликтов

1.Массовая нищета рядом с богатством

2.Недоступность образования

3.Дискриминация молодежи, женщин при приеме на работу

Виды конфликтов: локальные, региональные, местные.                                                    Нации и межнациональные конфликты                                                                         Нации – предмет изучения специальной науки – этнографии       Общепризнанного представления о том, по каким критериям следует различать понятия народ и народность. Их же называют общим термином этнос. Принадлежность к той или иной нации принято называть национальной идентичностью                                                         Социальную группу как нацию можно отличить по четырем общностям:

1. Общая территория проживания

2. Общая экономическая жизнь

3. Общий язык

4. Общая культура

В современном мире от 2500 до 5000 этносов. Народ, создавший государство, которое носит его имя, называется титульным.                                            В основном все стремятся сохранить свою национальную идентичность, если они ее не сохраняют, они сливаются с другими народами, ассимилируют. Так исчезли многие древние народы, например этруски, чудь, меря, венеды. Вершина достижений народа в его стремлении не столько сохранить свою идентичность, сколько объявить миру о создании собственного государства. Из этого происходят межнациональные конфликты. Нации оспаривают друг у друга территории, культуру с ее достижениями, оспаривают суверенитет. Основа борьбы с сепаратизмом в РФ, как и везде – это сильное государство и его политика. В тоже время государство стремится создать благоприятные условия для межнационального сосуществования.                                                                                                                                                                           Этнические общности

Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, особенностями культуры, языка, самосознанием и исторической памятью.

                                          Виды этнических общностей

род Группа кровных родственников
племя Совокупность родов, объединенных общими чертами культуры, кровными узами, общностью диалекта, религией, обрядами
народность Совокупность племен, объединенных общей территорией, языком, психическим складом, культурой
нация Общность людей, объединенных общей территорией, языком, экономикой, культурой, этническим самосознанием

                             Социальный контроль

-механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе

                                  Элементы социального контроля

Моногамная

  Союз одной женщины и нескольких мужчин                        (род велся по женской линии)   Союз одного мужчины и несколко женщин (род ведется по мужской линии)

Один мужчина и одна женщина                                         у каждого могут быть разные фамилии)

патриархальный партнерский Многопоколенный          (родственный, расширенный) нуклеарный
Основная власть принадлежит главе семейства – отцу. Все беспрекословно выполняют его волю Совместное ведение супругами хозяйства Дети, родители, бабушки, дедушки Дети и родители

                                                         Функции семьи

1.Репродуктивная биологическое воспроизводство
2.Социализации формирование личности
3.Хозяйственно-бытовая ведение домашнего хозяйства
4.Экономическая материальная поддержка
5.Социально-статусная предоставление определенного статуса
6.Духовно-нравственная Развитие личности каждого члена семьи

                                 Молодежь

Социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологическими качествами

                 Особенности социального положения молодежи                                – переходность положения                                                                                                  - высокий уровень мобильности                                                                                                      - освоение новых социальных ролей                                                                                    – активный поиск своего места в жизни                                                                    Глобальные проблемы человечества                                                              1. Встали перед человечеством во второй половине XX в.                                                2. Они взаимосвязаны и неразрешимы индивидуальными усилиями              3. От их разрешения зависит выживание человечества

Эколог     Экологическая Демографическая Проблема Север-Юг Предотвращение 3 мировой терроризм
1.Планета все менее пригодна для жизни 2.Уничтожается озоновый слой 3. Кислотные дожди 4.Парниковые газы 5. Уменьшение количества питьевой воды 1. Быстрый рост населения беднейших стран 2. По прогнозам демографов- рост населения прекратится 1.Растущая разница в уровне развития 2.Распространение опасных болезней 3. экономическое закабаление сильнейшими странами Севера Риск ядерной войны остается 1.Относится ко всему миру 2.Может уничтожить все человечество

                         

V.  Экономика

Экономическая наука охватывает  ряд самостоятельных научных дисциплин – макро, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое  дело, теорию финансов и денег и др. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория.                                                                                                                                           Экономика - наука, изучающая наилучшие способы использования ограниченных ресурсов для производства материальных благ.                                                                                                                          Цель экономической деятельности: наиболее полное удовлетворение потребностей людей путем использования ограниченных ресурсов

                                Уровни исследования экономической науки



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.06 с.)