Исторический аспект развития МВД России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический аспект развития МВД России



С 1802 г. исполнительная власть постепенно стала сосредоточиваться в Комитете министров и министерствах. Манифест «Об учреждении министерств» был утвержден Александром Первым 8 сентября 1802 г Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. В соответствии с ним было образованы 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В Манифесте в общем виде были обозначены основные задачи каждого из министерств.

Функции по сохранению общественного порядка были возложены на Министерство внутренних дел. Оно стало абсолютно новой структурой. В Министерстве внутренних дел были 4 экспедиции.

Первая экспедиция заведовала делами народного продовольствия и соляной части, вторая - делами благочиния (управление полицией), третья - государственным хозяйством и мануфактурами, четвертая - делами медицинской коллегии и Приказов общественного призрения. Вторая экспедиция включала два отделения. На первое возлагались руководство земской полицией, а также функции по сбору сведений о происшествиях. Второе отделение осуществляло руководство городской полицией, а также пожарными. В данном отделении принимались и жалобы граждан на действия полиции.[1]

Первым министром внутренних дел был назначен В.П. Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века, один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. Его заместителем назначили члена Негласного комитета, графа П.А. Строгонова. Канцелярию министра было поручено возглавить М.М. Сперанскому.

В ведении МВД Российской Империи находились местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.

Одним из основных вопросов, которые решались руководством МВД, было материальное обеспечение служащих полиции.

Постепенно утверждаются и вводятся новые штаты полиции: первоначально в Санкт-Петербурге, Москве, а затем и в других губернских и уездных городах. Столичная полиция подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя часть образуется из управ благочиния, частных приставов, квартальных надзирателей. Внешняя включала полицейские и пожарные команды, ночные дозоры (выполняли патрульно-постовых функции в ночное время).

Ответственность за поддержание общественного порядка возлагалась на полицмейстеров и брандмейстеров.

В 1806 г. была обобщена и проанализирована деятельность МВД Российской Империи, после чего подготовлен проект его реформирования. Ряд функций по руководству государственным хозяйством передавались другим министерствам. В структуру МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и отделений были образованы новые структурные подразделения, именовавшиеся столами. Каждое из отделений включало несколько столов, которые возглавляли столоначальники.

Наиболее значительной реорганизации подверглась экспедиция спокойствия и благочиния, которая стала именоваться теперь экспедицией государственного благоустройства. Следует отметить, что данное подразделение было самым крупным в министерстве (включало 2 отделения и 5 столов).

1 января 1810 г. Был издан Манифест «Об образовании Государственного Совета», который являлся высшим законосовещательным органом при Императоре.

Внутренняя стража в Российской Империи подразделялась на 8 округов, во главе каждого находился окружной генерал. Округ включал 4-8 губерний, а в нем располагались 2-4 бригады.

25 июля 1811 г. был издан Манифест «Общее учреждение министерств». Данный правовой акт более четко и конкретно определял структуру и пределы полномочий центральных органов управления.

Согласно Манифесту учреждено новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов, Медицинского совета, Общей и Особенной канцелярии.

Департамент Хозяйственной полиции занимался решением продовольственных вопросов и приказами общественного призрения.

Медицинский совет также осуществлял функции по снабжению военного ведомства врачебными средствами, давал заключения по вопросам судебной медицины.

Особенная канцелярия при Министре полиции, первоначально созданная для ведения секретного делопроизводства, фактически выполняла функции политической полиции. К 1819 г. Начальник Особенной канцелярии, делающий личные доклады Императору, стал практически независим от своего Министра.[2]

Одновременно с Манифестом опубликовано «Учреждение и наказ Министру полиции», где указывается, что действуя в чрезвычайных обстоятельствах Министр полиции, минуя Военного министра, может брать на себя командование необходимыми воинскими подразделениями; имеет право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие министерства; Министерство полиции наделяется правом «надзирать за исполнением законов» по всем министерствам; Министерство финансов обязано знакомить Министерство полиции с «употреблением сумм, выделяемых местным органам» и т.д. Борисов А.В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802-1917 гг., в кн.: Труды ВНИИ МВД РФ - М. - 2008. - Стр. 109.

После реорганизации утверждена новая структура и функции Министерства внутренних дел, которое до 1819 г. утрачивает свое первостепенное значение в государственном управлении.

В 1812 г. создается Пожарное депо.

27 августа 1815 г. отдельные жандармские команды упраздняются, а Борисоглебский драгунский полк, несший до этого полицейскую службу в войсках, получает наименование жандармского. При этом было приказано, что на укомплектование жандармского полка обращать исключительно «нижних чинов, расторопных, отличного поведения и вообще способных исполнять военно-полицейскую службу, требующую особых качеств».

30 марта 1816 г. указом Императора вся внутренняя стража Российской Империи официально переименовывается в Отдельный корпус внутренней стражи.

В 1817 г. изменяется порядок препровождения арестантов к местам отбывания наказания - этапная система.

1 февраля 1817 г. утверждено положение «Об учреждении жандармов внутренней стражи», которое разработал генерал А.А. Аракчеев, руководивший Государственным советом и Комитетом министров. Жандармская стража в соответствии с данным документом включала столичные дивизионы (334 человека) и жандармские команды (31 человек), расположенные в 56 городах России. Столичные жандармские дивизионы подчиняются обер-полицмейстерам Москвы и Санкт-Петербурга, а губернские и портовые жандармские команды - командирам местных гарнизонных батальонов. Позднее был учрежден третий (Варшавский) дивизион.[3]

Обязанности жандармов с этого периода совпадали с обязанностями внутренней стражи, за исключением функций по сбору податей и охране присутственных мест и острогов.

В 1824 г. при штабе гвардейского корпуса была образована тайная полиция. Поводом для такого решения стали возмущения среди солдат и унтер-офицеров гвардейского Семеновского полка. В функции этого подразделения входило пресечение деятельности, направленной против государства и Императора.

14 декабря 1825 г. на Сенатской площади произошло восстание (известное как «восстание декабристов»). Данное событие серьезно повлияло на дальнейшее развитие МВД.

Нужно отметить, что МВД в период Российской Империи постоянно реформировалась, но в целом его функции сохранялись прежними.

Далее нужно рассмотреть советский период развития этого ведомства.

Прежде всего, необходимо отметить, что для советского периода развития органов внутренних дел также характерны многочисленные реорганизации. Это ведомство неоднократно изменяло свое наименование. Так в разные периоды существования советского государства рассматриваемый орган именовался как НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), МГБ (Министерство государственной безопасности), МООП (Министерство охраны общественного порядка) и МВД. Изменения происходили также в области системно-структурной и функциональной организации.

Нужно заметить, что объективные основания объединения в одном органе весьма разнообразных функций трудно обнаружить, хотя в Российском государстве такая тенденция имеется.

Недавно было проведено реформирование МВД, в частности милицию преобразовали в полицию, при этом в целом функции данного органа сохранились. Таким образом, можно сделать вывод о том, что МВД постоянно реформируется, изменяется. Это обстоятельство вызвано тем, что результаты деятельности данного ведомства, как и многих других органов, не всегда являются удовлетворительными. Однако нужно отметить и наличие определенных позитивных изменений.

Подводя итог рассмотрения исторического развития МВД как органа государственной власти, нужно отметить его особо важную роль в обеспечении общественного порядка, общественной безопасности и в обеспечении эффективного функционирования государственно-правовых институтов.[4]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.006 с.)