Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией.



Речь - это функция, без которой человек не может претендовать на звание homo sapiensa. Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Поэтому, ее формирование - задача первостепенной важности, т.к. без речи невозможно развитие специфически человеческого мышления. Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Для того чтобы появились первые речевые действия, необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Нарушение речевого развития - одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности, т.е. вид психического дизонтогегеза. Поскольку развитие речи непосредственно связано с психическим развитием в целом.

У детей в раннем возрасте отмечается повышенный мышечный тонус, повышенная возбудимость и нарушение сна, а также двигательное беспокойство и снижение аппетита. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Некоторые дети показывают задержку темпа психомоторного развития. Уже к трем годам моторная неловкость становится выраженной.

С задержкой развиваются и навыки самообслуживания: они плохо одеваются, не умеют застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бант и т.д.

Нарушена общая моторика: дети неловко двигаются, чаще обычного спотыкаются и падают, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по бревну, ритмично двигаться под музыку и т.п. Отстает в развитии моторика артикуляционного аппарата. У детей с алалией пониженная работоспособность, быстрая утомляемость,трудности с концентрацией, удержанием внимания,вторичная задержка интеллектуального развития, которая, как правило, проходит с развитием речи.

В связи с поражением участков мозга часто наблюдаются разнообразные нарушения восприятия: зрительного, слухового, тактильного и др. то есть ребенок может, к примеру, не различать похожие звуки или цвета, путать формы. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга, нередко - в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении). Наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов,такие как: память (особенно страдает слухо-речевая память), внимания (слуховое внимание), мышление.

По характеристикам эмоционально-волевой сферы и личности дети с алалией являются разнородными: для одних характерна сохранность эмоционально-волевой сферы; для других – повышенная возбудимость, гиперактивность, стремление к контактам, отсутствие переживания своего языкового расстройства; а для третьих типична повышенная тормозимость. Могут наблюдаться проявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности.

Этим детям свойственен психический инфантилизм: частая смена настроения (не всегда соответствующая ситуации), чрезмерная дурашливость, доверчивость и простодушие, неспособность к самокритике. Логические операции у детей с алалией часто отличаются бедностью, способность к символизации у них снижена, как и способность к обобщению и абстракции, а также ослаблены интеллектуальные операции, которые требуют участия речи. Детям легче выполнять задания, сопровождающиеся наглядной, а не речевой инструкцией, неуспехи сопровождаются у них импульсивностью

Дети, страдающие алалией, обучаются в специальных школах, в которых особыми методами их учат произносить слова, строить предложения; развивают способность к звуковому анализу слов, чем способствуют формированию навыков чтения и письма. С ними работает логопед (2-3 раза в неделю индивидуально) и воспитатель - по развитию изобразительной деятельности (лепка, рисование). В результате дети с моторной формой алалии овладевают речью и проходят учебную программу массовой школы, хотя и в удлинённые сроки.

Выводы по 2  главе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.004 с.)