Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

ЛИФТЕРИ ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНА

направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа ЗСДО - Л - 17

Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С АЛАЛИЕЙ

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель   кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

 

Симферополь, 2020 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛАЛИИ.. 8

1.1.Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблемме изучения дошкольников с алалией. 8

1.2.Содержание понятия и классификация форм алалии в контексте нарушений устной речи. 12

Выводы по главе 1. 16

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АЛАЛИЕЙ 16

2.1.Особенности развития речи у дошкольников с алалией. 17

2.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией. 21

Выводы по главе 2. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 27

 

                                                 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение рассматривается как важнейшее условие развития личности ребенка, как ведущий вид деятельности человека, которая направлена на познание себя через других. Такой точки зрения придерживались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и многие другие. Очевидным является тот факт, что развитие личности ребенка происходит посредством освоения культурно исторического опыта человечества, который ребенку передает воспитывающий его взрослый. И личность взрослого здесь играет решающую роль. Вместе с тем дошкольники в большинстве своем являются членами детских коллективов, а значит, общение со сверстниками для них является не менее значимым. Период становления межличностных отношений для дошкольников является очень сложным. Особенно труден этот процесс для тех детей, которые имеют серьезные речевые нарушения.

Образные средства языка представлют собой сложную форму человеческого отражения.Прямое отражение к проблеме их формирование имеет своеобразие психических процессов.В основе понимания и употребления образных средств языка лежит ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой во всем мире. Образ жизни многих родителей в настоящее время, также оказывает большое влияние на здоровье ребенка во внутриутробном периоде развития.

Дети у которых есть нарушения в речи, чаще всего имеют логопедическое заключение – общее недоразвитие речи (ОНР). Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др., посвятили свои исследования проблеме изучения и коррекции ОНР в дошкольном возрасте. Эти исследования показывают, что ОНР - имеет сложную структуру, вследствие чего необходима планомерная системная коррекционная работа, в ходе которой необходимо опираться на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин и др.).

Одним из клинических диагнозов при ОНР является алалия, характеризующаяся «отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка» [347, с.703]. Иначе говоря, при алалии речь либо полностью отсутствует, либо отмечается отчетливо выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), при сохранном интеллекте и слухе.

Алалию как самостоятельный вид нарушения выделил в 1875 году доктор Кларус, он назвал ее «врожденной афазией». Так же упоминание об алалии имеются А. Куссмауля (1877), которого считают основателем логопедии как науки. Многие исследователи занимались изучением алалии: Г.Гуцман (1894), А.Либман (1900), М.Б.Богданов – Березовский (1909), Э.Фрешельс (1931), а позднее М.Е.Хватцев, Н.Н.Трауготт, В.К.Орфинская, Р.Е.Левина, Л.В.Мелехова, Г.В.Мациевская, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшиков, С.Н.Шаховская, В.К.Воробьева и др.

В результате исследований было выявлено, что помимо нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия, в ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.  У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Это обуславливают те сложности, которые остро могут сказываться на личности ребёнка в целом.

Всё это требует создания специальных, благоприятрных условий, применения индивидуально психолого-педагогического подхода для развития детей с алалией.

Целью исследования является -- психолго-педагогическое изучение дошкольников с алалией.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования дошкольников с алалией;

2. Рассмотреть содержание понятия и классификацию форм алалии в контексте нарушений устной речи;

3. Охарактеризовать особенности развития речи у дошкольников с алалией.

4. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольникам с алалией.

Объектом исследования: процесс развития и формирования речи у дошкольников с алалией.

Предмет исследования: характеристика психических процессов: речи,памяти, внимания, мышления, внимания, эмоцилнально-волевой сферы,

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

 

Содержание понятия и классификация форм алалии в контексте нарушений устной речи.

 

Проблема детей с алалией стала изучаться очень давно. Значительный вклад в изучении алалии внесли Хватцев М. Е., Трауготт Н.Н., Левина Р.Е., Соботович Е.Ф., Мастюкова Е.М., Шаховская С.Н. и другие исследователи.

«Алалия» - - отсутствие или грубое недоразвитие речи при сохранном слухе и нормальном интелекте вследствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.Важно отметить, что алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей её развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и часто самостоятельно. Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно лёгких нарушений, при которых речь начинает, хотя медленно и искаженно, но самостоятельно развиваться с 3 - 4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10- 12 лет. Позднее, при систематической специальной помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.

 

Алалия неоднозначна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. В связи с тем что в основании различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием. Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности. В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи. М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией. [353, c. 703].

Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

 

Различают две основне формы алалии:

Алалия моторная (Alalia motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнок говорит сам), выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. В данном случае у ребёнка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

Полное отсутствие речи. Ребёнок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур. В том случае, если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом. Ребёнок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже. Объём пассивного словаря при этом значительно больше. Выделяют слующие уровни:

I уровень - отсутствие общеупотребительной речи, быстро развиваются паралингвистические формы общения (мимика, жест).

II уровень - зачатки общеупотребительной речи, говорит фразами, но речь резко аграмматична.

III уровень - развернутая речь с элементами недоразвития.

 

Алалия сенсорная (Alalia sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнку говорят окружающие), когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребёнка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребёнок не способен понимать обращенную к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Признаки сенсорной алалии:

При тяжелой форме обращенная речь остается для ребёнка абсолютно непонятной. Сам он может воспроизводить различные звуки и бессмысленный набор слов. Если же нарушение выражено не сильно, алалики могут понимать смысл сказанного в определённом контексте. Однако вне его смысл сказанного вновь от него ускользает. К собственной речи дети в таком состоянии некритичны, для общения чаще используют жесты или мимику.

Сенсомоторная алалия у детей (смешанная)  – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга: центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону; центра Вернике, отвечающего за сенсорную; центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений. Включает в себя признаки двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени. Самая тяжелая из форм алалии - т.к. ребенок не способен ни к пониманию, ни к воспроизведению речи.

 

Выводы по главе 1

В первой главе данной курсовой работы были отражены теоретические аспекты изучения алалии. По результатам исследования можем сформулировать следующие выводы:

 Анализ изученной литературы дает нам возможность утверждать, что существование человека вне коммуникативной деятельности невозможно в силу социальности человеческой сущности.

 Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом и постоянно меняющиеся связи.

Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности.

Существуют различные подходы к классификации алалии. В современной логопедии различают две основных формы алалии: сенсорную и моторную.

Чистых форм алалии нет: у одних преобладают сенсорные нарушения, у других - моторные. Такая связь объясняется целостной работой нашего мозга. Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию в обществе. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи, несоответствие уровня речевого развития возрастной норме, недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие личности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было определено:

Алалия определяется как сложное системное расстройство речи, проявляющееся в тяжелом недоразвитии или полном отсутствии речи у ребенка, которое имеет различную этиологию и патогенез. Рассмотрев содержание понятия и классификацию форм алалии в контексте нарушений устной речи было выявлено, что описания алалии у детей имеются в работах ряда авторов Р.Е.Левиной, Н.Н. Трауготт, Л.В. Мелехова, А.Либманн, В.К.Орфинская, М.Зееман,В.А.Ковшиков, Е.Ф.Соботович, К. П. Беккер, М.Совак, М.Критчли и др. Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи.

Особенностью моторной алалии является относительное полное понимание речи, но низкая способность самостоятельных связных высказываний, ограниченность словарного запаса, затруднения в овладении звукопроизношением и слоговой структурой слова, в словах встречаются перестановки, сокращения, замены одного звука другим. При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе.

Дети с алалией в своем клинико-психологическом статусе имеют различные отклонения в психофизиологическом плане и психическом плане: расстройства восприятия, памяти, мышления, коммуникации. Это обусловливает те сложности, которые могут возникать в процессе коррекции данного расстройства и определяет необходимость применения индивидуальный психолого-педагогический подхода.Кроме того у детей с алалией наблюдаются выраженные неврологические нарушения, такие как оральная апраксия, общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, признаки минимальной мозговой дисфункции, выраженные вегетативно-сосудистые изменения. Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить), психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы, дети часто бывают расторможены и импульсивны, плохо адаптируются к условиям, которые их окружают, присутствует выраженная несформированность игровых действий, дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

Таким образом, как системное нарушение речи, алалия требует пристального внимания специалистов врачей, неврологов, сурдологов, психиатров, отоларингологов, врачей-реабилитологов, логопедов, психологов, педагогов, ранней диагностики и тщательной коррекционной работы на всех этапах развития речи ребенка. Их совместные усилия вместе с родителями и самим ребенком дадут хороший результат. Что в свою очередь требует более детального изучения этой темы, а также разработки методов и приёмов коррекционно-восстановительного обучения которые помогли бы в преодолении алалии у больного.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

ЛИФТЕРИ ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНА

направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа ЗСДО - Л - 17

Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С АЛАЛИЕЙ

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель   кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

 

Симферополь, 2020 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛАЛИИ.. 8

1.1.Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблемме изучения дошкольников с алалией. 8

1.2.Содержание понятия и классификация форм алалии в контексте нарушений устной речи. 12

Выводы по главе 1. 16

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АЛАЛИЕЙ 16

2.1.Особенности развития речи у дошкольников с алалией. 17

2.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией. 21

Выводы по главе 2. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 27

 

                                                 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение рассматривается как важнейшее условие развития личности ребенка, как ведущий вид деятельности человека, которая направлена на познание себя через других. Такой точки зрения придерживались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и многие другие. Очевидным является тот факт, что развитие личности ребенка происходит посредством освоения культурно исторического опыта человечества, который ребенку передает воспитывающий его взрослый. И личность взрослого здесь играет решающую роль. Вместе с тем дошкольники в большинстве своем являются членами детских коллективов, а значит, общение со сверстниками для них является не менее значимым. Период становления межличностных отношений для дошкольников является очень сложным. Особенно труден этот процесс для тех детей, которые имеют серьезные речевые нарушения.

Образные средства языка представлют собой сложную форму человеческого отражения.Прямое отражение к проблеме их формирование имеет своеобразие психических процессов.В основе понимания и употребления образных средств языка лежит ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой во всем мире. Образ жизни многих родителей в настоящее время, также оказывает большое влияние на здоровье ребенка во внутриутробном периоде развития.

Дети у которых есть нарушения в речи, чаще всего имеют логопедическое заключение – общее недоразвитие речи (ОНР). Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова и др., посвятили свои исследования проблеме изучения и коррекции ОНР в дошкольном возрасте. Эти исследования показывают, что ОНР - имеет сложную структуру, вследствие чего необходима планомерная системная коррекционная работа, в ходе которой необходимо опираться на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин и др.).

Одним из клинических диагнозов при ОНР является алалия, характеризующаяся «отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка» [347, с.703]. Иначе говоря, при алалии речь либо полностью отсутствует, либо отмечается отчетливо выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), при сохранном интеллекте и слухе.

Алалию как самостоятельный вид нарушения выделил в 1875 году доктор Кларус, он назвал ее «врожденной афазией». Так же упоминание об алалии имеются А. Куссмауля (1877), которого считают основателем логопедии как науки. Многие исследователи занимались изучением алалии: Г.Гуцман (1894), А.Либман (1900), М.Б.Богданов – Березовский (1909), Э.Фрешельс (1931), а позднее М.Е.Хватцев, Н.Н.Трауготт, В.К.Орфинская, Р.Е.Левина, Л.В.Мелехова, Г.В.Мациевская, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшиков, С.Н.Шаховская, В.К.Воробьева и др.

В результате исследований было выявлено, что помимо нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия, в ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.  У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Это обуславливают те сложности, которые остро могут сказываться на личности ребёнка в целом.

Всё это требует создания специальных, благоприятрных условий, применения индивидуально психолого-педагогического подхода для развития детей с алалией.

Целью исследования является -- психолго-педагогическое изучение дошкольников с алалией.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования дошкольников с алалией;

2. Рассмотреть содержание понятия и классификацию форм алалии в контексте нарушений устной речи;

3. Охарактеризовать особенности развития речи у дошкольников с алалией.

4. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольникам с алалией.

Объектом исследования: процесс развития и формирования речи у дошкольников с алалией.

Предмет исследования: характеристика психических процессов: речи,памяти, внимания, мышления, внимания, эмоцилнально-волевой сферы,

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.062 с.)