I . Теоретические основы мониторинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Теоретические основы мониторинга



I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА

Понятие «Мониторинг»

 

Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.

Под мониторингом понимают:

1. Непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.

В.М. Полонский (Словарь-справочник) М., «Новая школа», 1995 год.

2. Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения.

А.С. Белкин «Основы педагогических технологий» (Краткий толковый словарь), Екатеринбург, 1995 год.

«По мнению других авторов под мониторингом следует понимать самостоятельную функцию управления, в которой проводится выявление и оценивание педагогических действий, при этом обеспечивая обратную связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям».

Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества образования в школе». М., «Рос.пед.агентство», 1998 год.

«Мониторинг определяет и как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза».

Г.В. Осипова «Социально энциклопедический словарь».

«И как научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия решения».

Ильенкова С.Д. «Социальный менеджмент», М., 1998 год.

 

Внутреннее и внешнее строение мониторинга

Все приведенные определения мониторинга отражают отдельные его стороны.

Вот его внешнее строение:

Функции управления, обеспечивающие получение обратной связи
Мониторинг
Система сбора анализа, информации
Система полученных данных для принятия стратегических и тактических решений
Наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза

 

 


По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:

контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.

Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.

Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.

Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо тщательно сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки).

Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.

 

Информация для принятия решений
Система информации
Система контроля
Экспертиза деятельности

 


Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам. Поэтому главной задачей является определение индикаторов, источников информации, технологии анализа и представленная информация.

Существующая система контроля предоставит нужные показатели.

Источники информации берутся из системы информации обеспечения технологии анализа, и представление данных является инструментом экспертизы.

Результатом проведенных действий будет компактная и емкая информация (верх пирамиды, на основании которой можно уверенно принять решение о стратегии дальнейших действий).

 


Этапа

 

Постановка цели
Определение объекта
 

 

 


контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка
анализ документов
наблюдение
Сбор информации
Выбор информации
Определение направлений и отбор критериев
                                                                                                        

 

 

 


Рекомендации
Обработка полученной информации
Систематизация информации, анализ
Вывод
                                                                                                         

 

 

 

 

 


                                                                                      

 

 

                         


Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.

При проведении мониторинга

 

При проведении мониторинга учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Под этим термином имеется в виду одна из форм общения учителя и ученика, когда все усилия учитель направляет на выявление у учащихся индивидуальных особенностей, присущих ему свойств нервной системы, обеспечивающих его оптимальное развитие и воспитывающих у него умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой единственный стиль деятельности.

Для практической деятельности учителя при индивидуальном подходе важны такие понятия как личность, индивидуальность, потребность мотивации ценностной ориентации.

Основное требование личностного подхода:

– видеть ребенка как целостную личность с ее интересами, потребностями, знаниями, умениями, навыками.

Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность с ее характером, темпераментом, особенностями протекания психических процессов, чувствами и мотивами деятельности.

Источником активности личности является ее потребности.

Потребность – это внутреннее состояние личности. Она зависит от внешних конкретных условий деятельности. Потребности постоянно развиваются, перестраиваются и изменяются.

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает ей целенаправленную осмысленность.

Ценностные ориентации формулируются в процессе взаимоотношения с людьми. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.

Интерес – эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которые сопровождают стремлением познать их и овладеть ими.

Главная роль в выборе ценностей играют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности.

Учителю необходимо стремиться раскрыть существенные черты личности учащегося, выявить уровень его развития, что дает возможность определить его отношение к учебной работе, к одноклассникам, а также черты характера личностные качества. От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей зависит успех обучения в целом.

Индивидуализация обучения невозможна без индивидуального подхода. Только чуткое внимательное отношение к ученику может помочь учителю в решении такой трудной задачи, как обеспечение всестороннего развития.

1 этап:

– анкетирование учащихся;

– выявление ведущих качеств личности;

– определение уровня заинтересованности;

– постановка задачи, определение средств и путей повышения активности каждого ученика;

– организация педагогического воздействия, подбор игровых ситуаций, планирование и распределение ролей.

2 этап:

– непосредственное осуществление индивидуально-дифференцирован-ного подхода к учащемуся с целью поддержания высокого уровня их активности;

– внесение корректив;

– педагогический поиск.

Этап

– подведение и определение достигнутых результатов.

При проведении мониторинга позволяется каждому ученику сравнивать свои достижения и недостатки с общим уровнем.

 

Коррекционная работа

Фрагмент системы работы над ошибками.

Одно дело выяснить, что ученик знает и умеет в рамках предмета и совершенно другое – выяснить, каким путем он этого достигает. Одно дело – оценить уровень новых достижений ученика в усвоении ЗУН, другое дело – установить уровень отношения к данному предмету. Поэтому контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин и затруднений детей. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки.

Таким образом, диагностика не может быть самоцелью в учебном процессе или быть связана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности учащихся.

Следовательно, диагностика включается непосредственно в систему педагогических действий учителя и направлена на коррекцию способов действий (отдельных операций, входящих в состав способа действия) учащегося.

К концу 4 класса учитель обязан передать учащимся инструмент самодиагностики.

Начиная с 1 класса, дети знакомятся с алгоритмом списывания. Именно он закладывает фундамент безошибочного списывания. Вот откуда ошибки на пропуск и замену букв. Этот алгоритм содержит 7 ступенек, пропуская одну из них, ребенок делает ошибку. Алгоритм списывания должен быть доведен до автоматизма. Учитель обязан обеспечить неукоснительную отработку этапов списывания (алгоритм списывания).

Умение списывать формируется как последовательность четко обозначенных операций списывать. По этому плану учитель учит только в классе, а когда навык сформирован – дома.

Порядок списывания

1. Прочитать предложение;

2. Повторить, не глядя в текст;

3. Выделить орфограммы в тексте (подчеркнуть);

4. Прочитать предложение так, как оно написано; (как будешь себе диктовать во время записи);

5. Повтори, не глядя в текст так, как будешь диктовать во время письма;

6. Записать, диктуя себе;

7. Повторить написанное:

           а) прочитать слово за словом, отмечая дужками слоги;

           б) подчеркнуть орфограммы в написанном предложении;

в) сверить каждую орфограмму с исходным текстом.

Первая операция нужна для того, чтобы исключить механическое копирование. Главное, чтобы возникла связь между значением языковой единицы и ее орфографическим портретом.

Выполняя вторую операцию, ученик учится одним взглядом схватывать смысловую единицу текста и запоминать ее.

Третья операция является не чем иным как собственно активным орфографическим анализом текста. По мере ознакомления детей с конкретными орфограммами (большая буква, гласные после шипящих), они подчеркивают все больше мест, которые на письме не устанавливаются на слух. Не следует забывать, что еще до знакомства со слабыми позициями они непременно должны обозначать ударение в словах.

Невозможно переоценить значение четвертой операции – орфографического проговаривания списываемого текста. Если предыдущая операция являлась постановкой орфографической задачи, то данный этап является ее решением. Правда, решение это достигается практическим путем приведения в соответствие зрительного и слухового образа слова.

Обучение орфографическому проговариванию необходимо начинать одновременно с обучением орфографическому чтению.

Пятая операция (повторное орфографическое проговаривание) нужна для того, чтобы закрепить в памяти буквенный образ слова. При повторном проговаривании текст должен быть закрыт.

В классе стоит шум, когда дети пишут под диктовку. Это нормально. Учитель должен следить, чтобы каждый ученик диктовал вслух, особенно те, кто склонен к формальному отношению к списыванию.

Пристальное внимание следует уделить проверке написанного. Требуя от ученика подчеркнуть орфограммы, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.

Для формирования действия списывания нужна штора, которая в нужный момент прикрывает текст. Первый раз штора закрывает текст после того, как учащиеся прочитали его, чтобы запомнить. Затем штора раздвигается. Во время записи предложения, когда дети диктуют себе орфографически, текст снова закрывают и т.д.

Узки рамки урока, а после уроков не все учителя могут, а дети хотят учиться. Чтобы наметить конкретную программу действий и не занимать много времени на индивидуальную работу на уроке, и нужны рекомендации мониторинга по «западающим» темам. С кем, по какой теме и как долго работать, чтобы добиться оптимальных результатов.

Ну, например, в сентябре, проведя вводный контроль по русскому языку, я увидела, что «Безударные гласные, не проверяемые ударением» и «Замена и пропуск букв» находятся на критическом уровне.

Сразу отметила, кто из детей требует поддержки, а кто контроля, приготовила карточки – помощницы алгоритм работы над ошибками, алгоритм списывания.

Вот как идет коррекционная работа над ошибками, допущенными в словарных словах (слова записаны в детских словарях по темам под номерами, так когда-то рекомендовала Лысенкова С.Н.).

Понедельник

Даются новые слова по теме «Овощи» - под № 10.

к а ртόф е ль к а пýста п о м и дóр огурèц г о рóх óв о щи о г о рóд   Дети записывают их в свои словари с доски с таблички. Слова проговариваются орфографически и орфоэтически.

 

Разбирается смысловое значение слов, устно составляются предложения, а дома после домашнего упражнения записываются с красной строки.

Вторник –

В начале урока дети записывают эти слова под диктовку вразброс, имея возможность подглядеть их написание с таблички с доски.

А дома после упражнения пишут словарь № 9.

Среда –

Учитель читает загадку про каждый овощ, дети пишут отгадки, а потом проверяют написанное с доски.

Дома пишут словарь № 8.

Четверг –

Слова пишут по памяти, проверяют по словарю (самопроверка).

Дома – словарь № 7.

Пятница –

Словарный диктант (тема № 10 - взаимопроверка).

Кто ошибся, пишут слова правильно.

На субботу задание – доучить словарь № 10 и повторить слова с 1 по 9 темы. (Родители приучены контролировать знание словарных слов).

В понедельник – словарный диктант из темы № 10 (на оценку). Кто допустил ошибки – индивидуальная работа.

Даются слова из темы № 11.

Благодаря такому контролируемому круговороту мониторинг снимает проблему. За неделю дети успевают усвоить тему слов.

Сложнее с заменой и пропуском букв.

Эта проблема связана с навыками самоконтроля и самопроверки, а также с усвоением алгоритма списывания. Что касается навыков самоконтроля. Начиная с первых уроков обучения грамоте, дети постоянно проверяют себя. Все диктанты пишем, диктуя себе вслух, обозначая слияния, подчеркивая знакомые орфограммы (большую букву, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк). Так продолжается весь первый класс.

Во втором классе диктуем шепотом, отмечая слияния, контролируя при проверке пропуск и запуск, отмечая слияния, контролируя при проверке пропуск и запуск букв.

Если в начале года 24% учащихся допустили ошибки на пропуск и замену букв, то в середине мая только 9%, хотя эта цифра в течение года была непостоянной.

Проблема написания безударных гласных в корне появится в 3 классе, поэтому, начиная со 2 класса, вводится алгоритм проверки безударных гласных в корне слов. Детям нетрудно запомнить его ступеньки, поэтому к концу 2 класса они работают с ним осознанно.

Алгоритм проверки безударных гласных в корне слов

1. Прочитай слово с ударением: см. ла.

2. Обозначь ударением сильную позицию: см. лá.

3. Найди слабую позицию, подчеркни ее: см_лá.

4. Измени слово по числу: см_лá – смóлы.

5. Выдели сильную позицию в проверочном слове.

6. Напиши гласную в сильной позиции на месте слабой: 

см о ла – смóлы.

7. Выдели корень. Корень должен быть одинаковым:

см о лá – смóлы                 Молодец!

Рассуждай так:

1. см. лá – ударение падает на а.

2. Слабая позиция в корне, то ли   о, то ли а.

3. Изменяю по числу: см. лá - смóлы.

4. В сильной позиции о, значит и в слабой тоже о.

5. Корень смол.

Проиллюстрировать систему работы над ошибками можно на примере организации учебно-коррекционного занятия.

При работе по выявлению причин своих ошибок ребенок учится с 1 класса выстраивать целую систему последовательных операций.

1. Осознание (воспроизведение собственных действий), которые привели к ошибочному решению.

2. Построение (восстановление) эталонного варианта общего способа действия (его операционный состав) по решению подобных задач.

3. Сравнение собственных действий с эталоном (алгоритмом) и выявление дефектов в нем (потеря отдельных операций.

4. Вывод о причинах ошибки.

Восстановить способ действия можно за счет специально разработанных заданий, направленных на выявление ошибок с помощью разных вариантов разворачивания способа действия.

Примеры можно найти в «Рабочей тетради по русскому языку 1-2-3-й классы» Романеевой М.П., Суховериной А.А., М., МОИПК 1997 год.

Например:

1. Определи, в какой части слова допущены ошибки:

а) если в корне – проверяй по сильной позиции. Изменяй по числу, падежу, если существительное к. зá – кóзы;

б) если глагол: изменяй по лицу, числу, времени. Корень пиши одинаково;

в) если в приставке, суффиксе (вспомни, как они пишутся);

г) с окончаниями труднее.

2. Определи склонение, вспомни проверочное слово с сильной позицией в окончании:

I к мáме к стенé II в пóл в окнé III у матер у ржú

 

а) если прилагательное, а орфограмма в окончании

красив. е платье

злóе

или по вопросу какоé

б) если глагол:

1. это исключение? Если нет, то

2. спряжение.

 

I – ать, оть, еть, ять, уть – в окончании е – ут – ют в 3 лице множественного        числа II кроме брить плюс 12 глаголов – исключений в окончании и – ат – ят – в 3 лице множественного                числа

 

Если дети будут действовать осознанно, а этому учат с 1 класса, они смогут восстановить способ действия (алгоритм) и уберечь себя от ошибок.

А это ох как трудно!

Вот система упражнений для развития орфографической зоркости – один из путей предупреждения и коррекции знаний учащихся.

 

Виды упражнений по развитию орфографической зоркости

на уроках грамматики и правописания.

Чтобы добиться результатов в формировании навыков грамотного письма, необходимо работать в определенной системе.

С чего начать?

Во-первых, необходимо научить учащихся слышать звуки, определять их последовательность в словах, различать гласные и согласные, ставить ударение. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы.

Во-вторых, вырабатывать орфографическую зоркость. Учитель должен научить слышать и видеть орфограммы. Этот навык формируется в результате многократных действий.

В-третьих, научить самоконтролю. Всю эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно.

Еще в период обучения грамоте появляются первые орфограммы, а, значит и

Помогут в этом следующие методические приемы и пособия:

1. «Домик» - пособие при обучении грамоте.

Каждое слово анализируется, собирается его звуковая модель, ставится ударение.

МАК                         - это предмет


                                     – дается характеристика каждому звуку

 

   М ạ К        МММ АК М ААА К МА ККК -

слово записывается печатными, а потом письменными буквами.

2. Самоконтролю помогает «волшебный квадрат» (сторона 5 см).

Этот квадрат лежит в тетради ученика и обладает «волшебной» силой. Он возвращает на место все пропущенные буквы. Двигая квадрат по слову, ученик как бы тормозит движение глаз, проверяет 1 слог, 2 слог, заставляет глаз быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

3. По мере изучения новых тем и правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Например, при изучении сочетаний жи-ши предлагается списать упражнение и найти 5 слов с жи и 3 – с ши.

По мере изучения новых орфограмм на доске могут быть такие задания:

– Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с разделительным ь знаком, 1 слово с сочетанием ча  и т.д.

4. Когда в упражнении дается задание, вставить пропущенную букву, учитель на доске записывает эти слова и закрывает занавеской. Когда ученики заканчивают упражнение, учитель открывает одно слово и просит прочитать слово по слогам. Дети находят слово в упражнении и проверяют его.

5. При изучении какой-либо темы учитель ежедневно дает задание подчеркнуть изучаемую орфограмму. Например:

ду б – ду б ы, ст о лы – ст ó л

и т.д., заостряя внимание ребят на орфограммах.

6. На доске:

2 слова на безударную гласную,

2 слова на парную согласную,

2 слова на непроизносимую согласную,

2 слова с непроверяемой безударной гласной,

2 слова с удвоенной согласной.

Задание:

Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными.

Эти постоянные упражнения формируют орфографическую зоркость.

7. Написать 5 слов с непроизносимыми согласными и подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимые согласные, то ему нечего будет подчеркивать после того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написано 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая орфограмму. Это упражнение можно использовать при изучении любой орфограммы.

8. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огонек». На доске дописано упражнение. Ученики зажигают огоньки под изучаемыми орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а потом записывают в тетрадь.

9. Письмо с проговариванием.

Артикуляция является составной частью в процессе письма. Необходимо при диктовке произносить слово орфографически. Ученик диктует слово по слогам, называя гласные, четко проговаривая каждое слово.

10. Письмо с комментированием.

Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа ведется с 1 класса.

11. Перед диктантом, изложением, сочинением следует выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая. Дети читают их хором, индивидуально, орфографически, орфоэтически, объясняют написание орфограмм, составляют предложения. Это дает возможность предупредить ошибки.

12. После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых ученики допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором. А затем учитель составляет из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. Диктанты проверяют, а ошибки, т.е. слова с ошибками опять выписывают на доску. Дети анализируют их устно, затем дается диктант из этих слов, и так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

13. Диктант с постукиванием, (но не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограммы.

14. Диктант с обоснованием.

Учитель диктует слова, например, с безударными гласными, проверяемыми ударением. Ученик должен сначала записать проверочное слово, а потом то, что диктует учитель.

15. Диктант «Найди слово».

Учитель диктует несколько предложений и дает задание – подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить. Все эти диктанты должны быть небольшими по объему 2-3 предложения.

16. Нельзя забывать о повторении трудных тем на уроках. На каждом уроке отводится 5 минут на повторение. Причем на неделе повторяется только одна тема.

Например, повторяем тему «Разделительный ь знак»:

понедельник - 10 слов с объяснением,

вторник - те же слова, но без объяснения,

среда - слова, в которых во вторник допустили ошибки,

четверг - диктант, насыщенный словами с разделительным ь  знаком,

пятница - новый диктант из слов, в которых допустили ошибки.

И если все-таки ученики допускают ошибки в словах с разделительным ь знаком, всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой темы.

17. Диктант «Проверяю себя».

Направлен не только на развитие способности обнаружить орфограмму вообще, но уметь определять свои личные затруднения. Это упражнение дает право ученику на пропуск в слове той буквы, в написании которой он не уверен. Эти «дырки» заполняются в процессе работы со словарем, консультации учителя, соседа, учебника.

18. Графическое выделение орфограмм.

Вместо развернутого комментирования используется подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма.

Например:

С тáл он ис кá т ь в л е сý пúщ у.  

1. могу проверить,

2. по словарю,

3. знаю правило,

? сомневаюсь, не знаю.

Эта работа позволит контролировать у детей степень сформированности 03, т.к. дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Это очень трудная работа. Учителю следует добиваться осознанности действий.

19. Сигнальные карточки.

Вырабатывают хорошую реакцию, готовность к быстрым действиям. Их можно изготовить в виде книжки – раскладушки, на которой разным цветом обозначаются буквы е и и в окончаниях существительных, имен прилагательных, глаголов, цифры для определения склонений существительных, спряжения глаголов, а также количество орфограмм.

Перфокарты –

Орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда в течение нескольких минут проверяется правильность написания безударных гласных в словах.

20. Выборочный диктант и выборочное списывание.

Их систематическое проведение дают очень хорошие результаты, т.к. решают две задачи: организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом и зрительном восприятии текста. Данное упражнение обеспечивает межпредметную связь с уроками классного и внеклассного чтения.

21. Подготовка заданий для товарища на изученное правило.

В качестве домашнего задания предлагается записать в столбик 5-10 слов на изучаемое правило.

Проверять задание следует вдвоем. Автор шепотом читает слово, устно выделяет корень. 

 

Сосед оценивает его работу:

+  если считает слово подходящим

? если не уверен

зачеркивает – если нашел его неподходящим.

 

Второй этап работы начинается с обмена заданиями с соседними партами.

Теперь каждый ученик работает самостоятельно: выделяет корень, вставляет пропущенные буквы. Этот прием ценен тем, что в процессе совместной работы реализуется принцип воспитания в обучении, т.к. взаимное общение предполагает внимательное отношение друг другу, необходимость прислушиваться к мнению товарища, работать спокойно.

22. Взаимоконтроль по процессу при работе в парах.

Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику. Первое предложение читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают это предложение. Затем второй ученик ведет пояснение и т.д.

Взаимоконтроль исключает ошибки, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивается речь учащихся.

Все эти виды упражнений известны, но зачастую выполняются без целевой установки, связанной с определением места нахождения орфограммы. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной работы по формированию 03 может дать положительный результат.

 

 

               


 

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, социолога, логопеда.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:

– созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо: создать комфортные условия каждому ученику.

Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

– способствует выявлению «западающих» тем;

– выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;

– заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;

– повышает качество работы учителя, его отдачу работе;

– повышает само качество ЗУН учащихся.

В 2010-2011 учебном году качество успеваемости учащихся в классе повысилось на 4%. Хоть и невелика цифра, но весом труд, вложенный в нее.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества обучения в школе», М., «Рос.пед.агенство», 1992.

2. Егорова Л., Калинина Н. «Мониторинг учебных возможностей младших школьников», «Народное образование» № 9, 2000.

3. Селевко Г.К. «Что такое технология саморазвития школьников?», «Народное образование» № 9, 2000.

4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., «Народное образование», 1998.

5. Лазарева А.А. «Психофизические аспекты успешного изучения учащихся школы первой ступени образования», «Завуч», № 6, 2001.

6. Конаржевский Ю.А. «Технологии педагогического анализа учебно-воспитательного процесса», часть II, М., «Пед.поиск», 1997.

7. Глассер У.М. «Школы без неудачников», М., «Прогресс», 1991.

8. Амонашвили Ш.А. «Размышление о гуманной педагогике», М., 1996.

9. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни», «Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики», М., 1998.

10. Антипова В.М. «Система внутри школьного мониторинга», «Ростов-Дон», 1996.

11. Андреева В.А., Челышев И.А., Сучкова Т.Л. «Мониторинговые исследования – одно из основных направлений в работе администрации школы», «Завуч» № 5, 2001.

12. Емельянова Т.Т. «Мониторинг качества обучения и воспитания учащихся начальной школы», «Завуч» № 1, 2003.

13. Ширяев В. «Многофункциональная карта мониторинга», «Директор школы» № 9, 2002.

 

 

14. Абрамовских Н.В. «Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольных учреждений».

15. Беспалько В.П. «Мониторинг качества обучения – средство управления образованием», «Мир образования» № 2, 1996.

16. Пягоснина Е.М. «Читаю сам», «Практические задания для работы с детьми 5-9 лет», 1998.

17. Божович С.Д. «Процесс учения, контроль, диагностика, коррекция, оценка», МПМ, 1999.

18. Эльконин Б.Д. «Некоторые вопросы диагностики психологического развития детей», «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей», М., 1981.

19. Статьи из журналов «Завуч», «Директор школы» - 2000 – 2005 годы.

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА

Понятие «Мониторинг»

 

Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.

Под мониторингом понимают:

1. Непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.

В.М. Полонский (Словарь-справочник) М., «Новая школа», 1995 год.

2. Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения.

А.С. Белкин «Основы педагогических технологий» (Краткий толковый словарь), Екатеринбург, 1995 год.

«По мнению других авторов под мониторингом следует понимать самостоятельную функцию управления, в которой проводится выявление и оценивание педагогических действий, при этом обеспечивая обратную связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям».

Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества образования в школе». М., «Рос.пед.агентство», 1998 год.

«Мониторинг определяет и как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза».

Г.В. Осипова «Социально энциклопедический словарь».

«И как научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия решения».

Ильенкова С.Д. «Социальный менеджмент», М., 1998 год.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.188 с.)