Философия глобальных проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия глобальных проблем



1. Глобализация как тенденция современности и как объективный процесс. Понятие глобальной проблемы, её онтологических и гносеологических оснований. Позитивные и негативные аспекты глобализации, концептуальные проблемы глобалистики.  

2. Политический, экономический, экологический и социокультурный аспекты глобализации в их соотношении. Философские аспекты геополитики, её осмысление в российских духовных практиках. 

3. Основные футурологические концепции. Модель устойчивого развития. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Образ будущего как конструкт человеческого сознания и путь к воссозданию целостности.    

  Основные понятия

    Глобальные проблемы, глобализм, антиглобализм, глобалистика, Римский клуб, болонский процесс, футурология, футурошок, техноидиллия, технический алармизм, христианская футурология, космизм, ноосфера.

Тематика докладов и рефератов

1. Глобальное и локальное как антиномия современной социальной жизни.

2. Глобализм и антиглобализм: pro et contra.

3. «Разрыв» как феномен современного общества (по работам С. Жижека и Ф. Фукуямы).

4. «Болонский процесс»: pro et contra.

5. Образ будущего: рациональное и интуитивное.

6. Ценностные основания проектов будущего.

7. Будущее общество как общество риска.

8. Евразийство: традиции и современное осмысление.

9. Может ли развитие быть устойчивым?

10. Возможна ли гармонизация биосферы и ноосферы?

11. Перспективы коэволюционных идей.

Список литературы

1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.

2. Белл, Д. Эпоха разобщённости. Размышления о мире XXI века / Д. Белл, В.Л. Иноземцев. – М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. – 304 с. 

3. Белолипецкий В.Г. Устойчивость развития национального хозяйства в условиях глобализации // Философия хозяйства. 2005. №4. С. 127-139.

4. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска: (Господство Америки и его геостратег, императивы) / 3. Бжезинский. – М.: Международные отношения, 1998. – 254с.

5. Генон, Р. Кризис современного мира / Р. Генон. – М.: ЭКСМО, 2008. – 784 с. 

6. Гиренок, Ф.И. Почему я антиглобалист // Философия хозяйства. 2009. №3. С. 295-297.

7. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. №2. С. 52-60.

8. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура / М. Кастельс – М.: ГУ ВШЭ, 2000 – 606с.

9. Классика геополитики. XIX век / под ред. К. Королёва – М.: АСТ, 2003. – 720 с. 

10.Классика геополитики. XX век / под ред. К. Королёва – М.: АСТ, 2003. – 736 с. 

11.Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализующемся мире // Вопросы философии. 2006. №2. С. 3-15.

12.Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2008. – 558 с. 

13.Тоффлер, Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2008. – 669 с. 

14.Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 474 с.

15.Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, 2010. – 588 с.

16.Хабермас, Ю. Обоснованное воздержание. Существуют ли постметафизические ответы на вопрос о «правильной жизни»? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old.russ.ru / Jurgen Habermas. Begrundete Enthaltsamkeit: Gibt es postmetaphysische Antworten auf die Frage nach dem "richtigen Leben"? - Neue Rundschau. 2001, H. 2, S. 93-103.

17.Цофнас А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат // Вопросы философии. 2005. №11. С. 106-118. 

18.Шмитт, К. Номос Земли в праве народов jus publicum europeaum / К. Шмитт. – СПб.: Владимир Даль, 2008. – 670 с.  

РЕФЕРАТЫ

    В рамках самостоятельной работы при освоении курса «Философия» студентам рекомендуется написать реферативную работу, которая отражала бы детальную проработку определённой философской проблемы. Большинство предлагаемых тем сформулировано в полемическом, дискуссионном ключе, что предполагает творческий подход, анализ различных точек зрения и формулировку собственного вывода. Наряду с этим в программе учтена специфика основных направлений научной деятельности НГТУ. Тематику рекомендуется максимально приблизить к философским и методологическим проблемам избранной специальности. Вместе с тем данный выбор может определяться и собственными предпочтениями, ориентированными на выработку определённой мировоззренческой позиции, затрагивать ряд актуальных проблем современности, отвечающий сфере своих интересов. Наряду с изложенными выше, студенту предоставляется возможность, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему реферата, соответствующую кругу его научных интересов. Список предлагаемой литературы, наряду с классическими произведениями, включает в себя публикации современной научной периодики и подлежит ежегодному обновлению в соответствии с инновационными ориентациями современных образовательных программ.

Приблизительный объём реферата – 20-25 страниц, включая титульный лист, оглавление, введение, тематически и логически структурированное содержание, заключение, список литературы. Во введении кратко обосновывается выбор темы, её актуальность, в заключении - обобщение и выводы. Список литературы не должен включать учебных пособий. Образец титульного листа прилагается.   

Реферативная работа студента может послужить основой для участия в научных конференциях различного уровня.

 

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1.Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.

2. Проблема предметного самоопределения философии, её взаимосвязь с наукой, культурой, идеологией. Сциентизм и антисциентизм в понимании предмета и сущности философии.

3.Генезис философского знания как историческая, научная и социокультурная проблема. Цивилизационные особенности становления философии.

4.Античная картина мира. Космоцентризм, его философские и научные аспекты, ценностно-познавательные ориентиры.

5.Античный диалог как форма философствования. Дискурсивная и эзотерическая формы философского знания: традиции и современность.

6.Средневековая картина мира. Теоцентризм и креационизм как мировоззренческие принципы. Основные этапы развития средневековой философии.

7.Философия и религия как мировоззренческие оппозиции: онтологические и гносеологические основания. Вера и разум как фундаментальные категории средневекового мышления.

8.Антропоцентризм как мировоззренческий ориентир Возрождения и научной революции XVI-XVII веков.

9.Проблематика генезиса и точки отсчёта научного знания. Дискретная и континуальная модели развития науки, их философские основания.

10.Научная революция как феномен культуры. Картина мира, парадигма, научно-исследовательская программа.

11.«Знание – сила» и «Cogito ergo sum». Проблема самодостоверности человеческого сознания.

12.Механистическая картина мира как итог научной революции XVI-XVII веков и основание классической науки.

13.«Картезианские размышления»: традиции и современность.

14.«Esse est percipi» как мировоззренческий ориентир и программа исследований. Субъект как внепространственная и вневременная опора мира. 

15.Свобода воли как философский первопринцип. «Я» как интеллектуальная интуиция. Воля и сущность бытияв противопоставлении объекта и субъекта.

16.Скептицизм и солипсизм, их философские основания.

17.Немецкая классическая философия: единство идей и движущие принципы. Универсальная проблематика как кульминационный пункт интеллектуального развития.   

18.Критическая философия Канта, её принципы и задачи. Проблема границ человеческого разума, синтетические априорные суждения.

19.Этические и эстетические формы критицизма. «Наукоучение» Фихтекак развитие идей критической философии.

20.Природа как объект натурфилософского исследования. Действительное и разумное. Единство мира и развитие как творческий процесс.

21.Философия иррационализма. Романтическое движение конца XVIII – начала XIX веков. Философия жизни.

22.Русская философия, её основные черты. «Русская идея», её становление и историческое развитие.

23.Специфика развития русской идеи в религиозной философии. Всеединство и Соборность.

24.Русский космизм, его античные истоки и современные интерпретации. Религиозный, естественнонаучный, художественный космизм. 

25.Западничество и славянофильствокак фундаментальная антиномия российской ментальности. «Москва – Третий Рим».

26.Мир как данность и как проблема. Мир действительный и умопостигаемый: проблема редукции и априорности. Бытие, небытие, ничто.

27.Онтология и различение бытия и сущего. Сущее как исходная точка рассмотрения бытия.Онтологическое и онтическое.

28.Мышление и бытие. «Онтологичность» философии. Бытие как вневременная реальность и как оппозиция сознанию.

29.Идеальное, его природа, проблематика и типология. Объективный и субъективный идеализм в их соотношении.

30.Проблема «материя и сознание» в истории философской мысли. Аспекты противоположности материи и сознания.

31.Идеализм как система взглядов и как доктрина. Соотношение религиозной философии и идеализма. Современные формы спиритуализма.

32.Материализм, его исторические формы. Философский и научный смысл понятия «материи», его эволюция.

33.Пространство и время как характеристики представления человека о мире, как совокупности отношений и как уровни бытия. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

34.Философское, научное и обыденное представление о пространстве и времени, культурные и цивилизационные аспекты. «Хронотоп» как единство пространственно-временных характеристик.

35.Концептуализация пространства и времени в философии техники и в философии хозяйства. Жизненное пространство как концепт современного гуманитарного знания.

36.Познание как психофизическая проблема. Объективное и субъективное в процессе познания, их демаркация.

37.Чувственное и рациональное в познании. Рационализм, сенсуализм, эмпиризм. Логическое и интуитивное в науке и в общей системе знаний.

38.Детерминизм как фундаментальный онтологический и методологический принцип. Причина и следствие, случайность и необходимость.

39.Язык как исходное измерение человеческого существования, система знаков и отношение человека к миру. Язык и мышление.

40.Идентичность и самосознание. Утрата идентичности как основная проблема во взаимодействии личности и общества. Знание и человек: проблема соразмерности.

41.Проблематика границ и возможностей человеческого знания. Граница мышления и граница проявления мысли: проблема соотношения. Агностицизм, фаллибилизм, скептицизм.

42.Истина как фундаментальное понятие теории познания. Догматизм и релятивизм. Проблематика критериев истины. Теории когеренции и корреспонденции.

43.Истина, ложь, заблуждениев их соотношении. Прагматизм, конвенционализм, скептицизм, фаллибилизм в трактовке истины. Мистицизм в познании. 

44.Творчествокак объект философского осмысления. Проблематика соотношения рационального и иррационального в творческой деятельности. Интуициякак способ постижения истины, условия её формирования. 

45.Человек, сущее, бытие: проблематика соотношения. Бытие человека как проблема. Коэволюционныеидеи и «экология разума». Перспективы развития ноосферы.  

46.Человек и вещь как философская проблема. Вещь как стратегия утверждения «я»: социальный мотив и материальный предмет. Человек, вещь, имя.

47.Исторические и социальные процессы в их философском осмыслении. Теологическая концепция, теория исторического круговорота, просветительская концепция, формационный и цивилизационный подходы.

48.Движение и развитие: альтернативные подходы. Движение как фундаментальное свойство бытия, основные векторы его проблематики.

49.Законы развития и диалектика бытия. Проблема прогресса. Диалектика и синергетика. Современные концепции самоорганизации. 

50.Этика как философское учение о нравственности и концептуальная система. Добро и зло как основные категории этики. Противостояние злу как нравственная проблема современности.

51.Искусство как объект философского осмысления. Проблематика статуса эстетики, специфика её генезиса и становления. Прекрасное и безобразное как категории эстетики. 

52.Наука как объект философского осмысления. Научное и вненаучное знание, проблема их демаркации. Предпосылки и основные характеристики научной рациональности. 

53.Техника как объект философского осмысления. Философия техники: основные проблемы и подходы.

54.Глобализация как тенденция современности и как объективный процесс. Позитивные и негативныеаспекты глобализации, концептуальные проблемы глобалистики. 

55.Основные футурологические концепции. Модель устойчивого развития. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

 

    СОДЕРЖАНИЕ    
  Введение………………………………………………………………… 3
  Список основной литературы.......…………………………................ 4
  Тематика семинарских занятий............................................................ 5
  Занятие 1. ………......…………………………………………………… 5
  Занятие 2.................................................................................................. 7
  Занятие 3.................................................................................................. 9
  Занятие 4. …………………………..……………................................... 12
  Занятие 5.....…………………………..................................................... 14
  Занятие 6.................................................................................................. 16
  Занятие 7. …………….………............................................................... 19
  Занятие 8.................................................................................................. 22
  Занятие 9. ……………………………………………..………………… 25
  Занятие 10............................................................................................... 27
  Занятие 11............................................................................................... 30
  Занятие 12. ……………………..……………………............................. 33
  Занятие 13. ………………………………..…......................................... 35
  Занятие 14......…………………………………….................................. 38
  Занятие 15................................................................................................ 40
  Занятие 16.  ………………….................................................................. 43
  Занятие 17................................................................................................ 46
  Занятие 18................................................................................................ 49
  Рефераты.............………………………………….................................. 51
  Вопросы по курсу……………………………………………………… 52
  Содержание…..………………............................................................... 55
     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.037 с.)