Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРА (учебно-методическое пособие) для обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура»
Симферополь 2019
УДК 712 Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата). Вишневский С.О.
Выпускная квалификационная работа (общие положения, требования к оформлению, структура) / С.О.Вишневский. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». — Симферополь, 2019. — 80 с.
Рецензент учебного издания: Савушкина И. Г., кандидат биологических наук, доцент кафедры садово-паркового хозяйства и ландшафтного проектирования ТА КФУ им. В.И. Вернадского. Плугатарь С.А., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН «НБС-ННЦ».
В учебно-методическом пособии рассматривается система организации выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) студентами дипломниками кафедры садово-паркового хозяйства и ландшафтного проектирования. В методическом пособии 5 частей и 22 приложения. Общие требования к ВКР определяют возможные объекты и предмет исследований, а также примерную тематику выпускных работ. В частях 2-4 рассмотрены все этапы подготовки выпускной работы, написания пояснительной записки, составления графической части проекта и приложений. Во второй части изложены требования к содержанию работы, а в третьей и четвертой – требования к оформлению. Порядок мероприятий, связанных с публичной защитой выпускной работы изложены в части 5. В приложениях к методическому пособию представлены примеры оформления отдельных листов пояснительной записки и чертежей в соответствие с нормативными требованиями.
© Вишневский С.О., КФУ, 2016 Содержание
ВВЕДЕНИЕ Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является заключительным этапом освоения основной профессиональной образовательной программе высшего образования и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования входит в государственную итоговую аттестацию. Цель ВКР – систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и завершение формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося. Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное, логически завершенное исследование, связанное с решением актуальной научно-практической задачи. Она имеет научно-исследовательскую направленность, а также содержит элементы учебного проектирования (программы, модели, методики) для конкретного объекта исследования. ВКР свидетельствует о способности автора систематизировать и использовать полученные теоретические и практические знания по дисциплинам базовой и вариативной части учебного плана ОПОП ВО по направлению подготовки. Основной задачей выполнения ВКР является выявление: – уровня сформированности компетенций обучающегося по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры; – умения изучать и анализировать источники литературы в области научного исследования; – способности самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал; – умения самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований. В пособии изложены основные методические подходы к выполнению, оформлению и защите ВКР.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВКР Объект исследований Для дипломного проектирования могут быть выбраны самые разнообразные городские и межселенные территории. Территория для дипломных проектов благоустройства, озеленения или реконструкции объекта выбирается площадью от 1-5 га и более (М 1:500). На уникальные, особо значимые объекты малой площади в 1 - 3 га, требующие внедрения эксклюзивных решений, обязательна детальная проработка самой идеи проекта (концепции), нескольких эскизных вариантов решения, детализации конструктивных элементов (М 1:200,1:100). На объекты площадью в более 10 га, отводимых под парки, зоны отдыха, разрабатывается общая принципиальная схема (концепция) планировки объекта в масштабе 1:1000 или 1:2000. Для более детальной проработки выбирается часть территории объекта (фрагмент) в 5 - 7 га (М 1:500). Дипломные проекты бакалаврами могут выполняться на стадиях «Проект» или «Рабочий проект» (рабочая документация). На крупные по площади или сложные объекты (парки, лесопарки, гидропарки, исторические садово-парковые комплексы) работа выполняется на стадии «Проект». На объекты массового строительства — скверы, бульвары, городские сады, территории жилой застройки и т. п., работа выполняется на стадии «Рабочий проект». Масштаб проектирования определяется совместно с дипломным руководителем с учетом площади объекта, степенью его проработки в соответствии с заданием.
Тематика ВКР Темы дипломных проектов или дипломных работ могут носить разносторонний характер, но должны соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту данной специальности, и могут быть посвящены: • разработке проектов благоустройства и озеленения территорий общего, ограниченного пользования и специального назначения - городских парков и садов, скверов и бульваров, территорий общественных центров, жилого и промышленного назначения, улиц и магистралей, зон отдыха и лесопарков, пансионатов, проектированию «зимних садов» внутри помещений различного назначения; • разработке проектов реконструкции территорий городских объектов озеленения, памятников садово-паркового искусства, истории и культуры, взятых под охрану государства; восстановления и реанимации особо охраняемых природных территорий; рекультивации нарушенных территорий (по специальному заданию на проектирование); • разработке проектов по организации питомников и хозяйств декоративного растениеводства (древоводство и цветоводство); • разработке мероприятий по производству работ (строительство, содержание, капитальный ремонт конструктивных элементов) на объектах ландшафтной архитектуры; • разработке научно-обоснованных мероприятий по актуальным вопросам совершенствования агротехники возделывания и культивирования насаждений и отдельных декоративных растений (сортов, форм); • по разработке теоретических моделей типов пространственной структуры насаждений на объектах ландшафтной архитектуры различного назначения. • разработке научно-обоснованных мероприятий восстановления и использования в современных социально-экономических и экологических условиях территорий исторических памятников садово-паркового искусства.
Примеры: • Проект реконструкции насаждений парка (сквера, бульвара, района, микрорайона) города…………..; • Проект благоустройства территории пансионата (санатория, лесопарка, школы) в г…………..; • Проект озеленения бульвара (набережной, проспекта, улицы) г……; • Проект создания спортивного (мемориального, детского, многофункционального) парка, г.........; • Цветочное оформление городских объектов, интерьеров……………… • Проект организации питомника декоративных растений в селе…….. • Исследование исторических аспектов на объектах садово- паркового искусства. • Исследование влияния приемов и технологий на биометрические показатели и качество посадочного материала декоративных древесных, кустарниковых и травянистых растений. • Исследование влияния антропогенных и экологических факторов на состояние зеленых насаждений и их элементы. • Исследование санитарного состояния пород деревьев и кустарников в различных категориях зеленых насаждений. • Исследование особенностей градостроительной ситуации и озеленения на объекте садово - парковогостроительства.
Темы дипломных работ рассматриваются и утверждаются на заседании выпускающей кафедры и на Учёном совете факультета в соответствии с установленными квалификационными требованиями по специальности действующего Государственного образовательного стандарта. Изменение или корректирование (уточнение) темы допускается в исключительных случаях по просьбе руководителя ВКР с последующим ее утверждением на заседании выпускающей кафедры и согласованием с проректором по учебной работе. Разработке дипломного проекта или работы в соответствии с учебным планом предшествует производственная и преддипломная практика, в ходе которых студенты собирают материал для дипломного проекта или работы, изучают литературные источники, правовые, нормативные и законодательные акты, существующую справочную литературу, ведомственные отчёты. Студенты должны проявить самостоятельность и уложиться в сроки, отведённые на прохождение производственной практики в соответствии с графиком учебного процесса. Так как задание для проекта выдается руководителем минимум за год до защиты, в течение летнего периода проводится на объекте инвентаризация и фотофиксация.
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Требования к структуре и содержанию ВКР определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки. ВКР по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура» должна состоять из трех блоков: пояснительной записки, включающей текстовую часть, рисунки и табличный материал; графической части, состоящей из пакета рабочих чертежей, которые отражают существующую ситуацию и замысел проектировщика; приложений. Пояснительная записка должна содержать следующие структурные элементы: - титульный лист; - задание на ВКР; - аннотация; - содержание; - определения, обозначения и сокращения (при необходимости); - введение; - основная часть; - заключение; - список использованных источников; ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка составляется по разделам проекта с обоснованиями проектного решения, технологии и организации производственных процессов и содержанию территории, по механизации работ и безопасности жизнедеятельности. Примерный план текста пояснительной записки (по структурным элементам). ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Титульный лист является первой страницей ВКР и заполняется на русском языке по строго определенным правилам (приложение 1). Титульный лист содержит информацию о теме и виде работы, данные об исполнителе и руководителе, о допуске работы заведующим кафедрой к защите. Титульные листы не нумеруются. ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ ВКР выполняется на основе индивидуального задания, содержащего требуемые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем сформированности компетенций каждого обучающегося. Задание составляется руководителем и оформляется на отдельном листе (приложение 2а). Дипломный проект по конкретному объекту может выполняться по заказу государственных городских предприятий или коммерческих фирм, являющимися организациями Заказчика. Заказчиком от производства, (руководителем производственной практики) выдаётся «Задание на проектирование (техническое задание)». В «Задании...» даются конкретные рекомендации и установки по решению практических задач проекта и его воплощения в жизнь. Задание конкретизируется руководителем дипломного проекта, преподавателем выпускающей кафедры в соответствии с квалификационными требованиями к итоговой государственной аттестации выпускника по данной специальности. «Задание...» составляется по специальной форме, согласуется с Заказчиком и руководителем дипломного проектирования и утверждается на заседании выпускающей кафедры. Пример составления «Задания на проектирование» приводится в Приложении 2б. На основании «Задания на проектирование» подготавливаются исходные материалы для проектирования объекта путём проведения следующих работ: а) изысканий на месте прохождения преддипломной практики (площадь, объекта, уточнение границ, общей ситуации), б) получения готовых сведений и данных в различных организациях и учреждениях. Основанием для разработки дипломного проекта являются. 1)информативные данные по естественноисторическим и природно- климатическим условиям района (города, региона, местности), сведения по санитарному состоянию проектируемой территории и экологической ситуации; 2) ситуационные (опорные, историко-архивные) планы градостроительной ситуации в М 1:2000; (или 1:1000); 3) план геодезической съёмки территории в М 1:500, на котором изображены и показаны в отметках подземные коммуникации, сооружения, здания, границы объекта («красные линии»), существующие насаждения. Указанные материалы могут быть получены в готовом виде в той организации, где студенты проходят преддипломную практику. Получив исходные данные, имея на руках план геоподосновы, студенты должны провести предварительное натурное обследование объекта, определить его границы, тип окружающей застройки, наличие и состояние существующей дорожной сети, сооружений, коммуникаций. Необходимо провести работу по инвентаризации существующих насаждений в соответствии с планом геоподосновы, составить оценочную ведомость инвентаризации растений по категориям их состояния. В «Задании на проектирование» устанавливается перечень материалов, который включает: чертежи предпроектного анализа территории, проектного решения (графическая часть) и пояснительную записку. АННОТАЦИЯ После бланка задания помещается аннотация, которая должна содержать в себе: фамилию и инициалы автора работы; тему работы; название высшего учебного заведения. В аннотации указывается цель написания ВКР, обобщаются основные результаты выполненной работы, перечисляются методы, с помощью которых получены эти результаты, приводятся ключевые слова, указывается количество страниц научной работы (без учета списка использованных источников и приложений); количество таблиц, иллюстраций, приложений, количество использованных библиографических источников в списке литературы. СОДЕРЖАНИЕ В содержании приводятся все заголовки ВКР (пояснительной записки) и указываются страницы, с которых они начинаются. Титульная страница, задание, аннотация и содержание не нумеруются, но в нумерации учитываются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. ВВЕДЕНИЕ Во введении должны быть отражены обоснование выбора темы и ее актуальности, степень разработанности темы, постановка научной проблемы исследования, объект и предмет исследования, описание основных используемых методов исследования, цели и задачи, научная новизна, теоретическое и практическое значение. Во введении могут быть выражены благодарности организациям, специалистам и др. за помощь при проведении исследований. Рекомендованный объем введения – 2-3 страницы. В основной части ВКР излагается материал по теме, проводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении. Основная часть ВКР состоит из разделов. Разделы могут быть разбиты на подразделы. Раздел 1. Исходные данные 1.1.Административно-историческая или историко-архитектурная справка Описываются общие сведения о населенном пункте, история создания объекта проектирования. Для проектов реконструкции необходимо привести все данные по ранее проведенным реконструкциям, если они были. Для исторических объектов ландшафтной архитектуры историко-архитектурный анализ и оценка застройки производится на основании данных литературных, архивных источников, данных инвентаризации и стилистического анализа. Конечная цель историко-архитектурного анализа состоит в оценке историко-архитектурной ценности памятника. Историко-культурные исследования включают историко-архивные и историко-библиографические изыскания; в результате чего составляется историческая записка. Следует провести анализ полученных архивных и библиографических источников, сопоставить с данными натурного обследования. Историко-ландшафтный анализ включает натурное обследование территории, выявление первоначальной композиционно-планировочной и объемно-пространственной структуры парка, дальнейшее развитие парка, определение периодов его развития, фиксацию сохранившихся и утраченных элементов. Историко-культурный (историко-архитектурный) опорный план является итогом всех вышеизложенных исследований и основой для проектирования. 1.2. Место изучаемого объекта в общей системе озеленения населенного пункта Дается полная характеристика системы озеленения города, на территории которого находится объект, и характеризуется его место в системе озеленения. Характеристику объекта озеленения можно проводить и с точки зрения концепции экологического каркаса (ЭК) города, определив его принадлежность к ареальным или линейным блокам ЭК.
1.3. Характеристика природно-климатических условий района Описываются климатические условия района исследований. Отдельно описываются мезоклиматические особенности агроклиматического района и микроклиматические особенности на территории объекта озеленения. Наиболее важными метеовеличинами, которые необходимо описать являются: средние температуры года, самого холодного и самого теплого месяца, минимальные и максимальные температуры и их повторяемость, годовой ход температур, сумма активных температур, величины среднегодового количества осадков и испарения, годовой ход осадков, румбы и повторяемость ветров с высокой скоростью, дата последнего заморозка, продолжительность и высота снежного покрова, интегральные агроклиматические показатели (ГТК Селянинова и индекс сухости Будыко) и др.
Раздел 5. Охрана труда «Охрана труда» как отдельный раздел должна быть четко согласована с темой ВКР. В этом разделе обучающийся должен показать умение самостоятельно решать организационные и технические вопросы, направленные на улучшение условий и безопасности труда. Разработка пятого раздела предусматривает обеспечение гарантии сохранения здоровья и работоспособности работников в производственных условиях конкретных отраслей ведения хозяйства посредством эффективного управления охраной труда и формирования ответственности у должностных лиц и специалистов за коллективную и собственную безопасность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отражаются общие результаты ВКР, формулируются обобщенные выводы и предложения, указываются перспективы применения результатов на практике и возможности дальнейшего исследования проблемы. Выводы должны отвечать на поставленные задачи, быть краткими и конкретными. Выводы должны отражать результаты работы, а не действия исследователя (не должно быть таких выводов как: изучены литературные данные…, собран материал…, проведены эксперименты…, поставленные задачи решены…, сделаны выводы…и т.п.). В выводах должна быть видна степень новизны, теоретическое и практическое значение проделанной работы. Если работа имеет прикладной характер, в выводах могут содержаться рекомендации. Заключение по объему может составлять до 5% ВКР. Оформление заголовков Название разделов, а также «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» - следует располагать на новом листе в середине строки, без точки в конце и печатать прописными буквами, без подчеркивания. Полужирный шрифт. Заголовки подразделов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной), без точки в конце, не подчеркивая. Полужирный шрифт. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами: 1; 1.1; 1.2 и т.д.Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Расстояние между заголовком раздела и текстом – 2 строки, между заголовками подразделов или строками заголовка – как в тексте. Не допускается размещать заголовок в нижней части страницы, если после заголовка расположена только одна строка текста. Нумерация страниц, разделов и подразделов, таблиц и формул дается арабскими цифрами без значка №. Обратите внимание, что такие структурные части, как введение, заключение, содержание, список использованных источников, аннотация и приложение не имеют порядкового номера. Например, недопустимо писать: 1. Содержание, 2. Введение. Страницыработы нумеруют, начиная со вступления и заканчивая последней страницей приложений, придерживаясь сквозной нумерации. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце. Не проставляются, но учитываются номера страниц титульного листа, задания на работу, аннотацииисодержания. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию работы. Подразделы нумеруются в рамках каждого раздела. Номер подраздела складывается из номера раздела и порядкового номера параграфа. Перечисления Перечисления при необходимости можно применить внутри текста подраздела. Перед перечислением ставится двоеточие. Перед каждой позицией перечисления ставится арабская цифра со скобкой (первый уровень детализации). Для следующей детализации перечисления стоит использовать маленькую букву русского алфавита со скобкой (второй уровень детализации). Перечисления первого уровня детализации пишут маленькими буквами с абзацного отступа, второго уровня – с отступом относительно места расположения перечислений первого уровня детализации. Количественные числительные Однозначные числа (1-9), если возле них нет единиц измерений, пишутся словами. Так же пишутся и единицы измерений, такие как проценты, метры и т.п., если возле них нет числовых значений. Числовые значения совместно с единицами измерений в тексте подаются соответствующими цифрами и символами (например, 22% и т.п.), или цифрами и словами единиц измерений (например, 22 процента и т.п.). В таблицах и иллюстрациях желательно придерживаться написания числовых значений и их единиц измерений, соответственно, цифрами и символами (например, 14%). Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например, 6 л, 19 кг. При этом после сокращения "л", "кг" и т.п. точка не ставится. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например, на 30 страницах (неверно на 30-ти страницах). Порядковые числительные Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами (например, пятый, двадцать третий и т.п.). Исключения составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией. Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных работах пишутся цифрами (например, 20-тонный контейнер, 5% сбор). Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся (например, в разделе 1, на рис. 2.1, в табл. 1.3). При записи римскими цифрами порядковые числительные не имеют падежных окончаний (например, XX век). Сокращения Сокращение – это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. При сокращенной записи слов используются три основных способа: оставляется только начальная буква слова (например, год – г.); оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (например, русский – рус.); пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (например, университет – ун-т). В научных работах допускаются следующие виды сокращений: буквенные аббревиатуры (например, АРК, РФ, МОН); сложносокращенные слова (например, Евроинтеграция – Европейская интеграция); условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам (например, то есть – т.е.; и так далее – и т.д.; тому подобное – т.п.). Иноязычные фамилии, названия учреждений, организаций и прочие собственные названия необходимо подавать в переводе на русский язык, включая их аббревиатурное сокращение, с обязательным добавлением при первом упоминании оригинального названия курсивом и указанием языка оригинала. Допускается иноязычные фамилии подавать лишь языком оригинала. Общепринятые сокращения слов и словосочетаний в работах приводят, ориентируясь на действующие стандарты библиотечного и издательского дела и другую специальную литературу. Сокращение учреждений, предприятий, организаций и т.п. расшифровываются в круглых скобках при первом упоминании. Цитаты Особой формой подачи фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст ВКР, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой обучающемуся в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает обучающийся. Общие требования к цитированию следующие: 1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. 2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием, которое ставится в любом месте цитаты по решению обучающегося, исходя из цели цитирования. 3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, который помещается в квадратных скобках, например: [6, С. 3-5]. 4. При косвенном цитировании (при пересказе мыслей других авторов своими словами) следует быть предельно точным в изложении мыслей автора, корректным при оценке излагаемого. 5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как первое создает впечатление о компилятивности работы, а второе – снижает ценность излагаемого в работе материала. 6. Если автор ВКР, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен специально это оговорить, то есть после поясняющего текста ставится дефис, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Например, (курсив наш – Т.С.). Оформление таблиц, рисунков и формул Таблицы Важным вопросом сопровождения текста ВКР является логически целесообразный подбор и размещение иллюстративного и табличного материала, содействующего более полному наглядному восприятию содержания и достоверности результатов работы, повышению ее информативности. Подбор иллюстраций и таблиц следует проводить с целью выбора действительно характерных и необходимых для логического объединения с положениями текста. Базы данных и другой сведенный цифровой материал в ВКР подают в табличной форме. При этом всегда целесообразным является рассмотрение вопроса, нужна ли именно табличная форма представления данных или имеет смысл заменить ее в основной части работы графиком либо диаграммой, построенными по табличным данным, а последние разместить в приложении. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицу располагают по всей ширине страницы с соблюдением левых и правых полей. Таблицы в работах размещают сразу после абзаца текста, где о них есть первое упоминание, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут сокращенно, например, в табл. 1.3. В повторных ссылках на таблицы необходимо указывать сокращенное слово «смотри», например: (см. табл. 1.3). Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Над правым верхним углом помещают надпись «Таблица...» с указанием номера раздела и порядкового номера таблицы без значка № перед цифрой и точки в конце. Таблицы снабжают тематическими заголовками (их должна содержать каждая таблица), которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Заголовок и слово «Таблица» не подчеркивают. Текст таблицы печатается с одинарным междустрочным интервалом шрифтом Times New Roman размером не большее 14 pt и не меньшее 10 pt, что определяется детальностью и объемом конкретных таблиц. Заголовок каждой графы в шапке таблицы должен быть по возможности кратким. Следует избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф, единицы измерения, по возможности, необходимо указывать в тематическом заголовке. Заголовки граф должны начинаться с заглавных букв, подзаголовки – с прописных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с заглавных, если они являются самостоятельными. Не следует включать в таблицу графу «№ п/п». Везде в таблицах допускается перенос слов, как в автоматическом режиме, так и ручным способом. Текст, который повторяется в графе таблицы и состоит из одного слова, можно заменять кавычкой (одинарный символ), из двух или более слов – словами «То же» при первом повторении и кавычкой при следующих. Если цифровые или другие данные в определенной ячейке таблицы не представляют, там обязательно ставят прочерк. В отдельных случаях целесообразным является объяснение в тексте, примечаниях или сносках только что указанного непредставления данных (например, из-за их отсутствия или по другим причинам). При переносе таблицы на следующую страницу, чего в целом следует избегать, шапку таблицы следует повторить и над ней в правом верхнем углу поместить слова «Продолжение таблицы 2.4» (без кавычек). Заголовок таблицы не повторяют. Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Не допускается помещать в текст ВКР без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже опубликованы в печати. Ссылка на источник помещается в квадратных скобках, например: Источник: [3]. Рисунки Для наглядности подаваемого в ВКР материала рекомендуется использовать иллюстрации: схемы, графики, диаграммы и т. п. При этом каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации. Все иллюстрации в ВКР обозначаются словом «рисунок», которое на письме сокращается и приводится вместе с порядковым номером иллюстрации (например, Рис. 1.2. – второй рисунок первого раздела). Все иллюстрации в ВКР должны быть пронумерованы в пределах разделов, за исключением представленных в приложениях. Точка ставится после каждого номера. Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. Номер иллюстрации, ее название, а также пояснительные надписи размещают последовательно под иллюстрацией. В том месте, где излагается вопрос, связанный с иллюстрацией и где следует указать на нее, размещают ссылки в виде выражения в круглых скобках (рис. 2.1.) или обращения типа «как видно на рис. 2.1.» или «как показано на рис. 2.1.». Если иллюстрации выполнены не обучающимся, необходимо в тексте давать ссылку на соответствующие литературные источники. Формулы Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Это касается и всех нумерованных формул. Для экономии пространства листа несколько коротких однотипных формул, отделенных от текста, можно представить в одной строке, а не одну под другой. Короткие формулы, которые не имеют самостоятельного значения, вписывают в середине строк текста. Пояснения значения символов и числовых коэффициентов необходимо указывать непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значения каждого символа и числового коэффициента необходимо указывать с новой строки. Первая строка пояснения начинается со слова «где» без двоеточия. Уравнения и формулы необходимо выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы следует оставлять не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то его следует перенести после знака равенства (=) либо знаков плюс (+), минус (–), умножить (×), разделить (:). Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами, в круглых скобках, у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Номер, который не вмещается в строку с формулой, переносят ниже. Номер формулы при ее перенесении помещают на уровне последней строки. Общее правило пунктуации в тексте с формулами такое: формула входит в предложение как его равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними разделительные знаки ставят в соответствии с правилами пунктуации. Двоеточие
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.017 с.) |