![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические аспекты репродукции человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
а) Понятие о поле. Этапы дифференцировки пола Пол – это совокупность признаков организма, обеспечивающее его участие в воспроизведении потомства. Этапы дифференцировки пола: · Эмбриональный период I. Этап – определение генетического пола; II. Этап – определение гонадного пола (зигота→деление→зародыш до 50 дней (7 неделя) эмбрионального развития не дифференцирован: если есть Y-хромосома, то развивается по мужскому типу, если нет – по женскому); III. Этап – формирование соматического пола (под влиянием тестостерона развивается мужская половая система, при его отсутствии – женская); · Постэмбриональный период IV. Этап – психосоматическое становление (индивидуум осознает свой пол); V. Этап – социальное становление (как его воспринимает общество). б) Половой диморфизм: генетический, морфофизиологический, эндокринный и поведенческий аспекты Полово́й диморфи́зм — анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов.
Формирование половых морфологических и функциональных половых признаков определяется наличием в кариотипе данной особи в 23 паре хромосом X - или У-хромосомы. Особи, имеющие кариотип ХУ, развиваются по мужскому типу и у них формируются мужские половые признаки. Особи, имеющие кариотип XX, развиваются по женскому типу.
Морфологические проявления полового диморфизма у человека очень разнообразны. Мужчины и женщины различаются по общим размерам тела. В составе тела у мужчин выше доля костно-мышечного компонента, у женщин -жирового. Пропорции тела: у мужчин широкие плечи и узкий таз, более длинные конечности, у женщин — наоборот, широкий таз и более узкие плечи, туловище и корпус длиннее. У мужчин обычно больше размеры всех костей, рельеф на них выражен сильнее, кости у мужчин тяжелее и массивнее. У мужчин длиннее позвоночник, а у женщин лучше выражен поясничный лордоз; грудная клетка— у женщин короче и уже; живот-у женщин длиннее; кисть — у женщин более узкая. Мужской череп более крупный, с выраженными надбровными дугами и более крупной нижней челюстью. Для женского черепа характерна более вертикальная форма лба.
На организменном уровне половой диморфизм проявляется в половых признаках. Выделяют первичные половые признаки и вторичные. 1) Первичные половые признаки - внутренние половые органы: половые железы (семенники и яичники) вместе с проводящими путями (семяпроводы и яйцепроводы), маткой) и внешние половые органы; 2) Вторичные – играют вспомогательную роль: особенности оволосенения, мускулатура, развитие молочных желез. Яйцеклетки и сперматозоиды вырабатываются разными организмами – женским и мужскими. В подразделении гамет на яйцеклетки и сперматозоиды, а особей на самок и самцов заключается явление полового диморфизма. Эндокринные и обменные нарушения могут быть значительными, хотя их выявление представляет довольно трудную задачу. Наиболее частым синдромом является нарушение усвоения глюкозы. Мужские и женские особи различаются в строении половых желез. Женские особи выделяют эстрогены, а мужские- тестостерон
Под половым диморфизмом понимают подразделение людей на лиц женского и мужского пола (мужчин и женщин). Наличие в природе полового диморфизма вообще отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской и женской особью. У человека с появлением культуры половой диморфизм стал проявляться и в разделении труда, или вернее экологических функций в популяции (добывание пищи, рождение и воспитание потомства, приготовление пищи, постройка жилья и так далее). В силу биологических особенностей мужчина был более приобщен к поддержанию эколого-экономического благополучия семьи и общины. Женщине достался примат воспроизводства популяции, отсюда её ведущая роль в биологическом существовании человека. Лишь в последнее время возникли тенденции стирания социальных (но не биологических) различий между мужчиной и женщиной. в) Особенности гаметогенеза у женского и мужского пола Гаметогенез — это процесс образования половых клеток. Протекает он в половых железах — гонадах (в яичниках у самок и в семенниках у самцов). Гаметогенез в организме женской особи сводится к образованию женских половых клеток (яйцеклеток) и носит название овогенеза. У особей мужского пола возникают мужские половые клетки (сперматозоиды), процесс образования которых называется сперматогенезом.
г) Биологические закономерности оплодотворения. Оплодотворяющая способность спермы человека!!! д) Значение социальных факторов в становлении и реализации репродуктивной функции человека. Бесплодие и многоплодие, их биологические механизмы Бесплодие - это потеря способности размножаться половым путем. Выделяют два вида бесплодия: § первичное (вызвано нарушениями в эмбриогенезе); § вторичное (факторами внешней среды). Многоплодие-это беременность двумя или большим количеством плодов. Многоплодная беременность может наступать в результате двух механизмов: § созревания и оплодотворения сразу двух и более яйцеклеток, и в этом случае беременность называется разнояйцевой; § разделения оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) на две или более частей вскоре после оплодотворения, и в этом случае беременность называется однояйцевой. Основы генетики а) Генетика как наука (определение) Генетика – наука о двух фундаментальных, диалектически взаимосвязанных свойствах живых организмов – наследственности и изменчивости. б) Предмет, задачи и методы генетики Объект исследования – все живые организмы. Предмет – все признаки живых организмов. Задачи генетики: 1) Изучение материальных основ наследственности; 2) Исследование потока генетической информации в клетках; 3) Анализ характера взаимодействия между генами в процессе формирования признаков; 4) Изучение закономерностей и механизмов изменчивости и ее роль в приспособительных реакциях организма в ходе эволюционного процесса; 5) Исследование влияния факторов внешней среды на наследственность. Методы генетики: 1. Генеалогический (метод составления родословных) – реализация признаков в различных поколениях; 2. Гибридологический (скрещивание); 3. Популяционно – статистический - определение распространенности гена и генотипов в популяции; 4. Цитогенетический (микроскопическое изучение кариотипа) – изучение всех хромосом и геномных мутаций; 5. Биохимический (определение биохимических показателей организма) - определение всех генных мутаций и нарушение метаболизма; 6. Близнецовый (метод исследования генетических закономерностей на близнецах); 7. Молекулярно-генетический (особенности организации наследственного материала на уровне ДНК и РНК) – расшифровка определенной последовательности гена, размеры гена, все генетические мутации, место локализации гена 8. Генетико-математический (количественный учет результатов анализов). в) Этапы развития генетики. I. этап – 1900-1910 гг. II. этап – 1910-1920 гг. III. этап – 1920-1940 гг. IV. этап – 1940-1953 гг. V. этап – с 1953 г – настоящее время. г) Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие генетики. Основоположником генетики как науки считается Грегор Мендель, сформулировавший в 1865 году законы наследования. Он, применив гибридологический метод, впервые открыл закономерности наследования признаков, которые известны как законы Менделя. Мендель опубликовал результаты своих исследований в 1866 г. в работе «Опыты над растительными гибридами». Однако они заняли достойное место в системе биологических знаний спустя 35 лет, лишь в 1900 году. 1990 год считается датой рождения генетики, когда три ученых – голландец де Фриз, немец Корренс, австриец Чермак независимо друг от друга переоткрыли законы Менделя. После этого развитие генетики пошло более быстрыми темпами.
К концу XIX века в результате повышения оптических качеств микроскопов и совершенствования цитологических методов стало возможно наблюдать поведение хромосом в гаметах и зиготах. Еще в 1875 г. Гертвиг обратил внимание на то, что при оплодотворении яиц морского ежа происходит слияние двух ядер – ядра спермия и ядра яйцеклетки. В 1882 г. Флеминг описал поведение хромосом во время митоза. В 1902 г. Бовери продемонстрировал важную роль ядра в регуляции развития признаков организма. В 1901-1903 гг. голландец де Фриз ввел термин “мутации”. В 1906 г. Бетсон предложил термин генетика (от geneticos – относящийся к рождению, происхождению). В 1908 г. Харди и Вайнберг сформулировали закон распределения генов в популяциях. В 1908 г. Нильсон-Эле открыл явление полимерии. В 1909 г. Иогансен предложил термин “ген”, “генотип”, “фенотип”. В 1909 г. Гаррод установил, что болезнь алкаптонурия является наследственным заболеванием, связанным с нарушением метаболизма, что явилось основой зарождения биохимической генетики. Одной из самых важных вех в развитии генетики стали экспериментальные работы Т. Моргана (1911-1914 гг.) и его сотрудников с плодовой мушкой дрозофилой. Ими была установлена связь генов с хромосомами. Эти работы экспериментально доказали хромосомную теорию наследственности. В 1909 г. Коррренс опубликовал работу о цитоплазматической наследственности. В 1920 г. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости; открыл мировые центры происхождения растений; создал мировую коллекцию культурных растений. В 1927 г. Карпиченко преодолел стерильность гибридов, создав плодовитый межродовой гибрид редьки и капусты. Навашин открыл двойное оплодотворение. Работы Четверикова (1926, 1929 гг.) положили начало современной генетики популяций. Труды Фишера (1931 г.), Райта (1932 г.), Дубинина и Ромашова (1932 г.), Холдейна (1935 г.), Добжанского (1937 г.) заложили основы синтетической теории эволюции. В 1927 г. Тимофеев–Ресовский и Добжанский разработали учение о микроэволюции. В 1928 гг. Гриффит установил явление трансформации. 1929 г. Серебровский – геногеография, разработал методы селекции домашних животных. Огромное значении для селекции имели труды И.В. Мичурина. В 1941 г. Бидл и Татум сформулировали гипотезу “один ген– один фермент”. В 1944 г. Эйвери с коллегоми определили природу трансформирующего агента, доказав, что таковым является молекула ДНК.
В 1949 г. Полинг выявил причину серповидно-клеточной анемии. В 1953 г. Уотсон и Крик установили пространственную структуру молекулы ДНК, что явилось переломным моментом для развития биологии XX века и, как считают многие учение, в 1953 г. произошло рождение молекулярной генетики. В 1956 г. Тио и Леван установили, что диплоидное число хромосом человека равно 46, а не 48. В 1959 г. Лежен определил причину возникновения синдрома Дауна (трисомия по 21 хромосоме). В 1961 г. Жакоб и Моно сформулировали концепцию оперона. д) Место генетики в системе биологических наук и роль в современной биологии и медицине. Генетика является одной из самых прогрессивных наук естествознания. Ее достижения изменили естественнонаучное и во многом философское понимание явлений жизни. Роль генетики для практики селекции и медицины очень велика. Значение генетики для медицины будет возрастать с каждым годом, ибо генетика касается самых сокровенных сторон биологии и физиологии человека. Благодаря генетике, ее знаниям, разрабатываются методы лечения ряда наследственных заболеваний, таких, как фенилкетонурия, сахарный диабет и другие. Здесь медико-генетическая работа призвана облегчить страдания людей от действия дефектных генов, полученных ими от родителей. Внедряются в практику приемы медико-генетического консультирования и перинатальной диагностики, что позволяет предупредить развитие наследственных заболеваний. Основы генетики а) Сущность наследственности и изменчивости. Наследование (определение). Изменчивость – это свойство живых организмов, заключающиеся в изменении наследственных задатков или изменении их проявления в процессе развития организма. Наследственность – свойство живых организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность при смене поколений. Наследственность и изменчивость тесно связаны с эволюцией. В филогенезе – в неразрывном диалектическом единстве. Новые свойства организма появляются благодаря изменчивости, но она играет роль тогда, когда появившиеся изменения сохраняются в последующих поколениях, то есть наследуются. Наследование – это процесс реализации наследственности (процесс передачи из поколения в поколение наследственных задатков). б) Классификация основных типов наследования признаков. Аутосомно-доминантный тип наследования – наследование доминантных признаков, сцепленных с аутосомами (один из родителей гетерозиготный или гомозиготный по патологическому гену - АА, Аа, другой гомозиготен по нормальному аллелю - аа): 1) Признак встречается в каждом поколении родословной, что называют наследованием по вертикали; 2) Признак встречается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек (1:1); 3) Мужчины и женщины одинаково передают признак своим детям — мальчикам и девочкам; 4) Если признак обнаруживается у одного из родителей, то этот признак проявится либо у половины потомства (родитель гетерозиготен), либо у всего (родитель по данному гену гомозиготен); 5) Если признак имеют оба родителя, то он проявится либо у всех детей (оба родителя гомозиготны по доминантному гену, или один родитель гомозиготен по доминантному гену, а другой гетерозиготен), либо у ¾ детей (оба родителя гетерозиготны);
6) Индивидумы без признака, родители которых обладают признаком, будут иметь всех детей без признака. Аутосомно-рецессивный тип наследования – наследование рецессивных признаков, сцепленными с аутосомами (заболевание проявляется только у гомозигот – аа) более тяжелый, чем аутосомно-доминантный: 1) Признак в родословной встречается достаточно редко, не во всех поколениях, что называют наследованием по горизонтали; 2) Признак встречается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек; 3) Мужчины и женщины одинаково передают признак своим детям — мальчикам и девочкам; 4) Признак может проявиться у детей, родители которых им не обладали (оба родителя гетерозиготны и являются носителями гена, определяющего признак). При кровном родстве родителей у детей признак проявляется чаще; 5) Если признак имеет один из родителей, то он может совсем не проявиться у детей (второй родитель гомозиготен по доминантному гену) или проявиться у половины детей (второй родитель гетерозиготен); 6) Если признак имеют оба родителя, то все их дети будут обладать данным признаком. Х-сцепленный доминантный тип наследования – наследование доминантных признаков, детерминированных генами, сцепленными с Х-хромосомами: 1) Для признака характерно наследование по вертикали; 2) Признак встречается чаще у лиц женского пола (в 2 раза); 3) Женщины, обладающие признаком, передают ген, детерминирующий данный признак, 50% сыновей и 50% дочерей; 4) Мужчины, имеющие признак, передают ген, определяющий его, всем дочерям и не передают сыновьям (крисс-кросс наследование); 5) Индивидумы без признака, родители которых обладают признаком, будут иметь всех детей без признака. Х-сцепленный рецессивный тип наследования - наследование рецессивных признаков, сцепленными с Х-хромосомами: 1) Для признака характерно наследование по горизонтали; 2) Признак значительно чаще встречается у лиц мужского пола; 3) Женщины, обладающие признаком, передают ген, детерминирующий признак, всем сыновьям и дочерям. При этом у всех сыновей признак проявится. Дочери, если их отец обладает признаком, будут также иметь его, а если их отец не имеет признака, то будут гетерозиготными носителями гена, определяющего признак; 4) Мужчины, обладающие признаком, передают ген, его детерминирующий, дочерям. Проявление признака у дочерей будет зависеть от генотипа их матери: а) Если мать имеет признак, то дочери также будут обладать им, б) Если мать не имеет признак, не является гетерозиготой, то 50% дочерей будут обладать признаком, а 50% — нет (они являются носителями гена, детерминирующего признак). в) Если мать не имеет признак и является гомозиготой, то дочери не будут обладать признаком и все они являются гетерозиготными носителями гена, определяющего признак; 5) При кровном родстве супругов вероятность проявления признака у детей выше. Y-сцепленное наследование: 1) Для признака характерно наследование по вертикали; 2) Признак встречается только у лиц мужского пола; 3) Признак передается по мужской линии: от отца всем его сыновьям (голандрическое наследование). в) Вклад Г. Менделя в развитие биологии и генетики. Работы по изучению наследования признаков. Иоган Мендель родился в 1882 году в крестьянской семье. После окончания школы поступил в монастырь, где получил имя Грегор. В 1849 году начал преподавать; 1851-1853 гг. – изучение физики, ботаники в Венском университете; В 1856 году начал проводить первые опыты по гибридизации; С 1865 года проводил опыты с горохом. Успехов добился, так как был ряд особенностей экспериментов: 1. для опыта использовал горох – он: -легко выращивается -легко искусственно опыляется -гидриды не обладали нарушением плодовитости 2. использовал чистые линии; 3. анализировал альтернативные признаки - основных 7 признаков: -цвет (желтый, зеленый) -поверхность (гладкий, морщинистый) -цветки (белые, фиолетовые) -длина стебля (длинный, короткий) -форма стручка (с перегородкой, без) -форма боба (сферический, овальный); 4. использовал 22 сорта гороха; 5. рассматривал только альтернативные признаки – 1 или несколько пар; 6. строгий математический учет получившихся результатов (6022(ж):2001(з) или 3:1) В результате Мендель вывел законы наследования. г) Определение понятия моногенное наследование. Роль аллельных генов. Моногенным называется такой тип наследования, когда наследственный признак контролируется одним геном. Аллельные гены – это гены, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и контролирующие развитие вариаций одного признака (например, цвет глаз у человека, который может быть голубой, зеленый, карий, детерминируется парой аллельных генов). д) Моногибридное скрещивание (определение). Закон единообразия гибридов первого поколения (примеры). Моногибридное скрещивание - скрещивание двух организмов с учетом пары альтернативных признаков (гладкая и морщинистая поверхность семян гороха, черный и серый цвет тела у дрозофилы, пятипалая (нормальная) и шестипалая (полидактилия) рука у человека). Первое правило (закон) Менделя или правило единообразия гибридов первого поколения. Оно гласит: при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной (или нескольким) паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу. При скрещивании чистых линий гороха с пурпурными цветками и гороха с белыми цветками Мендель заметил, что взошедшие потомки растений были все с пурпурными цветками, среди них не было ни одного белого. Мендель не раз повторял опыт, использовал другие признаки. Если он скрещивал горох с жёлтыми и зелёными семенами, у всех потомков семена были жёлтыми. Если он скрещивал горох с гладкими и морщинистыми семенами, у потомства были гладкие семена. Потомство от высоких и низких растений было высоким. Итак, гибриды первого поколения всегда единообразны по данному признаку и приобретают признак одного из родителей. Этот признак (более сильный, доминантный), всегда подавлял другой (рецессивный).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.141.5 (0.014 с.) |