Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические аспекты репродукции человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
а) Понятие о поле. Этапы дифференцировки пола Пол – это совокупность признаков организма, обеспечивающее его участие в воспроизведении потомства. Этапы дифференцировки пола: · Эмбриональный период I. Этап – определение генетического пола; II. Этап – определение гонадного пола (зигота→деление→зародыш до 50 дней (7 неделя) эмбрионального развития не дифференцирован: если есть Y-хромосома, то развивается по мужскому типу, если нет – по женскому); III. Этап – формирование соматического пола (под влиянием тестостерона развивается мужская половая система, при его отсутствии – женская); · Постэмбриональный период IV. Этап – психосоматическое становление (индивидуум осознает свой пол); V. Этап – социальное становление (как его воспринимает общество). б) Половой диморфизм: генетический, морфофизиологический, эндокринный и поведенческий аспекты Полово́й диморфи́зм — анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов. Генетический аспект Формирование половых морфологических и функциональных половых признаков определяется наличием в кариотипе данной особи в 23 паре хромосом X - или У-хромосомы. Особи, имеющие кариотип ХУ, развиваются по мужскому типу и у них формируются мужские половые признаки. Особи, имеющие кариотип XX, развиваются по женскому типу. Морфофизиологический Морфологические проявления полового диморфизма у человека очень разнообразны. Мужчины и женщины различаются по общим размерам тела. В составе тела у мужчин выше доля костно-мышечного компонента, у женщин -жирового. Пропорции тела: у мужчин широкие плечи и узкий таз, более длинные конечности, у женщин — наоборот, широкий таз и более узкие плечи, туловище и корпус длиннее. У мужчин обычно больше размеры всех костей, рельеф на них выражен сильнее, кости у мужчин тяжелее и массивнее. У мужчин длиннее позвоночник, а у женщин лучше выражен поясничный лордоз; грудная клетка— у женщин короче и уже; живот-у женщин длиннее; кисть — у женщин более узкая. Мужской череп более крупный, с выраженными надбровными дугами и более крупной нижней челюстью. Для женского черепа характерна более вертикальная форма лба. Эндокринный На организменном уровне половой диморфизм проявляется в половых признаках. Выделяют первичные половые признаки и вторичные. 1) Первичные половые признаки - внутренние половые органы: половые железы (семенники и яичники) вместе с проводящими путями (семяпроводы и яйцепроводы), маткой) и внешние половые органы; 2) Вторичные – играют вспомогательную роль: особенности оволосенения, мускулатура, развитие молочных желез. Яйцеклетки и сперматозоиды вырабатываются разными организмами – женским и мужскими. В подразделении гамет на яйцеклетки и сперматозоиды, а особей на самок и самцов заключается явление полового диморфизма. Эндокринные и обменные нарушения могут быть значительными, хотя их выявление представляет довольно трудную задачу. Наиболее частым синдромом является нарушение усвоения глюкозы. Мужские и женские особи различаются в строении половых желез. Женские особи выделяют эстрогены, а мужские- тестостерон Поведенческий Под половым диморфизмом понимают подразделение людей на лиц женского и мужского пола (мужчин и женщин). Наличие в природе полового диморфизма вообще отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской и женской особью. У человека с появлением культуры половой диморфизм стал проявляться и в разделении труда, или вернее экологических функций в популяции (добывание пищи, рождение и воспитание потомства, приготовление пищи, постройка жилья и так далее). В силу биологических особенностей мужчина был более приобщен к поддержанию эколого-экономического благополучия семьи и общины. Женщине достался примат воспроизводства популяции, отсюда её ведущая роль в биологическом существовании человека. Лишь в последнее время возникли тенденции стирания социальных (но не биологических) различий между мужчиной и женщиной. в) Особенности гаметогенеза у женского и мужского пола Гаметогенез — это процесс образования половых клеток. Протекает он в половых железах — гонадах (в яичниках у самок и в семенниках у самцов). Гаметогенез в организме женской особи сводится к образованию женских половых клеток (яйцеклеток) и носит название овогенеза. У особей мужского пола возникают мужские половые клетки (сперматозоиды), процесс образования которых называется сперматогенезом. г) Биологические закономерности оплодотворения. Оплодотворяющая способность спермы человека!!! д) Значение социальных факторов в становлении и реализации репродуктивной функции человека. Бесплодие и многоплодие, их биологические механизмы Бесплодие - это потеря способности размножаться половым путем. Выделяют два вида бесплодия: § первичное (вызвано нарушениями в эмбриогенезе); § вторичное (факторами внешней среды). Многоплодие-это беременность двумя или большим количеством плодов. Многоплодная беременность может наступать в результате двух механизмов: § созревания и оплодотворения сразу двух и более яйцеклеток, и в этом случае беременность называется разнояйцевой; § разделения оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) на две или более частей вскоре после оплодотворения, и в этом случае беременность называется однояйцевой. Основы генетики а) Генетика как наука (определение) Генетика – наука о двух фундаментальных, диалектически взаимосвязанных свойствах живых организмов – наследственности и изменчивости. б) Предмет, задачи и методы генетики Объект исследования – все живые организмы. Предмет – все признаки живых организмов. Задачи генетики: 1) Изучение материальных основ наследственности; 2) Исследование потока генетической информации в клетках; 3) Анализ характера взаимодействия между генами в процессе формирования признаков; 4) Изучение закономерностей и механизмов изменчивости и ее роль в приспособительных реакциях организма в ходе эволюционного процесса; 5) Исследование влияния факторов внешней среды на наследственность. Методы генетики: 1. Генеалогический (метод составления родословных) – реализация признаков в различных поколениях; 2. Гибридологический (скрещивание); 3. Популяционно – статистический - определение распространенности гена и генотипов в популяции; 4. Цитогенетический (микроскопическое изучение кариотипа) – изучение всех хромосом и геномных мутаций; 5. Биохимический (определение биохимических показателей организма) - определение всех генных мутаций и нарушение метаболизма; 6. Близнецовый (метод исследования генетических закономерностей на близнецах); 7. Молекулярно-генетический (особенности организации наследственного материала на уровне ДНК и РНК) – расшифровка определенной последовательности гена, размеры гена, все генетические мутации, место локализации гена 8. Генетико-математический (количественный учет результатов анализов). в) Этапы развития генетики. I. этап – 1900-1910 гг. II. этап – 1910-1920 гг. III. этап – 1920-1940 гг. IV. этап – 1940-1953 гг. V. этап – с 1953 г – настоящее время. г) Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие генетики. Основоположником генетики как науки считается Грегор Мендель, сформулировавший в 1865 году законы наследования. Он, применив гибридологический метод, впервые открыл закономерности наследования признаков, которые известны как законы Менделя. Мендель опубликовал результаты своих исследований в 1866 г. в работе «Опыты над растительными гибридами». Однако они заняли достойное место в системе биологических знаний спустя 35 лет, лишь в 1900 году. 1990 год считается датой рождения генетики, когда три ученых – голландец де Фриз, немец Корренс, австриец Чермак независимо друг от друга переоткрыли законы Менделя. После этого развитие генетики пошло более быстрыми темпами. К концу XIX века в результате повышения оптических качеств микроскопов и совершенствования цитологических методов стало возможно наблюдать поведение хромосом в гаметах и зиготах. Еще в 1875 г. Гертвиг обратил внимание на то, что при оплодотворении яиц морского ежа происходит слияние двух ядер – ядра спермия и ядра яйцеклетки. В 1882 г. Флеминг описал поведение хромосом во время митоза. В 1902 г. Бовери продемонстрировал важную роль ядра в регуляции развития признаков организма. В 1901-1903 гг. голландец де Фриз ввел термин “мутации”. В 1906 г. Бетсон предложил термин генетика (от geneticos – относящийся к рождению, происхождению). В 1908 г. Харди и Вайнберг сформулировали закон распределения генов в популяциях. В 1908 г. Нильсон-Эле открыл явление полимерии. В 1909 г. Иогансен предложил термин “ген”, “генотип”, “фенотип”. В 1909 г. Гаррод установил, что болезнь алкаптонурия является наследственным заболеванием, связанным с нарушением метаболизма, что явилось основой зарождения биохимической генетики. Одной из самых важных вех в развитии генетики стали экспериментальные работы Т. Моргана (1911-1914 гг.) и его сотрудников с плодовой мушкой дрозофилой. Ими была установлена связь генов с хромосомами. Эти работы экспериментально доказали хромосомную теорию наследственности. В 1909 г. Коррренс опубликовал работу о цитоплазматической наследственности. В 1920 г. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости; открыл мировые центры происхождения растений; создал мировую коллекцию культурных растений. В 1927 г. Карпиченко преодолел стерильность гибридов, создав плодовитый межродовой гибрид редьки и капусты. Навашин открыл двойное оплодотворение. Работы Четверикова (1926, 1929 гг.) положили начало современной генетики популяций. Труды Фишера (1931 г.), Райта (1932 г.), Дубинина и Ромашова (1932 г.), Холдейна (1935 г.), Добжанского (1937 г.) заложили основы синтетической теории эволюции. В 1927 г. Тимофеев–Ресовский и Добжанский разработали учение о микроэволюции. В 1928 гг. Гриффит установил явление трансформации. 1929 г. Серебровский – геногеография, разработал методы селекции домашних животных. Огромное значении для селекции имели труды И.В. Мичурина. В 1941 г. Бидл и Татум сформулировали гипотезу “один ген– один фермент”. В 1944 г. Эйвери с коллегоми определили природу трансформирующего агента, доказав, что таковым является молекула ДНК. В 1949 г. Полинг выявил причину серповидно-клеточной анемии. В 1953 г. Уотсон и Крик установили пространственную структуру молекулы ДНК, что явилось переломным моментом для развития биологии XX века и, как считают многие учение, в 1953 г. произошло рождение молекулярной генетики. В 1956 г. Тио и Леван установили, что диплоидное число хромосом человека равно 46, а не 48. В 1959 г. Лежен определил причину возникновения синдрома Дауна (трисомия по 21 хромосоме). В 1961 г. Жакоб и Моно сформулировали концепцию оперона. д) Место генетики в системе биологических наук и роль в современной биологии и медицине. Генетика является одной из самых прогрессивных наук естествознания. Ее достижения изменили естественнонаучное и во многом философское понимание явлений жизни. Роль генетики для практики селекции и медицины очень велика. Значение генетики для медицины будет возрастать с каждым годом, ибо генетика касается самых сокровенных сторон биологии и физиологии человека. Благодаря генетике, ее знаниям, разрабатываются методы лечения ряда наследственных заболеваний, таких, как фенилкетонурия, сахарный диабет и другие. Здесь медико-генетическая работа призвана облегчить страдания людей от действия дефектных генов, полученных ими от родителей. Внедряются в практику приемы медико-генетического консультирования и перинатальной диагностики, что позволяет предупредить развитие наследственных заболеваний. Основы генетики а) Сущность наследственности и изменчивости. Наследование (определение). Изменчивость – это свойство живых организмов, заключающиеся в изменении наследственных задатков или изменении их проявления в процессе развития организма. Наследственность – свойство живых организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность при смене поколений. Наследственность и изменчивость тесно связаны с эволюцией. В филогенезе – в неразрывном диалектическом единстве. Новые свойства организма появляются благодаря изменчивости, но она играет роль тогда, когда появившиеся изменения сохраняются в последующих поколениях, то есть наследуются. Наследование – это процесс реализации наследственности (процесс передачи из поколения в поколение наследственных задатков). б) Классификация основных типов наследования признаков. Аутосомно-доминантный тип наследования – наследование доминантных признаков, сцепленных с аутосомами (один из родителей гетерозиготный или гомозиготный по патологическому гену - АА, Аа, другой гомозиготен по нормальному аллелю - аа): 1) Признак встречается в каждом поколении родословной, что называют наследованием по вертикали; 2) Признак встречается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек (1:1); 3) Мужчины и женщины одинаково передают признак своим детям — мальчикам и девочкам; 4) Если признак обнаруживается у одного из родителей, то этот признак проявится либо у половины потомства (родитель гетерозиготен), либо у всего (родитель по данному гену гомозиготен); 5) Если признак имеют оба родителя, то он проявится либо у всех детей (оба родителя гомозиготны по доминантному гену, или один родитель гомозиготен по доминантному гену, а другой гетерозиготен), либо у ¾ детей (оба родителя гетерозиготны); 6) Индивидумы без признака, родители которых обладают признаком, будут иметь всех детей без признака. Аутосомно-рецессивный тип наследования – наследование рецессивных признаков, сцепленными с аутосомами (заболевание проявляется только у гомозигот – аа) более тяжелый, чем аутосомно-доминантный: 1) Признак в родословной встречается достаточно редко, не во всех поколениях, что называют наследованием по горизонтали; 2) Признак встречается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек; 3) Мужчины и женщины одинаково передают признак своим детям — мальчикам и девочкам; 4) Признак может проявиться у детей, родители которых им не обладали (оба родителя гетерозиготны и являются носителями гена, определяющего признак). При кровном родстве родителей у детей признак проявляется чаще; 5) Если признак имеет один из родителей, то он может совсем не проявиться у детей (второй родитель гомозиготен по доминантному гену) или проявиться у половины детей (второй родитель гетерозиготен); 6) Если признак имеют оба родителя, то все их дети будут обладать данным признаком. Х-сцепленный доминантный тип наследования – наследование доминантных признаков, детерминированных генами, сцепленными с Х-хромосомами: 1) Для признака характерно наследование по вертикали; 2) Признак встречается чаще у лиц женского пола (в 2 раза); 3) Женщины, обладающие признаком, передают ген, детерминирующий данный признак, 50% сыновей и 50% дочерей; 4) Мужчины, имеющие признак, передают ген, определяющий его, всем дочерям и не передают сыновьям (крисс-кросс наследование); 5) Индивидумы без признака, родители которых обладают признаком, будут иметь всех детей без признака. Х-сцепленный рецессивный тип наследования - наследование рецессивных признаков, сцепленными с Х-хромосомами: 1) Для признака характерно наследование по горизонтали; 2) Признак значительно чаще встречается у лиц мужского пола; 3) Женщины, обладающие признаком, передают ген, детерминирующий признак, всем сыновьям и дочерям. При этом у всех сыновей признак проявится. Дочери, если их отец обладает признаком, будут также иметь его, а если их отец не имеет признака, то будут гетерозиготными носителями гена, определяющего признак; 4) Мужчины, обладающие признаком, передают ген, его детерминирующий, дочерям. Проявление признака у дочерей будет зависеть от генотипа их матери: а) Если мать имеет признак, то дочери также будут обладать им, б) Если мать не имеет признак, не является гетерозиготой, то 50% дочерей будут обладать признаком, а 50% — нет (они являются носителями гена, детерминирующего признак). в) Если мать не имеет признак и является гомозиготой, то дочери не будут обладать признаком и все они являются гетерозиготными носителями гена, определяющего признак; 5) При кровном родстве супругов вероятность проявления признака у детей выше. Y-сцепленное наследование: 1) Для признака характерно наследование по вертикали; 2) Признак встречается только у лиц мужского пола; 3) Признак передается по мужской линии: от отца всем его сыновьям (голандрическое наследование). в) Вклад Г. Менделя в развитие биологии и генетики. Работы по изучению наследования признаков. Иоган Мендель родился в 1882 году в крестьянской семье. После окончания школы поступил в монастырь, где получил имя Грегор. В 1849 году начал преподавать; 1851-1853 гг. – изучение физики, ботаники в Венском университете; В 1856 году начал проводить первые опыты по гибридизации; С 1865 года проводил опыты с горохом. Успехов добился, так как был ряд особенностей экспериментов: 1. для опыта использовал горох – он: -легко выращивается -легко искусственно опыляется -гидриды не обладали нарушением плодовитости 2. использовал чистые линии; 3. анализировал альтернативные признаки - основных 7 признаков: -цвет (желтый, зеленый) -поверхность (гладкий, морщинистый) -цветки (белые, фиолетовые) -длина стебля (длинный, короткий) -форма стручка (с перегородкой, без) -форма боба (сферический, овальный); 4. использовал 22 сорта гороха; 5. рассматривал только альтернативные признаки – 1 или несколько пар; 6. строгий математический учет получившихся результатов (6022(ж):2001(з) или 3:1) В результате Мендель вывел законы наследования. г) Определение понятия моногенное наследование. Роль аллельных генов. Моногенным называется такой тип наследования, когда наследственный признак контролируется одним геном. Аллельные гены – это гены, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и контролирующие развитие вариаций одного признака (например, цвет глаз у человека, который может быть голубой, зеленый, карий, детерминируется парой аллельных генов). д) Моногибридное скрещивание (определение). Закон единообразия гибридов первого поколения (примеры). Моногибридное скрещивание - скрещивание двух организмов с учетом пары альтернативных признаков (гладкая и морщинистая поверхность семян гороха, черный и серый цвет тела у дрозофилы, пятипалая (нормальная) и шестипалая (полидактилия) рука у человека). Первое правило (закон) Менделя или правило единообразия гибридов первого поколения. Оно гласит: при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной (или нескольким) паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу. При скрещивании чистых линий гороха с пурпурными цветками и гороха с белыми цветками Мендель заметил, что взошедшие потомки растений были все с пурпурными цветками, среди них не было ни одного белого. Мендель не раз повторял опыт, использовал другие признаки. Если он скрещивал горох с жёлтыми и зелёными семенами, у всех потомков семена были жёлтыми. Если он скрещивал горох с гладкими и морщинистыми семенами, у потомства были гладкие семена. Потомство от высоких и низких растений было высоким. Итак, гибриды первого поколения всегда единообразны по данному признаку и приобретают признак одного из родителей. Этот признак (более сильный, доминантный), всегда подавлял другой (рецессивный).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.014 с.) |