Мак. 10:1 маккавей же и бывшие с ним, под водительством господа, опять заняли храм и город, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мак. 10:1 маккавей же и бывшие с ним, под водительством господа, опять заняли храм и город,



Об очищении храма ср. 1Мак IV: 31–54. По 2Мак VIII: 31 и 33 – Маккавеи заняли город Иерусалим уже после победы над Никанором и Тимофеем. – Около этого времени (IX: 1) заболел и Антиох при возвращении из Персии. По более точному показании 1Мак IV: 7 – самая болезнь царя вызвана была именно неприятными известиями об этих событиях. Очищение храма последовало – по 1Мак IV: 52 – в 143 г. э. Сел., а смерть Антиоха – по 1Мак VI: 16 – в 149 г. э. Сел. – Между тем,2Мак X: 1–8 событие очищения храма помещает как будто после смерти Антиоха (ср. IX: 29 и X: 9). Это объясняется намерением писателя книги уравнять заключения обеих половин своего труда, из коих каждая кончается учреждением особого праздника – первая после смерти Антиоха, вторая – после смерти Никанора («день Никанора» и в соответствие ему как бы «день Антиоха»). В интересах хронологической точности, этот отдел – X: 1–8 – правильнее читать после 36 ст. VIII главы, после же 29 ст. IX главы прямо и удобно читается 9 ст. X главы и далее.

Мак.10:2 а построенные иноплеменниками на площади жертвенники и капища разрушили.

О построении языческих калищ и жертвенников упоминает1Мак I: 54 и т. д.

Мак.10:3 Очистив храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву после двухгодичного промежутка, сделали кадильницу и свещники и предложение хлебов.

«Разжегши камни и взявши из них огонь…» Путем трения или удара камней один о другой добыт был для жертвоприношения особый огонь, чтобы устранить всякую связь нового огня с прежним, оскверненным через употребление его для языческих жертв. – «После двухгодичною промежутка…»: μετά διετή, χρόνον – по 1Мак IV: 52 (ср. 1 Maк IV: 54) – этот промежуток должен исчисляться в 3 года.

Мак.10:4–5 Устроив все это, они молили Господа, падая ниц, чтобы им не подвергаться более таким бедствиям; если же когда и согрешат, то да накажет Он их милостиво, не предавая богохульным и жестоким язычникам. В тот самый день, в какой осквернен был храм иноплеменниками, совершилось и очищение храма, в двадцать пятый день того же месяца Хаслева.

Согласно с 1Мак VI: 52 и 54.

Мак.10:6–7 И провели они в весельи восемь дней по подобию праздника кущей, воспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое.

«С жезлами, обвитыми плющем…», θύρσους… έχοντες, слав. «ф и рси… имеюще». Эти «фирсы, обвитые плющем» употреблялись собственно греками на торжествах и хороводах в честь Вакха; и едва ли иудеями могли быть переняты у язычников в том виде, в каком употреблялись этими язычниками. Вернее всего, иудейские «фирсы», как в Иудифь, XV: 12, – представляли ветви из фиников и виноградных или миртовых и лимонных деревьев (сp. Иосифа Флавия – XIII, 13, 4: θύρσου έκ φοινίκων καί κιτρίων). Употребление этих «жезлов» на Иудейских праздниках могло оправдываться особым предписанием Лев XXIII: 40; Евангельские «ваии от финик» представляют не что иное, как эти же самые иудейские «фирсы».

Мак.10:8–11 И общим решением и приговором определили – всему Иудейскому народу праздновать эти дни каждогодно. Такова была кончина Антиоха, прозванного Епифаном. Теперь изложим, что происходило при Антиохе Евпаторе, сыне того нечестивца, ограничиваясь бедствиями войн. Приняв царство, он вручил управление некоему Лисию, главному военачальнику Келе-Сирии и Финикии.

«Приняв царство, он вручил…». Евпатору было в это время 9 лет. Если ему, однако, усвояются столь важные самостоятельные действия, как поставление правителя, или как – 1Мак VI: 22, 28 и 33 – прием депутаций и ведение войн с Иудеями, то все это – или делалось им несамостоятельно, или представляло осуществление и продолжение порядка вещей, сложившегося или намеченного отчасти в предшествующее царствование. Так, назначение Лисия правителем государства и воспитателем царевича, сделано было еще отцом последнего, пред отправлением в поход, кончившийся его смертью(1Мак III: 32–33). Этот Лисий был родственником царя (XI: 1 и 35). Как главный военачальник Келе-Сирии и Финикии, он назначил Горгия военачальником этих провинций, вместо Птоломея Макрона (VIII: 8), очевидно, того самого, который упоминается раннее в VI: 8 и IV: 45.

Мак.10:12–13 Ибо Птолемей, по прозванию Макрон, почел за лучшее соблюдать справедливость к Иудеям, после бывших к ним несправедливостей, и старался дела с ними оканчивать мирно. Поэтому он был оклеветан любимцами пред Евпатором, и, повсюду слыша название предателя за то, что он оставил вверенный ему от Филометора Кипр и перешел к Антиоху Епифану, он, не имея почетной власти, от печали отравил себя и так окончил жизнь свою.

«Повсюду…», παρ έκαστα – «при всяком случае».

Мак.10:14–15 Горгий же, сделавшись в тех местах военачальником, содержал наемные войска и непрерывно поддерживал войну против Иудеев. Вместе с ним и Идумеи, владевшие удобными укреплениями, тревожили Иудеев и, принимая к себе изгнанных из Иерусалима, предпринимали войны.

«Владевшие удобными укреплениями…», напр. Хевроном (1Мак V: 65).

Мак.10:16–18 Бывшие же с Маккавеем, совершая моление и прося Бога быть помощником им в войне, устремились на укрепления Идумеев. И, сделав на них сильное нападение, они овладели этими местами, отмстили всем сражавшимся на стенах, умерщвляли всех, попадавшихся навстречу, и побили не менее двадцати тысяч. Не менее девяти тысяч бежали в две весьма крепкие башни, снабженные всем против осады.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.007 с.)