Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Слово в русской национальной культуре, в русской духовной жизни всегда имело особое значение: оно вдохновляло, вело к высокому, нравственному. Еще в Древней Руси человек воспринимал слово «одним из существенных посредников, обеспечивающих коммуникацию между божественным и земным. Если мы обратимся к древнейшей книге – Библии, то убедимся, что история человечества начинается со слова: «Вначале было Слово». Бог творил мир Словом. Xудожник, пользуясь словом, тоже творит свой мир, «вторую реальность», – несет это слово людям, раскрывая возможности души, развивая духовное начало в человеке. Но как услышать это слово? В данной разработке мы опираемся на концепцию М.М. Бахтина, согласно которой в созданном художником мире всегда присутствуют «несовпадающие» сознания героя художественного произведения и автора. Автор видит этот мир глазами героя, «вживаясь» в него; в то же время смотрит на героя своими глазами, оценивает его, сохраняя позицию «вненаходимости», расставляет «вехи» и «указатели» для читателя [2]. Творческий, эстетически развитой читатель «вживается» в эту вторую реальность произведения, сопереживает герою, стремится увидеть мир и все происходящее «глазами автора», находя его «вехи» и «указатели», формирует свою точку зрения, сопоставляет ее с авторской. Идет диалог читателя и автора через Слово — «сотворчество понимающих». Наблюдения над процессом школьного преподавания литературы показывают, что чаще встречается иное восприятие произведения. Средний читатель-ученик подчас «вживается» в героя, сопереживает ему, но может не заметить «вех» и «указателей», а потому не понять внутреннего мира героя, не услышать автора и не осознать его точку зрения. Тогда нет диалога, нет общения с художником-творцом, нет погружения в богатейшую сокровищницу дyxoвно-нравственных исканий, вечных ценностей – литературу, которая своей человечностью, состраданием способна вывести нас из тупика. Бесспорно, что олицетворение всей русской литературы – Пушкин («наше все», по определению Аполлона Григорьева), чье творчество нужно знать гражданину России. «В конце концов, – писал в одной из статей В. Распутин, – человек может позволить себе не знать теорию вероятности, но не любить и не читать Пушкина, не знать великую отечественную словесность – это признак несостоявшейся, уродливой души».
Наши исследования анкет выпускников средних школ, слушателей курсов по подготовке в вузы, учеников гуманитарных классов позволяют утверждать, что многие произведения А.С. Пушкина на новом возрастном этапе воспринимаются молодыми читателями совершенно иначе, чем в процессе школьного изучения. И особенно значимым становится для старшеклассников (нельзя не учитывать наличие определенной доли скепсиса в восприятии современной молодежью «программных» произведений) Пушкин, когда учитель помогает ученикам постичь «странную вечность» [16, c. 68] великого художника-философа, основа которой, думается, в том, что в его творениях нет «ни одной странницы презрения к человеку», а есть «чувства добрые», «милость к падшим», прославление внутренней свободы личности. Осознание пушкинского гуманизма приходит на занятиях, посвященных «Капитанской дочке», повести, «пройденной» в 8 классе, уже порядком подзабытой, кажущейся ученикам хрестоматийной. Эксперимент, проведенный в старших классах в системе подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ, (для нас было важно, что в группах собраны учащиеся и выпускники разных школ), показал, что в памяти у многих осталось следующее: Петруша Гринев рос недорослем, его никто не воспитывал, встреча с Пугачевым его резко изменила; Пушкин сочувствует бунтовщикам; название повести дано из цензурных соображений; Маша Миронова нужна, чтобы «интереснее было читать»; Швабрин – соперник Гринева; главное в этой повести – изображение восстания; из прочих персонажей повести учащиеся указывают Савельича, отца Гринева, капитана Миронова и его жену. Лишь небольшая часть анкетируемых (8%) отметила значение эпиграфа к повести. Оказывается, так значимые для Пушкина темы чести, милосердия, добра и зла прошли мимо многих учеников. Проведенный нами эксперимент позволил наметить особую систему работы над «Капитанской дочкой» в классах гуманитарного и негуманитарного профиля, на курсах по подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ, определить место этой повести в спецкурсе по анализу художественных произведений в 10 классе гуманитарного профиля, выявить те моменты, которые способствуют формированию у старшеклассников аналитических умений, развивают творческую самостоятельность, умение адекватно интерпретировать произведение.
Непременное условие для приближения к Пушкину – знание текста, новое его прочтение, понимание художественного слова, устремленного к нам. «Капитанская дочка» по праву считается одним из лучших и наиболее совершенных его произведений. Постановка глубоких философских и нравственных проблем, запоминающиеся образы дали этому произведению вечную жизнь. Оптимальным на данном уроке, как показал формирующий эксперимент, является метод беседы, в ходе которой идет коллективный анализ художественного текста. Выстраивая эту беседу, учитель начинает с выяснения темы, формы, заглавия произведения. Мы берем в руки книгу, и все внимание наше привлечено к названию. «Капитанская дочка»! Почему? Ведь в основе повести лежит историческое событие, пугачевщина. Решить проблему помогает обращение к форме произведения. Пушкин отстраняется от повествования, определяя «Капитанскую дочку» как семейные записки, мемуары Петра Андреевича Гринева, написанные в назидание потомкам, рассказывающие о юности Петруши Гринева, которому судьба уготовила невероятные приключения в вихре исторических событий, «странные» встречи, «странную» дружбу с «вором», самозванцем Пугачевым, испытания на честность, доброту, милосердие, а затем наградила «красной девицей», спасенной героем из рук злодея. Получается, что Гринев рассказывает своим внукам о том, как он встретил их бабушку. Рассказ о пугачевщине – фон для героя- рассказчика, второй план, та ситуация, которая помогла найти судьбу. Из этих рассуждений вытекает вопрос о том, почему повесть названа не «Маша Миронова», а все-таки «Капитанская дочка»? Логика литературоведческого исследования требует обращения к эпиграфу: «Береги честь смолоду!» Эта пословица нацеливает на то, что в повести на первом плане нравственные проблемы, в первую очередь проблема чести, которая проходит через все повествование, пронизывая образную структуру, поворачиваясь разными гранями. И Маша Миронова – достойная дочь своего отца – капитана Миронова, стойко принимающего смерть, но остающегося верным присяге. Избранница Гринева – честная, прямая, гордая девушка. Мать считает ее трусихой, но Маша находит в себе силы в решительный момент и противостоять Швабрину, и отказаться венчаться с Гриневым без согласия его родителей, чтобы не быть нежеланной невесткой, и отправиться в далекую столицу ради спасения своего суженого. Эти-то воспоминания и дороги Гриневу, герою-рассказчику. Закономерно решение проблемы, что собой представляет Петр Андреевич Гринев, которому сам Пушкин доверил повествование. Обратим внимание на то, что герой – симбирский дворянин. Для учащихся школ Поволжья этот региональный фактор имеет большое значение. В Симбирской губернии не было особо знатных и особо богатых дворян. Земли здесь давались верным людям при Алексее Михайловиче, когда край в 17 веке начал заселяться с целью укрепления восточных рубежей государства. В связи с данной исторической справкой учитель обращается к материалу об отце Петруши.
Особого внимания требует первая глава произведения, которая характеризуется несколько ироническим тоном повествования. В ходе беседы выясняется, что у учеников складывается впечатление, будто Петруша растет, ничем серьезным не занимаясь. Именно этот момент урока во многом позволяет расширить и закрепить знания о человеческой психологии, в частности, о возрастной психологии путем обращения к личному опыту учеников. Человеческая память такова, что откладывает самые яркие моменты прошлого, а человек, пройдя этапы детства и ранней юности, склонен иронически относиться к себе самому в прошлом (наверное, у каждого человека есть свой «змей», сделанный из географической карты). Ученики делают вывод о том, что у Гринева нормальная человеческая память, сохраняющая все самое яркое, выходящее за рамки повседневности. Так Гринев становится близким и понятным читателю, своим, доступным. А дальнейшее повествование раскрывает все больше человеческих черт в герое. Необходимо и обращение к истории создания повести. Пушкин начал «Капитанскую дочку» 31 января 1833 года, и в центре сюжета должна была находиться судьба дворянина Шванвича, перешедшего на сторону Пугачева. Но когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев, чей характер оттеняется постоянным соседством со Швабриным. Произошло «раздвоение» главного персонажа на героя и его антипода. Одновременно более четко начинает выделяться и линия Пугачева, который интересует Пушкина как личность. Восприятие Пушкиным Пугачева – человека выражено в строках из стихотворного послания поэта Денису Давыдову 1836 года («Тебе, певцу, тебе, герою...»): Вот мой Пугач: при первом взгляде Он виден — плут, казак прямой! В передовом твоем отряде Урядник был бы он лихой. (Курсив наш – Л. П.) Эта характеристика позволяет представить, что так привлекало Пушкина в Пугачеве. Учитель обращает внимание учеников на то, что именно из художественной задачи изображения Пугачева как личности вытекает выбор писателем особой формы произведения – мемуаров (или записок). В связи с этим учащимся предлагается вопрос:
«Какой путь выбирает Пушкин для характеристики Пугачева?» Ответ на этот вопрос, как правило, не затрудняет учащихся, они легко определяют, что Пугачев изображается через восприятие Гринева – героя и повествователя, автора записок. Следующий вопрос требует у учащихся особого внимания: «Почему именно Гриневу доверяет Пушкин рассказ о событиях и о вожде крестьянского бунта?» В первую очередь учащиеся отмечают, что Гринев – средний дворянин, уроженец Симбирской губернии, не особо богатый, не особо знатный. А главное – он честный, порядочный человек. Далее учитель ведет работу над текстом с целью выяснения вопроса о том, почему читатель верит Гриневу. Рассмотрение деталей в описании детства Гринева (Савельич, француз Бопре, «упражнения в географии», иронический тон) позволяет ученикам сделать вывод об объективности рассказчика. Но автору этого недостаточно. Он устраивает герою «тройную проверку» нравственных качеств (попутно необходимо отметить фольклорное значение числа «три»). Первая проверка – на честность. Гринев, вырвавшись из родительского дома, почувствовал свободу и, желая ощутить себя совсем взрослым, самостоятельным, офицером, играет в бильярд с Зуриным. Естественно, он проигрывает, но по первому требованию отдает долг – большие по тем временам деньги (100 рублей), несмотря на причитания Савельича. Тут необходимо обратить внимание на то, как нервничает Петруша, приказывая Савельичу отдать эти деньги, грубит своему дядьке. Вторая проверка – на милосердие, доброту. Герой отдает незнакомому бродяге, который помог выбраться во время бурана к постоялому двору, заячий тулупчик, потому что пожалел его – было холодно. Третья проверка – на мужскую честь. Гринев вступается за честь Маши Мироновой, оскорбленной Швабриным. Заметим, что с этого третьего момента начинается проверка Швабрина – и тоже тройная, совпадающая по своим параметрам с проверкой Гринева: - сначала на мужскую честь (он оскорбительно отозвался о Маше); - затем – на милосердие и доброту (ранил Гринева во время дуэли, воспользовавшись тем, что того окликнул Савельич); - следующая – на честность (написал тайно письмо-донос родителям Гринева). Сопоставление этих «проверок» (параметры качеств Гринева идут со знаком «плюс», а Швабрина – со знаком «минус») позволяет сделать выводы о том, что уже до описания основных событий герои резко противопоставлены друг другу, а в эпизоде падения Белогорской крепости Гриневу и Швабрину ставится «окончательный диагноз», причем от сцены к сцене, от эпизода к эпизоду растет доверие читателя к Гриневу. В ходе анализа текста произведения ученики начинают осознавать, в чем же секрет пушкинского повествования. Писатель заставил своего читателя поверить Гриневу, его глазами смотреть на события, а сам Пушкин отстранился от прямого повествования. Тут учитель вправе поставить перед учащимися важнейший вопрос: а как вообще раскрывается человек? В большей степени в общении с другими людьми. Пушкин-психолог пошел по пути постепенного раскрытия характера Пугачева через встречи и «странное» общение его с героем-повествователем, Гриневым.
Четыре встречи героев – четыре вехи в развитии сюжета повести. Перед учащимися ставится важная задача – определить первооснову этого «странного» общения. Почему «странного»? Старшеклассники объясняют эту «странность» тем, что это общение представителей враждебных социальных групп. Но «жестокая логика борьбы может отступить перед душевной широтой, гуманностью и поэзией, поскольку исторические закономерности проявляются через людей, а людям свойственна спасительная непоследовательность», которая и ведет к испытаниям на человечность, милосердие. Учитель ставит перед классом задачу – определить по тексту особенности человеческого общения между героями. Решение этой задачи требует нового обращения к тексту. Рассматривая главу 2 («Вожатый»), в которой описана первая встреча Гринева с Пугачевым, ученики отмечают анонимность общения героев. Дворянин и бродяга. Два человека перед лицом возможной смерти. Стихия разбушевалась, люди объединились, спаслись. Тут-то и завязывается ниточка взаимоотношений Гринева и Пугачева. Особого внимания требует диалог героев: «Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. - Что, брат, прозяб? - Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик.» Внимание учеников обращается на то, с какого слова началось подлинное общение (со слова «брат»). Необходимо было именно это слово, «чтобы этот особый дух общности воплотился, из голого субъективного чувства превратился бы в объективный факт совместного бытия». Вот оно, авторское слово, подталкивающее собеседников к раскрытию! Пугачев откровенен с Гриневым в ответ на доброе слово. Затем учитель обращает внимание учеников на сцену прощания героев: «Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп». - Помилуй, батюшка Петр Андреич! — сказал Савельич. — Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке. - Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться. <… >Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: - Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей. – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе». Ученики отмечают, что подарок этот был бессмысленным, так как тулуп узок мужичку, распоролся по швам. Но именно бессмысленный подарок укрепил завязавшиеся отношения. В чем милость, оказанная Гриневым мужичку? Учащиеся приходят к выводу, что это милосердие, доброта: человеку не должно быть холодно. Анализируя вторую встречу Гринева с Пугачевым, учитель вместе с классом прослеживает ту ниточку общения, которая завязалась между ними. Герой уже был готов принять смерть, как вдруг последовало чудесное спасение: «Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», – говорили мне». Бессмысленный подарок оборачивается жизнью. На весах судьбы стакан вина и тулуп – и жизнь. Что же их уравновешивает? Доброта, милосердие, которые забыть невозможно, иначе это приведет к уничтожению личности. Обращаясь к последующему диалогу Пугачева и Гринева, учитель отмечает особый характер общения этих двух человек. Это разговор противников, их кланы находятся в состоянии войны, но это и разговор личности с личностью, в финале которого все преграды, вся теснота исторического их сосуществования преодолеваются, прикоснувшись к истине милосердия: «Моя искренность поразила Пугачева. Так и быть, – сказал он, ударя меня по плечу. — Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь». Анализируя третью встречу героев, ученики отмечают наличие лейтмотива милосердия: «Глаза у Пугачева засверкали. – Кто из моих людей смеет обижать сироту?» Даже Хлопуша останавливает Белобородова от излишней жестокости («Тебе бы все душить да резать. Что ты за богатырь?). В ходе беседы учащиеся отмечают, что главный момент в этом общении – рассуждения героев о странности их отношений («вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя»). Пусть у них разные жизненные концепции, пусть им не дано до конца понять друг друга (Гринев не понял смысла сказки старой калмычки об орле и вороне), ниточка человеческих взаимоотношений не исчезла, она укрепилась. Поэтому-то Пугачев пощадил Гринева и Машу Миронову, откликнувшись на призыв Гринева о милосердии: «... Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души... Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. – Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Для современного старшеклассника открытием становятся идеи пушкинского гуманизма. Тяга к милосердию, пробужденная однажды в человеке, заставляет и потом возвращаться на путь добра, вечный путь жизни. Жизнь порождает милосердие, и милосердие начинает творить жизнь. Так свершается чудо человеческого общения. Люди, связанные добром, этой невидимой нитью, близки на всю жизнь. Поэтому Гринев не может не думать о дальнейшей судьбе Пугачева, мечтая о несбыточном: «вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». И позже, когда будет получено известие о поимке Пугачева, странное чувство будет тревожить Гринева: «Емеля, Емеля! – думал я с досадою, – зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». Не смог спасти, так от мучений бы избавить. Таким образом, в результате беседы ученики приходят к выводу, что испытание на человечность становится главным в этой небольшой повести. Пушкину была ясна невозможность примирения враждующих сторон в кровавой и истребительной гражданской войне («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»), но он видел спасение личности в чувстве человеческой правоты. На следующем этапе урока учитель знакомит класс с высказыванием Ю. Лотмана [Лотманc.121]: «Ставить вопрос: на чьей из двух борющихся сторон стоит Пушкин? – значит не понимать идейной структуры повести». В ходе обсуждения мысли литературоведа ученики решают вопрос о том, каковы уроки «Капитанской дочки» сегодня, как современный читатель понимает позицию Пушкина, приходя к выводу, что совершенно справедливо суждение критика: «Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей» [Лотман c.124]. В целях определения эффективности предлагаемой нами системы работы над «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина ученикам в ходе эксперимента были предложены следующие вопросы: 1.Как Вы определите тему «Капитанской дочки»? 2.Как Вы сформулируете идею «Капитанской дочки»? 3.Как изменилось Ваше восприятие повести (по сравнению с прошлым)? 4.Чем интересна сегодня «Капитанская дочка»? Тема произведения формулируется учениками гуманитарного класса достаточно точно, все ученики определили тему так: «Жизнь и судьба молодого дворянина, попавшего в гущу событий пугачевского восстания». Ученики нашли отличия повести от «Истории пугачевского бунта» А.С. Пушкина, отметили тесное переплетение событий исторических с жизнью человека, зависящего от сложных обстоятельств. Определяя идею «Капитанской дочки», ученики вынесли на первый план ее нравственное начало, заявленное в эпиграфе: «Береги честь смолоду». Ольга Т.: «Всем произведением Пушкин говорит читателю, что никакие обстоятельства, никакие преграды не должны заставить человека, а особенно дворянина, отказаться от своих убеждений, принципов, пойти на сделку с совестью. К этой мысли нас подводит и творческая история произведения: Писатель отказался от первоначального варианта со Шванвичем, поскольку герой Пушкина не может поступиться честью». Дмитрий Г.: «Находясь в любых обстоятельствах, человек может заставить себя подчиняться нормам морали, своим убеждениям, а не данным обстоятельствам». Петр О.: «Основную мысль своего произведения Пушкин предопределил эпиграфом. В повести становятся центральными понятия чести и долга. И независимо от обстоятельств, какими бы критическими они не становились, человек должен сохранять чувство собственного достоинства, следовать законам чести». Особый интерес для нас представлял вопрос об изменениях в восприятии учениками повести на ином уровне – как возрастном, так и познавательном. Приводим ученические рассуждения по поводу вторичного изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина: Мария П.: «Безусловно, мое восприятие «Капитанской дочки» претерпело изменения. С тех пор, как я прочитала эту повесть в первый раз, прошло около трех лет, и я понимаю, что я выросла за этот небольшой срок. Первые впечатления после прочтения «Капитанской дочки» тогда были неопределенными, мне понравилась скорее романтическая сторона произведения, я живо сопереживала его героям (Петру и Маше), от всего сердца невзлюбила Швабрина, настолько он мне показался отвратительным и лживым. Для себя я определила это произведение как семейную повесть, где Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни, темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, а вот всю значимость историзма этой повести я, к сожалению, не ощутила тогда. Но уже сейчас передо мной открылась вся широта этого произведения, глубина и значимость замысла автора, проблематика, хотя я не ручаюсь, что я осмыслила все от и до. Наверное, со временем я открою для себя нечто большее». Алексей Б.: «Впервые мы изучали «Капитанскую дочку» в 8 классе. В 13 лет мало задумываешься о роли личности в истории, и повесть оставалась для меня увлекательным рассказом. Сейчас «Капитанская дочка» открылась мне с иной стороны. Это и экскурс в историю, встреча с живыми героями той эпохи, с людьми, а не с однобоко нарисованными бунтовщиками из документа или учебника. С удивительной точностью воссоздав колорит эпохи, историческую картину времени, показав Пугачева на этом фоне, Пушкин заставил по-иному взглянуть на этого человека и на события, с ним связанные, что очень интересно мне, так как я собираюсь в дальнейшем заниматься историей. Невозможно не задуматься и над другими вопросами, которые Пушкин поднимает в «Капитанской дочке». Уважение и восхищение вызывает Гринев, не склоняющий голову под ударами судьбы и никогда не отступающий от своих жизненных принципов. Как хочется хотя бы немного походить на этого смелого, честного героя, следовать велению совести и разума в любой ситуации! Но это так сложно… Читаешь повесть и задумываешься, по правильному ли пути ты идешь, не жертвуешь ли чем-то высоким ради приобретения мелочных жизненных благ». Дмитрий О.: «В детстве «Капитанская дочка» была для меня приключенческим рассказом с интересным сюжетом. Сейчас мне ближе ее философское звучание и поставленные в ней нравственные проблемы. В Гриневе я нахожу те качества, которыми должен обладать человек: обязательность, мужскую честь, смелость». Ирина Н.: «Несомненно, мое восприятие «Капитанской дочки» изменилось. Мы анализируем в 10 классе эту повесть на ином уровне – более серьезном, более взрослом. Читая сейчас эту повесть, я больше внимания обращала на детали, внимательнее была к тексту. Я теперь могу более четко сформулировать свое понимание произведения. Мне стало понятно, что ответ на какие-то важные жизненные вопросы можно найти у классиков, и «Капитанская дочка» – как раз такое произведение». Анализ ответов на последний вопрос (о современности «Капитанской дочки») говорит о значительной степени понимания классического произведения учениками гуманитарного класса. Ученики отметили разные уровни современности этого произведения: Тихон О.: «Проблема выбора, поставленная А.С. Пушкиным в повести, причем выбора в обстоятельствах, предложенных историей, особенно важна сегодня, в современной политической ситуации. Классик показывает своим произведением, что лишь тот свободен от обстоятельств, кто действует по велению сердца, а сердце подчинено определенному внутреннему нравственному кодексу». Дмитрий П.: «Эта повесть актуальна историческим подходом к событиям. Она учит человека выполнять его обязанности перед государством, перед народом. Но особенно важно, что «Капитанская дочка» заставляет задуматься о том, что такое честь, благородство, предательство, о том, что вечно идет борьба добра и зла». Анализ письменных ответов учащихся позволяет сделать выводы о том, что работа над русской классической литературой на основных уроках, элективных и факультативных занятиях пробуждает гражданские чувства старшеклассников, развивает эстетическое и нравственное начало, если учитель доносит до учеников идею вечной актуальности классических произведений, учит понимать автора, вступая в диалог с ним. Вопросы и задания: 1.Составьте тематический план изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина в 8 классе, спланируйте виды деятельности учащихся на каждом уроке. 2.Составьте план повторного изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина в 11 классе в системе подготовки к ЕГЭ. 3.Познакомьтесь со статьёй « Уроки нравственности, или возвращение к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина» // Петриева Л.И., Ерастова Е.С. Литература в школе. 2011. № 6. С. 30–34. Определите, какие личностные результаты может запланировать учитель, изучая с учениками «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.046 с.) |