Внесюжетные элементы. Рама произведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внесюжетные элементы. Рама произведения.



 Внесюжетные элементы произведения: пейзаж, портрет, интерьер, художественная деталь). Пейзаж – описание картин природы, окружающего мира. Функции пейзажа в художественном произведении. Портрет – описание внешности персонажа. Составляющие элементы портрета. Виды портрета. Деталь как средство создания образа и средство выражения авторской позиции. Интерьер как средство характеристики персонажа.

Рама произведения (заголовочный комплекс): имя автора (псевдоним), заголовок, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие (вступление, введение), послесловие (заключение, эпилог), оглавление, примечания.

Материал для работы: «Слово о полку Игореве»; А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»; М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Песня про … купца Калашникова», «Мцыри», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…»; И.С. Тургенев, «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Ася»; А.А. Фет.

С целью развития исследовательских и коммуникативно-речевых навыков учеников можно предлагать задания, связанные с будущей профессией, основанные на создании «специальной психологической речевой ситуации, в процессе которой учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться», предоставляли возможность речевой практики.

 Так, учащимся, которые наметили для себя в будущем профессии юриста, психолога, социолога, историка, филолога, на основных, факультативных занятиях и на занятиях элективного курса («Детектив как литературный жанр») предлагались такие темы для самостоятельного исследования и последующего выступления с докладом: «Элементы детектива в русской классической литературе», «Порфирий Петрович как следователь нового типа в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Отражение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» реформы судебной системы в России», «Внутреннее состояние Раскольникова «перед», «в момент» и «после» совершения преступления», «Специфика детектива как литературного жанра», «Детектив – искусство или «чтиво» для необразованного читателя?», «Причины постоянного интереса читателей к детективам», «А. Маринина – «русская Агата Кристи»?» и т.д.

Подобные задания, позволяющие перейти от проблем русской классической литературы к зарубежной и современной, основанные либо на профессиональном, либо чисто на личностном интересе, заставили учеников обратиться не только к литературоведческой и научно-популярной литературе, но и к книгам по истории судебной системы России, к пособиям по теории литературы, что активизировало их самостоятельную исследовательскую деятельность.

Вопросы и задания:

1.В чем отличие элективных курсов от факультативных занятий?

2. Обратитесь к программе элективного курса «Тайны поэтики» для 9 класса, проанализируйте структуру программы.

3. Составьте программу своего элективного курса по близкой Вам теме.

Роль теории литературы в процессе анализа

Художественных произведений

Методологической основой обучения учащихся анализу художественных произведений являются знания по теории литературы. Формирование теоретико-литературных понятий, основы, на которой воспитывается любовь к искусству, способствует повышению культуры чтения, восприятия и осмысления литературы, помогает совершенствовать приемы умственной деятельности, стимулирует развитие мировоззрения, органично вписывается в эстетическое воспитание личности [3].

Научить анализу художественных произведений невозможно без знаний теории литературы, как невозможно научить сложным математическим действиям без знаний таблицы умножения. Нам близка позиция тех методистов, которые считают, что только тогда человек возьмет что-то для своей души, когда начнет понимать, а понимать он сможет тогда, когда знает. Поэтому мы обращаем особое внимание на вопросы овладения инструментарием и методологией анализа.

В новых программах по литературе заметно повысилось значение теории литературы, наблюдается качественно новый подход к этой проблеме. Теория введена в разделы, завершающие многие темы, органически внесена в требования к знаниям и умениям учащихся по классам. Усвоение теоретико- литературных понятий ведется с 5 класса (например, понятия «тема», «идея», «сюжет»), продолжается на протяжении всех последующих лет, постепенно усложняясь.

Однако следует отметить неполноту, недостаточную систематичность школьных занятий по теории литературы. Учащиеся плохо усваивают теоретические понятия, не приобретают навыков использования этих знаний на практике, не имеют навыков переноса теоретико-литературных знаний на новый материал. Анкетирование старшеклассников и абитуриентов, проводимое нами с целью определения уровня теоретико-литературной подготовки показало, что их знания по теории литературы нестабильны, поверхностны; лишь небольшая часть выпускников (23%) имеет навыки применения знаний в новых условиях, у 80% школьников наблюдается смешение теоретико-литературных понятий. Так, четко разграничивают понятия «тема» и «идея» 30% опрошенных, совмещение понятий «сюжет» и «композиция» происходит у 56% респондентов. В частности, такое понятие, как «гротеск», смогли правильно определить лишь 7% учеников 11-х классов.

Проблема теоретико-литературной подготовки учащихся исследовалась методистами еще в 19 веке. В.Я. Стоюнин, например, считал обязательным изучение теоретических вопросов на конкретном материале, в центр изучения литературы ставил анализ произведения, на основе каждого художественного произведения изучал какое-то теоретическое понятие – как итог анализа, как обобщение. Его идеи развивает ученик и последователь его – В.П. Острогорский, создавший «Краткий учебник теории поэзии», в котором широко представил теоретико-литературные понятия, необходимые для усвоения и анализа произведения. В.П. Острогорский выделил три непременных условия литературного образования:

1.Изучение теории литературы – «самое сжатое, но строго определенное, простым языком изложенное теоретическое введение<…>, в котором бы учащийся сразу ознакомился с элементарными понятиями о главнейших особенностях души, об искусстве, о поэзии и прозе и их главнейших родах и видах».

 2.Изучение общечеловеческих идеалов: «Пусть ум его (ученика) обогатится великими мыслями, сердце честными, благородными стремлениями…».

3.Знакомство с критической мыслью в доступных для ученика образцах.

Обратим внимание на то, что Острогорский на первое место выводит изучение теории литературы как определяющее процесс обучения литературе.

В 20 веке над проблемами изучения теории литературы в школе работали такие методисты, как М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.И. Прокофьев, Г.И. Беленький, М.А. Снежневская, О.Ю. Богданова, А.В. Дановский, С.А. Леонов и др. Они работали над определением объема, глубины, основных элементов теоретических понятий, изучаемых в школе, создавали систему в изучении теории литературы.

Нам особенно близка идея М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова о том, что в курсе литературы необходимо вычленение сквозных теоретико-литературных проблем и определение этапов их усвоения. Теория литературы «должна проходить через все темы курса литературы в единстве с установками историко-литературными, которые углубляются теорией литературы, заостряются и уточняются ею» [17, с. 29]. Школьная программа не предусматривает специального курса теории литературы, поэтому у учителя нет возможности, работая над теоретико-литературными понятиями, соблюдать логику науки. В связи с этим возникает необходимость выделять отдельные уроки на обобщение теоретического материала. Теоретико-литературные понятия усваиваются таким путем: учащиеся накапливают факты, характеризующие понятие, устанавливают его признаки, применяют его на практике при анализе литературных явлений; затем идет развитие понятия, обогащение его новыми признаками.

Задача учителя – развивать навыки применения теоретических понятий при анализе художественных произведений, причем необходимо добиться совершенно естественного оперирования этими понятиями. Но следует помнить, что «знание теоретико-литературной терминологии и умение дать правильное определение, бесспорно, необходимы учащимся, но лишь при том условии, если знание опирается на большую предварительную работу с текстом, если оно содействует пониманию литературы, ее идейно-образного содержания, ее воспитательной ценности, ее общественного значения» [6, с. 195–196].

На практике же мы часто встречаемся с тем, что ученики легко рассыпают термины, пишут в сочинениях об использовании писателем того или иного художественного средства, но не понимают его значения: «В этом стихотворении использованы метафоры, сравнения, эпитеты…» А где метафора, где сравнение, где эпитет? Для чего автор их использует? На эти вопросы часто ответа нет. Ученики путают понятия «тема» и «идея», «сюжет» и «композиция», не понимают метафору, основу образности художественных произведений.

В работе над теоретико-литературными понятиями учитель может использовать разнообразные методы. Во время изучения обзорных тем вполне приемлема лекция, но на практике большее распространение получила беседа. Пользу приносят самостоятельные работы по теории литературы (доклады, сообщения, сочинения), а также составление схем и таблиц.

В школьном изучении теории литературы можно выделить три круга важнейших проблем:

1.Общие свойства литературы как вида искусства (художественный образ, роды и жанры литературы, типичность и т.д.). Обращение к ним наблюдается периодически, почти при изучении каждой темы, раскрываются эти проблемы на тех произведениях, в которых ярко выражена та или иная черта, а также при изучении обзорных тем.

2.Структура художественного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, элементы стихосложения и т.д.). Над данными понятиями работа ведется постоянно, поскольку они раскрываются на любом литературном произведении.

3.Закономерности историко-литературного процесса (литературное направление, художественный метод, народность и пр.). Обобщение данных понятий ведется при изучении обзорных тем, но работа над ними ведется постоянно.

Практика показывает, что наиболее сложен для учащихся материал о художественных методах и литературных направлениях, поэтому данные вопросы требуют особого внимания преподавателя. Многие теоретико-литературные понятия проходят через все темы курса литературы, и среди них необходимо выделить такие, которые позволяют сформировать критерии художественности, научить самостоятельному анализу художественных произведений.

Основы теоретико-литературных знаний закладываются еще в начальной школе, где усваиваются основы понимания образности художественного слова. В среднем звене учащиеся уже постигают законы теории литературы как науки, двигаясь от простого к сложному, постепенно расширяя круг теоретико-литературных понятий, углубляя восприятие художественных произведений, учась соотносить отдельные компоненты произведения в его структуре. Старшее звено в школьном образовании предполагает обращение к теоретико-литературным понятиям на качественно иной основе, с учетом будущей профессии ученика.

С целью систематизации и обобщения полученных в среднем звене теоретико-литературных знаний целесообразным нам представляется планирование особого урока введения в литературу в 10 классе. На таком вводном уроке учитель, опираясь на полученные учениками в среднем звене знания, должен раскрыть специфику литературы как вида искусства, отражающего человеческую жизнь в ее целостности, отражающего духовное, идейно-нравственное и эстетическое содержание этой жизни в неповторимости, конкретности. Литература отражает действительность при помощи языка, выступающего как часть образного содержания литературы и как специфический материал, образующий форму.

На этом уроке учитель должен заложить основы теоретико-литературной базы учащихся, начать научный диалог с классом, который завершится в выпускном классе, пройдя сквозь всю систему занятий по литературе. Это диалог о нерасторжимом единстве формы и содержания художественного произведения, важнейшем критерии художественности. Учитель непременно отметит, что полное единство формы и содержания возможно лишь в идеале.

«Единство содержания и формы есть требование художественности. Художественное произведение лишь приближается к единству содержания и формы – часто очень близко. Нарушается в произведениях посредственных, в подражаниях» [8, с. 41]. Ведя разговор о форме и содержании, учитель отмечает, что только для удобства анализа наука разделяет эти два понятия. Содержание произведения – это окружающая автора действительность, изображенная на основе мировоззрения и эстетических идеалов писателя, люди, события, факты. Таким образом, элементы содержания – это тема, конфликт, идея, образы. Содержание играет ведущую роль, оно более мобильно, отражает все изменения в жизни, обуславливает выбор формы. Форма – более устойчивое явление, это способ организации содержания, элементы ее: жанр, композиция, словесная система. На этом же уроке необходимо подчеркнуть, что анализ литературного произведения определяется особенностями жанра, выбор которого для писателя не бывает случайным явлением. В дальнейшем работа над родами и жанрами будет систематически вестись на уроках. Эффективно для закрепления полученных на уроке знаний о художественной литературе провести занятия, на которых ученики смогут сравнить произведение художественное с произведением публицистическим либо историческим. 

Так, хорошие результаты дает обращение к творчеству Н.М. Карамзина. Ученики могут сопоставить повесть писателя «Марфа-посадница» с отрывком из его «Истории государства Российского» о борьбе Новгорода за независимость от Москвы. Ученикам предварительно дается домашнее задание:

 1.Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Марфа-посадница». В тетради сделать запись событий, составляющих сюжет повести.

2.Прочитать гл.1 и 3 из тома 6 книги Н.М. Карамзина «Предания веков».

3.Определить, чем отличается историческая версия истории Марфы от художественной.

На уроке учитель просит учеников изложить историческую версию роли Марфы Борецкой в борьбе Новгорода за свою независимость, определить точку зрения Карамзина как историка на события в Новгороде. Ученики отмечают, что в историческом труде Карамзина Марфа представлена как хитрая, честолюбивая изменница, она идет на сговор с Литвой, чтобы не подчиняться Москве. Автор на стороне Иоанна, поскольку историческая закономерность требовала объединения Новгорода с Москвой.

Затем классу задается вопрос: «Каково отношение автора к героине художественного произведения?»

Ученики отмечают, что в повести «Марфа-посадница» героиня вызывает иные чувства, поскольку она полна любви к отечеству (сговор с Казимиром для нее невозможен), но готова бороться за независимость Новгорода до конца.

Чтобы выяснить, чем отличается художественное произведение от исторического, учитель в процессе беседы анализирует с классом повесть.

Ученики определяют тему «Марфы-посадницы» (падение Новгорода), идею (Марфа преданна идее сохранения независимости новгородцев, последовательна в ее осуществлении), проблемы (власти и толпы, свободы, предательства, роли личности в истории, женщины-матери и правительницы, исторической необходимости, долга, укрепления Московской Руси).

В системе формирования навыков анализа художественных произведений в единстве формы и содержания первостепенное значение имеет вопрос о том, как реализуется идея автора в художественном произведении.

Ученики отмечают, что в первую очередь для автора значим выбор событий для сюжета (как достоверных, так и вымышленных), акцентировка читательского внимания на некоторых из них с целью усиления восприятия (падение башни Ярослава и Вечевого колокола, внезапно поднявшаяся буря и т.д.), отклонение от конкретных исторических событий (отношения с Литвой, сыновья Марфы, замужество ее дочери, гибель зятя, конец Марфы).

Композиционное решение также позволяет автору донести до читателей свои размышления (отстранение автора от описываемых событий, избрание особой формы – записок очевидца – придает большую достоверность излагаемому материалу).

Образная структура, включающая в себя как конкретных исторических лиц, так и вымышленных героев, позволяет определить расстановку сил в повести относительно линии конфликта.

В конце урока ученики приходят к выводам, что художественное произведение отличается от исторического наличием вымысла, использованием системы художественных средств с целью выражения авторской позиции.

Чтобы учащиеся смогли вдумчиво оценивать литературное произведение, нужна система определенных теоретических понятий, критериев понимания художественного произведения. Следовательно, важнейшей задачей учителя литературы является формирование у учащихся теоретико-литературных понятий как той основы, которая дает возможность оценивать новое в искусстве, вырабатывает иммунитет против произведений «серых», развивает художественно-эстетический вкус.

Задания:

1.Составьте тематический план изучения повести «Марфа посадница» Н.М. Карамзина  в 8 классе, спланируйте виды деятельности учащихся на каждом уроке.

2.Определите, какие личностные, метапредметные и предметные результаты может запланировать учитель, изучая с учениками повесть «Марфа посадница» Н.М. Карамзина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.017 с.)