Сюжет и проблематика романа «Отцы и дети» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сюжет и проблематика романа «Отцы и дети»



Действие романа начинается весной 1859 года – т.е. роман, вышедший в 1862 году, по сути, отражал актуальную современность. В романе 28 глав, 1-ая глава – своего рода экспозиция (описание жизненной истории Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия). Роман заканчивается (28 глава – «Эпилог») описанием героев и событий их жизни через 6 месяцев после смерти главного героя – Евгения Базарова. Финальный образ – могила Базарова на фоне вечной природы, фигуры стариков-родителей рядом – имеет глубокий философский (экзистенциальный) и трагический смыслы.  

Завязка сюжета: приезд молодых героев – студентов Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова – на родину, в провинцию. Т.е. движение обратно тому, что мы видим в большинстве романов русской литературы (вспомним романы И.А. Гончарова, где герои едут из провинции в СПб). Суть подобного движения: герои Тургенева уже прошли в столице проверку на состоятельность – Петербург их не сломал, они состоялись в выбранном деле и приехали на родину как триумфаторы.

Место действия – фактически, в романе их 4:

1. село Марьино (усадьба Кирсановых)

2. губернский город

3. село Никольское (усадьба Анны Сергеевны Одинцовой)

4. домик родителей Евгения Базарова(тоже своего рода усадьба).

Таким образом, в центре романа – дворянская усадьба как центр русской дворянской культуры.

Главные герои романа:

- «отцы» (старшее поколение) Павел Петрович Кирсанов и Николай Петрович Кирсанов, а также родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна);

- «дети» (младшее поколение) Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, а также «двойники» Базарова – Авдотья Кукшина и Виктор Ситников.

В основеразвития сюжета лежит принцип антитезы – конфликта «старших» и «младших». Этого внешний конфликт романа.

I. Суть внешнего конфликта:

- это традиционный – вечный – конфликт двух поколений («старших» и «младших»);

- конфликт двух традиций, двух типов мировоззрения – главный в этом романе. Наиболее ярко он проявился в подлинно трагическом столкновении Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сравним этих героев:

Павел Петрович Кирсанов Евгений Базаров
1. дворянин-аристократ, либерал, сформировался в 1830-е годы; 2. романтик, идеалист, приверженец «чистого искусства»; любит природу и поэзию; 3. мистифицирует любовь, преклоняется перед женщиной (см. вставной эпизод «История княгини Р.»). Формула Павла Петровича: «Если не состоялась любовь – значит, не состоялась судьба». 4. Портрет: «лицо необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом».   1. разночинец, демократ, сформировался в 1850-е годы; 2. материалист, сторонник немецкого материалиста Фридриха Бюхнера; отрицает необходимость поэзии и искусства в целом: «Рафаэль гроша медного не стоит». Смысл природы видит в следующем: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». 3. отрицает любовь как романтическое чувство: «Любовь – это не мистика, а физиология». 4. Портрет: «одежонка, балахон, красные руки, бакенбарды песочного цвета»

 

II. Второй конфликт романа – внутренний, связанный с образом главного героя Евгения Базарова.  

Суть внутреннего конфликта: борьба между мировоззрением Базарова (см. выше) и чувствами, непримиримость его теории на практике.

Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil – ничто). Подобный комплекс убеждений героя – не художественное преувеличение: в его образе отражены характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг:

- отрицание современного общественного уклада;

- отрицание любых авторитетов;

- отрицание принципов, принятых на веру;

- отрицание искусства и красоты;

- отрицание любых чувств, в т.ч. и любви – они объясняют ее физиологически.

Многие высказывания Базарова стали афоризмами:

1. «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…».

2.   «Мы ломаем, потому что мы сила».

3. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

4. «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

5. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Динамика образа Базарова

1. Начало романа – самоуверенность героя доминирует. В споре с Павлом Петровичем он явно побеждает. Однако постепенно «живая жизнь» вносит свои коррективы.

2. Автор проводит героя через испытание любовью к Анне Сергеевне Одинцовой и герой «проигрывает», но по сути – выигрывает в глазах и автора, и читателей: образ страдающего Базарова становится по-настоящему драматическим, живым и ярким.

3. Первоначальная самоуверенность героя исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой (дуэль с Павлом Петровичем и их последующее «примирение» – кульминация).

4. В конце романа автор проводит героя через испытание смертью. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично».

«Двойники» Базарова.

Виктор Ситников Авдотья Никитишна Кукшина
- герой повторяет мысли Базарова, называя себя его «старинным знакомым» и «учеником»; - в эпилоге герой «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает “дело” Базарова. (…) Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком… и литератором». - причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т.п. Развязна, вульгарна, глупа. - в эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы».

Таким образом, «двойники» являются пародиями на Базарова, раскрывая слабые стороны его максималистского мировоззрения.

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Для Базарова же нигилизм – осознанно выбранная позиция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.005 с.)