Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сюжет и проблематика романа «Отцы и дети»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Действие романа начинается весной 1859 года – т.е. роман, вышедший в 1862 году, по сути, отражал актуальную современность. В романе 28 глав, 1-ая глава – своего рода экспозиция (описание жизненной истории Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия). Роман заканчивается (28 глава – «Эпилог») описанием героев и событий их жизни через 6 месяцев после смерти главного героя – Евгения Базарова. Финальный образ – могила Базарова на фоне вечной природы, фигуры стариков-родителей рядом – имеет глубокий философский (экзистенциальный) и трагический смыслы. Завязка сюжета: приезд молодых героев – студентов Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова – на родину, в провинцию. Т.е. движение обратно тому, что мы видим в большинстве романов русской литературы (вспомним романы И.А. Гончарова, где герои едут из провинции в СПб). Суть подобного движения: герои Тургенева уже прошли в столице проверку на состоятельность – Петербург их не сломал, они состоялись в выбранном деле и приехали на родину как триумфаторы. Место действия – фактически, в романе их 4: 1. село Марьино (усадьба Кирсановых) 2. губернский город 3. село Никольское (усадьба Анны Сергеевны Одинцовой) 4. домик родителей Евгения Базарова(тоже своего рода усадьба). Таким образом, в центре романа – дворянская усадьба как центр русской дворянской культуры. Главные герои романа: - «отцы» (старшее поколение) – Павел Петрович Кирсанов и Николай Петрович Кирсанов, а также родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна); - «дети» (младшее поколение) – Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, а также «двойники» Базарова – Авдотья Кукшина и Виктор Ситников. В основеразвития сюжета лежит принцип антитезы – конфликта «старших» и «младших». Этого внешний конфликт романа. I. Суть внешнего конфликта: - это традиционный – вечный – конфликт двух поколений («старших» и «младших»); - конфликт двух традиций, двух типов мировоззрения – главный в этом романе. Наиболее ярко он проявился в подлинно трагическом столкновении Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сравним этих героев:
II. Второй конфликт романа – внутренний, связанный с образом главного героя Евгения Базарова.
Суть внутреннего конфликта: борьба между мировоззрением Базарова (см. выше) и чувствами, непримиримость его теории на практике. Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil – ничто). Подобный комплекс убеждений героя – не художественное преувеличение: в его образе отражены характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг: - отрицание современного общественного уклада; - отрицание любых авторитетов; - отрицание принципов, принятых на веру; - отрицание искусства и красоты; - отрицание любых чувств, в т.ч. и любви – они объясняют ее физиологически. Многие высказывания Базарова стали афоризмами: 1. «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…». 2. «Мы ломаем, потому что мы сила». 3. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». 4. «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки». 5. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Динамика образа Базарова 1. Начало романа – самоуверенность героя доминирует. В споре с Павлом Петровичем он явно побеждает. Однако постепенно «живая жизнь» вносит свои коррективы. 2. Автор проводит героя через испытание любовью к Анне Сергеевне Одинцовой – и герой «проигрывает», но по сути – выигрывает в глазах и автора, и читателей: образ страдающего Базарова становится по-настоящему драматическим, живым и ярким. 3. Первоначальная самоуверенность героя исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой (дуэль с Павлом Петровичем и их последующее «примирение» – кульминация). 4. В конце романа автор проводит героя через испытание смертью. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». «Двойники» Базарова.
Таким образом, «двойники» являются пародиями на Базарова, раскрывая слабые стороны его максималистского мировоззрения. Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Для Базарова же нигилизм – осознанно выбранная позиция.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.36 (0.006 с.) |