Элементы улиц и городских дорог. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы улиц и городских дорог.



Содержание.

Лекция 1. Сеть улиц и городских дорог.

Лекция 2. Элементы улиц и городских дорог.

Лекция 3. Типовые поперечные профили дорог и улиц.

Лекция 4. Отвод поверхностных вод в городах.

Лекция 5. Размещение инженерных сетей под улицами.

Лекция 6. Площади, перекрестки, пересечения городских улиц и дорог.

Лекция 7. Конструкции и типы дорожной одежды.

Лекция 8. Содержание и ремонт городских дорог.

Лекция 1.

Сеть городских дорог.

1.1 Назначение городских дорог.

Совокупность улиц, городских дорог, перекрестков и площадей образуют дорожную сеть города.

Улицей называют полосу территории города или населенного пункта, расположенную между застройкой или участками иного пользования и назначения.

Границами улицы служат “красные линии”, вдоль которых возводятся жилые, административные, торговые здания, размещаются парки, скверы, стадионы, сооружения и устройства иного назначения.

Общая ширина улицы определяется расстоянием между красными линиями.

В ее пределах размещают проезжую часть, тротуары и пешеходные дорожки, зеленые насаждения, полосы и островки, разделяющие движение по направлениям, полотно для рельсового транспорта, опоры для воздушных проводов различного назначения и для установки светильников, технические средства регулирования движения и другие элементы благоустройства.

На улицах аккумулируются поверхностные воды, выпадающие на территорию города в виде дождя и образующиеся при таянии снега, которые по открытым лоткам или подземной сети водостоков отводят в реки и другие водоемы.

Под поверхностью улиц размещают подземные инженерно-технические сети, тоннели, общие коллекторы для подземных сетей и другие сравнительно сложные сооружения.

В границах улицы размещают на перекрестках при пересечении улиц в разных уровнях инженерные сооружения - путепроводы, тоннели, эстакады, подходы к ним, пандусы, переходы. Таким образом, улица современного города является сложным комплексом городских подземных и наземных сооружений

Значительную часть сети в городе составляют городские дороги. Они предназначены для связи отдаленных районов города между собой, с сетью загородных дорог, для проезда транзитного транспорта в объезд жилых кварталов.

1.2 Основные схемы сети улиц.

Сеть улиц является определяющим элементом планировочной структуры города.

Уличная сеть города многообразна, что определяется не только размером и характером движения, но и размером города и характером его застройки.

Различают основные по транспортному значению схемы построения уличных сетей:

а) – прямоугольную;

б) – прямоугольно-диагональную;

в) – радиально-кольцевую;

г) – смешанную.


 

а) б) в)

г)

 
Удобные (но недостаток – удлинение пути между пунктами, находящимися на диагональных направлениях). K=1.27 –1.41 Значительное сокращение расстояния между центром и периферией. k=1.27

Коэффициент не прямолинейности min k=1.08 – 1.1

K= различное.

           

Рис.1.1 Упрощенные схемы сетей магистральных улиц.

Коэффициент не прямолинейности – отношение расстояния между рассматриваемыми пунктами, к длине прямой соединяющей эти пункты.

K=(a+b)/c

При оценке качества схемы уличной сети руководствуются такими показателями:

- отношение (площадь застройки)/(площадь улиц, перекрестков, площадей) равна

2.5…3: 1 (Старые города)

6…8: 1 (Новые города)

- плотность уличной сети города – (общая протяженность улиц, км)/(площадь территории города, км2)

Таблица 1

Численность населения города, тыс. чел. До 50 100 250 500 1000
Плотность сети магистралей 1.5 1.6-1.7 2-2.5 2.8-3 3.2-3.5

 

При такой плотности на магистралях неизбежны пересечения, которые предусмотрены через 1.3 – 0.6 км. Чем больше пересечений (т.е., чем выше плотность магистральной сети) тем легче происходит распределение транспорта и его меньшая нагрузка на 1 км. Однако это приводит к снижению скорости перемещения транспорта для пропуска поперечного потока. Поэтому повышение скорости достигается устройством пересечений в двух уровнях.

1.3 Классификация улиц и городских дорог.

Она зависит от многих факторов – планировки застройки, инженерного и санитарно-технического оборудования, благоустройства и размеров (численности) городов.

Улицы и дороги населенных мест по назначению и транспортно-эксплуатационной характеристике движения разделяют на следующие категории.

 

 

Наименование улиц и дорог Основные назначения улиц и дорог
1 Скоростные дороги Скоростная транспортная связь удаленных районов города с развязкой в разных уровнях для обеспечения непрерывного движения транспорта.
2 Магистральные улицы общегородского значения Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города со скоростными дорогами с развязкой движения в одном или нескольких уровнях.
3 Магистральные улицы районного значения Местная транспортная связь в пределах промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами.
4 Улицы и дороги местного движения:  
5 - жилые Транспортная и пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами;
6 - промышленных и складских районов Транспортная и пешеходная связь отдельных промпредприятий и складов с магистральными улицами.
7 Проезды Транспортная связь внутри микрорайонов с улицами местного движения, подъезды к отдельным объектам.
8 Пешеходные дороги Пешеходная связь в микрорайонах к местам приложения труда, объектам культуры, торговли, к общественному транспорту. Прогулочные аллеи.

Лекция 2

Лекция 3

Таблица 3.1

Лекция 4

Лекция 5

Лекция 6

Таблица 6.2

Город Название площади Длина х ширина, м Площадь, га
Москва Красная площадь 110х335 3.7
Санкт-Петербург Площадь зимнего дворца 300х150 4.5
Киев Площадь Богдана Хмельницкого 130х150 1.95
Ростов на Дону Площадь Горького 150х270 4.0

Транспортные площади создают на пересечении магистральных улиц. Их формы разнообразны, однако условиям автомобильного движения отвечает круглая или овальная форма. При организации кругового движения, посередине площади устраивают «островок», где обычно размещается какой-либо монумент. Минимальный радиус – 20м., обеспечивает скорость движения 20 км/час. Диаметр «островка» может быть определен по формуле:

  d=nl/ p, где d – диаметр островка, n – число выходящих на площадь улиц; l – длина пути, необходимая для вписывания автомобилей в кольцевое движение – l» 30м.

Для водоотведения воды с поверхности площадей их проектируют в виде двух плоскостей с гребнями по оси для прямоугольных по очертанию площадей, либо с шатровой поверхностью – круглых в плане. При этом максимально допустимый уклон не должен превышать 15 ‰.

Рис. 6.1. Схемы вертикальной планировки площадей:

а) с осью по гребню;

б) с шатровой поверхностью.

Перекрестки. Их размеры определяются шириной входящих улиц и их пропускной способностью.

Из разнообразия планировочных схем пересечения улиц, можно выделить следующие основные типы перекрестков:

Перекрестки по условиям организации движения можно разделить на две основные группы:

- нерегулируемые – в случае малой интенсивности движения, когда интервалы между автомобилями позволяют безопасно пересечь направление пешеходам или транспорту; как правило, это жилые улицы местного движения;

- регулируемые (светофорами или милицией) – в случае высокой интенсивности движения транспорта.

Светофоры на перекрестках подвешивают на тросах или устанавливают на колонах.

При проектировании перекрестков важное значение имеет направление поворотов: влево или вправо. На подходе к перекрестку осуществляется перестроение транспортных средств по направлениям движения: перед поворотом направо водитель обязан занять кране правое положение, а перед поворотом налево и для движения в обратном направлении – крайне левое. Это перестроение должно быть закончено за 20 м до перекрестка (см. рис. 6.3.).

Перекрестки и транспортные узлы образуются при пересечении или примыкании двух или более направлений и обеспечивают пропуск или перераспределение потоков по направлениям. На пересечениях и узлах могут осуществляться следующие маневры: ответвление вправо, слияние справа, пересечение, ответвление влево, слияние слева, перестроение (см. рис. 6.4.).

 

а) – прямоугольный; б) – Х- образный; в) – Т -образный; г) – У -образный.

 

Рис. 6.3. Перестроение транспортных средств перед перекрестком.

 

 

Рис. 6.4. Схемы маневров транспорта на перекрестках; а) ответвление вправо, б) слияние справа, в) пересечение, г) ответвление влево, д) слияние слева, е) перестроение.

Наибольшую опасность представляет поворот налево и слияние слева, а также пересечения.

При большой интенсивности левоповоротного движения иногда прибегают к замене левых поворотов на перекрестке правыми вокруг прилегающих кварталов (см. рис.6.5.).

Рис. 6.5. Схема направлений левоповоротного движения вокруг кварталов.

На перекрестках, где движение не регулируется, оправданным является кольцевое движение, при котором транспорт с улиц безостановочно, плавно вливается в поток движущихся по кольцу автомобилей и также плавно, без остановок выходит за пределы кольца на нужное направление, осуществляя прямое пересечение, правый и левый повороты (см. рис.6.6.)

Рис. 6.6. Схема кольцевого движения на перекрестке

1.  -I-I-I-I- - красные линии;

2.   Ü Ü - направление движения;

3.    - - - -   - пешеходные переходы;

4.   ¯ - место установки светильников.

 

Пересечения в разных уровнях выполняются с целью увеличения пропускной способности транспортных узлов, повышения скорости и безопасности движения, ликвидации или значительного уменьшения задержки транспорта на перекрестках и площадях, сокращения излишних народно-хозяйственных расходов, вызванных задержками и снижением скорости движения транспорта.

В зависимости от начертания в плане пересечения в разных уровнях могут быть следующих наиболее характерных типов: кольцевые, клеверные, ромбовидные и комбинированные.

Рис. 6.7. Планировка площади в разных уровнях с кольцевым движением транспорта с тоннелем под площадью.

А) Б)

Рис. 6.8. Клеверообразные пересечения

а) – первого класса – полный клевер;

б) – второго класса – неполный клевер с регулированием движения на пересекаемом направлении.

 

Рис. 6.9. Ромбовидные пересечения

а) – в двух уровнях с саморегулируемым движением по второстепенному и поворотным направлениям;

б) – в одном уровне с саморегулируемым движением.

Рис. 6.10. Комбинированные пересечения в разных уровнях

Перед пересечением должны быть установлены указательные знаки, показывающие направление движения на пересечении. Их ставят еще до места поворота, чтобы водители могли ориентироваться на пересечении и делать правильный поворот.

 

 

Лекция 7

Лекция 8

Содержание и ремонт городских дорог

1. Приемка городских дорог в эксплуатацию.

По окончании строительства дорожные объекты передают эксплуатационным органам, находящихся в ведении городской администрации.

При сдаче дороги в эксплуатацию строительная организация должна представить в законченном и оформленном виде проектную документацию и исполнительные чертежи, характеризующие размеры и конструкцию построенных сооружений, качество произведенных работ.

Окончательную приемку проезжей части улиц и тротуаров в эксплуатацию производят или сразу после завершения строительства, или же по истечению 8-10 месяцев со дня окончания работ. За этот период в процессе самой эксплуатации выявляется качество проведенных работ и состояние дорожных сооружений под воздействием нагрузок. Только после приемки работ объект считается находящимся в ведении (на балансе) органов эксплуатационного надзора.

Для приемки и передачи объектов в эксплуатацию назначается специальная комиссия, в состав которой обязательно входят представители служб эксплуатации, которые проводят соответствие сооружения утвержденному проекту и материалам исполнительных чертежей, составленным в результате геодезической съемки построенного объекта; выявляют отступления от утвержденного проекта и качества применяемых основных строительных материалов. При приемке дорожных покрытий устанавливают соответствие продольного и поперечного профилей проектным данным.

Поверхность покрытия из всех видов материалов считается ровной, если при прикладывании 3-х метровой рейки вдоль оси дороги зазоры между рейкой и поверхностью не превышают 5 мм, уклоны поперечного профиля не должны отличаться от проектного на величину ±2%о.

При приемке проверяется расположение в плане люков и дождеприемников, а также прочность сопряжения с ними покрытия; при приемке асфальтобетонных покрытий проверяют состояние поверхностей (она должна быть ровной, без раковин), качество асфальтобетона определяют в лабораторных условиях по вырубленным образцам размером 20х40 см, в местах, указанной приемной комиссией; отклонение толщины покрытия от проектного не должно превышать 10%о.

Приемку покрытий тротуаров производят в зависимости от их конструкций, согласно указаниям для аналогичных покрытий проезжей части.

При приемке водостоков устанавливают соответствие проектным данным внутреннего диаметра коллектора, уклона лотка и качества заделки швов, отсутствие признаков повреждений и дефектов, особенно трещин продольных и выкрашивания, отсутствие взаимных смещений стыков отдельных труб.

2. о сновы организации городской дорожно-эксплуатационной службы.

Дорожное хозяйство и связанные с ним инженерные сооружения сосредоточены на компактной территории и не носят линейного характера (как это имеет место на загородных дорогах), что облегчает организацию обслуживания этой отрасли городского хозяйства.

Эксплуатация дорожно-мостового хозяйства обычно включает содержание: проезжей части улиц, площадей, тротуаров и дорожек; водосточной сети, мостов, труб, подпорных стенок, набережных и других инженерных сооружений; общих коллекторов подземных сетей, тоннелей, эстакад и других сооружений, обеспечивающих пересечение транспорта в разных уровнях, пешеходных переходов.

В состав эксплуатационной службы дорожно-мостового хозяйства входит очистка улиц в летнее и зимнее время. Структура службы эксплуатации дорожно-мостового хозяйства находится в прямой зависимости от площади дорог и типа покрытий, протяженности водосточной сети, количество мостов и других инженерных сооружений.

В зависимости от объема объектов иногда создаются отдельные дорожные, мостовые и водосточные эксплуатационные участки.

3. содержание городских дорог.

Поддержание проезжей части улиц в состоянии, обеспечивающем бесперебойное движение транспорта, достигается путем своевременного необходимого ремонта и регулярного ухода за ней в течение года.

Летом всю поверхность улицы необходимо регулярно, не мене 2-х раз в сутки тщательно подметать, промывать и поливать. Это связано с тем, что при интенсивном движении возрастает количество пыли в воздухе. Применяют следующие основные способы борьбы с пылью:

- подметание улиц после смачивания их поверхности;

- поливка покрытий и тротуаров;

- мойка покрытий и тротуаров специальными машинами водой, находящейся под давлением.

В простейшем случае проезжие части улиц и тротуаров поливают водой из гибких шлангов, присоединенных к разводящей сети, питающейся от городского водопровода. Расход воды при поливке улиц составляет 0.15 – 0.25 л/м2, при мойке – 0.8…1.2 л/ м2. Мойку производят только усовершенствованных покрытий.

Борьбу с возникновением пыли при движении транспорта можно вести гигроскопическими материалами, связывающими частицы пыли и препятствующими их поднятию в воздух.

Механизированная уборка улиц осуществляется с помощью подметально-уборочной и поливочной техники.

Подметально-уборочные машины предназначены для подметания улиц, сбора и уборки мусора. Среда них различают машины, увлажняющие покрытие при сметании мусора и машины сухого действия, сметающие мусор к лоткам проезжей части или со сбором его в бункера. Основные рабочие органы подметально-уборочных машин представляют собой щетки: цилиндрические на горизонтальной оси и круглые (лотковые) на вертикальной оси.

Поливочно-моечные машины предназначены для поливки и мойки улиц, но они с успехом могут быть использованы для распыления обеспыливающих растворов, подметания сухого мусора, а в зимнее время при соответствующем переоборудовании – для сметания и сгребания снега. Основные рабочие органы поливочно-моечных машин – системы для воды, система трубопроводов, насосы, поливочные распылители, моечные насадки. Эти машины применяют также для поливки зеленых насаждений.

В зимнее время с проезжей части и тротуаров снег убирают при помощи автощеток. Для одновременной очистки и погрузки снега используют специальный снегоочиститель с элеватором- подъемником, посредством которого снег сбрасывается в транспортные средства для удаления от места очистки. Во время гололедицы лед скалывают, а проезжую часть улиц и тротуаров посыпают песком.

Технология зимней уборки предусматривает следующее:

- во время снегопадов сметание и сгребание снега на сторону с проезжей части улиц и площадей, обваловывание его, посыпку проезжей части улиц в местах, где остался утопленный ездою снег, удаление снега;

- во время гололедицы – сплошную посыпку песком полос движения транспорта на улицах и дорогах; для сгребания и окучивания снега в валы предназначены снегоочистительные машины. При сплаве снега по водосточной и канализационной сетям эти машины используются для сброса снега в приемные колодцы.

Снегоочистительные машины подразделяют на плужные, оборудованные плугами (отвалами), и совковые, оборудованные совками. Плуги и совки монтируют на грузовых автомобилях, поливочно-моечных машинах, тракторах-тягачах. Иногда на автомобилях монтируют подметальные щетки, с помощью которых сметают снег, оставшийся после уборки плугом.

Производительность снегоочистительных машин зависит от расстояния перемещения снега и толщины снегового покрова. Снеговые плуги на автомобилях сгребают и окучивают снег при высоте вала до 0.6 м, плуги на тракторах – до 1 м, совки – до 1.2 м. Расстояние передвижки снега может достигать 300 м.

Роторные снегоочистители и снегоразгрузчики используют для отбрасывания снега на расстояние до 25 м.

 

Гололедица чаще всего возникает при колебаниях температуры воздуха от –3 до +3ос при этом коэффициент сцепления уменьшается до 0.1…0.15.

Для борьбы с гололедицей обледеневшие покрытия поливают соленой водой или распыляют по ним гигроскопические соли – хлористый кальций и хлористый натрий. Для увеличения сцепления по проезжей части улиц рассыпают песок. Растворы хлоридов применяют не только для расплавления льда на поверхности тротуаров и проезжих частей, но и для удаления льда и снежной корки, а также для более надежного закрепления инертных материалов, рассыпаемых по поверхности покрытий во время гололедицы. Для россыпи, кроме песка, применяют гарь, иногда золу. Наилучший эффект дает использование мелких высевок, получаемых дроблением прочных каменных материалов.

Применение даже концентрированных растворов соли не оказывает разрушающего воздействия на покрытие, но попадая на металлические части автомобилей, растворы гигроскопических солей способствуют их коррозии. Для приготовления рассола обычно берут 0.3 кг хлористого кальция на 1 л воды. Для песка и каменных высевок с содержанием влаги до 4% рекомендуется на 1 м3 добавлять 20 кг NaCl или CaCl2, а для шлако-зольных материалов – 30 кг хлористого натрия на 1 м3.

Пескоразбрызгиватели по конструкции делятся на: рюмочные, смонтированные на специальной оси (прицепляют к любому грузовому автомобилю); подвесные с механическим подвижным дном, производящим медленную подачу песка, стационарные дисковые с особым устройством для подачи песка.

Дорожно-эксплуатационные службы ответственны за разметку проезжей части. Полосы проезжей части улиц на перекрестках и площадях, предназначенные для пешеходных переходов, выделяют условными знаками, нанесение которых осуществляется окраской одежды или устройством цветных плиток из термопласта.

Поверхность асфальтобетонных покрытий целесообразно окрашивать при помощи механизмов только в сухую погоду при температуре воздуха не менее +15оС. большой интерес представляет применение стеклянных шариков диаметром от 0.2 до 0.75 мм. Стеклянные шарики, рассыпанные по свежевыкрашенной поверхности асфальта и вкатанные в него, отражают лучи фар автомобилей, благодаря чему эта поверхность становится хорошо различимой в ночное время.

Иногда взамен окраски покрытий укладывают блоки или плитки из цветных бетонов. Особенно заметны водителям и пешеходам места, окрашенные под «зебру».

Для ориентировки водителя в движении устанавливают дорожные знаки, которые делятся на 4 группы:

- предупреждающие о том, что надо повысить внимание и постепенно снизить скорость до предела, обеспечивающего в случае необходимости остановку транспорта в зоне от знака до конца опасного участка;

- запрещающие полное или частичное движение отдельных видов транспорта, начиная от места их остановки и дальше по ходу движения;

- предписывающие знаки, которые разрешают движение только в определенных направлениях или только транспортных средств определенного вида;

- указательные, показывающие водителю, в каких направлениях разрешается движение.

- На сложных пересечениях улиц или дорог для водителей устанавливают плакаты со схемами движения на данном пересечении.

 

Содержание.

Лекция 1. Сеть улиц и городских дорог.

Лекция 2. Элементы улиц и городских дорог.

Лекция 3. Типовые поперечные профили дорог и улиц.

Лекция 4. Отвод поверхностных вод в городах.

Лекция 5. Размещение инженерных сетей под улицами.

Лекция 6. Площади, перекрестки, пересечения городских улиц и дорог.

Лекция 7. Конструкции и типы дорожной одежды.

Лекция 8. Содержание и ремонт городских дорог.

Лекция 1.

Сеть городских дорог.

1.1 Назначение городских дорог.

Совокупность улиц, городских дорог, перекрестков и площадей образуют дорожную сеть города.

Улицей называют полосу территории города или населенного пункта, расположенную между застройкой или участками иного пользования и назначения.

Границами улицы служат “красные линии”, вдоль которых возводятся жилые, административные, торговые здания, размещаются парки, скверы, стадионы, сооружения и устройства иного назначения.

Общая ширина улицы определяется расстоянием между красными линиями.

В ее пределах размещают проезжую часть, тротуары и пешеходные дорожки, зеленые насаждения, полосы и островки, разделяющие движение по направлениям, полотно для рельсового транспорта, опоры для воздушных проводов различного назначения и для установки светильников, технические средства регулирования движения и другие элементы благоустройства.

На улицах аккумулируются поверхностные воды, выпадающие на территорию города в виде дождя и образующиеся при таянии снега, которые по открытым лоткам или подземной сети водостоков отводят в реки и другие водоемы.

Под поверхностью улиц размещают подземные инженерно-технические сети, тоннели, общие коллекторы для подземных сетей и другие сравнительно сложные сооружения.

В границах улицы размещают на перекрестках при пересечении улиц в разных уровнях инженерные сооружения - путепроводы, тоннели, эстакады, подходы к ним, пандусы, переходы. Таким образом, улица современного города является сложным комплексом городских подземных и наземных сооружений

Значительную часть сети в городе составляют городские дороги. Они предназначены для связи отдаленных районов города между собой, с сетью загородных дорог, для проезда транзитного транспорта в объезд жилых кварталов.

1.2 Основные схемы сети улиц.

Сеть улиц является определяющим элементом планировочной структуры города.

Уличная сеть города многообразна, что определяется не только размером и характером движения, но и размером города и характером его застройки.

Различают основные по транспортному значению схемы построения уличных сетей:

а) – прямоугольную;

б) – прямоугольно-диагональную;

в) – радиально-кольцевую;

г) – смешанную.


 

а) б) в)

г)

 
Удобные (но недостаток – удлинение пути между пунктами, находящимися на диагональных направлениях). K=1.27 –1.41 Значительное сокращение расстояния между центром и периферией. k=1.27

Коэффициент не прямолинейности min k=1.08 – 1.1

K= различное.

           

Рис.1.1 Упрощенные схемы сетей магистральных улиц.

Коэффициент не прямолинейности – отношение расстояния между рассматриваемыми пунктами, к длине прямой соединяющей эти пункты.

K=(a+b)/c

При оценке качества схемы уличной сети руководствуются такими показателями:

- отношение (площадь застройки)/(площадь улиц, перекрестков, площадей) равна

2.5…3: 1 (Старые города)

6…8: 1 (Новые города)

- плотность уличной сети города – (общая протяженность улиц, км)/(площадь территории города, км2)

Таблица 1

Численность населения города, тыс. чел. До 50 100 250 500 1000
Плотность сети магистралей 1.5 1.6-1.7 2-2.5 2.8-3 3.2-3.5

 

При такой плотности на магистралях неизбежны пересечения, которые предусмотрены через 1.3 – 0.6 км. Чем больше пересечений (т.е., чем выше плотность магистральной сети) тем легче происходит распределение транспорта и его меньшая нагрузка на 1 км. Однако это приводит к снижению скорости перемещения транспорта для пропуска поперечного потока. Поэтому повышение скорости достигается устройством пересечений в двух уровнях.

1.3 Классификация улиц и городских дорог.

Она зависит от многих факторов – планировки застройки, инженерного и санитарно-технического оборудования, благоустройства и размеров (численности) городов.

Улицы и дороги населенных мест по назначению и транспортно-эксплуатационной характеристике движения разделяют на следующие категории.

 

 

Наименование улиц и дорог Основные назначения улиц и дорог
1 Скоростные дороги Скоростная транспортная связь удаленных районов города с развязкой в разных уровнях для обеспечения непрерывного движения транспорта.
2 Магистральные улицы общегородского значения Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города со скоростными дорогами с развязкой движения в одном или нескольких уровнях.
3 Магистральные улицы районного значения Местная транспортная связь в пределах промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами.
4 Улицы и дороги местного движения:  
5 - жилые Транспортная и пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами;
6 - промышленных и складских районов Транспортная и пешеходная связь отдельных промпредприятий и складов с магистральными улицами.
7 Проезды Транспортная связь внутри микрорайонов с улицами местного движения, подъезды к отдельным объектам.
8 Пешеходные дороги Пешеходная связь в микрорайонах к местам приложения труда, объектам культуры, торговли, к общественному транспорту. Прогулочные аллеи.

Лекция 2

Элементы улиц и городских дорог.

2.1. Основные элементы плана и продольного профиля улиц и дорог.

Наиболее рационально для движения транспорта и прокладки подземных сетей прямолинейное начертание улиц, т.к. это сокращает расстояние между двумя соединяемыми пунктами. Изменение направления улицы определяется внешним углом поворота между смежными участками. Для обеспечения плавного поворота транспорта прямолинейные отрезки улицы сопрягаются между собой прямолинейными участками, описанными по дуге окружности радиуса R=OA. Для этого от точки поворота В оси улицы по направлению смежных касательных участков откладывают длину тангенсов, определяемых из выражения Т=Rtg(a /2). В точках А и С восстанавливают перпендикуляры до пересечения в точке О, являющейся центром вписываемой дуги круга АДС. Длина кривой АДС=К= p R a /180o. Разность между длиной 2 тангенсов и кривой называется домером D. D=2T-K=R(2tg(a /2)- p a /180o).

Величина домера показывает, насколько сокращается движение по кривой в сравнении с движением по ломаной линии. Таким образом, ось улицы не рисуется, а вычерчивается по геометрическим элементам. Повороты сопрягаются в плане круговыми кривыми заданного радиуса R.

Радиусы кривых принимаются в зависимости от назначения улицы или дороги, расчетной скорости движения, характера рельефа и застройки.

 

Улица, дорога Расчетная скорость движения min радиус R, м мах продольный уклон, i,%
Скоростные 120 (легк.), 80 600 4
Магистральные общегородские 100/80 400 5
Магистральные районные 80/60 250 6
Местные (жилые) 60 125 8
Местные (промышленные) 60 125 7-8
Проезды 30 30 8

 

Условия движения транспорта на кривых участках дорог ухудшается за счет уменьшения устойчивости, т.к. возникает центробежная сила, действующая во внешнюю сторону и стремящаяся опрокинуть автомобиль и вызвать поперечное скольжение.

Величина центробежной силы С=mv2/R. Чем больше скорость движения, тем больше должен быть радиус дороги. Составляющая массы автомобиля Csina направлена к центру кривизны и является положительной. Поэтому при движении авто по кривой устраивают вираж.

Вираж – это устройство проезжей части на кривой с односкатным поперечным профилем и уклоном внутрь кривой. На подходах к круговой кривой устраивается плавный постепенный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному, называемому отгоном виража.

Вираж устраивают на всех дорогах кроме проездов. Поперечный уклон виража увеличивается по мере уменьшения радиуса кривой.

 

Радиус кривой в плане, м Уклон виража
От 2000 до 1000 20…30 %о; 2…3 %
1000 – 700 30…40; 3…4
700 – 650 40…50; 4…5
650 – 600 50…60; 5…6
менее 600 60; 6

 

На кривой малого радиуса автомобиль при движении занимает большую ширину полосы, чем на прямом участке, т.к. при повороте колеса автомобиля движутся каждое по своей траектории. Чтобы обеспечить движение автомобиля по выделенной полосе без заезда на соседнюю, ширину полосы увеличивают на величину тем большую, чем меньше радиус кривой.

При небольших скоростях автомобиля величину уширения полосы движения b определяют из выражения: b=l2/2R; где l – длина базы автомобиля, R – радиус кривой,м.

На кривых малых радиусов проезжие части улиц и дорог должны быть уширены на следующие величины:

 

Радиусы кривых, м 750…350 550…400 400…300 300…200 200…125
Величины уширения на каждую полосу движения, м 0.2 0.25 0.3 0.35 0.5

 

Тогда общую схему виража можно представить так:

 

Условия движения транспорта по улице или дороге зависит от зоны видимости, свободной от какой-либо застройки, деревьев и т.п.

З.в. определяется наименьшим расстоянием видимости проезжей части, изменяющимся от 75 до 175 м при тех же изменениях скорость от 60 до 120 км/ч. Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля должно быть в 2 раза больше.

Трасса дороги представляет собой линию в пространстве т.к. она имеет не только повороты на земной поверхности, но подъемы или спуски.

Проектная линия отдельных участков улицы характеризуется продольным уклоном i между двумя точками, т.е. отношением разности высот h между этими точками к горизонтальному расстоянию между ними. i=tg a =h/l1

Величина i выражается в %; тысячных %о или десятичных дробях. Величина в тысячных показывает насколько метров повышается или понижается трасса от улицы на протяжении 1000 м. Подъемы считаются положительными, а спуски – отрицательными уклонами.

При проектировании дорог, их продольного профиля в соседних участках образуются переломы с разными уклонами. Их частое чередование или близкое их расстояние между собой нарушают удобство движения транспорта.

Различают выпуклые и вогнутые переломы. Выпуклые ухудшают обзор дороги. Поэтому для удобства обзора и уменьшения толчков вводят вставки вертикальных кривых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.149 с.)